Геральдика
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Сыч Татьяна Геннадьевна

Создание ремесленного герба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geraldika_5_klass.rar2.85 МБ

Предварительный просмотр:

План

урока по изобразительному искусству,

5 класс Б.М. Неменский.

Тема: «Гербы ремесленных цехов».

Тип урока – комбинированный.

Развивающая цель: знакомство с историей герба, развитие образного мышления; развитие творческих способностей.

Воспитывающая цель: воспитание художественного вкуса; содействие стремлению самовыразиться.

Обучающая цель: познакомить уч-ся с геральдикой как наукой и орнаментальным искусством, познакомить с правилами и законами создания герба; выполнить рисунок герба ремесленного цеха.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация

Музыкальный ряд: инструментальная музыка.

Материалы для уч-ся: акварель, гуашь.

Ход урока:

I.Оргмомент.

II.Основная часть.

1.Вступление. Каждый из нас стремится самовыразиться, стать индивидуальностью. Существует много способов самовыражения. Вы, наверное, сами не раз замечали: один хочет поразить окружающих необычной одеждой или вызывающей причёской, другой – эксцентричным поведением, третий – тем, что насмешничает над всеми… Но если мы хотим стать культурными людьми, то стоит искать иные формы для самовыражения. Человечество уже много думало об этом и создало блистательный, яркий, остроумный способ - это герб.

 Геральдика - наука о гербах, их истории и происхождении, о правилах их составления.

 

Герб – это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителя рода перед государством.

Герб - неизменный рисунок, признак некоторого феодального рода или корпорации, выполненный в подражание средневековому оборонительному оружию с соблюдением геральдических правил. Гербу придается определенное символическое значение.

Немецкое слово – наследство или наследие.

Современный герб принят в декабре 2000 года.

Корона – символ союза республик, краев, областей

Скипетр и держава – сильная власть, защита государства

Всадник на щите – олицетворение победы добра над злом, готовность защищать свою родину

Символические изображения были в употреблении у человека с незапамятных времён и изображались на перстнях, оружии, знамёнах. Знаки эти менялись по желанию лица, их принявшего.

На гербе любого города, как правило, отображены символы принадлежности, той или иной отрасли развитой в данном городе.

Вы можете увидеть символы химической, деревообрабатывающей отраслей, соледобычи и машиностроения.

Как вы думаете, что означают символы на гербе нашего города?

Виды гербов: 

Родовые

Земельные.

Государственные.

Ремесленные.

По размеру: малый, средний, большой.

Состав герб – композиция герба обычно уравновешена (симметрична), самую важную информационную часть размещают в центр щита, по сторонам его поддерживают фигуры - щитодержатели

Щит – наследие от древних рыцарей (треугольный, круглый, прямоугольный).

Изображения животных, людей, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, фантастических животных.

Лента с девизом.

Венчает герб корона

Основа герба – щит. Они были созданы в разное время. Первые гербы были очень просты, и щит имел почти круглую форму. Он закрывал только грудь воина. Со временем щит удлиняется. Плавно и округло растёт его поверхность. Она уже напоминает форму человеческого тела, грудь и торс. Такой щит не только закрывает, за ним можно спрятаться, укрыться. Чем больше в мире создавали гербов, тем изысканнее был их рисунок и тем дальше отходил он от схемы человеческого тела. Однако названия основных частей, составляющих герб, сохраняются доныне.

Намёт. Намёт первоначально был покрывалом, которое набрасывалось на шлем рыцаря, чтобы защитить его от дождя и палящего солнца. Затем стал рисованной частью герба.

Щитодержатель. Щит на гербе обычно держат звери, люди или вымышленные существа.

 Посмотрим, как люди в прошлом искали и находили образ своей индивидуальности и, опираясь на находки и открытия мировой геральдики, найдём каждый для себя символы самовыражения.

Средневековые рыцари.

476 год – такую дату называют историки как дни конца Римской империи, конца античности и вступления Европы в мрачную, полную войн и болезней, кровавую, грубую эру раннего средневековья. В эту мрачную кровавую эпоху в Европе появился новый герой, родилась одна из самых прекрасных идей человечества.

(Репродукция “Средневековый рыцарь”.)

Облик нового героя был необычен, а образ противоречив, но заложенная идея столь высока и прекрасна, что сердца людей потянулись к нему в надежде на помощь и защиту.

Это был аристократ. Воин. Всадник, всегда готовый к бою, умеющий дать отпор любому нападению. Его так и назвали в Германии, где он появился – riter – всадник, что потом стало звучать по всем европейским странам как рыцарь.

Рыцарь – не просто конный воин. Рыцари служили королю или феодалу, составляя военную дружину. Их главным достоинством считалась верность своему сеньору, преданность и честь.

Отличаться от других, выделяться своими подвигами и достоинствами – вот что было принципом рыцарей. В эпоху рыцарства и произошёл уникальный прорыв: желая проявить себя, рыцари придумали сделать это в новой, особой форме – в виде изображения животных или предметов – в знаках.

(Репродукция “Рыцарский турнир”.)

Каждое изображение относилось к единственному, конкретному человеку, обозначало его, отвечая его личностным качествам. Новая традиция была заложена. Был изобретён рассказ о человеке в особом знаковом рисунке.

Как вы думаете, что это был за знак?

Первые гербы были очень просты по форме и скромны, немногословны по знакам.

Чаще всего они имели вид подлинного щита, овала, с помещёнными внутрь одной-двумя или тремя фигурами, окрашенными в 2-3 цвета. Такой рассказ о себе рыцарь мог придумать сам.

Возникла необходимость учреждения правил     пользования этими знаками, для их лучшего прочтения

 На турнирах присутствовали герольды – люди изучающие гербы

Два века понадобилось, чтобы освоить и осмыслить новое явление. Со II половины XIII века герб стал неизменным атрибутом представлений сначала о рыцаре, а потом и о любом знатном, именитом человеке.

Язык герба: листья дуба, лев, орёл.

Появляясь на гербе, изображения получают особый, символический смысл. Они превращаются в знаки человеческих качеств. Таким деревом – знаком в гербе стал, например, дуб.

(Рисунок дуба.)

Его раскидистую крону или его части – листья, жёлуди – изображали тогда, когда хотели подчеркнуть, что в судьбе героя герба была какая-нибудь существенная победа, что он человек удачливый. Дубовыми венками издавна венчали победителей. Вот и на гербе дуб появляется как знак победы. Ещё один символ победы – орёл.

(Рисунок орла.)

Чем же они отличаются друг от друга и зачем два символа одного и того же? Давайте сравним. Орёл – существо быстрое, воинственное. Его стихия – нападение, стремительная атака. А дуб силён своей мощью, неторопливостью, долгожительством и долготерпением. Славен дуб своими мощными корнями и обширной раскидистой кроной. Это дерево-город, дерево-планета. Оно само не нападает, а только противостоит натиску. Вот и выходит: орёл – это победа, добытая атакой, а дуб – силой сопротивления, терпения.

Рядом с орлами или листьями дуба, на гербах появляется другой знаменитый символ. Царь зверей – лев.

(Рисунок льва.)

Лев – символ царского трона, знак сдержанной мощи, безграничной щедрости.

Дуб, медведь – сила.

Факел, раскрытая книга – знания.

Пчела – трудолюбие.

Лавр – славу.

Крылатый змей – зло, смуту.

Дракон – могущество.

Рука в перчатке – храбрость

Язык цвета.

Настоящий герб всегда очень нарядный.

(Показ яркого герба.)

Но ведь он и был частью наряда. Сначала во времена рыцарских турниров он не только закрывал своего хозяина, но и служил ему богатым роскошным украшением, а потом, в мирной жизни, гербы стали изысканной деталью интерьеров, украшали каждый богатый и знатный дом в Европе и России. Цвета в гербе – это тоже своего рода знаки, часть геральдического языка. Каждый имеет свой, символический смысл, непонятный непосвящённым, зато глазу знатока несёт богатую информацию о владельце герба.

Золотой цвет – символ богатства и справедливости.

Серебро – символ невинности и чистоты.

Червлёный (тёмно-красный) – символ любви и смелости.

Голубой – символ красоты и величия.

Зелёный – символ изобилия и надежды.

Пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество, достоинство, сила.

Чёрный – мудрость, благоразумие    и печаль.

Девиз:

Это выражение определяющие жизненные принципы.

Располагается на ленте.

Сегодня вы придумаете совершенно новый, свой собственный уникальный рисунок герба. Он будет рассказывать нам о ремесленных мастерских.

Что такое ремесло?

Какие ремесленные мастерские здесь изображены и какие, Вы, еще можете назвать?

Посмотрите на изображения этих гербов и ответьте на вопрос: гербы каких ремесленных мастерских и цехов здесь изображены? По каким элементам можно об этом догадаться?

Посмотрите на примеры работ учащихся. Примеры каких ремесленных гербов здесь изображены?

Ваша основная задача будет выполнить эскиз герба ремесленного цеха в карандаше, но для тех, кто успеет работать в красках, я попрошу учесть еще один момент: для раскрашивания герба старайтесь использовать триколор, тоесть 3 цвета – на простых гербах это даст возможность сделать его более выразительным.

Теперь, Вы, можете самостоятельно обдумать и создать свой герб или герб ремесленного цеха.

Самостоятельная работа.

(Включить музыку.)

Итог урока.

Просмотр лучших работ, пояснения учащихся.

-Что-нибудь знаете Вы о гербах?

Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб вашу славу и честь защитит.
Лилий трёхлистья и звёзды в кайму…

Герб – это ваш великаний размах,
Львиные пасти и очи орла,
Рода история, знак ремесла,
Чтобы Отечества память цвела!
Перья над конскою мордой литой…
Герб – это эхо судьбы родовой!

-Нет, Вы поймите, в туманной дали
Были же гербы у нашей земли –
Белое поле, крыло над плащом!
Юрий – Георгий, крыло над плечом,
Змей, поражённый блестящим копьём!
Герб – дарованье не мне одному.
Герб не отдам никогда, никому!

Дома вам предстоит закончить рисунок.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Геральдика Белгородского края" (для уч-ся 5-9 кл.)

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 - 9 кл. Урок проводится в местном краеведческом музее совместно с работниками музея....

Классный час "Русская геральдика"

Классный час "Русская геральдика"...

урок по теме: Геральдика

Что такое геральдика?Чем символ отличается от знака?...

Презентация по географии "История геральдики Костромской области"

Презентация, посвящена истории геральдики Костромской области, которая изучается в географии 9 класса в курсе «Краеведение». Так как по краеведению материала очень мало, а по истории геральдики Костро...

Геральдика Дальнего Востока

Данную презентацию можно использовать на уроках георгафии в 9 классе при изучении субъектов федерации....

ГЕРАЛЬДИКА

Геральдика...