Использование различных техник как средство активизации познавательного интереса на уроках ИЗО
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

Маншилина Елена Анатольевна

Рассмотрение различных графических техник, предлагаемых ученикам общеобразовательной школы для повышения их интереса к предмету ИЗО и развития творческой активности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование различных техник как средство активизации познавательного интереса к изучению предмета ИЗО

 

Маншилина Е.А., учитель

изобразительного искусства

Изобразительное искусство - это прекрасный, удивительный и притягательный мир. Не всегда можно просто, сразу же войти в него. Мир этот - часть всей нашей жизни, но живет он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графического листа.

Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего учитель школы - профессионал, который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела - преподавания изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него - красоту и смысл жизни, реальности.

Далеко не последнее место (если не сказать одно из основных) в школьном преподавании курса изобразительного искусства отводится грамотному, толково составленному тематическому планированию, опирающемуся на требования Государственного стандарта общего образования в образовательном учреждении.

Федеральный компонент содержит два стандарта по изобразительному искусству: для начального общего образования и основного общего образования.

Каждый из стандартов включает: цели; обязательный минимум содержания основных образовательных программ; требования к уровню подготовки выпускников.

Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен здесь лишь тогда. Когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.

Человек, понимающий язык графики, живописи. Скульптуры. Гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.

Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.

Поэтому главной задачей учителя изобразительного искусства становиться задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, ни карандашей, ни самой хорошей бумаги. Учащийся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.

Целью данной работы является рассмотрении техник и материалов изобразительного искусства, применение которых, внутри программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ, разнообразит детское творчество, даст простор для самовыражения, внесет элемент индивидуального в уроках изобразительного искусства или занятия творческого кружка.

Проводя уроки изобразительного искусства я пришла к выводу, что:

  • ознакомление и последующее применение различных техник и материалов дает возможность получения индивидуальных работ детей внутри одной темы;
  • исчезает похожесть работ одна на другую;
  • нет стереотипности мышления;
  • не так сильно влияние учительского показа;
  • с применением различных техник и материалов сильнее проявляется детская фантазия и творчество.

     Б.М. Неменский указывает на 3 основные задачи искусства вообще и предмета изобразительного искусства в школе в частности. Это:

  1. Искусство, как культура отношения к миру. Эта группа вбирает в себя содержание искусства, выраженные через него нравственно-эстетические, эмоционально – ценностные критерии общества.
  2. Искусство как передача творческого опыта. Это развитие ассоциативного - образного мышления, способности связывать в своем  сознании далекие друг от друга явления, видеть общность, систему; способность рождать в своем сознании на основе восприятия жизни художественный образ и уметь его воспринимать в произведениях искусства.
  3. Искусство, как система образных языков и их основ. Эта система образных языков основывается на таких исходных элементах, как композиция, линия, цвет, объем, пространство.

          Кроме этого Б.М. Неменский выделяет 3 основных формы приобщения детей и юношества к искусству. Это:

  1. Общеобразовательный предмет – изобразительное искусство ( а так же музыка, литература). Через эту форму проходят  все дети;
  2. Детская художественная самодеятельность (кружки, студии)…Здесь занимаются желающие;
  3. Детские художественные школы. В таких школах учатся желающие и отобранные дети.

     Для каждой из этих форм одна из задач выходит на первый план. Таким образом для школы общеобразовательной, через которую проходят все дети главенствующей будет задача – искусство как культура отношения к миру. Задача более воспитательная, чем образовательная.

        Для художественной самодеятельности главной будет задача передачи творческого опыта.

        Для художественных школ – задача постижения системы образных языков искусства. Остальные задачи подчиняются главной.

Так как каждая отдельная тема урока рабочей программы четко увязана с темой четверти и года, с целями и задачами общего цикла обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства, то я предполагаю, что изучение различных техник и материалов на уроках ИЗО в начальных классах даст возможность в более старших классах выбирать техники исполнения заданной темы.

Так, предложенная всему классу тема может быть решена в разных техниках. Возможен и обратный  вариант  - ограничивается техника исполнения, предлагается один для всех материал исполнения, но учащиеся работают по «свободной» теме.

Этот прием обучения эффективен на стадии знакомства с новой техникой или материалом.

Рассмотренные в данной творческой работе техники материалы наиболее просты по применению и являются лишь небольшой частью многообразных средств выражения.

Творческая, ищущая личность учителя найдет свои. Новые техники и приемы, внесет в предложенное свою инициативу.

В каком направлении следует проводить работу после того, как удалось возбудить в учениках потребность к художественному выражению.

Безусловно, каждый учитель вправе руководствоваться в своей деятельности методами и приемами, которые он считает для себя наиболее подходящими. И все же без учета характерных особенностей конкретной работы с учениками невозможно выработать общие рекомендации, которые были бы приемлемы для всех, кто задается целью преподавать искусство.

Если одна из аксиом воспитательной работы заключается в бережном отношении к психологии подростка с учетом ее особенностей, то другая аксиома связана с пониманием того (если педагог не хочет, чтобы его усилия затрачивались впустую), что художественное выражение логически опирается на технику.

Техника тесно связана с потребностью художественного выражения. Чем сильнее удается возбудить и развить в ребенке такую потребность, тем большую помощь оказывают технические приемы и соответствующие материалы. Каковы же они?

         У меня в школе  апатичные, вялые ученики, которых можно заинтересовать с помощью отдельных приемов. Поначалу результат достигается как бы случайно, а затем действие повторяется сознательно и берется на вооружение (так и рождается тот или иной технический прием); нередко он оказывается настолько удачным, что позволяет побороть апатию и направить развитие того или иного ребенка в нужном направлении.

При работе над темой я  сделала наибольший упор на способность к восприятию самих учащихся. Я решила уделить внимание, например, такому специфическому вопросу, как «восприятие».

С раннего детства нам известно, что все вокруг нас окрашено в различные цвета. Мы уже не помним того детского восторга, когда впервые увидели красный цветок, и радости столь великого открытия. Мы забыли, как с помощью мамы научились говорить, что небо голубое. И, конечно, чувство удивления, охватившее нас в ту пору, еще не сопровождалось научно-познавательным интересом к тому или иному явлению.

Вообразите себе, насколько уныл был бы мир, окрашенный в одни только серые тона! Без цвета не было бы большей части психологических и эмоциональных проявлений человека, не могло бы развиваться его художественное творчество.

В природе самые красивые цвета, поражающие своим богатством и разнообразием, служат определенным целям. Мы выступаем как слабые подражатели природы.

Техника работы кистью «от пятна» по смоченному влажному листу бумаги. Краски «сплавляются» между собой, работа является одновременно и палитрой т.к. краски можно накладывать одна на другую – получаются смеси.

Для завершения такой работы можно использовать цветную линию по уже высохшему листу с пятнами. Это техника – «от пятна, по мокрому» может быть применена в решении самых разных тем – «Цветы. 3 основные цвета. Гуашь», «Добрый и злой мужской образ», «Контрастные состояния природы» и многих других. Интересно ее применение как в работе по изображению так и в работе по украшению.

        Основные требования при работе по сырому – не оставлять белых пятен, одновременно решать в цвете весь лист, рисунок цветной кистью выполняется после того, как лист закрыт цветными пятнами.

        Близкая к первой техника выполнения работы с красками – это живопись по мокрой жатой бумаге лист бумаги полностью смачивается водой и сминается в комок, хорошо промачивается водой. Сырой мятый лист бумаги раскладывается на столе, аккуратно распрямляется, так чтобы не было порывов бумаги. Пока бумага влажная, по ней рисуют красками, на заданную тему, «от пятна», широкой кистью. Там где у бумаги сгибы, краска дает более темные линии, что придает разнообразие, интересный эффект. Тематика работ в этой технике разнообразна.

        Разнообразность по сырому листу бумаги может внести прием процарапывания. Когда бумага влажная и на ней уже нанесены цветные пятна, контур-рисунок можно процарапывать, пользуясь лезвием, потом иглой, линейкой с острым ребром, тупой стороной кисточки и карандаша. Применение этой техники интересно почти во всех темах особенно в темах предполагающих изображение природы.

        В противоположность работы с красками по мокрому листу, интересно познакомить учащихся с техникой работы по сухому от контура,        где главное средство выразительности – цветная линия. Это принцип изображения для детей очень привычен, но интересно рассмотреть его с новой точки зрения – работа по украшению – цветной линии. Необходимо обратить внимание учащихся на выразительность линии угловатой, плавной, прямой и др. Темы: украшение кокошников, доспехов, костюмы, маски, посуда и.др.

        Еще одна техника работы с мокрым листом бумаги – печать со стекла. Живописное решение работы выполняется на стекле, с ограниченным применением воды почти сухой кистью с краской. Возможно подкладывание листа бумаги с рисунком под стекло или работа ведется без рисунка. После полного высыхания краски на стекле накладывается мокрый лист бумаги. Если необходимо  по замыслу нужны живописные пятна, то лист смачивается водой обильно и накладывается сразу, мокрым. Между листом бумаги и стеклом могут образоваться воздушные пузыри, которые можно выгладить ладонью но они могут стать интересным эффектом работы. От степени смоченности листа и

Времени «контакта» бумаги со стеклом зависит разнообразие и эффективность будущей работы. Можно снять бумагу сразу после наложения, а можно дать ей высохнуть на стекле.

Интересно применение темы при изображении сказок, сказочных персонажей, при изображении природы, моря, фантазии и другие темы возможен вариант доработки полученного отпечатка цветной линией.

         

          Техника «набрызг» (работа красками пульверизатором)

Этот прием весьма забавен и любопытен и может использоваться для совместной работы. С технической стороны он не представляет никаких трудностей; для этого нужна сильно разведенная краска, преимущественно темперная, которая разбрызгивается по бумаге или холсту с помощью резиновой спринцовки         или пульверизатора.

Для этих целей достаточно дать волю фантазии и отобрать несколько предметов, которые послужат вам трафаретной моделью, или вырезать фигуры из картона, листья, кружева, морские звезды и раковины, оставляющие отпечаток своей прихотливой формы на фоне разбрызганной

пульверизатором краски. Наложение новых слоев краски позволяет добиться эффекта глубины. Но при этом не забывайте, что более темные краски разбрызгиваются в последнюю очередь.

          Живопись шпателем

Это простая и современная техника живописи, позволяющая достаточно быстро добиться нужного результата и показать основные формы изображаемых предметов, поскольку с помощью шпателя невозможно воспроизвести мелкие детали.

Эта техника позволяет браться за работы более крупного формата. Для этого необходим твердый шпатель. С помощью которого можно написать фон или небо, если работать над пейзажем, или же создать плоскостную живописную композицию, не требующую разнообразия цветовой гаммы. Для этих целей вполне можно обойтись обычным шпателем, предназначенным для малярных работ.

При работе со шпателем желательно использовать твердую основу: картон, наклеенный на картон, фанеру, причем все поверхности должны предварительно быть загрунтованы.

Следите за тем, чтобы используемый цвет был однородным, без всяких примесей, иначе на картине появятся грязноватые прожилки. Темы «Пейзаж, картины состояния природы, настроения, изображение музыки.

          Монотипия

Этот способ графической печати заключается в следующем: на пластинку из стекла, металла или пластика, служащую печатной формой, наносится по определенной схеме масляная краска или типографская тушь. Затем на пластинку накладывается и прижимается к ней лист темной бумаги. Слой краски переходит на лист бумаги, и в результате получаются удивительные цветовые узоры, или можно варьировать этот способ, помещая больший слой краски между двумя пластинками; после сжатия и разъема пластинок на них образуются необычные своеобразные композиции. Все эти эффекты носят случайный характер, но во многом они зависят от вашего умения работать с красками и чувства цвета.

Предлагаем вам еще один способ монотипии, суть которого в следующем: на лист бумаги, наложенный на пластинку, слегка покрытую тушью, наносится рисунок, в результате чего тушь частично переходит с пластинки на бумагу. После снятия листа на той его стороне, которая соприкасалась с пластинкой, останется перевернутый слева направо рисунок, обогащенный оттенками.

          Монотипия (капли)

Техника живописно-графическая, близкая к абстрактному изображению - монотипия масляными красками. В ванночку с водой набрызгивается заранее разведенная разбавителем масляная краска, можно ограничиться одним цветом, интереснее два или три цвета.

Брызги надо быстро размешать кисточкой и сразу же наложить лист бумаги и тут же снять. Н а поверхности остаются разнообразные красочные следы и пятна. Такой абстрактный рисунок может служить фоном для работы по теме, но зачастую не доработанный, абстрактный рисунок сам по себе интересен.

         Витраж, витражный принцип изображения.

Изучение этой техники можно построить на выполнение эскиза витража. Учащимся необходимо объяснить, как стилизовать изображение, а так же принцип «закрепления» контура изображаемого к краям работы. Контур играет роль бордюра держащего цветные стекла. Интересно применение этой техники при работе в такой области изобразительной техники, как украшение. Эскизы панно, ковра, платка, украшение кокошников, доспехов, посуды, и др.темы

Родственной техникой витражной является мозаика. Уже имея навыки стилизации изображений учащиеся быстро освоят живопись мозаичными мазками. В качестве первой работы по изучению техники живописной мозаики может быть выполнение эскиза мозаичного панно. Последующее применение этой техники легко дать в работе по украшению.

Техника печати цветной нитью находиться на стыке живописи и графики. Катушечная хлопчатобумажная нить (или суровая шерстяная с ворсом, синтетическая и др.) опускается в краску или цветную тушь и выкладывается чистый лист бумаги. Выполняются различные движения нити, перетаскивание нити между листами бумаги. Таким образом, можно получить абстрактные изображения или пытаться получить задуманные контуры. Различные варианты – движения нити по смоченному листу. Применение разных по фактуре и сечению нитей, многоцветность и другое, вносят разнообразие в одну и ту же технику. Темы «Морозные узоры», «Настроение», «сказка». Возможна доработка полученных отпечатков.

Предлагаю вниманию еще одну технику – точнее упражнение карандашом рисуется спираль с радиальным разделением на части. Каждая клетка спирали заполняется цветом отличным от другой клетки. В этом упражнении интересно делать ограничение в цвете, дать для работы только две или три краски или одну краску с разбором по  тону. Это упражнение учит детей смешивать краски, получать порой неожиданные смеси, видеть тоновые отличия. Работы, полученные после выполнения упражнения могут служить цветовыми эскизами к рисованию на темы. Ограничивая цвет, мы невольно ограничиваем цветовую гамму и расширяем тоновую шкалу.

Можно давать задание графическое, подобное цветовой спирали. Это упражнение интересно время о времени повторять, чтобы бы ребята вновь удивлялись огромному разнообразию цветов и смесей в ограниченной гамме.

         Графика. Рисунок пером

Рисунок, выполненный пером и тушью на светлой бумаге, отличается большей графической выразительностью, чем карандашный рисунок. На фотографии вы видите различные типы перьев и заостренных предметов, которые могут применяться для создания выразительных графических решений тонкое перо, заостренная палочка, пятиконечное перо, бамбуковая палочка, плоское перо и т.д. Когда-то для этого применялись почти исключительно гусиные перья, которые по желанию художника заострялись самым различным способом. Теперь, наряду с обычными перьями, используется бамбуковая палочка, которая пришла к нам из Японии. Восточные художники сами подготавливают для себя этот нехитрый инструмент, получивший в конце прошлого века широкое распространение.

         Винтаж – лук

          Понятие «винтаж – лук» означает комбинацию из всяких псевдостарых материалов, как бы «новое из старого». Тут прекрасно подходят кружева и ленты, ткани, которые выглядят старинными, например бархат и шелк, или ткани с мотивами набивки из старинных текстов, нот и тому подобного. Особых эффектов можно добиться, используя бусины и пуговицы.

        С кружевами из синтетики справляется далеко не каждая краска. Краски для росписи по шелку, особенно хороши для фиксации горячим утюгом: пигменты краски связываются с поверхностью определенным адгезионным средством и держаться практически на любой текстильной основе.

        Можно краски наносить кистью. Два-три оттенка одного цвета дают вместе изысканные цвета. Краски наносить одну рядом с другой и частично также – одна на другую. При разведении водой получаются пастельные тона.

        Раскрашенную композицию материалов при желании дополнительно украсить бархатом, волоконной бумагой, тканями ручной росписи, бусинами и/или интересными декоративными нитками.

        Особенно увлекательно поиграть с необычными материалами, позволяющими собственными руками создавать интересную фактуру поверхности. Тюль, органза, кисея, марля, шифон в сочетании с рунной шерстью, лентами, шелковыми волокнами – это база для неожиданных и бесчисленных дизайнерских решений.

         Акварель

Акварель—это живопись светом. Свет в акварели создает оставшаяся незакрашенной белая поверхность бумаги, где образуются участки наибольшей освещенности. Техника может быть самой разнообразной: мелкие, почти сливающиеся мазки, широкие мазки, положенные рядом, наложение одного слоя краски на другой для получения тональных переходов. Чтобы рисунок удался, необходимо, чтобы акварель выглядела свежо, а краски сохранили свою чистоту и прозрачность, особенно при написании теней. Хотя это звучит парадоксально, но в акварели тени могут быть светоносными, так как в них отсутствует непрозрачность, которая делала бы их тяжелыми.

Сторонники нового направления — «членения» живописи на цветовые компоненты увидели в акварели новые выразительные возможности, В прошлом веке славу блестящих акварелистов обрели английские художники. Они особенно умело использовали акварель при написании с натуры туманных пейзажей, характерных для их страны, и тонко передавали изменчивость цвета и воздушной атмосферы  в разные часы дня.

Уложенные в небольшую коробочку, такие краски были легкими, а воду для их разведения можно было найти в любом местё. Все пейзажисты романтического направления и импрессионисты, вплоть до великого Поля Сезанна, охотно применяли технику акварели для работы с натуры.

В технике  акварели можно писать не только пейзажи, но и человека.

С помощью прозрачных водянистых красок можно добиваться таких выразительных тональных переходов, оттенков и цветовых эффектов, которые вряд ли возможны в какой – либо другой технике.

Интересно сочетание работы акварельными красками с восковыми мелками. По листу бумаги ведется живописная работа акварелью. Там где проведены линии  цветными мелками акварельная краска будет ложиться частично, крапинками, что будет придавать работе интересный эффект.

Темы «Подводный мир», «Бабочки». «Сказочные деревья» и др.

Техника «Оригами»

Оригами – это искусство складывания бумаги, зародившееся в Японии.

В оригами принято собирать модели из квадратного листа бумаги без ножниц и клея. Птицы, цветы. Коробочки и даже динозавры могут быть собраны из одного листка бумаги. Иногда фигурки собираются таким образом, чтобы некоторые их детали были подвижными, тогда они машут крыльями или открывают рты.

        Некоторые фигурки собираются из отдельных листков, соединяющихся между собой с помощью бумажных замочков. Из разных деталей обычно собирают кукол и различные объемные модели животных, машин. Самолетов.

        Складывание моделей из нескольких листиков бумаги применяется в модульном оригами, где различные шары, кусудамы, коробки, пирамиды, кубы и другие геометрические фигуры собираются из одинаковых модулей. А сами модули складываются из бумажных квадратиков одинаковых или разных цветов. Здесь оригами представляется нам занимательным бумажным конструктором.

        Складывание квадратов цветной бумаги в различные фигурки – очень популярное развлечение в Японии и других странах, в том числе и в России.

        Оригами не только веселое и интересное, но также и очень полезное занятие. Во время работы с бумагой происходит естественный массаж кончиков пальцев, что увеличивает их чувствительность. Пальцы становятся более  подвижными и ловкими. Занятие оригами способствует развитию пространственного воображения, внимания, сообразительности и смекалки. Развиваются аккуратность, терпение и, конечно же, творческий потенциал, ведь занимаясь оригами. Многие, как дети, так и взрослые, начинают придумывать свои оригинальные модели.

        Испытайте радость волшебного превращения простого квадратика бумаги в удивительную игрушку!

Учащиеся овладевают техникой, это способствует не только сохранению, но и развитию устойчивого интереса. Художественно – творческая активность школьников и Познавательный интерес к предмету ИЗО возрастает.

        Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно – творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и  путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценки результатов другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса на уроках географии

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.Игра являет...

«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»

обобщение педагогического опыта работы:«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»Содержание:I. Введение....

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...