Цикл НОД "Художник и цирк" для детей старшего возраста
план-конспект занятия (изобразительное искусство) по теме

Головкова Наталья Борисовна

Цикл НОД - интегрированный курс, позволяющий детям познакомиться по-ближе с цирковым искусством, ролью художника в цирке, выплеснуть свои эмоции в творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья

специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад  IV вида № 218

426006 г.Ижевск, ул. Клубная, 31а, тел./факс: 71- 45- 21

____________________________________________________________________

МКС(К)ОУ № 218

Непосредственно образовательная деятельность

«Художник и цирк» (цикл занятий)

для детей старшей группы

   

                                                   Воспитатель изобразительной деятельности:

                                                                          Головкова Наталья Борисовна.

Ижевск, 2012г.


Цели цикла

 Коррекционно - обучающие:

  1. Развитие познавательного интереса к культурно-развлекательным мероприятиям, в частности к цирковому искусству, расширение кругозора детей;
  2. Обогащение и расширение чувственного опыта отражений предметов и явлений реальной действительности, активизация зрительного восприятия, концентрация внимания на отдельных предметах целостной картины мира через знакомство с цирковыми профессиями: акробат, джигит, жонглёр, иллюзионист, канатоходец, клоун, гимнаст, дрессировщик и др., устройством здания цирка, арены и т.д. Знакомство с необходимым для выступлений  артистов на арене реквизитом. Предоставление  возможности почувствовать значимость каждой профессии в цирке;
  3. Знакомство и ролью художника в создании циркового представления (художник-архитектор, художник-дизайнер, художник по костюмам, художник-гриммёр);
  4. Зрительное восприятие предметов с концентрацией внимания на отдельных деталях. Развитие памяти, мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости;
  5. Развитие целенаправленных действий по отражению окружающего.
  6. Развитие осмысленного восприятия окружающего:

 -  формирование операций гнозиса (узнавания), а именно зрительного восприятия разнообразно оформленных предметов;

 -  формирование системы обследовательских действий, обеспечивающих возникновение адекватного образа предмета в условиях самостоятельного познания и действования в окружающем мире;

-   расширение круга представлений о предметах, недоступных или трудных для дистантного восприятия;

-   активизация оперирования представлениями.

  1. Развитие творческой самостоятельности детей в создании художественного образа, развитие  умений подбирать выразительные средства (материал) для воплощения творческого замысла;
  2. Совершенствование умений изображать на тему: «человек в движении», «здание цирка», «загримируй клоуна», «костюм фокусника», «животные – цирковые артисты»  и др.;
  3. Совершенствование практических умений и навыков работы с художественными материалами (бумага, клей, ножницы, восковые мелки, восковая пастель, гуашь, смешанная техника);
  4.  Укрепление межпредметных связей:

- обогащение и активизация словаря (антракт, реприза, реквизит, оркестр, арена, манеж, аттракцион, канат, парад-алле, эквилибрист, акробат, джигит, жонглёр, иллюзионист, канатоходец, клоун, гимнаст, дрессировщик, реквизит и др.). Развитие речи;

- ознакомление с цирковой музыкой;

- развитие умения передавать различные эмоции с помощью мимики, жестов.  

Коррекционно-развивающие:

  1. Обогащение чувственно-эмоциональных впечатлений о предметах, явлениях, событиях окружающей действительности;
  2. Развитие и закрепление связи между чувственным отражением (впечатлением) и их словесным обозначением.
  3. Активизация зрительной, поисковой деятельности на словесное обозначение на основе имеющегося чувственного опыта;
  4. Расширение опознания предметов по внешнему облику (цвет, форма, величина);
  5. Совершенствование «чувства линии» при отражении общего контура объекта восприятия;
  6.  Повышение зрительной различительной способности и тонкой дифференцировке при  отражении свойств и отличительных признаков предметов, воспринимаемых в разных условиях;
  7. Развитие и совершенствование прослеживающей функции глаза с фиксацией и удерживанием взора на контуре объекта ( с постепенной тонкой детализацией и дифференцировкой) и удерживанием взора на деталях и частях объекта;
  8. Развитие интеллекта (мышления (памяти, представлений), воображения, речи);
  9. Развитие психомоторных психических образований (общей моторики, речи, понятия схемы человека, зрительно-моторных координаций);
  10.  Формирование компенсаторной роли мыслительных операций в процессе чувственного познания (вспомни, сравни, выдели);
  11.  Учить детей моделированию: умению создавать из деталей  и частей разных предметов новый предмет реальности;

развитию образов воображения.

  1.  Способствовать  развитию творческих способностей, воображения, творческого мышления;
  2.  Развитие коммуникативных психических образований – речи, мимики, «языка движений»;
  3.  Развитие самосознания, саморегуляции поведения в социуме.

Воспитательные:

  1. Привлечение внимания детей к цирковому искусству;
  2. Привлечение внимания к профессиям цирка, в т.ч. связанным с понятием «художник»;
  3. Воспитание уважения к труду «цирковых» и дать прочувствовать значимость каждой профессии в общем, большом деле – ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ;
  4.  Воспитание чувства гордости за свой город, цирк;
  5. Приобщение к элементарным общепринятым нормам  поведения в    общественных местах (на экскурсии), правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Приёмы коррекционно-педагогической работы:

   - Совместное с ребёнком созерцание  с последующим наблюдением реальной действительности с актуализацией эмоционального сопереживания явлениям действительности (удивление, радость, любование, сопереживание);

   - Расширение знаний об окружающем мире, предметах, явлениях  (общие сведения о предметах, интересные факты, сведения о месте этого явления в жизни человека, сведения о роли человека  и отношения человека к данному объекту);

   - Актуализация осязательно-зрительного, слухо-обонятельно-зрительного, двигательно-зрительного способов отражения предметов и явлений;

    - Использование дидактических игр типа «Найди отличия и др.»…;

    - Расширение о предметах и явлениях окружающего мира;

   - Сообщение сведений о предметах и явлениях, образное описание внешнего облика предмета с привлечением имеющегося чувственного опыта детей;

   - Расширение видов детской деятельности, обеспечивающих востребованность представлений;

   - Воспроизведение образов памяти в изобразительной деятельности, аппликации, лепке для успешного оперирования представлениями;

  - Составление и разгадывание загадок;

   - Задания на сравнения (зрительный анализ, проговаривание)

Материалы и оборудование

Магнитная доска, ковролиновая доска, интерактивная доска, экран с мультимедийным оборудованием, дидактические пособия  и игры для индивидуальной и фронтальной работы.

Бумага разных форматов, цветов, картон, фломастеры, масляная пастель, маркеры, гуашь, кисти, клей, ножницы.

Цикл состоит из:

  1. Экскурсии в ижевский цирк (см. Фото);
  2. НОД 1 «Такие разные цирки!» Презентация о разных цирках разных стран.
  3. НОД 2, 3 «Мы – юные архитекторы».  Конструирование здания цирка, его украшение. Аппликация  (см. Фото)
  4. НОД 4, 5 «Цирковые профессии». Презентация
  5. НОД 6,7 «Фокусник-иллюзионист». Костюм, композиция.  Масляная пастель
  6. Игра «Фокусы Покуса» (основа –презентация)  
  7. НОД 9, 10 «Животные – цирковые артисты». Маркер, масляная пастель
  8. НОД 11, 12 «Расколдуй гимнаста». Художественное конструирование, аппликация с формами-заместителями. (см. Фото и конспект)
  9. НОД 13,14,15 «Эмоции. Гримм. Рассмешите клоуна»
  10. НОД 16,17  «Клоун»

Предварительная работа к открытому занятию «Клоун»

  1. Интеллектуально-физкультурное  развлечение «Фокусы Покуса»;
  2.  НОД «Расколдуй гимнаста»;
  3. работа дефектолога;


                             



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья

специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад  IV вида № 218

426006 г.Ижевск, ул. Клубная, 31а, тел./факс: 71- 45- 21

____________________________________________________________________

МКС(К)ОУ № 218

КОНСПЕКТ

 образовательной  деятельности

«Клоун»

Художественное конструирование из бумаги

 (аппликация)

с  детьми старшей группы

   

                                                   Воспитатель изобразительного искусства

                                                                          Головкова Наталья Борисовна.

Ижевск, 2012 г.

Цель:

Учить воссоздавать образ представлений о различных позах человека.

Обогащать опыт воплощения творческого замысла.

Задачи:

Образовательные:

               - продолжать расширять кругозор детей о цирке;                 

              - учить создавать изображение позы человека,  используя два приёма: выкладывание форм заместителей с ориентацией на опорные точки;

              - уточнять представления о разных позах, способствовать формированию понятия «поза»;            

Коррекционно-развивающе:

               - способствовать активизации представлений о различных позах человека;

               - обогащать зрительный опыт цвето- и формо- различения;

               - способствовать обогащению опыта детей с нарушение зрения самостоятельного воссоздания образа памяти;

              - активизировать речь  детей за счёт обозначения точным словом расположение частей тела человека в определённой позе: голова наклонена  (вверху или внизу);  нога согнута в колене (прямая, отведена в сторону,  поднята); рука поднята вверх (опущена  вниз, отведена в сторону, согнута в локте); туловище наклонено вправо, влево; клоун стоит на одной ноге  (прыгает, шагает, стоит на руках);

              - совершенствовать  зрительный контроль за действиями рук при выкладывании  фигуры человека из готовых форм.

Воспитательные:

    - развивать  самостоятельность детей в создании художественного   образа, побуждать  подбирать подходящие выразительные средства (материал) для воплощения творческого замысла, цветовую гамму;

                - совершенствовать практические умения и навыки работы с клеем, кисточкой, клеёнкой, салфеткой.

               

Оборудование:  Экран и проектор,  ноутбук, магнитная доска, музыкальный центр;

                           ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Материалы:  лист А3 формата с «волшебными» (опорными) точками,  детали из бумаги разных цветов, фактур.


Ход НОД:

Этапы

Оборудование

Деятельность

преподавателя

Деятельность детей

Организационный момент. Создание эмоционального настроя в изостудии.

Постановка проблемы

Звучит цирковая музыка, на экране – слайд с изображением цирка

Здравствуйте, ребята!

Рада видеть вас, друзья! Проходите пожалуйста!

Дети входят в изостудию.

 Здравствуйте!

Дети  встают напротив экрана

Вы знаете, совсем недавно я получила посылку от нашего знакомого клоуна Бим-Бома.  В ней были фотографии. Мне они так понравились! Предлагаю  и вам посмотреть. Хотите?

Дети: Конечно!

Слайд со всеми фотографиями.

Слайд с карточками. Затем всё исчезает.

Дети и преподаватель рассматривают  слайды с фотографиями  Бим-Бома.

Взгляните, какие замечательные фотографии!  Рассмотрите их.   Аня, покажи, пожалуйста, клоуна,  который стоит на  одной ноге с разведёнными в стороны прямыми руками. Дети показывают лазерной указкой на выбранную фотографию. Молодец! Захар, покажи клоуна, который стоит на согнутой в колене ноге  и с поднятой  над головой рукой. Максим, а ты покажи, пожалуйста,  клоуна, стоящего на согнутом колене и вытянул прямые руки перед собой.  Катя, а ты, я думаю, сможешь показать клоуна, стоящего на одной ноге с поднятыми вверх руками. Эмиль, покажи, пожалуйста, клоуна, стоящего на двух ногах с поднятой вверх рукой. А ты, Яна, покажи клоуна, стоящего на руках.  Молодцы! Вы верно нашли клоуна по описанной позе

Вам понравились фотографии,  ребята?

Вдруг фотографии исчезают, вместо них – карточки с опорными точками. Куда же делись фотографии?  А я, кажется, догадываюсь, чьи это проделки!  А вы догадались?

Ох, уж этот фокусник, заколдовал фотографии. Но прислал нам карточки с волшебными точками.  

Ребята, припомните фотографии, которые вы находили,  посмотрите на  место, где они  располагались.  Да, там карточки.  Они ничего вам не напоминают?

Аня, а тебе ничего не напоминает эта карточка?  

И ты, Яна, и ты, Эмиль  и остальные ребята, представьте по этой схеме с помощью волшебных точек позу клоуна, покажите место, где располагалась фото, которое вы находили.

Хорошо!

Но и карточки исчезают, «вылетают» за нижний край экрана.

Вы,  ребята, так хорошо отгадали позы, что фокусник Покус  дарит вам другие карточки, тоже с точками. Теперь, когда вы так хорошо определили все позы, вам будет легко  по схеме с помощью волшебных точек  воссоздать позу клоуна.

Раздать детям карточки. Мне тоже подарил карточку.

Присаживайтесь за столы.

Да!

Фокусник Покус!

Там карточки с опорными точками

 

Это клоун

Дети показывают указкой

Листы  А3 с опорными

точками  и овалом, обозначающим арену цирка; на столах  кисти, клей, клеёнка, салфетка

Слайд с перемещающимися «волшебными» точка

Пр:   Я тоже хочу изобразить клоуна.

На моём листе овалом обозначена арена и есть «волшебные» точки. Я закреплю на доске  лист так, чтобы арена была внизу.  А теперь давайте вспомним, что обозначает цвет точек.

Пр: Я рассмотрю положение точек и попробую узнать, позу клоуна.  Так, красная точка вверху листа, две зелёные вверху, над головой, одна синяя на арене, другая – отведена в сторону. Мой клоун стоит на одной ноге, другая отведена в сторону, руки подняты над головой. Согласны? Попробую-ка я принять эту позу!

Пр: Молодцы!  Мы с вами  догадались, в какой позе находился клоун. Теперь вы легко сможете определить позу клоуна и на своих листах.  Рассмотрите положение  точек и назовите позы клоуна. Захар, опиши позу, которую ты представил, все слушайте внимательно, вдруг у кого-то окажется такая же карточка. Катя….. Молодцы! Вы правильно представили позу! А теперь встаньте, попробуйте принять  позу.

Пр: Молодцы! Все догадались! Чтобы за работу взяться, предлагаю вам размяться: давайте немножко поиграем!  Встаньте, пожалуйста, у доски. Попробуйте принять позу по «волшебным» точкам, которые вы видите на экране.

 Игра повторяется 2-3 раза.

Пр: Здорово у вас получилось.

Поиграли, пора и за работу приниматься. Изображать клоуна мы будем в технике аппликации. Какой материал нам понадобиться?

Верно!

Преподаватель подзывает детей к столу с разложенными на подносах деталями для выполнения аппликации.

Из предварительной работы дети знакомы со значением цвета точек. Отвечают: «Красная точка – это клоунский нос, значит здесь расположена голова, где зелёные точки - руки в перчатках, а ноги в ботинках – синие точки!».      

Дети внимательно рассматривают лист с точками, описывают  их расположение у доски и сами пытаются принять эту позу. Вместе с преподавателем делают вывод, например: одна рука поднята вверх, другая опущена вниз, одна нога поднята, а другая – внизу, значит клоун стоит на одной ноге с поднятой вверх рукой…или

Дети встают.

Принимают позу в соответствии со схемой

Клей, бумага, кисточка!

Объяснение практической деятельности

Выкладыва-ние из бумажных деталей образа клоуна на доске.

Выбор деталей для выполнения   практической работы.

Пр: Для того, чтобы изобразить клоуна,  я  наберу необходимые детали: КРУГ – для головы, БОЛЬШОЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК – для туловища, 8 МАЛЕНЬКИХ ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ – для рук и ног (по две на каждую). Мне хочется, чтобы костюм  клоуна  был яркий, нарядный.  Я выбрала  жёлтые и фиолетовые детали,  вместе они будут смотреться весело, красочно.

Дети набирают в лотки детали для выполнения аппликации. Пр. обращает внимание на выбираемый детьми цвет, хвалит, корректирует выбор.

Дети садятся на свои места.

Объяснение  и показ преподавателем последовательности  практической работы.

Этапы:

1.Разложить детали на листе с «волшебными точками»:  голова (положить круг там, где красная точка).  Прикинув направление расположения  кистей рук (зелёные точки) и ступней ног (синие точки), найти положение тела (выложить большой прямоугольник). «Достроить» фигуру человека, направив детали рук и ног в направлении «волшебных точек». Преподаватель комментирует свои действия.

2. Зрительно оценить получившийся образ;

3. Наклеить детали на лист А3 в последовательности: голова, туловище, руки, ноги (но может быть и другая последовательность), пользуясь клеем, кистью, салфеткой.

Практическая работа

Музыкальное сопровождение.

Дети приступают к практической деятельности поэтапно с индивидуальной помощью преподавателя и дефектолога.

После второго этапа проводится физминутка на расслабление глаз (откинувшись на спинку стула).

Анализ выполненных работ

На полу разложена ткань в форме круга

 

Анализ выполненных работ

Пр: Вижу, все справились с задачей. Хотите посмотреть на клоунов друг друга? Клоуны, ваш выход! Ребята, расположите клоунов на арене!  Дети выкладывают аппликации в круг. Как здорово! Интересные позы, яркие костюмы!

К анализу получившихся работ преподаватель приобщает детей. В анализе получившихся работ нужно обратить внимание детей на замысловатость позы клоуна, на красочность подбора цветовой гаммы костюма,  аккуратность и качество выполненной техники.  

Мне очень нравится. А вам?

А что бы вы ещё хотели добавить?

На следующем занятии будем  дорисовывать лицо, гримировать его, дополнять костюм клоуна, украшать его.

Спасибо, до свиданья.

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья

специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад  IV вида № 218

426006 г.Ижевск, ул. Клубная, 31а, тел./факс: 71- 45- 21

____________________________________________________________________

МКС(К)ОУ № 218

КОНСПЕКТ

 образовательной  деятельности

Расколдуй гимнаста

                                                   Воспитатель изобразительного искусства

                                                                          Головкова Наталья Борисовна.

Ижевск, 2012 г.

НОД  «Расколдуй гимнаста»

(художественное конструирование из бумаги)

Цель: Учить изображать фигуру человека в движении

Задачи:

Образовательные:

       - продолжать расширять кругозор детей о цирковом искусстве – дальнейшее знакомство с профессиями цирка (гимнаст под куполом цирка);

       - учить детей одному из приёмов  изображения человека в движении с помощью форм-заместителей, вырезанных из бумаги и совершенствовать умение выкладывать фигуру человека: головы, туловища, рук и ног;

Коррекционно-развивающие:

        - совершенствовать представления детей о формах;

        - формировать представления детей о строении человеческого тела;

        - совершенствовать аналитическую деятельность при узнавании позы человека с ориентацией на силуэтное изображение;

        - активизировать речь детей за счёт обозначения точным словом расположение частей тела человека в определённой позе: голова наклонена (вверху, внизу; туловище наклонено вправо, влево; рука поднята вверх (Опущена вниз, отведена в сторону, согнута в локте); нога согнута в колене (прямая, отведена в сторону, поднята);  гимнаст  стоит на одной ноге, стоит на руках,  завис в воздухе, прыгает, выполняет кувырок;

         - совершенствовать поисковую, контролирующую функции зрительной деятельности при выборе необходимых для выполнения работы деталей;

        - развивать зрительный контроль над действиями рук при выкладывании фигуры человека из готовых форм;

Воспитательные:  

        - способствовать развитию творческой активности; побуждать к воссозданию образа циркового артиста;

        - развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, побуждать подбирать подходящие выразительные средства (материал) для декорирования костюма гимнаста (2 встреча);

        - совершенствовать практические умения и навыки работы с клеем, кисточкой, клеёнкой, салфеткой; фломастерами, маркерами (2 встреча).

Оборудование: магнитная доска, карточки с силуэтными изображениями гимнаста в разных позах  для фронтальной и индивидуальной работы;

музыкальный центр; ножницы, клей, кисти, клеёнки, салфетки.

Материалы: лист А4 формата с силуэтным изображением гимнаста (заколдовал фокусник Покус, осталась тень), детали белого цвета (круг – для  головы, большой овал – туловище, 8 маленьких вытянутых овалов –  для рук и ног (по 2 на каждую);



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья

специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад  IV вида № 218

426006 г.Ижевск, ул. Клубная, 31а, тел./факс: 71- 45- 21

____________________________________________________________________

МКС(К)ОУ № 218

КОНСПЕКТ

 образовательной  деятельности

Рассмешите клоуна. Эмоции   

                                                   Воспитатель изобразительного искусства

                                                                          Головкова Наталья Борисовна.

Ижевск, 2012 г.

НОД «Рассмешите клоуна. Эмоции»

   

Цель:

Учить изображать лицо циркового персонажа (клоуна).

Задачи:

Коррекционные:

Учить воспринимать мимику изображённого человеческого лица: радость, печаль, видеть изобразительные средства отражения эмоций

Развивающие

               - развивать  интерес к изученным эмоциональным   состояниям.

               - совершенствовать умение рисовать лицо человека

               - побуждать к созданию  весёлого, задорного образа циркового артиста;

    - развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного

образа, побуждать  подбирать подходящие выразительные средства (материал) для воплощения творческого замысла, цветовую гамму;

                - совершенствовать практические умения и навыки работы с художественными материалами;

Воспитательные:

                - привлечение внимания к профессиям цирка, в частности КЛОУНА;

                - воспитание уважения к труду цирковых артистов.

Оборудование: Фотография грустного клоуна; зеркала,  пиктограммы грусть и радость.

Материалы:

Ход НОД:

Дети входят в изостудию, садятся на ковёр в кружок.

Преподаватель: Сегодня я по почте получила фотографию нашего знакомого клоуна.

(Рассматривание фотографии грустного клоуна).

       По-моему, что-то с клоуном случилось, что-то не так. Как вы думаете?

Дети: Клоун сегодня грустный.

 Как вы  догадались, что он  грустит? (Обращаю внимание на уголки губ, глаза).

Дети: у него уголки губ опущены вниз, глаза грустные…

Преподаватель: От чего же нашему клоуну стало грустно? Припомните, отчего вам бывает грустно?

Дети: ( ответы детей). Поссорился с другом, мама заболела и т.д. (Звучит музыка Чайковского «Болезнь куклы»

Преподаватель: Давайте представим, что нам стало очень грустно. Посмотрите на себя в зеркала Какие у вас стали глаза, губы…

Преподаватель: Ребята, грустный клоун сможет выступать в цирке? Разве сможет он веселить людей?

Дети: Нет

Преподаватель: Давайте развеселим клоуна. От чего вам становится весело?

 Дети: предлагают свои ответы…

Преподаватель: А мне становится радостно, когда я слышу весёлую музыку…

(Звучит весёлая музыка).

Преподаватель: Всех я приглашаю на весёлую зарядку.

(Физминутка)

Преподаватель:  А сейчас, когда у нас весёлое настроение, снова посмотрим на себя в зеркало Наши глаза, когда мы смеёмся становятся  узкими, рот улыбается- уголки рта подняты вверх Подойдите , пожалуйста к окну и найдите весёлое лицо.

(Дети подходят к окну, выбирают пиктограмму весёлого лица.)

Преподаватель:   А сейчас посмотрим на эти фотографии. Какое чувство испытывают эти люди?

- Как вы догадались?

Дети:  глаза прищурены, улыбка

Преподаватель:   Приступаем к рисованию весёлого клоуна

(Под весёлую музыку дети рисуют весёлое лицо клоуна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего возраста»

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, ч...

Дело его жизни (сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).

                         Дело его жизни(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дн...

Методические рекомендации "Начальное обучение игре на фортепиано детей старшего возраста"

Данная работа посвящена проблеме обучения игре на фортепиано детей старшего возраста (13-17 лет)...

"ПРАЗДНИК ОСЕНИ В ПАРКЕ" - осенний праздник для детей старшего возраста

Осенний праздник в парке или на площадке детского сада для детей старшего возраста и их родителей....

"От генерала до рядового". Спортивнй праздник для детей старшего возраста.

" От  генерала  до  рядового". Спортивный праздник, посвященный "Дню   защитника  Отечества"  для  детей  старшего  возраста.«От рядового до генерала»...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ)

Систематизирована работа над дыханием, артикуляторной моторикой,  голосом, темпом и ритмом речи,  интонационной выразительностью по лексическим темам в течение года, в соответствии с в...