Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Аладьина Алла Ивановна

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства».

        Аладьина Алла Ивановна

учитель изобразительного искусства

МОУ «Насоновская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

        

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».    В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, я пришла к его пониманию. Под компетенцией подразумевается результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,

последовательное включение в проектную деятельность системы элективных курсов учащихся (5-8кл.)

системный подход к реализации программы Б.М. Неменского, предусматривающей проектную деятельность учащихся;

творческое сопровождение проектной деятельности;

мониторинг формирования ключевых компетентностей.

В « Федеральном компоненте государственного стандарта» указывается на то, что важным компонентом современного урока является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, практически необходимых, социально значимых знаний. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте- люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Проектная деятельность в учебном процессе представлена в форме выставочных проектов, в форме исследовательских проектов для создания творческих презентаций. Практичность проектной деятельности выражается, на мой взгляд, в ее не формальном («для галочки») характере, в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям учащегося. Школьный предмет перестает быть абстрактным, а деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни. На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп 3-5 человек, выбирают проблему, над которой будут работать. Учитель заранее предлагает темы проектов, а также сообщает и инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Кроме краткосрочных проектов (постановка, проведение и обсуждение проекта, решения нестандартной задачи, погружения в историческую проблему и поиск выхода из нее), дети выбирают и долгосрочные – на несколько недель, полугодие проекты.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Цели и задачи учебного проекта:

• Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

• Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения.

• Развитие интереса к процессу познания на уроках изобразительного искусства.

Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др.

Практическая значимость метода, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

комплексный подход к разработке учебных проектов способствует развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;

гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся;

концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).         

В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 2 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

Преподавание предмета изобразительное искусство не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

В процессе работы над созданием учебного проекта учащиеся переживают конкретные ситуации преодоления трудностей, приобщаются к проникновению в глубь явлений, процессов, конструируют новые объекты.

Характерной особенностью проектной деятельности является наличие значимой социальной или личной проблемы для ученика, разрешение которой требует интегрированного знания, исследовательского поиска, определённых проективных умений.

Среди учебных проектов можно выделить следующие их типы: исследовательские, творческие, информационные, социально значимые.

Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию и требуют доказательства актуальности темы, определения проблемы, предмета и объекта исследования, обозначения задачи, методов, источников информации, выдвижения гипотез, обобщения результатов и их оформления, обозначения новых проблем.    

Творческие проекты, которые не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), однако оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

Информационные проекты предполагают сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, они схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью.

Социально значимые проекты с самого начала чётко обозначают результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей, такие проекты требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Стадии разработки проекта включают в себя: 1) организационно-подготовительную - проблематизация, разработка проектного задания (выбор); 2) стадию разработки проекта (планирование); 3) технологическую стадию – непосредственное исполнение проекта; 4) заключительную -оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия.

Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников являются: 1) владение способами познавательной деятельности; 2) умение использовать различные источники информации, методы исследования; 3) коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; 4) самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления проекта.

Цель, которую преследует учитель, преподающий уроки художественно-эстетического цикла, при формировании у учащихся проективных умений, - вызвать в каждом ученике веру в искусство как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям. Дети должны осознать наличие тесной взаимосвязи между материалом и целью, для которой он предназначен. И лишь тогда, когда они полностью поймут природу того или иного материала, им станет понятна его связь с формой. А чем шире и разнообразнее круг материалов, используемых учащимися  в работе, тем богаче приобретаемый ими опыт.  

Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно- прикладного искусства. Это лепка, бумажная пластика, папье-маше, вышивка, декоративная роспись, аппликация, мягкая игрушка, полуобъемные и объемные сувениры, батик - роспись по ткани, изготовление разных декоративных панно и т.д.

Например, занятия лепкой и скульптурой, организованные с учащимися, предоставляют в этом смысле хорошую возможность для овладения навыками работы с различным  материалом и инструментами, которыми пользуются и во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия  лепкой развивают чувство материала и пластичность формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда. Ведь разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, разные поделки выражают ту самую тоску рук по рукоделию и радость души от неё, которая издревле жила в народе и выражалась в разных ремеслах. Стимулом для дальнейшего творчества для них как раз и является конечный результат (удачная, радующая его  глаз и душу его собственная рукотворная вещь).

Учитель инициирует рождение и развитие проекта, вместе с учеником «проживает» его, помогает ученику осуществить самостоятельное исследование.

В 8 классе  все учащиеся могут выполнить один из проектов, связанный с историей изобразительного искусства. В начале 1 четверти на выбор учащимся даётся несколько тем. Затем вместе с детьми проводится анализ предстоящей деятельности: обсуждается,  какие должны быть разделы, как нужно оформить свою работу и т.п. В 1 и 2 четверти учащиеся  ищут материал и оформляют проекты, консультируются с учителем по возникающим вопросам. С наступлением 3 четверти начинается защита проектов в форме презентаций, зачастую с использованием мультимедийных технологий. По результатам работы каждый из детей получает несколько оценок: за само содержание проекта, его оформление и за качество защиты.

Работа над изготовлением проектов на уроках изобразительного искусства планируется и в более младших классах. В 5 классе при изучении темы «Декоративное искусство» ребята работали над проектами по теме «Синие цветы Гжели». Работа выполнялась в группах, каждая из которых представила классу слайды с репродукциями.

Создание любого проекта немыслимо без творчества, ведь творчество - это всегда принятие оригинального, нового, неповторимого решения, это всегда инициатива, которая сейчас очень важна, чтобы приносить пользу людям,  привлекать к активной деятельности, к созидательности. Именно проектная деятельность на уроках изобразительного искусства содействует развитию у детей творчества, способности выйти за пределы обыденного, найти истинное решение той или иной проблемы.  

Учителю необходимо помнить, что творческое начало заложено в каждом ребенке, важно только найти способы его раскрытия. Поэтому следует уделять одинаковое внимание всем детям, независимо от успешности выполняемой ими работы. Чрезмерные требования к качеству проектов учащимися, особенно младших классов, и резкая критика их работ могут погасить интерес, увлеченность новым делом. Учитель должен оказывать дозированную помощь каждому ученику, замечать каждый его успех или неудачу, поощрять и направлять работу, стимулировать интерес к творческой проектной деятельности, а вера в успех детей принесёт реальные плоды.

Одним из принципов развития творческих данных ребенка является объяснение и практический показ приемов работы. Без этого нельзя ожидать от детей хороших результатов. Однако, наряду с обучением учащихся различным техническим приемам, нужно знакомить их и с известными произведениями искусства, а если их нет, то демонстрировать образцы, созданные самим учителем, если даже они выполнены не на таком высоком  художественно-профессиональном уровне, как у известных мастеров. Таким образом, учащиеся получают возможность сравнивать свои работы с произведениями тех, для кого искусство является призванием, а это в свою очередь, учит их относиться к искусству особо, не как к обычному обязательному предмету школьной программы.

Изучая виды искусства в ходе проектной деятельности, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Их художественная продукция - проектные работы - довольно часто находят свое реальное практическое применение в оформлении помещений классов и школьных рекреаций, таким образом приобретая живой общественный смысл, становясь трудом на благо других.

Литература

1.    Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

2.    Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.    Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

4.     Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

5.    СелевкоГ.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с.

6.    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

7.    Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Статья Формирование ключевых компетенцийчерез проектную деятельность учащихся на уроках географии...

Представление опыта работы МБОУ ООШ №5 «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю ос...

«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся»

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю ос...