Отечественная война 1812 года глазами художников - баталистов
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Штель Татьяна Николаевна

Урок - беседа для учащихся 5 - 7 классов по изобразительному искусству.

Цель:создание условий для изучения обучающимися исторического и культурного наследия России.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представления о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны 1812 года через знакомство с творчеством художников – баталистов;
  2. Развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства, выражать свои чувства к происходящему событию;
  3. Воспитывать чувство  патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу.

    2012 годобъявлен «Годом российской истории», а вместе с этим отмечается известное историческое событие 200 - летие Отечественной войны 1812 года.

    Как вы считаете почему именно эта дата нашла столь  пристальное отражение в ленте исторических дат?

    Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие русской национальной культуры. Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории. Участники войны стали настоящими героями для всей России. Подвиг народа, тема Родины вдохновили поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание своих произведений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Штель Татьяна Николаевна учитель изобразительного искусства                                                        МБОУ – СОШ № 1 г. Асино Томской области

Урок – беседа

 «Отечественная война 1812 года глазами художников – баталистов»

(для обучающихся 5-7 классов)

Цель: создание условий для изучения обучающимися исторического и культурного наследия России.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представления о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны 1812 года через знакомство с творчеством художников – баталистов;
  2. Развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства, выражать свои чувства к происходящему событию;
  3. Воспитывать чувство  патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу.

Оборудование:

  1. Литературный ряд:
  1. Энциклопедический словарь юного художника;
  2. Журнал «Юный художник» № 12, 1985г.; № 8, 1987 г.; № 2, 2012 г.
  1. Интернет - источники:
  1. Отечественная война 1812 года в русской батальной живописи XIX - начала XX века - http://www.dissercat.com/content/otechestvennaya-voina-1812-goda-v-russkoi-batalnoi-zhivopisi-xix-nachala-xx-veka 
  2. Серия картин, посвященных Отечественной Войне 1812 года - http://veresh.ru/napoleon.php 
  3. 1812 - http://www.museum.ru/museum/1812/Painting/ver/ver01.html 
  1. Зрительный ряд:
  1. Презентация к уроку;
  2. Карта «Вторжение наполеоновской армии в Россию в 1812 году»;

Содержание:

  1. Организационный момент.
  2. Формирование новых знаний.

Слайд 2. (В. Васильева Эпизод Бородинского сражения  (хромолитография) конец XIX в.)         

2012 год объявлен «Годом российской истории», а вместе с этим отмечается известное историческое событие 200 - летие Отечественной войны 1812 года.

Как вы считаете почему именно эта дата нашла столь  пристальное отражение в ленте исторических дат?

Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие русской национальной культуры. Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории. Участники войны стали настоящими героями для всей России. Подвиг народа, тема Родины вдохновили поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание своих произведений.

200 лет тому назад, 12 июня 1812 года, границу нашей Родины пересекли войска Наполеона, провозгласившего себя императором Франции. В эту армию вошли солдаты почти всех стран Западной Европы, завоеванных им. Бонапарт смог собрать войско, в котором насчитывалось около 450 тысяч солдат. Четыре дня понадобилось французам, чтоб переправить 220 тысяч солдат под Ковно. Этот день значится в истории как начало войны между Россией и Францией.

Слайд 3. (Антуан Жан Гро.  Наполеон на Аркольском мосту 17 ноября 1796 года)

«Через пять лет я стану господином мира, - заявил Наполеон за несколько лет до своего похода, - осталась одна Россия, но я раздавлю ее».

Собранная им армия в три раза превосходила русскую по числу солдат. Руководили ею талантливые, испытанные в боях военачальники, да и сам император был, несомненно, одним из величайших полководцев мировой истории.

Немало врагов видела наша Родина, множество войн вела русская армия.

Слайд 4. (В.В. Верещагина  «Наполеон I Бонапарт на бородинских высотах»)

Самым крупнейшим сражением Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями стало Бородинское сражение. Состоялось оно 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы.

Сообщение учащегося

Рано утром, 26-го августа, Наполеон со свитой подъехал к Шевардинскому редуту, откуда он намеревался руководить своей шахматной партией. Здесь император и свита сошли с лошадей и заняли наблюдательный пост.

«Шахматы поставлены, игра начнется завтра» - сказал Наполеон, возвратясь в свою палатку, после объезда Бородинского поля накануне дня великой битвы. Ночь император провел в своей палатке почти без сна, мучимый припадками жестокой болезни и в крайне угнетенном состоянии духа.

Но прежде чем начаться задуманной игре был прочитан перед войсками, как только они заняли свои места по диспозиции, знаменитый приказ Наполеона:

«Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»

Но что-то здесь ни так. Посмотрите на картину: Наполеон сидит, позади столпились лица свиты, обозревая поле сражения в подзорные трубы, еще дальше почетная гвардия; впечатление от этих великолепных фигур, золотого шитья мундиров, эполет, перевязей, белых лосин и султанов получается такое, как будто дело происходит на параде или на маневрах. Известно, что Наполеон весь день провел на этом пункте, ни разу не сел на лошадь и вообще был очень мало похож на полководца, дающего решительное сражение. Граф Сегюр в своих записках, рисует очень подробно печальную картину того морального состояния, в котором Наполеон пребывал в продолжении всего дня великой битвы.

Исход сражения при Бородине был нерешительный. Ни та, ни другая армия не считала себя побежденною, и если русская армия отступила с поля битвы, то это входило в расчеты Кутузова. Но чего же недоставало французам для того, чтобы в самом деле стать победителями?

Давайте еще раз рассмотрим картину В.В. Верещагина, мы поймем все: армии недоставало ее вождя. Разбросанная на громадном поле в большом удалении от места, где находился Наполеон, армия не видела великого императора, своего любимого вождя; она знала, что он где-то там, что его дух незримо присутствует на поле смерти, но она его не видела, и во все продолжение кровопролитнейшего боя император ни разу не показался ей. Приближенные, видевшие Наполеона совершенно другим в дни его предыдущих сражений, не знали, что думать и почти с тоской взирали на своего императора в те тревожные минуты, когда вестники приносили донесения с поля битвы. Они тщетно ждали от Наполеона тех мгновенных вспышек вдохновения, которые сделали его великим полководцем, гением войны, потому что их конечным результатом всегда являлась победа, и увы!... это вдохновение своеобразного творчества ни разу не посетило Наполеона в день Бородинского сражения. Какой контраст со всем, что было раньше, когда Наполеон не покидал седла, ежеминутно готовясь лететь туда, где могло быть нужно его личное присутствие. Секрет всякой победы заключается не только в том, чтобы быть всегда сильнее противника, он и не в том, что бы гениально разработать диспозицию сражения, и не в храбрости генералов и солдат, он еще гораздо больше в личном обаянии, действующем в критический момент. Самые блестящие победы у Наполеона бывали тогда, когда он лично вел свои войска в бой.

По воспоминаниям участника Бородинской битвы французского генерала Пеле, Наполеон часто повторял подобную фразу: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми».

Слайд 5. (В.Г. Шевченко «И вот нашли большое поле...»)

Ученик читает отрывок стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

Слайд 6. (Рисунки В.Г. Шевченко к стихотворению «Бородино» «Забил снаряд я в пушку туго...»)

Ученик читает отрывок стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Слайд 7. (В.Г. Шевченко «Уж мы пойдем ломить стеною») 

Ученик читает отрывок стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Слайд 8. (В. Г. Шевченко «Сверкнул за строем строй...»)

Ученик читает отрывок стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

Слайд 9. (Н.С. Самокшин «Подвиг солдат Раевского полка под Салтановкой»)

Ученик читает отрывок стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Сообщение учащегося

В основу написанной в 1912 году картины Николая Семеновича Самокшина «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» положен эпизод боя у деревни Салтановка южнее Могилева 23 июля 1812 года, ставший легендарным. Вот как описан он внуком Н.Н. Раевского Н.М. Орловым: «Николай Николаевич взял с собой в армию своих малолетних детей, из которых старшему , Александру, едва минуло 16 лет, а меньшему Николаю, недоставало нескольких дней до 11- летнего возраста. Эти-то недоросткам довелось служить службу отечеству в те годы, когда дети обыкновенно сидят за скамьей или за указкой. В деле при Салтановке они были при отце. В момент решительной атаки на французские батареи, Раевский взял их с собой во главе колонны Смоленского полка, причем меньшего Николая он вел за руку… Героический пример командира и его детей до исступления одушевил войска, замешкавшиеся было под картечью неприятеля, - они рванулись вперед и все опрокинули перед собой». Благодаря мужеству и стойкости солдат Раевского армия Багратиона без потерь переправилась через Днепр и вышла к Смоленску.

Вы только что посмотрели репродукции с картин художников о Отечественной войне 1812 года,  скажите, что их объединяет между собой кроме общей тематики.

(На этих картинах изображены битва, бой)

Действительно, на этих картинах изображены битва, бой. Такой жанр живописи и графики называется батальным.

Слайд 10. Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности, однако формирование батального жанра относится к XV – XVI вв. В XVII – начале XIX в. Батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I.

Сообщение учащегося

Ценный вклад в развитие батального жанра внес русский художник второй половины XIX века В.В. Верещагин. Картины Верещагина обличают милитаризм, безудержную жестокость завоевателей, показывают мужество и страдания простого солдата. Василием Васильевичем была создана целая серия картин, посвященная войне 1812 года.

Слайд 11. (Василий Верещагин «В штыки! Ура! Ура! (Атака)»)

Сообщение учащегося

Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России. В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк, психолог. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.

Картина «В штыки! Ура! Ура!» - изображает боевые действия регулярной русской армии. Момент, запечатленный на полотне, относится ко времени, когда война близилась к завершению. Наполеон бежал из России по Смоленской дороге, и русские солдаты преследовали его по пятам.

 Тыл неприятеля постоянно страдал от лихих набегов русских войск, находящихся совсем близко. Французы, ко всему прочему, страдали от непривычного российского холода и жестокого голода. Так, терпя лишения, бросая на дорогах артиллерию и непрерывно уменьшаясь в размерах, отступала великая прежде армия Наполеона. Под Смоленском, возле села Красное, произошел эпизод, описанный в картине «В штыки! Ура! Ура!». Интересен сюжет и композиция картины. В глухой чаще леса спрятался в засаде полк русских солдат. Вот впереди на дороге появились французы. Со штыками наперевес и криками «Ура!» русские – и солдаты, и командиры – бросились в атаку по глубокому снегу. Бежать с тяжелым оружием, утопая по колено в снегу, трудно, но успех в последних сражениях умножает силы русских воинов, поднимает их дух на огромную высоту.

 В своей картине «В штыки! Ура! Ура!» Верещагин рассказывает о небольшой победе, которая стала частью большой войны, о героизме русских солдат и их страстном желании победить. Для русского народа Отечественная война 1812 года была, конечно, не менее тяжелой. Однако для них война была освободительной – а это делало русских практически непобедимыми.

Яркий сюжет, композиционное решение и интересные народные образы делают работу «В штыки! Ура! Ура!» достойным вкладом Верещагина в художественную летопись о войне 1812 года.

Слайд 12. (Илларион Прянишников. «Солдаты Наполеона в России в 1812 году»)

Весьма важно то, что в лице живописца В.В. Верещагина  тема Двенадцатого года и русская батальная школа получили всемирное признание, чему способствовал и передвижной характер его художественных выставок. Примеру Верещагина последовали многие баталисты (А.Д. Кившенко, Ф.А.Чирка, И.Ф.Прянишников, В.В. Мазуровский, Н.С.Самокиш и др.), затронувшие не только известные, но и ранее не востребованные сюжеты, взглянув на них с новых, реалистических позиций. Не всем авторам полотен удавалось с документальной точностью и полно показать эпопею 1812 года, отчасти потому, что отдельные художники уделяли главное внимание эмоционально - психологической стороне в ущерб военно-исторической и технике рисунка.

Позитивным было то, что в это время мастера батальной живописи рассматривали Отечественную войну не только как столкновение между регулярными армиями, но и с точки зрения действий партизанских отрядов, и регулярных войск, бытовой стороны войны.

Слайд 13. (Ф.А. Рубо "Бородинская битва")

Логическим завершением в разрабатывании темы борьбы русского народа с наполеоновской армией стала панорама Ф.А. Рубо "Бородинская битва", сочетавшая в себе современный исторический взгляд на крупнейшее сражение 1812 года и новые технические и художественные приемы, позволившие представить это событие в более цельном, масштабном виде. Панорама – особый вид изобразительного искусства. В ней живописное полотно сочетается с предметным планом – макетом местности. Живописное полотно панорамы «Бородинская битва» имеет в длину по окружности 115 метров, в высоту – 15 метров. На нём изображён кульминационный момент сражения. Художник запечатлел на панораме непоколебимую стойкость, героизм, упорство, отвагу и мужество русской армии в этой битве.

Слайд 14. (Эпизод Бородинского сражения А.Ю.Аверьянов 1993 г.)

Мы смотрим на картины художников – баталистов  и переносимся в другую эпоху, возвращаемся на двести лет назад. Перед нами поля сражений, орудия, кони, люди: полководцы и рядовые бойцы. Поражает то, как владеет художники темой, какими энциклопедическими знаниями они обладают, как не упускают ни единой детали. Это и придаёт их работам достоверность, создает  зримый образ Отечественной войны 1812 года.

  1. Итог урока

Сегодня мы познакомились с батальным жанром и произведениями художников – баталистов. Эти картины лишь небольшая толика художественных произведений, посвященных войне 1812 года.

Работы русских баталистов, посвященные Отечественной войне, имели не только искусствоведческое, но и большое культурно-историческое значение, ибо в них мы видим увеличение роли батальной живописи в общей панораме культурной жизни России.

События войны 1812 года были насыщены яркими эмоциями, многие люди действовали и существовали на грани своих возможностей. Это время принятия важных и непростых решений, динамичных атак, горьких поражений и блистательных побед, стратегических ходов, стихийной борьбы и противостояния. Битвы, грохот пушек, всадники, особняки Москвы, разорение деревни, горечь утрат и сладость победы составляют калейдоскоп впечатлений и образов. Погружение в эту эпоху, ее осмысление дают большие возможности для творчества, воспитывают в нас чувство гордости за историю своей страны, делают причастными к эпохальным событиям прошлого.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отечественная война 1812 года глазами художников - баталистов Штель Татьяна Николаевна учитель изобразительного искусства МБОУ – СОШ № 1 г. Асино Томской области

Слайд 2

В. Васильева Эпизод Бородинского сражения (хромолитография) конец XIX в.

Слайд 3

Антуан Жан Гро . Наполеон на Аркольском мосту 17 ноября 1796 года.

Слайд 4

В.В. Верещагин «Наполеон I Бонапарт на бородинских высотах»

Слайд 5

В.Г. Шевченко «И вот нашли большое поле...» 1970-е гг. Бумага, графитный карандаш, акварель.

Слайд 6

Н.С. Самокшин «Подвиг солдат Раевского полка под Салтановкой » 1912 г

Слайд 7

Бата́льный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни.

Слайд 8

Василий Верещагин «В штыки! Ура! Ура! (Атака)» 1887-1895

Слайд 9

Илларион Прянишников. «Солдаты Наполеона в России в 1812 году»

Слайд 10

Ф.А. Рубо "Бородинская битва"

Слайд 11

Интернет – ссылки: В. Васильева Эпизод Бородинского сражения (хромолитография) конец XIX в. - http://www.museum.ru/museum/1812/Painting/Borodino/index.html Портрет Наполеон а1 Бонапарт а - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/99/Andrea_Appiani_002.jpg/300px-Andrea_Appiani_002.jpg В.В. Верещагин «Наполеон I на Бородинских высотах» - http://qhhq.ru/images/stories/poleznie/otechestvennaya.jpg В.Г. Шевченко «И вот нашли большое поле...» - http://www.1812panorama.ru/img/borodino_04_01.jpg В.Г. Шевченко «Забил снаряд я в пушку туго...» - http://s003.radikal.ru/i201/1009/ca/a5e0eb9dc27e.jpg Н.С. Самокшин «Подвиг солдат Раевского полка под Салтановкой » - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e3/Raevsky_saltanovka.jpg/758px-Raevsky_saltanovka.jpg Василий Верещагин «В штыки! Ура! Ура! (Атака)» - http://veresh.ru/napoleon/1.php Иллариона Прянишникова. Солдаты Наполеона в России в 1812 году. - http://img-fotki.yandex.ru/get/4414/58476852.c2/0_63660_9cb19a0_XL Ф.А. Рубо "Бородинская битва» - http://radikal.ua/data/upload/49112/49112/75345ed3a2.jpg Эпизод Бородинского сражени А.Ю.Аверьянов 1993 г. - http://img-fotki.yandex.ru/get/3708/pvs7124.5a/0_2e700_e8da1cad_orig Некоторые слайды удалены из презентации ради крайнего сжатия



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку – беседе

«Отечественная война 1812 года глазами художников – баталистов»

Автор материала (ФИО)

Штель Татьяна Николаевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

учитель изобразительного искусства

Образовательное учреждение

МБОУ – СОШ № 1 г. Асино Томской области

Название материала

Урок – беседа «Отечественная война 1812 года глазами художников – баталистов»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

Текстовый документ + презентация

Цели,

Задачи материала

Цель: создание условий для изучения обучающимися исторического и культурного наследия России.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представления о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны 1812 года через знакомство с творчеством художников – баталистов;
  2. Развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства, выражать свои чувства к происходящему событию;
  3. Воспитывать чувство  патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

  1. 1) Энциклопедический словарь юного художника;

2) Журнал «Юный художник» № 12, 1985г.; № 8, 1987 г.; № 2, 2012 г.

3) Отечественная война 1812 года в русской батальной живописи XIX - начала XX века - http://www.dissercat.com/content/otechestvennaya-voina-1812-goda-v-russkoi-batalnoi-zhivopisi-xix-nachala-xx-veka 

4) Серия картин, посвященных Отечественной Войне 1812 года - http://veresh.ru/napoleon.php 

5) 1812 - http://www.museum.ru/museum/1812/Painting/ver/ver01.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....

1812 ГОД ГЛАЗАМИ А.С. ПУШКИНА И ЕГО ДРУЗЕЙ-ЛИЦЕИСТОВ. Тематический вечер, посвященный Отечественной войне 1812 года

Гроза  двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа.  Барклай, зима иль русский Бог?   А.С.Пушкин.        ...


 

Комментарии

Уважаемая Татьяна Николаевна! Очень интересная работа! Своеобразный неординарный подход! Думаю, что Ваша работа будет востребована коллегами. Желаю удачи в конкурсе! С уважением, Юлия Михайловна.
Штель Татьяна Николаевна

Юлия Михайловна, спасибо за проявленный интерес к моей работе и добрые пожелания!