Тематическая картина в русском искусстве XIX века
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Трофимова Наталия Викторовна

Разработка урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_kartina_v_russkom_iskusstve.rar1.99 МБ

Предварительный просмотр:

III четверть, урок 2

Тема: «Тематическая картина в русском искусстве XIX века»

Вид: Беседа

Тип: Сообщение нового материала

Задачи: образовательные:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И.Сурикова.
  • Сформировать представление об историческом жанре в живописи.

воспитательные:

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

развивающие:

  • Развивать творческую и познавательную активность учащихся.

Ход урока

  1. Беседа.

Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.

Исторический жанр – один из трудных в живописи.

"Исторический живописец должен быть сродни учёному. Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне. Это совсем не лёгкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд".

Э.Кузнецова.

Василий Иванович Суриков – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Каждая картина Сурикова – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

Талант и упорство Сурикова привели его из заснеженной Сибири  в Петербург, в Академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.

В марте 1881 года состоялась очередная выставка передвижная выставка. Событием её стало произведение мало ещё кому известного художника – Василия Ивановича Сурикова "Утро стрелецкой казни"

- Что вы видите на данном полотне?

В ярких и волнующих образах оживает кусок подлинной истории далёкого петровского времени. В картине выражена величайшая народная трагедия. Огромное, безвыходное горе женщин и детей словно затопило Красную площадь. А над ними непреклонные и несокрушимые, точно каменные утёсы, возвышаются стрельцы, приговорённые к казни. Показаны последние минуты перед смертью.

- Какое же событие вдохновило художника на создание этого монументального произведения?

… Конец XVII в. В России – сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 г., стрелецкое восстание 1698 г. и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Пётр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти, чувствуя недовольство измученных постоянными войнами, нищетой и бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром I, который обернулся казнью более 1000 стрельцов, поверивших Софье.

В полотне "Утро стрелецкой казни" нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.

- Внимательно посмотрите на "Утро стрелецкой казни". Где происходит это событие?

- Окиньте взглядом полотно в целом и сопоставьте разные группы людей: в центральной части, на дальнем плане, с правой стороны. Чем отличаются эти группы?

- Какими средствами художник выделяет стрельцов из массы людей, изображённых в картине?

Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполонила площадь. Скоро начнётся казнь. Суриков тонко передаёт душевное состояние приговорённых к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени.

По старинному русскому обычаю приговорённые к смерти одеты в белые рубахи, в руках у них горящие свечи, а один из стрельцов перед казнью прощается с народом, кланяясь на все четыре стороны.

Каждый из стрельцов очень выразителен и представляет собой самобытный, непохожий на других характер.

В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.

Погружён в горькие и гневные размышления чернобородый старец. Этот человек не сломлен. В нём нет ни страха, ни смирения.

Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. "Рыжий стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, - рассказывал художник, - злой, непокорный тип". С ненавистью и внутренней убеждённостью смотрит рыжий стрелец на своего врага– царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. Горящую свечу он сжимает как оружие В пересечении их взглядов – непримиримость столкнувшихся сил.

Великолепный портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с конвульсивно сжатым ртом…

Мглистый сумрак раннего утра, в котором ещё виден свет горящих свечей, создаёт образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая  метафора, обобщённо выражающая смысл исторической минуты – "начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни" (А.С.Пушкин).

Поступая в Академию художеств, Суриков уже в студенческие годы проявил себя талантливым художником, и его произведения много раз отмечались золотыми и серебряными медалями. После Академии начинается напряжённая работа над большими историческими полотнами. Среди них самое известное произведение В.И.Сурикова "Боярыня Морозова".

- Что вы видите на данном полотне?

В картине "Боярыня Морозова" Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не передав своих убеждений. Боярыня Федосия Прокопиевна Морозова (1632 – 1675) – раскольница, состоявшая в переписке с Аввакумом, оказывающая ему материальную помощь, вступила в личные противоречия с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней-мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.

Движение раскольников в XVII веке – явление сложное. Суть его заключается не только в непризнании церковной реформы Никона 1653 – 1656 гг., в отстаивании старого обряда (защите двупёрстного крещения). Во второй половине XVII—XVIII в. Раскол был идейным знамением антифеодальных и оппозиционных движений, своеобразной формой протеста против усиливающегося гнёта и закрепощения крестьян. К движению раскольников примкнуло большое количество простых людей.

Картина сразу производит сильное впечатление звучностью красок, напряжённым состоянием персонажей. Дочерна синее пятно, фигура раскольницы, её бледное, вдохновенное лицо – центр огромного полотна. Высоко поднята рука с двуперстием воспринимается как страстный призыв к народу следовать старой вере. Этот выразительный жест подчёркнут Суриковым особо: он продолжается, зрительно удлиняется линией шубы, спадающей с телеги на снег. Художник усиливает воздействие взгляда Морозовой противопоставлением двух профилей: вдохновенного боярыни и грубого с глумливой усмешкой возничего.

В многоликой толпе свидетелей духовного подвига Морозовой каждый имеет свою "биографию". Слева от саней, увозящих Морозову, - недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Различно отношение к раскольнице: здесь и злобно смеющийся поп в лисьей шубе, веселящийся со своим соседом, богатым купцом, и потрясённые бояре, и мальчик-подросток.

Толпа справа от саней объединяет многих единомышленников раскольницы: юродивый, странник, меднолицый татарин, старуха мамка, боярышни, сестра Морозовой Евдокия Урусова, идущая за санями.

Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нём воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.

Среди сочувствующих Морозовой лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на её призыв. В нём сильно горение веры, которое заставляет забывать о физических страданиях.

"Ничего от себя, всё с натуры" – таков был неизменный принцип творчества Сурикова. Отсюда подлинная жизненность и правда, которой отмечено в картине всё, начиная с характеров действующих лиц и кончая тончайшими бытовыми деталями.

Сохранившиеся эскизы в картине свидетельствуют о композиционных исканиях художника.

- А теперь обратимся к другой картине художника. Она очень похожа на семейный портрет, но какие исторические события скрываются за образами её персонажей?

На картине "Меншиков в Березове" изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревенским столом сидят четыре человека – Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. В сущности перед нами семейный портрет, но дети словно покинутые сироты, отец же их во власти угрюмого одиночества.

Сподвижник Петра I светлейший князь Александр Данилович Меншиков, фактический правитель Российского государства при Екатерине I, попал в опалу при императоре Петре II, был лишён всех своих должностей, чинов и сослан в сибирское селение Берёзов.

Кажется, что тяжёлые испытания, выпавшие на долю Меншикова, не сломили его, а ещё более закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, во властно сжатой руке сказывается волевой характер, черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозят унижение, скованность, безысходность. Участь этого не сломленного испытаниями человека составляет драматический узел замысла Сурикова.

Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной силой. Суриков долго искал его прообраз. И вот как-то "раз по Пречистенскому бульвару идёт, вижу, Меншиков, - рассказывал Суриков.- Я за ним: квартиру запомнил. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый – совсем Меншиков".

Глядя на картину, замечаешь, что в этой с виду мирной и спокойной  семейной сцене каждый погружён в свои мысли.

К князю прижалась старшая дочь, Мария, - бывшая невеста императора. Нежный образ Марии – продолжение разыгравшейся трагедии. Она не вынесла тяжёлой ссылки и через полгода умерла.

Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах. Им вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие тёмные тона в одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлечённо читает книгу. Обаятельный образ Александры создаёт ощущение уюта и спокойствия.

Младшие дети Меншикова переживут ссылку, но судьба их на воле будет несчастной, как и многих людей послепетровской эпохи. Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе истории после смерти Петра I.

  1. Постановка художественной задачи

- На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу, посвящённую страницам истории.

Один из сложных этапов – первый – выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции.

Напишите в тетради:

  1. Как вы понимаете слова Сурикова: "Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее"?
  2. Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить живописную работу?
  3. Какой момент исторического события вы положите в основу композиции? Почему?
  4. Какие литературные произведения вы читали об этом историческом событии (герое)? Знаете ли вы живописные, графические работы, посвящённые эти событиям?
  5. Каким образом в своей будущей композиции выделите смысловой центр?
  6. Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль?
  7. Как вы назвали бы свою картину?
  8. Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая картина в русском искусстве XIX века. «Значительные события русской истории в произведениях В.И.Сурикова».

план- конспект урока по программе Б.М.Неменского 7 класс.Тематическая картина в русском искусстве XiX века...

Презентация "Тематическая картина в русском искусстве XIX века".

Презентация к уроку изобразительного искусства  в 7 классе по программе Б. М. Неменского.Тема урока"Тематическая картина в русском искусстве XIX века".  Для более глубокого рассмотрения я вы...

Тематические картины в русском искусстве 19 века

Урок по изобразительному искусству в 7 классе «Тематические картины в русском искусстве 19 века». Цели: Образовательная – обобщить знания учащихся в жанре портрет....

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX В.

Создать условия для формирования представлений об особенностях развития исторической картины в русском искусстве с появлением светского искусства и исторической науки; способствовать расширению знаний...

Место и роль картины, плаката в искусстве 20 века

Цель методической разработки: создать условия для формирования у учащихся представлений о месте и роли тематической картины, плаката в искусстве 20 века; способствовать восприятию  их  образ...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

Презентация "Тематическая картина в русском искусстве XIX века" 7 класс

Знакомство с жанрами и известными картинами русских художников XIX века....