Рабочие программы ( изо)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме

Галкина Елена Васильевна

Концепция  программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_-_izo.docx108.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2012.) и авторской  программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2012.).

      Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 35 уроков.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Концепция  программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

.

Цель учебного курса: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
  2. способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  5. ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы» ,«Тренировочные упражнения», «Декоративное рисование».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

  1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти – живопись, рисунок) – 16 часов
  2. Декоративно- прикладная деятельность  (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 20 часов
  3. Наблюдение за видимым миром  (беседа) – 4 часа

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Задачи учебного  курса:

∙        Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений  искусства;

∙        Обеспечение условий понимания эмоционального  смысла визуально-пространственной формы;

∙        Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей в пространственных формах;

∙         Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным  действиям в ситуации неопределенности;

∙        Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

∙        Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды;

∙        Развитие способности ориентироваться  в мире современной художественной культуры;

∙        Овладение средствами художественного изображения;

∙        Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

специфика и уровень подготовки классов изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

специфика   работы с интегрированными классом и учащимися ОВЗ 7 вида

Работа с такими детьми происходит дифференцированно с применением следующих методических приемов:

Поэтапное разъяснение заданий.

  1. Последовательное выполнение заданий.
  2. Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  3. Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  4. Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  1. Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
  2. Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  3. Упрощенные задания на дом
  4. Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания
  5. Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
  6. Использование упрощенных упражнений

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

  1. Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
  2. Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
  3. Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
  4. Оценка переделанных работ.
  5. Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других  видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как  это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

 Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся         любимыми. В этом процессе учащиеся познают  радость созидания         и         приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и         творческие         таланты.  

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности  и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы  изобразительной грамоты.

В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

требования к знаниям и умениям ученика

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в шестом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года должен

знать/понимать

 - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;

- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;

- центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);

- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;

-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;

- искусств и памятники родного края;

- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;

- ведущие художественные музеи России и других стран;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашь

 уметь

  1. Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
  2. Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);
  3. Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты  света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
  4. Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
  5. Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
  6. Создать художественный образ в композициях;
  7. Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
  8. Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  4. овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

 иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

 о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

о роли художественной иллюстрации;

о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;

об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

В процессе практической работы учащиеся должны:

иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

уметь анализировать произведения архитектуры;

знать основные этапы развития и истории архитектуры;

уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;

работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;

конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.

При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:

создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;

работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;

использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;

использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки и др.

  Тематическое планирование 5 класс


урока

Тема урока. раздел

часы

Тип урока , формы и виды работ

Формы и методы контроля

Сроки

Примечание

1 четверть.   Декоративные корни народного искусства.

1.

Рисуем отгадки

к народным

загадкам.

Устное народное творчество –

основа для произведений

изобразительного искусства.

Иллюстрированная книга –

объёмное произведение искусства.

Иллюстрирование

русских народных загадок (рисование
или аппликация).

2.

Древние образы

в народном искусстве.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно-символический характер.

Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию
из различных элементов древнерусской символики.

3.

Декор русской избы.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре
и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Наброски с натуры модели домика.

Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными
и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их
в орнаментальную композицию.

4 – 5.

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда
и включение их в пространство дома. Единство пользы
и красоты. Точка схода для построения плоскости пола, стен, потолка.

1 вариант:

Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией).

2 вариант:

Нарисовать фрагмент интерьера избы
с основными предметами.

 

6.

Конструкция, декор предметов

народного быта и труда.

Карельские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

Варианты:

  1. солонка, шкатулка,
  2. карельская 
  3. прялка,
  4. деревянные ложки.

7.

Образы и мотивы

в орнаментах карельской вышивки.

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках
на полотенце.

1 вариант:
Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

2 вариант:

Русский народный орнамент в полосе.

8.

Народный праздничный костюм.

Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Форма
и декор женских головных уборов. Разнообразие форм
и украшений народного праздничного костюма
в различных республиках
и регионах России.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов
и народов России
с использованием разных техник
и материалов.

9.

 Современное повседневное декоративное искусство.  Что такое дизайн?

Формирование представлений о дизайне интерьера. Познакомить с работой дизайнера.Проект комнаты. 

 2 четверть.   Связь времён в народном искусстве.

10.

Древние образы
в современных народных игрушках.

Промыслы нашего края.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек.

1 вариант:
Лепка и декор  игрушки в традиции одного из промыслов (Филимоново, Каргополь, Дымково).

2 вариант:
Лепка и декор Дымковской игрушки.

11.

Богородская деревянная резная игрушка
с элементами движения.

Деревянная резная игрушка
с элементами движения. Городской фольклор ярмарок. Художественные достоинства произведений народных мастеров и кустарей. Выразительность движений и звуковых эффектов богородской игрушки.

Выполнение эскиза игрушки с элементами движения по мотивам русских сказок, басен И. А. Крылова.

12.

Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие пр

Слияние промысла
с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

1 вариант:Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией).2 вариант:Выполнение эскиза изделия  под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…).3 вариант:Импровизация
по мотивам Гжели(облепить пластилином сосуд, покрыть краской и расписать под Гжель).

13.

Искусство Городца.

Истоки и современное развитие промысла.

Единство формы предмета и его декора в  городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной
и сюжетной росписи:  изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

14.

Искусство Жостова.

Истоки и современное развитие промысла.

Разнообразие форм подносов
и  вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

1 вариант:Выполнение фрагмента жостовской росписи
с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг
с другом.
2 вариант:Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются
на чёрном поле крупных подносов.

15.

Искусство Хохломы.

Истоки и современное развитие промысла.

 

«Золотая Хохлома» - роспись
по дереву золотым, красным
и чёрным цветом. Изображение рыб, птиц и петухов в хохломской росписи. Главный мотив – «травка» - узор
из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод на серебристом фоне. Ритмическая последовательность элементов росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи
с использованием «травки».

16

Керамика Скопина (Рязань),

Опошни (Полтава).

Превращение обычных предметов в необычные в творчестве народных мастеров – создателей фигурных сосудов. Чудо-сосуды народного гончарного искусства. Художественное единство скульптурного начала и функциональности вещи
в народном творчестве (ковши-утицы, птицы-солонки,
кони-качалки, звери-свистульки, медведь-кувшин и т. п.).

Выполнение эскиза
и роспись «волшебного» фигурного сосуда – сосуд-зверь, сосуд-птица

17-18.

Промыслы нашего края.

Роспись..

Ручная роспись свободным, кистевым приёмом. Сравнение видов росписи.

Выполнение фрагмента росписи

 

19.

Роль народных художественных промыслов

в современной жизни (обобщение темы).

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту
и интерьере.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся.

3 четверть.     Декор – человек, общество, время.

20.

Зачем людям украшения.

Социальная функция декоративного искусства
в организации общества. Знакомство с эволюцией и образным значением одежды. Ювелирное искусство.  Костюм и одежда.

Сообщение новых знаний.

21.

Декор и положение человека
в обществе.

Роль декоративного искусства
в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов
с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших
и низших сословий общества.

Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного  ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы.

22 – 23.

Украшения
в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Роль декоративного искусства
в Древней Греции.  Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. Место и роль античного искусства в мировой художественной культуре.

Эскиз сосуда 
по мотивам греческой вазописи (изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном стиле).

24.

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие
от других общностей, объединений.

1 вариант:

Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса.

2 вариант:

Изображение герба города и рассказ о его возникновении.

3 вариант:

Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий.

25-26.

Одежда говорит
о человеке.

Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко. Суть декора – выявлять роли людей, их отношения
в обществе, выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

1 вариант:

Коллективная работа «Бал во дворце».

2 вариант:

Декоративная открытка «Мисс Барокко».

 

27.

Современная одежда
по мотивам национальных костюмов.

Национальные традиции
в культуре народа. Одежда
и национальный колорит. Живопись, скульптура,
графика – своеобразные хранители костюмов всех времён и народов.

Эскизы современной одежды по мотивам национальных костюмов разных стран мира.

28.

Роль декоративного искусства
в жизни человека и общества (обобщение темы).

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и  выставка работ учащихся.

4 четверть.   Декоративное искусство в современном мире.

29.

Современное повседневное
и выставочное декоративное искусство.

Многообразие материалов
и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись
по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала
и его роль в создании художественного образа.

Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев.

30 – 31.

Современное декоративное искусство. Витраж.

Монументальное искусство. Мозаика и витраж.

Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или
на произвольную тему.

32-33

Создание коллективной декоративной работы
из мозаики.

Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга.

Выполнить работу
в технике мозаики
из цветной бумаги
на современную тему (как вариант – аппликация «Подводный мир» из бросового материала).

34 – 35.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

2-3ч

Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале.

Коллективное (или индивидуальное) панно (материал произвольный) на тему «Украсим школу своими руками».

Тематическое планирование 6 класс

п/п

Тема урока , раздел урока

Кол-во часов

Тип урока

  виды работы

Формы  контроля

Формы контроля

Сроки

Примечание

план

1.

 Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления                                             

1

Беседа

 тематическое рисование;

анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО

2

Полный цветовой круг

1

Изучение нового материала

Учебное задание по живописи

основы цветоведения и изобразительной грамоты

3.

Живописные и графические упражнения

1

Тематическое рисование

Работа графическими и живописными материалами;

цветовая растяжка, графические упражнения

4

Осенний лист, бабочка и фрукты

1

Рисование  с натуры, по памяти, по представлению

Рисование  с натуры, по памяти, по представлению

симметрия и ее роль в природе, в изображении; окраска в природе

5.

6

Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами

2

Рисование с натуры

подбор цветов, близких натуре, использование палитры

анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотени

7

В осеннем лесу

1

Тематическое рисование

выбор положения листа в зависимости от сюжета

работа «по сухому», «по мокрому».

8

Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)

1

Рисование с натуры, по памяти,

 сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения

элементы композиции

9

На дне морском

1

Тематическое рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов

работа с трафаретом

живопись «по мокрому» (фон, рыба – 1 слой), «по сухому» (прописывание деталей, рыба)

10

 Невиданный зверь

1

Тематическое рисование;

рисунок-фантазия; рисунок-тест

 анализ и синтез в изображении художника

11

Наброски с куклы-игрушки

1

Рисование с натуры

 анализ формы, светотени, цвета

12

13

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложение)

2

Рисование с натуры:

 рисование фигуры человека от схемы;

последовательное ведение работы

14

Фигура человека в движении. Спорт.

1

декоративная работа

составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения;

анализ произведений искусства

15

Две контрастные фигуры

1

Рисование по памяти

карикатура как контраст

анализ произведений искусства

16

Новогодняя открытка, приглашение на бал

1

декоративное рисование

конструирование макета открытки

последовательное ведение работы

17

Зимние забавы (развлечения, спорт).

1

Тематическое рисование

разновидность современной книжной графики – комиксы

последовательное ведение работы

18

19

Мы рисуем инструменты

2

Наброски с натуры столярных, слесарных, строительных и др.инструментов

анализ формы, пропорций, конструкций;

анализ формы, пропорций, конструкций;

20

Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга

1

Беседа-видеоэкскурсия

просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся;

анализ произведений искусства

21

Наши новостройки

1

Декоративное рисование

 рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти,

анализ произведений искусства

22

23

Красота народного костюма

2

Декоративное рисование,

 аппликация, использование шаблонов, трафарета

Умение использовать шаблоны

24

Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению.

1

Беседа о творчестве русских художников Х1Х века; Репин, Суриков, передвижники;

 работа от эскиза

анализ произведений искусства

25

Материнство («Рождество» или «Новорожденный»)

1

Тематическое рисование

Просмотр зрительных материалов

анализ произведений живописи

26

Красота орнамента. Гипсовый трилистник.

1

Рисование с натуры

Рисование орнамента

Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме

27

28

Иллюстрация к литературному произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры.

2

Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества

сбор материала по теме

анализ произведений

29

30

Космические дали

2

Тематическое рисование

декоративное конструирование – макет марки

Космонавтика: новая разновидность пейзажа

31

Разработка герба

1

декоративное рисование

 разработка герба

школы

Поэтапная работа

30

32

Афиша цирка

1

декоративное рисование

Беседа о разновидности графики – плакате

анализ произведений искусства

Май

7

33

Человек и профессия. Поясной портрет

1

Рисование с натуры, по представлению, памяти

беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретиста

Анализ портрета

14

34

Портрет-шутка

Рисунок-фантазия

Беседа о художнике ХУ1 века Д.Аргимбольдо, гримерах в театре

создание портрета из овощей и фруктов

21

35

Весенний букет

Рисование с натуры натюрморта

беседа о натюрморте в живописи

анализ произведений художников

28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской  программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005.).

Согласно федеральному компоненту государственного стандарта,  целями  художественного образования является:

  1. развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  2. воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  3. освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  4. овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  5. формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

 задачи:

•  углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных  видах  и  жанрах  искусства:   натюрморте,  интерьере, архитектурном пейзаже,   портрете,  бытовом жанре,  скульптуре, народном искусстве;

•  формировать зрительскую компетентность в процессе дальнейшего   знакомства   с   художественными   произведениями   разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;

•  знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный  вкус  в  процессе  восприятия  произведений, созданных  отечественными  и  зарубежными  художниками,  и  в процессе выполнения творческих работ учащимися;

•  давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;

•  раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому;

•  углублять представления учащихся о синкретичности народного искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза   музыкального,   театрального,   устного   и   декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессионального   и   народного   искусства   на   примере   архитектуры   и культуры быта;

•  продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования   с   использованием   приемов   художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов;

•  развивать      умение      выражать      эмоционально-личностное отношение    к    особенностям    семейной    культуры    в    разных слоях    общества    с    помощью    рисунка    или    пластического образа; 

• развивать творческую активность учащихся через  расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села)

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Работа на пленэре*

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Создание эскизов интерьера, транспорта (космический корабль).

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение архитектурных заповедников.

Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. 

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  1. основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  2. основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  3. выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
  4. наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
  5. значение изобразительного искусства в художественной культуре

уметь

  1. применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  2. анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  3. ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

 повседневной жизни для:

  1. восприятия и оценки произведений искусства;
  2. самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Тематическое планирование 7 класс

Тема, раздел урока

Часы

Тип урока  виды работы

Формы контроля.

Сроки

Примечание

 1.

Изобразительное искусство в     семье пластиче-ских  искусств

Виды изобразительного искусства (8 часов)

1

Урок формирования новых знаний   ,

Знать  виды   пластических   и изобразительных      искусств; различные     художественные материалы  и  их значение  в создании      художественного образа

Сгруппировать предложенные фото    и    репродукции   произведений  по  видам изобразительных (пластических) искусств

2.

Рисунок -основа  изобразительного творчества

Виды изобразительного искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Зарисовки  с   натуры    отдельных растений или веточек     (колоски, ковыль,    зонтичные   растения   и др.)  с  использованием   графических   материалов (карандаш, уголь, фломастер)

Фронтальный устный      опрос. Просмотр и анализ работ

3.

Линия   и ее   выразительные   возможности

Виды изобразительного искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Выполнение   линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные       узоры травянистых    соцветий,   разнообразие в характере линий:      тонких, широких, ломких, корявых,    волнистых и т. д.). Материалы:     карандаш, уголь

Анализ    результатов    собственной      художественной   деятельности

4.

Пятно как средство выражения. Композиция как   ритм пятен

Виды изобразительного искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений и   навыков Изображение раз личных состоя
ний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью

Просмотр и анализ работ

5.

Цвет. Основы цве-товедения

Виды изобразительного искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений и   навыков. Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь,

Просмотр и анализ работ

6

Цвет   в произве дениях живописи

Виды изобразительного искусства

1

Урок формирования новых знаний, умений и   навыков

Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихи

Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ

7

Объемные   изображения в скульптуре

Виды изобразительного искусства

1

Комбинированный

Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе  

Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ  

8

Основы языка изображения

Виды изобразительного искусства

1

Повторительно-обобщающий Конкурсные    задания

Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произве-дения  искусства

Балльная оценка конкурсных заданий

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

1

Урок формирования новых знаний

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

Ответить на во
прос: «Почему
люди
 хранят

произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?»

10

Изображение предметного мира: натюрморт

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения   искусства   натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран
даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,пятно, композиция)

Просмотр и анализ работ

11

Понятие формы, Многообразие форм  окружающего  мира

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Комбинированный

Конструирование из   бумаги    простых геометрических  тел  (конус, цилиндр,        куб, призма)

Иметь представление о многообразии и выразительности форм

Игра «Определи произведение и его автор?, по фрагменту» Просмотр и анализ работ

12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Урок формирования новых

знаний, умений Зарисовки конструкции    из    нескольких геометрических       тел. Материалы:     карандаш,     бумага формата А4

Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ

13.

Освещение.   Свет и тень

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Урок формирования новых знаний, умений

Зарисовки      геометрических   тел из гипса или бумаги   с  боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель,   бумага формата А4

Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Фронтальный
опрос
        (сип

квейи), Самоанализ работ учащимися

14

Натюрморт в графике.

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Комбинированный

Выполнение    натюрморта в технике       печатной графики (оттиск с аппликации      на картоне)

составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные    средства    графики; работать в технике печатной графики

Просмотр и анализ работ

15.

Цвет      в натюрморте

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Комбинированный Работа  над  изображением      натюрморта   в   заданном    эмоциональном   состоянии:      праздничный,     грустный, таинственный. Материалы:     гуашь, кисти, бумага формата A3

Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью   цвета   передавать   настроение в натюрморте; работать  гуашью; анализировать цветовой     строй     знакомых произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества

16

Выразительные возможности натюрморта

Мир наших вещей. Натюрморт

1

Урок-обобщение

Знать  такой жанр  изобразительного   искусства,   как   натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь  анализировать   образный  язык  произведений  натюрмортного жанра

Защита проектов. Анализ и оценка результатов проекгной деятельности

17

Образ человека   -главная тема    искусства

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся      художников-портретистов русского  и мирового искусства   (Рембрант,   И. Репин). Уметь активно воспринимать   произведения    портретного жанр

-

18.

Конструкция Головы человека и её пропорции

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Урок формирования новых знаний, умений

Работа   над   изображением   головы человека с соотнесенными  по-разному деталями лица (аппликация вьфезанных      из бумаги форм

Просмотр и анализ работ

19.

Графический портретный    рисунок    и выразительность образа человека

1

Комбинированный

Выполнение    автопортрета с натуры.     Материалы:  бумага формата   А4,   уголь, мелки, карандаш

Знать   пропорции   головы   и лица   человека;   выдающихся представителей    русского    и мирового   искусства   (А. Дюрер,    Леонардо    да    Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь  использовать  выразительность            графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Просмотр и анализ работ

20

Портрет в графике

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Портрет     соседа по парте в технике силуэта (профиль).    Материалы: черная тушь, гуашь, бумага

Знать   пропорции   головы   и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Просмотр, анализ и оценка работ

21.

Портрет в

скульптуре

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Работа   над   изображением         в скульптурном портрете выбранного    литературного героя с ярко выраженным   характером     (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.)

Презентация   работы с произнесением   короткого   монолога   от имени       вылепленного   литературного      героя. Анализ и оценка работ

22

Сатирические образы человека

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Изображение   сатирических образов литературных героев      (бумага формата А4, черная акварель или гелевая       ручка, тушь)

Тест. Просмотр и анализ работ

23.

Образные возможности освещения в портрете

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Наблюдение    натуры и наброски (пятном)   головы в  различном  освещении  (бумага формата А4, черная    акварель, кисть)

Просмотр и анализ работ

24.

Портрет в живописи

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Ассоциативный портрет в технике коллажа      («Мама», «Папа», «Дедушка»,    «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа

Тождество и контраст(сравнительный анализ произведений), Представление работ, анализ и оценивание

25.

Роль цвета в портрете

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Комбинированный

Анализ цветового решения образа в портрете.    Материалы:      бумага, гуашь, кисть

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

Ответить на  вопрос:   «Кому   из известных    тебе художников    ты заказал  бы  свой портрет?     Почему?».    Просмотр и анализ работ

26.

Великие портретисты

Вглядываясь в человека. Портрет

1

Повторитель-

но-обобщающий

Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант).

Презентация проектов на тему «Художники-портретисты     и их      произведения»

27

28

Жанры   в изобразительном искусстве

Человек и пространство в изобразительном искусстве

2

Комбинированный

Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.

Сгруппировать предложенные произведения  по жанрам

29

Человек и пространство в изобразительном искусстве

1

Урок-творческого применения знаний, умений,   : навыков

тельным выбором яркого     личного впечатления      от состояния в природе (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье        и ароматы лета)

ности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению

много музыки"?». Просмотр, анализ и оценка работ

32-33

Городской пейзаж

Человек и пространство в изобразительном искусстве

2

Урок-творческого применения знаний, умений,   : навыков

Работа   над   графической  композицией «Мой город» (бумага формата A3, гуашь с ограниченной палитрой   или   оттиски с аппликации на картоне)

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике

Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности

34

35

Выразительные возможности изобразительного искусства.   Язык и смысл

Человек и пространство в изобразительном искусстве

2

Повторитель-

но-обобщающий

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа.

Оценка конкурсных заданий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для VIII общеобразовательных классов  соответствует базовому уровню изучения предмета и  составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ основного общего образования.

Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Цели художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  в VIII  – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в  неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  1. основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  2. основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  3. выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  4. наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  5. значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  1. применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  2. анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  3. ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

 повседневной жизни для:

  1. восприятия и оценки произведений искусства;
  2. самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Тематическое планирование 8 класс

п/п

Тема, раздел урока  

 Часы

Тип урока, виды работы

Формы контроля

Сроки

Примечание

Синтез искусств

1

2

3

Роль изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

3

беседа

Учебное задание по живописи

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств.

Синтез искусств в архитектуре

4

5

6

Архитектура — композиционная организация пространства.

Виды архитектуры.

3

Перспективное изображение

выбор положения листа в зависимости от сюжета

Архитектура — композиционная организация пространства.

7

8

Конструкция здания: часть и целое.

Здание как сочетание различных объемных форм.

Понятие модуля.

2

Перспективное изображение

Рисование  с натуры, по памяти, по представлению

симметрия и ее роль

9

10

Стили и направления в архитектуре. Античная архитектура

2

Тематическое рисование

выбор положения листа в зависимости от сюжета

Зарисовки элементов архитектуры.

11

12

Романский стиль. Готика.

2

Тематическое рисование

Зарисовки элементов архитектуры.

Монументальность, суровость и лаконичность форм.  

13

14

Стили и направления в  архитектуре ренессанса и нового

времени В.В.Растрелли

2

Тематическое рисование

Зарисовки элементов архитектуры.

Ренессанс. Барокко, рококо, классицизм, ампир. Основные черты.

15

16

Стили в архитектуре конца 19 – 20 века. Ле Корбюзье. Ле Корбюзье.

2

Беседа-видеоэкскурсия

просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся;

анализ произведений искусства

17

18

Связь архитектуры и дизайна

2

Декоративное рисование

Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой

последовательное ведение работы

Изображение в полиграфии и других направлениях дизайна

19

20

Художники книги. Иллюстрирование произведений искусства.

2

Проектная работа

Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

анализ произведений искусства

21

22

23

Образ – символ – знак.

3

Проектная работа

Проектирование экслибриса, открытки.

Стилевое единство изображения и текста.

Синтез искусств в театре

24

25

Пространственно-временные искусства. Театр.

2

Тематическое рисование

Коллективный характер творчества в синтетических искусствах.

26

27

Художник в театре. Сценография.

2

Проектная работа

Создание эскиза оформления сцены.

последовательное ведение работы

Изображение в фотографии

28

29

Знаменитые фотохудожники.

2

беседа

сбор материала по теме

30

31

Художественная фотография и ее особенности.

2

Проектная работа

Создание фотоколлажа.

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве

Синтетическая природа экранных искусств

32

33

Выдающиеся мастера кино.

2

беседа

сбор материала по теме

Изображение на компьютере

34

35

Компьютерная графика и ее использование.

2

Компьютерная графика

Выполнение эскизов оформления страниц сайта. .

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена  применительно к учебной программе «Изобразительное искусство», автор Кузин В.С. , 2011 год, которая разработана на основании примерной программы по Изобразительному искусству  Минобрнауки РФ.

В  учебно-тематическом  плане  реализуется  модифицированная  программа «Изобразительное искусство », Кузин В.С., 35 часа. С учетом специфики класса выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило

цели обучения ИЗО:

• Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

На основании требований Государственного образовательного стандарта. В содержании учебно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют

задачи обучения ИЗО:

• приобретение знаний основ художественной грамотности;

• овладение способами использования приобретенных знаний и умений;

• освоение компетенций: ценностно-смысловая, ценностно-ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

– значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс

№ урока

Раздел.

Тема урока

Часы

Сроки

Примечание

Тип урока виды работы

Формы контроля

I

Эволюция изобразительных искусств: от карандаша к компьютеру, от папируса до полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Массовость и доступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста.

 Типы изображения в полиграфии.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах

1

Вводный урок

2

Язык изобразительных искусств. Композиция-основа построения изображения

3

О гармонии и контрасте. Изобразительное понимание конфликта, сюжета, содержания.

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств.

Архитектура — композиционная организация пространства.

симметрия и ее роль

Зарисовки элементов архитектуры.

4

Художественная выразительность и эмоциональная содержательность простейших изобразительных форм.

5

Специфика изображения в полиграфии. Искусство книги.

6-7

Многообразие полиграфического дизайна. Образ – символ -знак.

8-9

Полиграфическая техника и ее возможности. О макетировании в полиграфии.

II

Фотография-расширение изобразительных возможностей искусства

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники.

Монументальность, суровость и лаконичность форм.  

Ренессанс. Барокко, рококо, классицизм, ампир. Основные черты.

анализ произведений искусства

последовательное ведение работы

анализ произведений искусства

Стилевое единство изображения и текста.

10

От зари фотографии до наших дней. Грамота фотографирования.

11

Роль света в фотографии

12

Освещение и ракурс в фотопортрете.

13

Пейзаж и видовая фотография

14

Событийная репортажная фотография. Информативность фотоизображения

15-16

О художественности фотографии. Сравнительный анализ изображения и живописи.

III

Эстафета изобразительных искусств(фотография –кино- телевидение)

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Композиция и средства эмоциональной выразительности в фильме. Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

последовательное ведение работы

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве

17

Кино-синтетическое искусство. Изобразительная природа кинозрелища.

18

Изобразительный язык кино и монтаж.

19

Кино-пространственно-временное искусство

20

Специфика изображения. О коллективности творчества в синтетических искусствах.

21-22

Композиция и средство эмоциональной выразительности в фильме.

23

Игровой фильм. Художник в кино и театре.

24

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

25

Новые способы получения изображения.

IV

Художник-зритель-современность.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин-выразитель ценности эпохи.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах

26

О природе художественного творчества.

27-28

Роль искусства в обществе и жизни человека.

29

Зритель. Вкус. Мода. Кич.

30

Пластические искусства сегодня.

31-32

Есть ли прогресс в искусстве.

Вечные истины искусства.

33-35

Наши работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУШЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ:

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 • дополнительных пособия для учителя: 

–Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.- М.: Просвещение, 2011;

- Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 2008;

– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск,2009;

- Свиридова О.В. Изобразительное искусство: беседы, викторины, олимпиады -Волгоград,             учитель,2010;

дополнительных пособия для учащихся:

– Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2011;

– Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 2009;

– Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 2010;

– Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 2011;

        - Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...


 

Комментарии

Мне очень понравилась ваша рабочая программа. Разработанные занятия актуальны, содержат новые педагогические технологии. Ваши методические разработки помогут и заинтересуют учителей изобразительного искусства. Педагог дополнительного образования. г.Когалым. Спасибо!