ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
презентация к уроку (изобразительное искусство) по теме

Князева Евгения Леонидовна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma_istoriya.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

предмет : ИЗО тема : Хохлома Преподаватель : Князева Е.Л. Ученицы 7 класса В Уалентовой Майи

Слайд 2

Хохлома Старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным ( а также, изредка, зелёным , жёлтым)цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается в медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Слайд 3

Содержани е 1.Введение. 2.История. 3. Центры хохломы. 4.Технология. 5.Хохлома и современные технологии. 6.Конец.

Слайд 4

Элементы хохломы Традиционные элементы Хохломы - красочные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Слайд 5

История Предполагают, что хохломская роспись возникла в 17 веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели , Мокушино , Шабаши, Глибино , Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается посёлок Ковернино в Нижегородской области .

Слайд 6

1 версия По наиболее распространённой версии, уникальный способ окраски деревянной посуды “ под золото ” в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам . Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовление посудных форм. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров “ классические формы ” токарной посуды, а от иконописцев- живописную культуру, и секрет изготовления “ золотой ” посуды без применения золота.

Слайд 7

2 версия Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды ещё в 1640-650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино , в заволожском “ селишке Семёновское ” изготовлялась деревянная посуда – братины, ковши, блюда для праздничного стола- окрашенная “ на оловянное дело ” , то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды “ на оловянное дело ” , сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.

Слайд 8

Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома , Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице – Сергиев монастырь.

Слайд 9

Развитие промысла Обилие леса, близость Волги-главной торговой артерии Заволжья- также способствовало развитию промысла, суда направились в Городец. Нижний Новгород Макарьев, а оттуда- в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию, Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название “ хохломская роспись ” , или просто “ хохлома ” .

Слайд 10

Легенда Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчинится Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски.

Слайд 11

Центры хохломы В настоящее время у хохломской росписи два центра- город Семёнов, где находится фабрики “ Хохломская роспись ” И “ Семёновская роспись ” , и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие “ Хохломской художник ” , объединяющее мастеров деревень Ковернинского района : Сёмино , Кулигино , Новопокровское и др.(фабрика находится в Сёмино , в других деревнях – филиалы). В Семёнове Школу основал Г.П.Матвеев.

Слайд 12

Технологии Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски- заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа- “ бельё ” (неокрашенные изделия)- резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Слайд 13

Грунтовка После сушки “ бельё ” грунтуют жидкой очищенной глиной- вапой . После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до “ небольшого отлипа ” - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап- “ лужение ” , то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета- красный и чёрный, но допускаются и другие- коричневый, светлого тона зелёный, жёлтый тон .

Слайд 14

Верховая роспись Выделяют роспись “ верховую ” (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и “ под фон ” ( сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон).Кроме того, существуют разнообразные виды орнамента : Пряник - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура- квадрат или ромб- украшенная травкой, ягодами, цветами ; Травка- узор из крупных и мелких травинок ; Кудрина - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Слайд 15

Крап Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, “ крап ” , который наносят штампиком , вырезанным из пластинок гриба- дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную .

Слайд 16

Покрытие лаком Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, закаливают в течение 3-4 часов в печи в температуре + 150…+160 градусах C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая “ золотая хохлома ” .

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...

Презентация к уроку ИЗО " Золотая Хохлома"

Цель: Ознакомить учащихся с хохломской росписью Задачи: - научить рисовать элементы хохломской росписи;   - развивать художественный вкус;   - воспитывать интерес к народным промыслам:  ...

Золотая хохлома

На данном уроке происходит    знакомство  учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисун...

Разработка урока изобразительного искусства Золотая Хохлома

Интегрированный подход к урокам изобразительногог искусства,  как ведущий способ  в педагогике  в формировании гармоничной личности младшего школьника.Для того чтобы разбудить  в...

Золотая хохлома

Представлен интегрированный урок технология +ИЗО "Золотая хохлома", в котором широко используются ИКТ (интерактивная доска, презентация, сеть Интернет....

Наш вернисаж. Золотая хохлома

Фотографии в альбоме «Наш вернисаж. Золотая хохлома» zhital на Яндекс.Фотках...

Народные ремесла России. Золотая Хохлома. Зарисовка элементов композиции.

Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы....