Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" дополнительного образования для детей 9-14 лет
рабочая программа (изобразительное искусство) по теме

Окунева Ольга Анатольевна

Программа «Изобразительное искусство и художественный  труд» предназначена для освоения в учреждении дополнительного образования и рассчитана для  изучения детьми 9-14 лет. Срок изучения данной программы -   2 года.

Программа «Изобразительное искусство и художественный  труд» является целостным  курсом, который включает в себя основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

На первом году обучения выполняются преимущественно композиционные задания. Разнообразные по форме и содержанию, они направлены на развитие творческого потенциала ребенка и воспитание эстетического отношения к действительности. В основу работы над композицией положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении ребенка.

В процессе обучения необходимо сохранить и развить характерные для детей младшего возраста свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, эмоциональное отношение к цвету, увлеченность процессом изображения и умение в самой натуре найти источник выразительности. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что художественные способности детей от 9 до 14 лет развиваются наиболее интенсивно в процессе овладения основами конкретного вида искусства. Изучая приемы использования выразительных свойств цвета, линии, формы и т. п. для передачи своих мыслей, переживаний и чувств, ребенок проникает в «тайны» создания художественных образов. Поэтому детям в этом возрасте очень важно пробовать свои силы в самостоятельном изобразительном творчестве, пытаясь выразить заинтересовавшие их явления в понятной для других людей художественной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_akvarelka_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_.docx69.63 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Программа «Изобразительное искусство и художественный  труд» предназначена для освоения в учреждении дополнительного образования и рассчитана для  изучения детьми 9-14 лет. Срок изучения данной программы -   2 года. Оптимальный вариант реализации программы  «Изобразительное искусство и художественный  труд»  происходит за  2 учебных занятия в неделю по 2 часа. Общее количество часов 144 ч.  Данная программа предполагает групповые формы занятий и индивидуальные. Индивидуальные занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Общее количество часов 72 ч.                                                                            Современные психолого-педагогические исследования показывают, что художественные способности детей от 9 до 14 лет развиваются наиболее интенсивно в процессе овладения основами конкретного вида искусства. Изучая приемы использования выразительных свойств цвета, линии, формы и т. п. для передачи своих мыслей, переживаний и чувств, ребенок проникает в «тайны» создания художественных образов. Поэтому детям в этом возрасте очень важно пробовать свои силы в самостоятельном изобразительном творчестве, пытаясь выразить заинтересовавшие их явления в понятной для других людей художественной форме. Программа «Изобразительное искусство и художественный  труд» является целостным  курсом, который включает в себя основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

На первом году обучения выполняются преимущественно композиционные задания. Разнообразные по форме и содержанию, они направлены на развитие творческого потенциала ребенка и воспитание эстетического отношения к действительности. В основу работы над композицией положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении ребенка.

В процессе обучения необходимо сохранить и развить характерные для детей младшего возраста свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, эмоциональное отношение к цвету, увлеченность процессом изображения и умение в самой натуре найти источник выразительности.

Пояснительная записка.

В настоящее время к числу актуальных вопросов относятся духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль данного курса состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу курса положен принцип «ОТ РОДНОГО ПОРОГА В МИР ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ».  

Причина ведения данного курса состоит в том что, ребенок шаг за шагом  

открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.

Особенности данного курса заключаются в том, что курс построен так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одной из главных целей преподавания искусства становиться задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.  Курс «Изобразительное искусство и художественный  труд» составлена на основании  образовательной программы Б.М. Неменского. (рекомендована Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2006) и в соответствии с письмом Министерства  образования  РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (№ 28-02-484/16 от 18 июня 2003 г).    Курс может быть использован в работе учреждений дополнительного образования, в художественной школе, в общеобразовательных и дошкольных учреждениях.

   Данный курс построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

В результате изучения курса учащиеся:

- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство;                                

 - развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;                                                                            -осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества.

- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

- приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, эмоционального состояния, своего отношения к творческой  художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

    Цель освоения данного курса– формирование духовной культуры воспитанников как неотъемлемой части культуры духовной, воспитание духовно развитой личности.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи.

Главной задачей обучения является приобщение учащихся к художественной культуре, обучить их основам изобразительной грамоты, воспитать их эстетический вкус. Дисциплины «Рисунок», «Живопись», «Композиция» в учебном процессе являются ведущими. Дополняя друг друга, они изучаются взаимосвязано, что содействует развитию творческих возможностей учащихся и их эстетическому воспитанию.

Задача курса «Рисунок» заключается в том, чтобы привить учащимся основы изобразительной грамоты, т. е. научить их видеть, понимать и изображать.

Первоочередной задачей курса «Живопись» является развить у  учащихся  способности видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветосветовых отношений.

Основная задача курса «Композиция» - дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление и тонкий эстетический вкус.                                      Декоративно-прикладная деятельность включает разнообразные художественные работы и техники: роспись гуашью, различные виды аппликации, мозаику из цветной бумаги, конструирование из бумаги, тканей, природного и подручного материала, декоративную лепку и многое другое.                                                                                                                Основные задачи по лепке – развивать у детей интерес к предмету и дать первые навыки работы в объеме (в пластилине или глине). Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов, понимание скульптурных материалов и их возможностей.

     Художественная деятельность учащихся на  занятиях находит разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений                      


действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей,  результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам. Данный курс предполагает групповые формы занятий и индивидуальные.  

Формы подведения итогов реализации образовательной программы дополнительного образования: выставки, творческие конкурсы.

    Курс «Изобразительное искусство и художественный  труд» предназначен для освоения в учреждении дополнительного образования и рассчитан для  изучения детьми 9-14 лет. Срок изучения данного курса -   2 года.

Оптимальный вариант реализации курса  «Изобразительное искусство и художественный  труд»  происходит за  2 учебных занятия в неделю по 2 часа. Общее количество часов 144. Данный курс предполагает групповые формы занятий и индивидуальные. Индивидуальные занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.  Общее количество часов 72.

                 

Цели и задачи, знания, умения и навыки на первый год обучения.

         

Цель-формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное, формирование духовной культуры.                                                                                                    В ходе ее достижения решаются следующие задачи.

В процессе обучения необходимо сохранить и развить характерные для детей младшего возраста свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, эмоциональное отношение к цвету, увлеченность процессом изображения и умение в самой натуре найти источник выразительности;

-развивать наблюдательность и творческое воображение;

-развивать навыки работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыки создания аппликации, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги;

-развивать формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке.

Знания, умения и навыки.

В результате изучения курса учащиеся:

- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство;                                

- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;                                                                            - осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества.

             


Учебно-тематический план.

1 год обучения.

Разделы (темы).

Всего часов.

 Теория       (часы).

Практика

(часы).

Форма контроля.

 

1. Изображения всюду вокруг нас.

2. Изображать можно в объеме.

3. Разноцветные краски.

4. Цветоведение.

5. Три основные краски, строящие многоцветие мира.

6. Художники и зрители.

7. Выразительные возможности аппликации.

8. Домики, которые построила природа.

9. Натюрморт из двух игрушек.

10. Дом снаружи и внутри.

11. Изображать можно линией.  

12. Украшения птиц.

13. Как украшает себя человек.

14. Изображение и реальность.

15. Красивые рыбы.

16. Картина – натюрморт.

2

2

4

4

4

2

4

2

4

6

2

4

6

4

4

        6

0,5

0,5

0,5

2

0,5

0,5

        0,5

1,5

1,5

4

3,5

4

3,5

2

4

6

2

4

6

4

4

5,5

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Беседа

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

17. Выразительность материала в объеме.

18. Мастер Украшения помогает сделать праздник.

19. Натюрморт «Осенний».

20. Изображение и фантазия.

21. Линия как средство выражения: характер линии.

22. Постройка в нашей жизни.

23. Для художника любой материал может стать выразительным.

24. Украшение и реальность.

25. «Фрукты «Овощи»

26. Выразительность материалов для работы в объеме.

27. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.

28. Натюрморт.

29. «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу».

30. «Птицы» и «Рыбы»

2

2

6

4

2

2

4

2

6

2

2

6

         2

2

0,5

0,5

0,5

         2

1,5

2

6

4

2

2

4

2

5,5

2

2

5,5

     

2

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

                             Беседа

Практическая работа.

        

31. Роспись пасхального яйца.

32. «Сказочная страна». Создание панно.

33. «Праздник весны». Конструирование из бумаги.

                                                             34. Композиция «Сказка».

35. Натюрморт.

36. Художник в цирке.

37. Натюрморт.

38. Выразительные возможности бумаги.

39. Композиция на основе зарисовок растений.

40«Художественная выставка»

2

6

2

2

6

6

6

2

6

2

0,5

0,5

0,5

2

1,5

6

2

2

5,5

6

6

2

5,5

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Выставка

41. Воспитательная работа.

12

Всего учебных часов.

144

 

42. Индивидуальные занятия.

72


Цели и задачи, знания, умения и навыки на второй год обучения.

Цель-формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное, формирование духовной культуры.                                                                                              

В ходе ее  достижения решаются следующие задачи.

- развивать эмоциональную отзывчивость на явления окружающего мира, способность удивляться и радоваться его красоте;

- развивать формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира (экологическое воспитание);

- развивать формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;

- развивать наблюдательность и творческое воображение.

Знания, умения и навыки.

В результате изучения курса учащиеся:

- учиться  анализировать работу художника, композицию, образное содержание произведения;

- развивают навыки создания собственных композиционных работ.

- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

- приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, эмоционального состояния, своего отношения к творческой  художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

- выполняют на базе полученных знаний и навыков продолжительную итоговую работу, в любом из выбранных видов изобразительного искусства.

Учебно-тематический план.

2 год обучения.

Разделы (темы).

Всего часов.

 Теория       (часы).

Практика

(часы).

Форма контроля.

 

1. Цвет как средство выражения: тихие (глухие)  

и звонкие цвета

2. Вводная беседа о рисунке.

3. Знакомство с перспективой.

4. «Птицы»

5. Изобразительное искусство. Картина – пейзаж.

6. Рисование снежинок.

7. Искусство в твоем доме.

8. Прогулки в парк или в лес нужны для развития навыков восприятия – эстетического любования и наблюдательности.

9. Ритм пятен как средство выражения.

10. Декоративные предметы быта.

11. Рисование куба простым карандашом.

12. Декоративное изображение растительных форм.

13. Все народы воспевают мудрость старости.

4

2

4

4

6

2

4

2

2

6

6

6

6

0,5

0,5

0,5

2

0,5

4

1,5

3,5

3,5

6

2

4

2

6

5,5

6

6

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Экскурсия

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

14. Птицы и животные.

15. Изображение двух предметов  в сравнении.

                                                                            16. Маски.

17. Вводная беседа о живописи.

18. Натюрморт

19. Овощи. Фрукты. Грибы.

20. Мамин платок.

21. Твои игрушки придумал художник.

22. Выразительные возможности графических материалов.

23. Рисунок цилиндра.

24. Декоративная композиция «Русский пряник».

25. Искусство народов гор и степей.

26. Многообразие культур. Истоки родного искусства

                                                             27. Образ красоты человека.

28. Натюрморт из 2-3 предметов

29. Древние соборы

2

4

2

2

6

2

6

4

4

4

2

6

2

6

6

2

0,5

0,5

0,5

0,5

2

0,5

2

4

2

1,5

6

2

5,5

4

3,5

3,5

2

6

6

6

1,5

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Беседа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

        

30. Пропорции выражают характер.

31. Пропорции и строение фигуры человека.

                                          32. Натюрморт.              

                                                             

33.Рисование натюрморта.

                                          34. Образ человека и его характер,   выраженный в объеме.

                                                                                           

35. Картина - портрет

                                                       36. Образ художественной культуры Древней Греции

4

2

4

6

4

6

4

0,5

0,5

4

1,5

4

6

4

6

3,5

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

37. Воспитательная работа.

12

Всего учебных часов.

144

 

38. Индивидуальные занятия.

72

        

Программное содержание.

1 год обучения.

 

Тема:

1.    Изображения всюду вокруг нас- 2ч.

Теория.

Рассказать о задачах рисунка, что рисунок -  это некоторое высказывание, в котором сделана попытка, выразить свое понимание, отношение к жизни- 0,5ч.

Практика.

Нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать-1,5.                                          Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей.

Форма контроля.

Практическая работа.

Тема:

2.  Изображать можно в объеме-2ч.

Теория.

Рассказать о том, что нужно видеть образ в целом объеме, развивая и утончая его форму. Посмотреть и подумать, на что похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке и т. д.-0,5ч.

Практика.

Превратить комок пластилина  в птицу или другую зверушку – лепка-1,5.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Форма контроля.

Практическая работа.

Тема:

3.  Разноцветные краски-4ч.

Практика.

Проба красок – создание красочного «коврика»-4ч.    

Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.

Тема:

4.   Цветоведение-4ч.

Теория.

Продолжить знакомство с материалами-0,5ч.

Практика.

Упражнение на смешение красок. Основные три цвета, производные и составные. Оттенки или полутона. Теплые и холодные цвета, контрастные цвета-3,5ч.

Материалы: акварель, кисти, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.

Тема:

5. Три основные краски, строящие многоцветие мира-4ч.

Практика.

Изобразить цветы, заполняя,  крупными изображениями весь лис (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению-4ч.  

Материалы: гуашь, (три    краски), крупные кисти,

большие листы белой бумаги.

Форма контроля.

Практическая работа.

Тема:

6. Художники и зрители-2ч.

Теория.

Обсуждение и просмотр репродукций.

В. Ван. Гог «Подсолнухи»,

Н. Рерих « Заморские гости»,  

В. Васнецов «Богатыри», П. Кончаловский «Сирень», М. Врубель «Царевна-Лебедь»-2ч.

Форма контроля.

Беседа.

Тема:   

 7. Выразительные возможности аппликации-4ч.

Теория.

Рассказать о  композиционном  ритме цветовых пятен. Листья дружат и не дружат. Листья должны быть разные по форме и размеру-0,5ч.

Практика.

Создать коврик на тему осенней земли с опавшими листьями-3,5ч.

Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.

Тема:   

8. Домики, которые построила природа-2ч.

Практика.

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов-2ч.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Форма контроля.

Практическая работа.

Тема:   

 8. Домики, которые построила природа-2ч.

Практика.

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов-2ч.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:   

9. Натюрморт из двух игрушек-4ч.

Практика.

Композиция листа. Масштаб изображения-4ч.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:   

10. Дом снаружи и внутри-6ч.

Практика.

Изображение дома в виде буквы алфавита нарисовать краской крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими буквенными человечками-6ч.                                                                       Материалы: цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:   

11. Изображать можно линией-2ч.  

Практика.

Рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе»-2ч.

Материалы: черный фломастер или карандаш, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:   

12. Украшения птиц-4ч.

Практика.

Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа-4ч.

Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:   

13.  Как украшает себя человек-6ч.

Практика.

Изображение любимых сказочных героев и их украшений-6ч.

Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                Тема:   

14. Изображение и реальность-4ч.

Практика.

Изображение животных и зверей, увиденных в зоопарке, деревне-4ч.

Материалы: гуашь (одна или две краски), кисть, цветная бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      


Тема:   

15. Красивые рыбы-4ч.

Теория.

Познакомить с техникой монотипия-0,5ч.

Практика.

Украшение рыбки узорами чешуи. Выполнить в технике монотипии- цветного или монохромного фактурного отпечатка, который затем дорисовывается одноцветным (черным) фломастером или палочкой с тушью-3,5ч.

Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка или бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:   

16. Картина – натюрморт-6ч.

Теория.

Рассказать о композиционном размещении предметов в данном формате и о том, что очень важно, в картинах-натюрмортах передать жизнь предметов. Например, их связь с жизнью людей, (радость, нежность, одиночество, мрачность)-0,5ч.

Практика.

Создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения.)-5,5ч.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:   

17. Выразительность материала в объеме-2ч.

Теория.

Рассказать о свойствах пластических материалов, научить пользоваться стеками-0,5ч.                                                                                                                                                    Практика.

 Работа с натуры, построение композиции на основе наблюдений природы-1,5ч.                                                                                

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:   

18. Мастер Украшения помогает сделать праздник-2ч.

Практика.

Создание праздничного украшения для новогодней елки дома и в классе (изготовление праздничных новогодних гирлянд); создание карнавальных

головных уборов-2ч.                                                                                                                      Материалы: цветная бумага, фольга, серпантин, ножницы, клей.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

        


Тема:

19. Натюрморт «Осенний»-6ч.

Практика.

Упражнение в заливках. Смешение красок-6ч.

Материалы: акварель, кисти, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

20. Изображение и фантазия-4ч.

Практика.

Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц путем соединение воедино элементов разных животных, птиц и даже растений (сказочные персонажи: драконы, кентавры и др.)-4ч.

Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (желательно цветной или тонированной.)

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

21. Линия как средство выражения: характер линии-2ч.

Практика.                                                                                                                                   Изображение ветки с определенным характером и настроением (по впечатлению и памяти):нежные или могучие ветки; при этом надо акцентировать умение создавать разные фактуры углем, сангиной-2ч.

Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

22. Постройка в нашей жизни-2ч.

Практика.                                                                                                                                  

Придумать и построить на бумаге дом с помощью печаток – овладение новой техникой изображения-2ч.

Материалы: разведенная на блюдце краска гуашь (акварель) одного цвета. Коробок,  ластик, колпачок от ручки – в качестве печатки, шероховатая бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

23. Для художника любой материал может стать выразительным-4ч.

Практика.                                                                                                                                  

Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов. (Серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т. д.) на фоне темной бумаги-4ч.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      


Тема:

24. Украшение и реальность-2ч.

Практика.                                                                                                                                  

Изображение паутинок с росой и веточками деревьев и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально по памяти)-2ч.                                                                             Материалы: мел, уголь, тушь и тонкая кисть или гуашь

(один цвет), бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

25. «Фрукты», «Овощи»-6ч.

Теория.

Познакомить с материалами (акварель, кисти, бумага и т. д.) Усвоение учащимися основных положений живописи-0,5ч.

Практика.                                                                                                                                  

Постановка из 2 – 3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне-5,5ч.

Материалы: акварель, кисти, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

26. Выразительность материалов для работы в объеме-2ч.

Практика.                                                                                                                                  

Изображение животных родного края по впечатлению и памяти-2ч.

Материалы: пластилин, стеки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

27. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета-2ч.

Практика.                                                                                                                                  

«Перо Жар – птицы» - краски смешиваются прямо на листе, черная и белая не применяются-2ч.

Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

28. Натюрморт-6ч.

Теория.

Даются понятия: цвет, блик, тень, полутень-0,5ч.

Практика.                                                                                                                                  

Постановка из 2-3 предметов на нейтральном фоне-5,5ч.

Материалы: акварель, бумага, кисти.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      


Тема:

29. «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»-2ч.

Теория.

Демонстрируются репродукции произведений искусства и дети должны выделить «участие» каждого мастера в этих работах: Мастер - Изображения, Мастер - Украшения, Мастер – Постройки-2ч.  

Форма контроля.

Беседа.

Тема:

30. «Птицы» и «Рыбы»-2ч.

Практика.                                                                                                                                  

Декоративная композиция-2ч.

Материалы: пластилин, стеки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

31. Роспись пасхального яйца-2ч.

Теория.

Рассказать, по какому принципу надо строить рисунок на яйце: обрамляющего пояса или в виде венка. А если узор составляется для плоского изображения, то он может быть выполнен в виде декоративной ветки, орнамента, несложного изображения храма-0,5ч.

Практика.                                                                                                                                  

Рисунок на яйце может быть разнообразным: узор, весенний пейзаж, предметы религиозный тематики-1,5ч.

Материалы: гуашь, тонкие кисти.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

32. «Сказочная страна». Создание панно-6ч.

Практика.                                                                                                                                  

Коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке-6ч.

Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, клей или гуашь, кисти, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

33. «Праздник весны». Конструирование из бумаги-2ч.

Практика.                                                                                                                                  

Конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек-2ч.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, нитки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      


Тема:

34. Композиция «Сказка»-2ч.

Практика.                                                                                                                                  

Герои пластилиновой страны: «Колобок», «Старик», «Старуха», «Волк», «Заяц», «Лиса» и т. д.-2ч.

Материалы: пластилин, стеки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

35. Натюрморт-6ч.

Теория.

Дать понятие о теплых и холодных цветах, контрастность цвета. Свет и форма-0,5ч.

Практика.                                                                                                                                  

Постановка из 2-3 предметов более сложной формы контрастных по цвету-5,5ч.

Материалы: акварель, кисти, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

36. Художник в цирке-6ч.

Практика.                                                                                                                                  

Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления-6ч.

Материалы: мелки, гуашь, кисти, цв. бумага, ножницы, клей.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

37. Натюрморт-6ч.

Практика.                                                                                                                                  

Постановка из 3 – 4 предметов с ясно выраженным цветом и цветовым фоном-6ч.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

38. Выразительные возможности бумаги-2ч.

Практика.                                                                                                                                  

Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно)-2ч.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

39. Композиция на основе зарисовок растений-6ч.

Теория.

Знакомство с графическими материалами и с их техническими возможностями-0,5ч.


Практика.                                                                                                                                  

Выполнить декоративную композицию в графике на основе зарисовок (цветов, трав, растений)-5,5ч.

Материалы: бумага, тушь, перо, кисти.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

40. «Художественная выставка»-2ч.

Теория.

Организация выставки лучших работ за год – обобщение темы «Искусство вокруг нас».

Подведение итога: какова роль художника в жизни каждого человека-2ч.

Форма контроля.

Выставка.

         Индивидуальная работа.

Тема:

1. Композиция «Праздник»-12ч.

Практика.                                                                                                                                  

Передать праздничное настроение, знакомство с понятием ритм в цвете-12ч.

Материалы: гуашь, пастель, восковые мелки (по выбору  уч-ся).

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

2. «Животные», «Птицы»-4ч.

Практика.                                                                                                                                  

Передача пропорций и характерных особенностей-4ч.

Материалы: гуашь, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

3. «Моя подруга», « Мой друг»-6ч.

Практика.                                                                                                                                  

Выполнить композиционный портрет. Передать характер-6ч.

Материалы: карандаш, гуашь, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

4. «Клоун», «Петух»-8ч.

Практика.                                                                                                                                  

Выполнить аппликацию. Обогатить изображения характерными деталями-8ч.

Материалы: цв. бумага, ножницы, клей.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

5. Композиция «Цирк»-4ч.

Практика.  

Выполнение многофигурной композиции (круглая или рельеф)-4ч.

Материалы: пластилин, дощечка, стеки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

6. «Любимая игра»-6ч.

Практика.  

Передать движение-6ч.

Материалы: карандаш или цветные мелки, бумага.  

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

7. «На кухне», «Во дворе»-6ч.

Теория.

Познакомить с понятием  силуэт-0,5ч

Практика.  

Выполнить силуэтную композицию, используя бытовые сюжеты. Предварительно подготовить наброски, зарисовки. Выполнить эскиз. Можно компоновать вырезанные фигуры из бумаги-5,5ч.

Материалы: тушь, перо, кисти или цветная бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

8. Декоративный натюрморт-8ч.

Теория.

Познакомить с понятием жанра «Натюрморт», обучение приемам организации листа, условному цветовому решению-0,5ч.

Практика.  

Нарисовать из нескольких предложенных предметов натюрморт; дать плоскостное решение-7,5ч.

Материалы: бумага, гуашь.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

9. Постановка из 2-3 предметов на цветном гладком фоне-6ч.

Практика.  

Передать цветовые рефлексы. Изменение цвета предметов в зависимости от окружающей среды-6ч.

Материалы: акварель, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      


Тема:

10. «Волшебный город», «Сказка»-12ч.

Практика.  

Выполнить фантастическую композицию, передавая выразительность и индивидуальность выбранных персонажей. Характер костюма, соответствующее окружение-12ч.

Материалы: по выбору уч-ся.                                                                                                                            

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      


Программное содержание.

                2 год обучения.

Тема:

1. Цвет как средство выражения: тихие (глухие)  и звонкие цвета-4ч.

Практика.  

Создание «тёплого царства» (Солнечный город), «холодного цвета» (царство Снежной королевы)-4ч.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

2. Вводная беседа о рисунке-2ч.

Теория.

Знакомство с материалами.

Понятия: линия, штрих, тон. Методы и способы работы карандашом, знакомство с его техническими возможностями-0,5ч.  

Практика.  

Упражнения на разные виды фактуры-1,5ч.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

3. Знакомство с перспективой-4ч.

Теория.

Объяснить что, в перспективе квадрат представляется нам трапецией, а круг превращается в эллипс-0,5ч.

Практика.  

Перспектива квадрата и круга-3,5ч.

Материалы: карандаш, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

4. «Птицы»-4ч.

Теория.

Рассказать о композиционном расположение рисунка на листе. Выявление формы средствами линий, штриха, пятна-0,5ч.

Практика.  

Рисунок чучела птицы в двух положениях-3,5ч.          

Материалы: карандаш, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

5. Изобразительное искусство. Картина – пейзаж-6ч.


 Практика.  

Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий-6ч.

Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

6. Рисование снежинок-2ч.

Практика.  

Нарисовать снежинки. Шесть осей пересекающихся  в одной точке-2ч.

Материалы: акварель, белая гуашь.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

7. Искусство в твоем доме-4ч.

Практика.  

Аппликация из природных материалов-4ч.

Материалы: бумага, семена, засушенные цветы, клей и т.д.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

8. Прогулки в парк или в лес нужны для развития навыков восприятия – эстетического любования и наблюдательности-2ч.

Теория.

Рассматривание леса, природных материалов в виде пней и коряг, коры деревьев и т.п., все это формирует у детей умение анализировать форму-2ч.

Форма контроля.

Экскурсия.

Тема:

9. Ритм пятен как средство выражения-2ч.

Практика.  

Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа-2ч.                                

Материалы: белая и темная бумага, ножницы, клей.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

10. Декоративные предметы быта-6ч.

Практика.  

Выполнить декоративный натюрморт из 2-3х простых предметов        (вазы,  кувшины, и др.) в графике-6ч.

Материалы: тушь, перо, кисти, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

11. Рисование куба простым карандашом-6ч.

Теория.

Рассказать о поэтапном принципе ведения рисунка: компоновка, построение, тоновая моделировка формы-0,5ч.  

Практика.  

Конструктивное построение, тоновая моделировка формы-5,5ч.

Материалы: карандаш, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

12. Декоративное изображение растительных форм-6ч.

Практика.  

Создание образов сказочных цветов и деревьев с передачей настроения, добрые, грустные, веселые, и др. на основе набросков и зарисовок-6ч.

Материалы: гуашь, фломастеры.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

13. Все народы воспевают мудрость старости-6ч.

Практика.  

Изображение любимого пожилого человека – стремление выразить его внутренний мир-6ч.                                                                                                                                     Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

14. Птицы и животные-2ч.

Практика.  

Лепка кратковременных этюдов набросков птиц и домашних животных (ворона, голубь, курица, собака, кошка)-2ч.

Материалы: пластилин, стеки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

15. Изображение двух предметов  в сравнении-4ч.

Практика.  

Постановка из двух предметов разной формы (огурец и помидор, две вазы и т.д.)-4ч.

Материалы: карандаш, восковые мелки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      


Тема:

16. Маски-2ч.

Практика.  

Конструирование выразительных и острохарактерных масок-2ч.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

17. Вводная беседа о живописи-2ч.

Теория.

Знакомство с материалами (акварель, кисти, бумага и т. д.) Усвоение учащимися основных положений живописи-0,5ч.

Практика.  

Упражнения на цветовые растяжки-1,5ч.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

18. Натюрморт-6ч.

Практика.  

Постановка из 2- 3  предметов с ясно выраженным цветом (овощи, фрукты, цветы.) на нейтральном фоне-6ч.

Материалы: акварель, кисти, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

19. Овощи. Фрукты. Грибы-2ч.

Практика.

Лепка предметов простой формы-2ч.

Материалы: пластилин, стеки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                            Тема:

20. Мамин платок-6ч.

Теория.

Показать иллюстрации с разнообразными композиционными вариантами построения узора на цветном поле платка (украшение каймы, угла, центра и четырех углов, свободная роспись и т.д.), обратить внимание на цветовое решение-0,5ч.

Практика.

Создание эскиза платка для мамы,  девочки или бабушки (праздничного или повседневного.)-5,5ч.

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      


Тема:

21. Твои игрушки придумал художник-4ч.

Практика.

Лепка игрушки из пластилина или создание игрушки из любых подручных материалов-4ч.

Материалы: кисти маленьких размеров, тампоны; солома,  кусочки меха, деревянные брусочки, кусочки ткани, природные материалы.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

22. Выразительные возможности графических материалов-4ч.

Теория.

Показать, как правильно нажимать на графические инструменты и материалы, резко или плавно отрывать руку от поверхности листа в конце проведенной линии и т. д.

(просмотр репродукций зимнего леса)-0,5ч.

Практика.

Изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и памяти).

Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь-3,5ч.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

23. Рисунок цилиндра-4ч.

Теория.

Продолжение знакомства с принципами поэтапного ведения работы над рисунком-0,5ч.

Практика.

Последовательность рисования цилиндра-3,5ч.

Материалы: карандаш, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

24. Декоративная композиция «Русский пряник»-2ч.

Практика.

Переработка природных форм. Понятие декоративности-2ч.

Материалы: пластилин, стеки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

25. Искусство народов гор и степей-6ч.

Практика.

Изображение жизни и в степи и красоты пустых пространств. Развитие живописных  навыков-6ч.

                                                                                                                                                     

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

26. Многообразие культур. Истоки родного искусства-2ч.

Теория.

Знакомство с истоками родного искусства. В постройках, предметах быта, в том,  как люди одеваются и украшают одежду-2ч.

Форма контроля.

Беседа.

Тема:

27. Образ красоты человека-6ч.

Практика.

Изображение женских и мужских русских народных образов.

Материалы: гуашь, кисти, бумага-6ч.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

28. Натюрморт из 2-3 предметов-6ч.

Практика.

Выполнить натюрморт из предметов контрастных по цвету на нейтральном фоне-6ч.

Материалы: акварель, бумага, кисти.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

29. Древние соборы-2ч.

Теория.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика, смысловое значение его частей-0,5ч.

Практика.

Изображение на бумаге, лепка древнерусского каменного храма-1,5ч.

Материалы: гуашь, кисти, бумага или пластилин, стеки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

30. Пропорции выражают характер-4ч.

Практика.

Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций

(большой хвост – маленькая голова – большой клюв)-4ч.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки, картонка.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      


Тема:

31. Пропорции и строение фигуры человека-2ч.

Теория.

Познакомить учащихся с тем, как происходит поиск пропорций в изображении фигуры человека-0,5ч.

Практика.

Наброски фигуры человека-1,5ч.

Материалы: бумага, карандаш или уголь.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

32. Натюрморт-4ч.

Практика.

Постановка из нескольких предметов, близких по окраске на цветном фоне-4ч.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

33. Рисование натюрморта-6ч.

Практика.

Натурная постановка из 2-3 предметов простых по форме, объемных предметов-6ч.

Материалы: карандаш, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

34. Образ человека и его характер,   выраженный в объеме-4ч.

Практика.

Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером: Царевна – Лебедь, баба Бабариха, баба – яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т.д.-4ч.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      

Тема:

35. Картина - портрет-6ч.

Практика.

Создание портрета, какого – либо из дорогих хорошо знакомых людей – одного из родителей, друга, подруги или автопортрета (по представлению)-6ч.

Материалы: гуашь, кисти или пастель, или акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.

Форма контроля.

Практическая работа.                                                                                                                                                      


Тема:

36. Образ художественной культуры Древней Греции-4ч.

Теория.

Рассказ о культуре Древней Греции. Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Красота построения человеческого тела - «архитектура» тела, воспетая греками. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой-0,5ч.

Практика.

Изображение греческих планов или изображения фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении)-3,5ч.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Форма контроля.                                                                                                               Практическая работа.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                Индивидуальная работа.

Тема:

1.Парки, скверы, бульвары-8ч.

Теория.

Показ иллюстраций старинных дворцовых парков-садов (Кусково, Петергоф, Летний сад и т. п.), работы русских художников А. Бенуа, К. Сомова, В. Бориса-Мусатова-0,5ч.  

Практика.

Изобразить разные по характеру парки (для сказочных героев, веселый парк-аттракцион.) Аппликация-7,5ч.

Материалы: цв. бумага и белая, гуашь, ножницы, клей.

Форма контроля.                                                                                                               Практическая работа.                                                                                                                                                                                            

Тема:

2. Рисование с натуры природных форм-6ч.

Практика.

Изображение бабочек, цветов, веток, овощей с ботвой, коры деревьев.

Материалы: тушь, перо, палочка, кисть, черная акварель, (сырая бумага)-6ч.

Форма контроля.                                                                                                               Практическая работа.                                                                                                                                                                                            

Тема:

3. Упражнения на передачу фактуры-8ч.

Практика.

Воспроизведение на листе бумаги в отдельных клеточках фактур различных поверхностей (холст, кружево, кора, срез дерева)-8ч.

Материалы: по выбору учащихся.

Форма контроля.                                                                                                               Практическая работа.                                                                                                                                                                                            


Тема:

4. Декоративная композиция-4ч.

Практика.

Лепка. Выполнить композицию на тему: сказочная, фантастическая рыба или птица.

Материалы: пластилин, стеки-4ч.

Форма контроля.                                                                                                               Практическая работа.                                                                                                                                                                                            

Тема:

5. Плетение из полосок цветной бумаги-4ч.

Теория.

Знакомство с техникой плетения-0,5ч.

Практика.

Изготовление коврика для кукол, закладки для книжки. Освоение техники плетения-3,5ч.

Материалы: бумага, ножницы и клей.

Форма контроля.                                                                                                               Практическая работа.                                                                                                                                                                                            

Тема:

6. «Автопортрет»-6ч.

Практика.

Передать характерные черты портретируемого, учитывая необходимость отбора наиболее выразительных живописно-композиционных средств-6ч.

Материалы: акварель, гуашь, бумага.

Форма контроля.                                                                                                               Практическая работа.                                                                                                                                                                                            

Тема:

7. Натюрморт из 2-3 контрастных по цвету предметов на равноокрашенном цветном фоне (предметы домашнего обихода, овощи, фрукты)-12ч.

Практика.

Передать единство многообразия цветовых оттенков. Связь предметов с окружающей средой. Лепка формы цветом (свет, тень, полутон, блик, рефлекс)-12ч.

Форма контроля.                                                                                                               Практическая работа.                                                                                                                                                                                            

Тема:

8. Конструирование из бумаги игрушки «Транспорт»-6ч.

Практика.

Придумать и построить из бумаги образ фантастических машин (наземных, водных, воздушных)-6ч.

Материалы: графические мат., белая и цв. бумага, ножницы, клей.

Форма контроля.                                                                                                               Практическая работа.                                                                                                                                                                                            


Тема:

9. Постановка из нескольких различных по материалу предметов-12ч.

Практика.

Развитие колористического видения и лепка формы цветом. Передача фактуры предметов-12ч.

Материалы: гуашь, бумага.

Форма контроля.                                                                                                               Практическая работа.                                                                                                                                                                                            

Тема:

10. Аппликация из засушенных листьев, трав-6ч.

Практика.

Изготовление аппликации на тему: «Кто в лесу живет», «Яркие рыбки»-6ч.

Материалы: картон, цв. бумага, засушенные листья, травы, ножницы, клей.

Форма контроля.                                                                                                               Практическая работа.                                                                                                                                                                                            


Заключение.

Цель  программы «Изобразительное искусство» в изостудии - формирование художественной культуры воспитанников как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

1. Программа разработана как система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение основных видов художественной деятельности:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность;

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей.

2. Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.  

3. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач, обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

4. Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ребенка (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает  развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства.

5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта - условие постижения искусства. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально - ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости.

6. Развитие художественно - образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Развитие художественного мышления строится на единстве его основ:

- наблюдательности, умение вглядываться в явления жизни;

- фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.


Литература для педагога.

1. Афанасьева, Е. А. Рисунок, живопись, скульптура, композиция для ДХШ и ДШИ (художественных отделений) [Программа]. -  М.: издательство Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1990 г. - 30.

2. Кард, В. А, Петров, С. К. Учимся лепить из пластилина [Книга]. - М.: издательство АСТ; СПб: Сова,2006. - 123, [5] с.: ил. - В подарок.

3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд [Программы]. - М.: издательство «Просвещение», 2006. - 140.

Литература для детей.

1. Ивашнев, В. И. Юный художник [Журнал]. - М.: издательство ООО «СТРАТИМ-ПКП», 2006. - 48.


Приложение.

1. Словарь терминов.

Акварель (от лат. - вода) - краски, которые разводят водой, а также работы, выполненные этим материалом.

Аппликация (от лат. - прикладывание) - способ создания орнаментов или художественных изображений путем прикладывания к бумаге.

Архитектор (от греч. - строитель) - художник, занимающийся разработкой конструкций зданий, их оформлением. (Художник, придумывающий разнообразные здания, мосты и другие постройки.)

Ажурный (от франц.) - сквозной, решетчатый, прозрачный, искусно и тонко сделанный.

Анималистический жанр (от лат. - животное) - жанр изобразительного искусства, к которому относятся художественные произведения (живопись, графика, скульптура), изображающие животных.

Буквица - выделенная размером, формой, цветом, украшением первая буква текста.

Бытовой жанр - картины, посвященные повседневной, обычной жизни человека - крестьянина или горожанина.

Бульвар - аллея посреди улицы; широкая улица, обсаженная деревьями.

Гуашь - краски, которые, как и акварель, разводят водой. Рисуют гуашью, нанося ее густым непрозрачным слоем на поверхность. Могут свободно перекрывать предыдущие мазки.

Графика - вид изобразительных пространственных (пластических) искусств. Графика, как и живопись, связана с изображением на плоскости. Рисуют как правило на листе бумаги (которая может быть разных сортов), изредка на картоне, а в древности рисовали на папирусе, пергаменте. Главные выразительные средства графики - линия, штрих, контур, пятно и тон.

График - художник, работающий в области графики.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. - украшаю) - один из видов пластических искусств, имеющий особую декоративную образность. К этому виду искусства относят произведения, создаваемые из самых разных материалов - из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла и т. д. Различают традиционное крестьянское искусство, народные художественные промыслы и современное выставочное декоративное искусство. Декоративное искусство, связанное с оформлением архитектурного, городского и паркового пространства (декоративные росписи, плафоны, вазоны и т. д.), выступает в синтезе с другими искусствами, прежде всего с монументальным искусством.

Декорация (от лат. - украшать) - художественное оформление театральных спектаклей, изображение на театральной сцене среды, где живут герои спектакля. Сюда входят освещение, вещи, нужные актерам во время спектакля, - подлинные или поддельные, т. е. специально изготовленные, заменяющие настоящие (бутафория), занавес, костюмы и грим актеров.  

Иллюстрация (от лат. - освещение, наглядное изображение) - рисунки в книгах, которые сопровождают, дополняют текст, помогают читателю увидеть героев произведения - их лица, особенности фигуры и т. д., а также события, время и место, где они происходят.

        


Исторический жанр - картины, посвященные историческим событиям (великие битвы, знаменитые встречи, торжества и др.), историческим героям. Как бы подвидом этого жанра является батальный жанр - изображение момента боя.

Композиция (от лат. «сочинение», «составление») - взаимосвязь элементов художественного произведения, от которой зависят его образ.

Карандаш (от тюрк. «черный камень») - материал и одновременно инструмент для рисования в виде тонкой палочки из графита (природного материала) или специально красящих веществ, обычно оправленных в деревянную оболочку. Современные графитные карандаши состоят из минерала с примесью специальных сортов глины.

Колорит (от лат. - цвет) в живописи - характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй.

Коллекция (от лат. - собирание) - собирание редкостных предметов или произведений искусства (книг, рукописей, картин, керамики, стекла, оружия, камней, марок, монет и т. д.).

Макет (франц.) - объемно-пространственное изображение проектируемого сооружения, т. е. модель будущего здания. Макет выполняется из плотной бумаги или картона.

Маска (франц.) - накладка с вырезами для глаз, надеваемая на лицо, чтобы не быть узнанным, скрыть свои черты либо создать новый образ - реальный или фантастический, человеческий или звериный.

Основные цвета, или главные цвета - цвета, которые не могут быть составлены из других. Это красный, синий и желтый.

Пастель (от итал. - тесто) - художественный материал, который состоит из пигментного порошка, замешиваемого со связующими веществами (они позволяют сохранить форму мелка). Пастель имеет много оттенков каждого цвета.

Пропорции (от лат. - соотношение, соразмерность) - соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом.

Ритм (греч.) - повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов произведения.

Реальность (от позднелат. - вещественный, действительно существующий) - объективно существующее явление, действительность, факт.

Составные цвета - цвета, которые составляются из основных. Это оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Скульптура (от лат. - вырезаю, высекаю) - изображение людей, животных, выполненное в объеме; скульптура круглая, и мы можем обойти ее и рассмотреть со всех сторон. Скульптура - одно из самых древних искусств.

Скульптор (от лат.) - художник, создающий скульптуры. Он лепит скульптуры из глины, пластилина, высекает их из камня, вырезает из дерева.

Стеки (итал.) - инструменты для лепки из мягкого материала (глины, пластилина). Это палочки с расширенными в виде различных лопаточек концами. Выполняются из дерева, пластмассы.

Стилизация - переработка природной формы и цвета в декоративные формы.

Художник - человек, создающий произведение искусства и понимающий искусство, умеющий видеть в окружающем мире не только красоту, но и необычное в обычном, умеющий ценить добро и приносить его людям, природе и всему живому.

Холст - льняное полотно, в живописи - основа, на которую наносится красочный слой.


Муниципальное бюджетное

образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования

для детей Тяжинского района

Кемеровской области»

Учебно-воспитательный план работы

творческого объединения изостудии

«Акварелька» на 2007-2008 г.

        Руководитель Окунева О. А,

        педагог дополнительного образования.

         

р. п. Тяжинский 2007г.


Пояснительная записка.

В настоящее время к числу актуальных вопросов относятся духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль курса состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу курса обучения положен принцип «ОТ РОДНОГО ПОРОГА В МИР ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ».  

Причина ведения данного курса состоит в том что, ребенок шаг за шагом  

открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень данного курса.

 Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одной из главных целей преподавания искусства становиться задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

В результате изучения курса учащиеся:

- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство;                                

- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;                                                                            -осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества.

- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

- приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, эмоционального состояния, своего отношения к творческой  художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

    Цель освоения данного курса– формирование духовной культуры воспитанников как неотъемлемой части культуры духовной, воспитание духовно развитой личности.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи.

Главной задачей обучения является приобщение учащихся к художественной культуре, обучить их основам изобразительной грамоты, воспитать их эстетический вкус. Дисциплины «Рисунок», «Живопись», «Композиция» в учебном процессе являются ведущими. Дополняя друг друга, они изучаются взаимосвязано, что содействует развитию творческих возможностей учащихся и их эстетическому воспитанию.

Задача курса «Рисунок» заключается в том, чтобы привить учащимся основы изобразительной грамоты, т. е. научить их видеть, понимать и изображать.

Первоочередной задачей курса «Живопись» является развить у  учащихся  способности видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветосветовых отношений.

Основная задача курса «Композиция» - дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление и тонкий эстетический вкус.                                      Декоративно-прикладная деятельность включает разнообразные художественные работы и техники: роспись гуашью, различные виды аппликации, мозаику из цветной бумаги, конструирование из бумаги, тканей, природного и подручного материала, декоративную лепку и многое другое.                                                                                                                Основные задачи по лепке – развивать у детей интерес к предмету и дать первые навыки работы в объеме (в пластилине или глине). Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов, понимание скульптурных материалов и их возможностей.

     Художественная деятельность учащихся на  занятиях находит разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений                      

действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей,  результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам. Данный курс  предполагает групповые формы занятий и индивидуальные.  

Формы подведения итогов реализации образовательного курса дополнительного образования: выставки, творческие конкурсы.

    Курс «Изобразительное искусство и художественный  труд» предназначен для освоения в учреждении дополнительного образования и рассчитан для  изучения детьми 9-14 лет. Срок изучения данного курса -   2 года.

Оптимальный вариант реализации курса   «Изобразительное искусство и художественный  труд»  происходит за  2 учебных занятия в неделю по 2 часа. Общее количество часов 144. Данный кур предполагает групповые формы занятий и индивидуальные. Индивидуальные занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.  Общее количество часов 72.


 

                   О. А. Окунева

        

   

Изостудия «Акварелька».

       

р.п. Тяжинский 2007.г.

        

Рассмотрена на педсовете                                Утверждена __________ Петрова. О. В.

(протокол №____ от_________)                                 (приказ № _______ от ____________)

Принято на РЭС

(протокол №       от          )

        

Образовательная программа


Муниципальное бюджетное

образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования

для детей Тяжинского района

Кемеровской области»

                            О. А. Окунева.

Изостудия «Акварелька».

                                          Образовательная программа.

р. п. Тяжинский 2006. г.


        

Автор: Окунева Ольга Анатольевна,

        педагог дополнительного образования.

Под общей редакцией: Петрова Ольга Викторовна, директор.

Рецензенты: председатель педагогического совета Петрова О. В.

Секретарь педагогического совета:

Программа может быть использована в работе учреждений дополнительного образования, в художественной школе, в общеобразовательных и дошкольных учреждениях.


Содержание:

Введение..............................................................................................4.

Пояснительная записка......................................................................5.        

Цель и задачи....................................................................................  8.

Учебно-тематический........................................................................9.

Программное содержание.................................................................16.  

Заключение.........................................................................................37.

Литература для педагога...................................................................38.

Приложение.......................................................................................39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 1)©

                                   КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-            ...

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 2)©

                                   КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-          ...

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 3)©

                                   КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-          ...

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 4)©

                                   КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-          ...

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 5)©

КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-                           ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ          ...

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 6)©

КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-                           ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ          ...

«Синтез искусств в художественно- эстетическом образовании XXI века»

Формирование синестетического» восприятия музыки у учащихся 2 класса (на примере цикла внеурочных занятий «Детский альбом»...