Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Басманова Марина Ксенофонтовна

В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.uroka_po_cvetovedeniyudocx.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: Цвет. Основы цветоведения.  

Цель: 

  1. Познакомить учащихся с основами цветоведения,
  2. дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета;
  3. холодного и тёплого цветов, насыщенности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания.

Основные задачи урока:

  1. Формирование представлений о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.
  2. Развитие культуры зрительного восприятия.
  3. Знакомство с теоретическими основами живописи.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд:  Презентация «Цвет. Основы цветоведения»

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие.

Вступительное слово учителя.

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи какого цвета
Зима, весна, и лето?

Сообщение темы урока.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О цвете, тайне цвета и какую роль он играет в нашей жизни.)

Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве.

Цветоведение – наука о цвете.

Изучение нового материала.

Ребята, видим ли мы в темноте цвета? Нет. Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Что такое цвет? Цвет-дитя света. ( Слайд 2)

Свет- это частный случай электромагнитного излучения.

Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Световые волны не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых.

Цвета (желтый, красный, синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными.  ( Слайд 3)

Цвета которые можно получить от смешивания основных красок, их называют составными

Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг. Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Проведя в цветовом круге диаметр через середину жёлтого цвета, можно определить, что противоположенный конец диаметра пройдёт через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые называют дополнительными ( Слайд 4)

Что такое насыщенность и светлота? (Слайд 5 )

Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Цветовая гармония.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.

Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами

В цветовых схемах приведены гармоничные сочетания цветов ( Слайды 6-13 )

Типы цветовых гармоний:

1. Двухцветная.

Диаметрально удалённая пара. контрастное сочетание. Цвета расположены друг против друга Жёлтый и фиолетовый.
Предельно удалённые пары.

2. Трёхцветная.

Классическая триада
Контрастная триада.
Аналогичная триада.

3. Четырёхцветная.

Четыре гармоничных цвета и т. д.

Не применяйте цвета в равных количествах. Сделайте лучше один цвет фоном, а другой пусть будет просто акцентом на нём.

Психологическое воздействие цвета на человека.

( Слайды 14-15 )

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную ( Слайд 16 )

Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов .Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами.

Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д.

Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, холодные цвета наилучшим образом сочетаются с белым цветом.

В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдаёт предпочтение той или иной цветовой гамме. ( Слайды 17-21 )

Ещё примеры: Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а в другой период – с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в его творчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д. Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам ( Эль Греко, В, Борисов-Мусатов)

Искусство живописи – искусство цветовых и световых отношений. Работая красками , необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями. Правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту окружающего мира и красоту самого произведения.

 

Вывод: Итак, мы выяснили, что цвет имеет огромное значение в жизни человека, он может оказывать влияние на наше настроение, самочувствие и люди научились пользоваться этим.

Практическая работа:

Учебные и игровые задания на понимание свойств цвета.

Полезно выполнить задание на разные оттенки цвета.

Нарисовать полосу, разделить её на клетки, закрасить крайние клетки основными цветами, например, синим и жёлтым, а клетки между ними закрасить разными оттенками, полученные путём смешивания заданных цветов.

Можно выполнить и игровое задание – придумать сказочный мир цветной страны (Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город и др.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО),  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  дека...

План - конспект урока. Аппликация из пластилина на деревянной основе. Панно «Урожай»

Технологическая карта урока Цели, задачи.УДД. Составление технологической карты. Правила  работы с пластилином. Cловарно – лексическая    работа. Работы детей....

Конспект урока по теме "Историческая и фольклорная основа повести "Тарас Бульба", 6 класс

Данный конспект состоит из целей урока, методов, внутрипредметных связей, из плана урока, вопросов для обсуждения и домашнего задания...

Конспект урока по обществознанию 11 класс "Правовые основы предпринимательской деятельности

Способствует закреплению у учащихся знания правовых основ предпринимательской деятельности через организацию проектной деятельности и решения экономических задач , понимания важности этих знаний в жиз...

План – конспект урока по образовательной области «Технология» на основе ФГОС. Тема урока: "Разметка и строгание заготовок из древесины".

Цель: 1.Ознакомить  учащихся с правилами организации рабочего места и инструментами для ручной обработки древесины.          2. Способство...

Урок ИЗО в 6 классе. Цвет основы цветоведения.

Цель: Знакомство учащихся с основами цветоведения....