Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
рабочая программа (изобразительное искусство) по теме

Ястребова Ирина Николаевна

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М. Неменского, созданной на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (Стандарты второго поколения), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 года № 2080 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_1_klass_2011.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 г. Гуково Ростовской области

Рассмотрено                                    Согласовано                                    Утверждаю                                                                                                                                                  

На заседании ГМО                          зам. директора по УВР                    директор МОУ СОШ № 15              

учителей ИЗО и черчения               _________С.Н. Лютова                   __________ Т.П. Сычева      

протокол № 1                                                                                            протокол педсовета № 1                        

« 28» августа 2011 г                                                                                 приказ № 41 от 31.08.2011 г.     _________М.А. Ломейко                                                          

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ДЛЯ 1 КЛАССА

на 2011 – 2012 уч. г.

Автор-составитель:

Ястребова Ирина Николаевна,

учитель ИЗО I категории

МОУ СОШ №15 г. Гуково

2011 -2012  учебный год

Пояснительная  записка

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Программа адресована учащимся первых классов общеобразовательных школ.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М. Неменского, созданной на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (Стандарты второго поколения), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 года № 2080 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год). 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часов для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе из расчета 1 учебный часа в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком учебного времени МОУ СОШ № 15 на 2011-2021 учебный год предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе будет изучен за 33 часов (1 час в неделю). Рабочая   программа предусматривает гибкость распределения учебного материала по усмотрению учителя в зависимости от используемых форм подачи материала и уровня развития детей, поэтому существенных изменений в составлении рабочей программы не несет.

        В 1 классе ведется безотметочное обучение. Отметки не ставятся, но каждая практическая работа учащихся совместно анализируется

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

•        совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

 Три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

- в ценностно – эстетической сфере – эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру (Родине, природе, людям); художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

- в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

- в умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- в желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- в активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

- в обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- в умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- в способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

- в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

- в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского искусства (в пределах изученного);

- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

                               Тематический план

                         1 класс

Количество часов

Тема

Форма организации учебных занятий

Урок-фантазия

Урок – творчества

Практические

работы        

Урок - презентация

Урок-путешествие

Урок-игра

Всего

часов

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.              

2

3

1

1

-

2

9

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.              

2

2

1

-

1

1

7

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

2

2

2

2

1

2

11

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

1

1

1

1

1

1

6

Итого

33

Основное содержание всех тем

1 класс

Тема года «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».

I  четверть «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения».                              9 часов

Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Правила работы и поведения на уроке. Организация рабочего места. Знакомство с учебником. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения в жизни человека. Красота и разнообразие окружающего мира природы.  Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Развитие способности целостного обобщенного видения.

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.

Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.

Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).

Знакомство с цветом. Краски гуашь. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)

Художники и зрители. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия станковой картины. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.

Опыт художественно- творческой деятельности.

 Навыки организации рабочего места. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.  Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза,  наблюдательности Формирование поэтического видения мира. Умения пользоваться разнообразными художественными материалами на доступном уровне. Чувство цветовой гармонии. Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Передача характерных форм и цвета предмета на основе анализа формы. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. Умение проводить линии карандашом разной толщины. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).  Рисование кистью с применением простейших приемов росписи. Навыки работы гуашью.

II четверть «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения».                           7 часов

Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. Орнамент как вид художественной деятельности. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Виды орнамента. Цветовой контраст. Композиция. Техника набрызга. Смешанная техника (парафин и акварель). Дополнительные цвета и краски холодной гаммы. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.

Опыт художественно- творческой деятельности.

Наблюдение  и эстетическая оценка украшения в природе. Составление из готовых цветов коллективной работы.  Построение орнамента. Композиционное расположение предметов. Выразительное применение цветового контраста. Развитие навыков работы красками, цветом.  Работа графическими материалами на доступном уровне. Умения смешивать краски и работать в смешенных техниках. Простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации.

 Опыт эстетических впечатлений, развитие навыков восприятия и наблюдательности. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.   Опыт коллективного творчества. Проявление творческого интереса к обсуждению рисунков

   III четверть «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки».    

9 часов и 1 часав IV четверти

  Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструкция предмета. Любое изображение —  взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструирование предметов быта.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Опыт художественно- творческой деятельности.

Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования.  Опыт коллективной работы. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.

Использование подручных материалов. Уметь применять основные средства выразительности в рисунке, технику изображения с помощью печаток Чувство формы и пропорции. Умение вести совместную деятельность, анализировать.Умение всматриваться, видеть, наблюдать, анализировать. Наблюдать и изображать окружающую среду, лепить и конструировать, участвовать в декоративном оформлении.

IVчетверть  «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»               7 часов

Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.

 Роль и значение искусства, его доброта и сила. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания  произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция).

В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это — изображение, украшение или постройка. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно.

Конструирование из бумаги объектов природы. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.

Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

 Опыт художественно- творческой деятельности.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Замечать в природе прекрасное, умение восхищаться ее красотой и анализировать свои впечатления. Интерес к познанию природы. Развитие познавательных потребностей. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).

Навыки коллективной творческой деятельности. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Умения рисовать гуашевыми красками, передавая нежные цветовые нюансы. Навыки работы с бумагой и приемы конструирования. Умение изображать способом монотипии. Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки


                                                                   Тематическое планирование уроков ИЗО.

                       1  класс

                                                       Тема года: «Искусство и ты»                                     33часов

                 Тема  I четверти: «Наблюдаем и изображаем осень»           9 часов

N

Дата

Кор-вка

Тема   урока

Виды  деятельности

и задания  для  учащихся  

Работа  с  уч-ся

 

 Основные  компетенций и умения

Оборудование

1

6.09

Введение в предмет.

Все дети любят рисовать.

Урок -игра

Урок –игра.

Организация рабочего места.

Ознакомление с предметом «Изобразительное искусство»

Рисунок по желанию.

Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных изображений, просмотр видеофрагмента.

Рисование карандашом и акварельными  

красками или тушью

Развитие  интереса к изобразитель-ному творчеству; умение участвовать в диалоге; предать свое настроение в рисунке; развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза.

Умения:

находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками;

рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми;

рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах;

придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Презентация учителя «Дети любят рисовать».

Таблица с изображение сказочных героев.

Учебник.

Компьютер, проектор, экран.

2-3

13.09

20.09

Мастер изображения учит видеть.

Схожесть и отличия формы.

Знакомство с материалами, правилами работы на уроке.

Представление об основных цветах и получении нового цвета смешиванием.

Анализ формы различных листьев.

Рисование сказочного леса. Коллективная работа.

Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных изображений, слушание музыки.

Работа с бумагой  и    

рисование цветными карандашами и фломастерами.

Развитие наблюдательности.

Умения:

находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное);

видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы; выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев); сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм; создавать, изображать на плоскости  графи-ческими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометри-ческой формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

Учебник.

4

27.09

Изображать можно пятном

Создание изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

Превращение произвольного пятна в изображение зверушки.

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра-импровизация «Усатый-полосатый».

Игра «Сказка про кляксу».

Рисование акварельными и гуашевыми красками

Развитие наблюдательности, чувства цветовой гармонии,

поэтического видения мира.

Умения:

использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости; соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений;

видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки;

воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам;

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

Презентация учителя Учебная таблица Основные цвета и смешивание»».

Учебный рисунок учителя.

Рисунки детей.

Учебник.

Компьютер, проектор, экран.

5

4.10

Изображать можно в объеме

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей.

Лепка птиц и зверей.

Беседа, демонстрация наглядных пособий, игра «Пластилиновая угадайка»,

Работа с пластилином.

Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы.

Умения:

находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.);

воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме; изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Презентация учителя «Пластилиновая угадайка»

Поделки  из различных материалов.

Учебная работа учителя.

Учебник.

Компьютер, проектор, экран.

6

11.10

Изображать можно линией.

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

Знакомство с графическими материалами, их выразительными возможностями.

Рисование на тему

«Ветер в осеннем лесу».

Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий.

Рисование цветными карандашами и восковыми мелками.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Умения:

находить и наблюдать линии и их ритм в природе; сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

Развитие изобразительных навыков и творческой фантазии.

Презентация учителя «Осень в произведениях русских художников».

Учебный рисунок учителя.

Учебник.

Компьютер, проектор, экран.

7

18.10

Разноцветные краски

Знакомство с цветом. Краски гуашь. Приемы работы гуашью.

Организация рабочего места.

Проба красок – создание красочного «коврика»

Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, просмотр видеофрагмента.

Рисование гуашевыми красками.

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Умения:

соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры;

экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Видеофильм «Петух и краски».

Таблицы «Цвета и гуашь», «Палитра», «Основные цвета и смешивание».

Компьютер, проектор, экран.

8

25.10

Изображать можно и то, что невидимо.

Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)

Изображение музыки.

Изображение радости и грусти (цветом и ритмом)

Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, слушание музыки.

Рисование гуашевыми красками.

Умения:

соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями;

изображать радость или грусть (работа гуашью); применять основные средства выразительности в живописи.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Мелодии радостные и грустные.

Учебник.

Компьютер, проектор, экран.

9

1.11

Художники и зрители

Знакомство с по-нятием «произве-дение искусства». Картина. Скуль-птура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.

Виртуальная экскурсия в музей.

Итоговая выставка детских работ.

Беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, слушание музыки.

Восприятие произведений искусства и работ одноклассников

Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.

Умения:

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников; участвовать в обсуждении выставки; рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Презентация учителя «Музеи искусства».

Работы детей.

Учебник.

Компьютер, проектор, экран.

Тема II четверти: «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения»                     7 часов

№  

Дата

урока

Дата

Кор-вка

Тема урока

Виды          деятельности

   

Работа с уч-ся

          Задания  для  уч-ся  и

           формирование умений

Оборудование

10

15.11

Мир полон

 Украшений.

Знакомство с

 Мастером Украше-

ния. Мастер Украше-

ния учит любоваться

 красотой, развивать

 наблюдательность;

 он помогает сделать

 жизнь красивей; он

 учится у природы.

Роспись цветов-

заготовок (коллек-

тивная работа)

Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий.

Коллективная деятельность.

Работа гуашью по

 цветной бумаге.

Формирование опыта коллективной деятельности.

Уметь:

находить примеры декоративных

украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице); наблюдать и эстетически оценивать украшения в

 природе; видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы; создавать роспись цветов-

заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью); составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Презентация учителя

«Цветы в произведениях русских художников».

Примеры украшений.

Учебник.

Компьютер, проектор, экран.

11-12

22.11

29.11

Красоту надо

уметь замечать.

Мир нашего аквариума.

Знакомство с  новыми

 возможностями

художественных

 материалов и новы-

ми техниками.

Симметрия, повтор,

ритм, свободный

фантазийный узор.

 Знакомство с техни-

кой монотипии.

Украшение крыльев

 бабочки (заготовки)

Коллективная работа

 « Танец бабочек –

красавиц».

Работа на темы

«Красивые рыбки».

«Подводный мир»

Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, слушание, просмотр видеофрагментов.

Коллективная деятельность.

Работа гуашью.

Техника «монотипия».

Работа различными видами бумаги.

Развитие наблюдательности,

 приобретение опыта эстетических впечатлений.

Умения:

находить природные узоры (сережки

 на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе

 свои впечатления; разглядывать

узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях; изображать (декоративно) птиц, бабочек и

рыбок, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры; осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и

 т. д.

Развитие интереса к работе с

 подручными материалами,

творческого воображения и

 эстетического вкуса.

Фотографии и изображения бабочек. Инструкционные карты. Аудиозапись Р. Шумана «Бабочки».

Видеофрагмент «Подводный мир».

Учебная таблица «Последовательное изображение рыбки».

Учебный альбом «Разнообразие морских обитателей».

Работы учеников.

Учебник.

Компьютер, проектор, экран.

13

6.12

Праздник птиц.

Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумаго-пластики.

Конструирование птиц из бумаги.

Коллективная работа на тему «Птицы прилетели».

Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, слушание сказки.

Работа с бумагой.

Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации (коллаж).

Развитие наблюдательности,

 приобретение опыта эстетических впечатлений.

Умение:

первоначальный опыт конструирова-ния  из бумаги; разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях; изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры;

осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации.

Презентация учителя «Мир вокруг нас».

Иллюстрации с изображение птиц.

Учебник.

Компьютер, проектор, экран.

14

13.12

Узоры, которые создали люди.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Оформление

орнаментом варежки.

Рассказ, беседа, игра,

 демонстрация

 наглядных пособий.

Работа гуашью по

 цветной бумаге.

Развитие наблюдательности  и декоративного чувства.

Умения:

находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком; рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы; придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Учебные таблицы «Контрастные цвета», «Стилизация».

«Композиция орнамента».

Учебник.

15

20.12

Как украшает себя человек.

Выражение себя через изображение собственных украшений и украшений сказочных героев.

Изображение любимых сказочных героев и их украшений.

Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий, слушание, просмотр видеофрагментов.

Работа гуашью.

Развитие наблюдательности  и декоративного чувства.

Умения:

рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах; анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их; изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Видеофрагменты мультфильмов.

Презентация учителя «В стране сказочных героев»

Детские книги.

Учебник.

Компьютер, проектор, экран.

16

27.12

Мастер

Украшения помогает

сделать

праздник.

Знакомство с новогодними

традициями разных стран. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

Изображение подарков.

Изготовление новогодних игрушек.

Создание праздничной творческой атмосфе-ры в классе.

Работа с разными материалами.

Развитие творческой фантазии.

Умения:

придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий; создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы); выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Большая картина мира. Набор карточек «собери в целое». Мешок Деда Мороза.

Элементы узоров, ткань красного цвета.

Учебник.

Тема III четверти «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки»

9часов и 1 час в IV четверти

Дата

Кор-ка

Тема  урока

Виды  деятельности

Работа  с  учащимися

Задания  для  учащихся  и

формирование  умений

Оборудование

17

17.01

Постройки в нашей жизни.

Знакомство с Мастером Постройки.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном.

Изображение сказочного дома для себя и своих друзей, с помощью печаток.

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, слушание, просмотр видеофрагментов.

Игра «Кто в теремочке живет?».

Работа гуашью.

Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Умения:

рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм; изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

Видеофрагменты мультфильмов.

Книги с иллюстрациями домов.

Таблицы с разными видами окон и крыш.

Учебная таблица «Как рисовать дом».

Компьютер, проектор, экран.

18

24.01

Домики, которые построила природа.

Анализ соотношений

внешнего вида здания и его назначения.

Знакомство со способами лепки.

Лепка сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов

Рассказ, беседа, игра, демонстрация наглядных пособий.

Лепка пластилином.

Умения:

анализировать, из каких основных частей состоят дома; наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции  конструировать изображение дома;  работать с пластилином, передавать характер объемной формы предмета; высказывать свое мнение об изготовленных предметах, изображать и лепить заданные объекты

Развитие способности к формообразованию, творческого воображения

Видеофрагменты мультфильмов.

Книги с иллюстрациями домов.

Таблицы с разными видами окон и крыш.

Компьютер, проектор, экран.

19

31.01

Дом снаружи и внутри.

Знакомство с назна-чением дома и его внешний вид. Анализ соотнош-ений и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Изображение дома в виде буквы алфави-та (нарисовать круп-но первую букву своего имени и представить, что это дом, населить его маленькими буквен-ными человечками. Нарисовать крышу, двери, окна, лестни-цы, балконы…)

Беседа, демонстрация наглядных пособий, слушание, просмотр видеофрагментов.

Работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону

Развитие первичных умений видеть конструкцию, т. е. построение предмета

Умения:

понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома;

придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Видеофрагменты мультфильмов.

Книги с иллюстрациями домов.

Таблицы с разными видами окон и крыш.

Компьютер, проектор, экран.

20-21

7.02

21.02

Строим город

Знакомство с дея-тельностью худож-ника-архитектора.

Роль конструктив-ной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.

Приемы работы в технике бумаго-пластики.

 Создание коллективного макета.

Беседа, демонстрация наглядных пособий, слушание, просмотр видеофрагментов.

Постройка домика из бумаги.

Постройка городка из бумажных домиков

Развитие первичного опыта коллективной работы.

Умения:

рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм; овладевать первичными навыками конструирования из бумаги;

конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

Видеофрагменты мультфильмов.

Книги с иллюстрациями домов.

Таблицы с разными видами окон и крыш.

Компьютер, проектор, экран.

22-23

28.02

6.03

Все имеет свое строение.

Любое изображение —  взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Знакомство с новым видом художественной деятельности – оригами.

Создание из простых геометрических форм изображения разных зверей в технике аппликации

Собачка из бумаги.

Беседа, демонстрация наглядных

Работа в технике аппликации.

Работа в технике оригами.

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Развитие пространственного и образного мышления.

Умения:

анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции; составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации;

рассматривать и сравнивать животных; овладевать первичными навыками конструирования из бумаги в технике оригами.

Воспитание  чуткого отношения к животным.

Изображение собак, выполненные разными материалами.

Учебный альбом «Породы собак»

Компьютер, проектор, экран.

24-25

13.03

20.03

Постройка

предметов.

Постройка предметов

(упаковок).

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей.

Аппликация «Мой папа стал малышом».

Конструирование из бумаги упаковок, украшение их.

Беседа, демонстрация наглядных пособий,

Работа с бумагой и тканью.

Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Умения:

понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть; конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы,, упаковки  а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Воспитание уважения к членам семьи.

Презентация учителя«Мой папа стал малышом».

  Работа учителя и детей.

Компьютер, проектор, экран.

26

3.04

Проект «Город в котором мы живем»

Прогулка по родно-му городу  с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчес-тва Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элемен-тов, деталей в связи с их назначением.

Создание образа города (коллектив-ная творческая работа или индиви-дуальные работы

Беседа, экскурсия, фотографирование.

Анализ и обсуждение собранных мтериалов.

Работа с разнообразными материалами.

Уметь:

понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Материалы собранные и подготовленные учащимися и учителем.

Компьютер, проектор, экран.

Тема  IV  четверти: «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу».                     

      7часов

М     №

Дата

Кор-ка

Тема  урока

Виды  деятельности

Работа с уч-ся

Задания  для  учащихся  и

Формирование  умений.

Оборудование

27-29

10-17.04

Совместная работа трех Братьев-Мастеров

Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.

Коллективная работа «Ярмарка шумная»

Игра в художников и зрителей.

Обсуждение выставки.

Конструирование

декоративных деревьев, построек,

фигурок людей.

Оформления фона.

Уметь:

различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы); анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного); воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

Презентация учителя «Братья Мастера».

Выставка детских работ.

Произведения разных видов искусств.

Компьютер, проектор, экран.

30

24.04

«Сказочная страна».

Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

Коллективная работа с участием всех учащихся класса.

Выразительность размещения элементов коллективного панно

Беседа, демонстрация,  слушание музыки,

просмотр видеофрагментов,

демонстрация

наглядных пособий,

Работа с бумагой и тканью, гуашью.

Создание коллективного панно в технике коллажа.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего мира.

Совершенствование навыков работы гупшевыми красками. Воспитание интереса к познанию природы

Видеофрагменты мультфильмов.

Книги с иллюстрациями.

Компьютер, проектор, экран.

31

8.05

Праздник весны.

Конструирование

 птиц, жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).Конструирование из бумаги объектов природы.

Демонстрация учителем приемов работы с бумагой

Конструирование из бумаги объектов природы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

32

15.05

Праздник весны

Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).

Экскурсия в природу.

Или просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).

Восприятие красоты природы.

Уметь:

творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание);

сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Репродукции картин русских художников.

Изображения весенних цветов на картинах великих мастеров.

Детские работы.

33

22.05

Здравствуй,

лето!

Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Беседа, игра - путешествие

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Работа гуашью.

Развитие зрительских навыков, интереса к предмету, познавательных потребностей.

Умения:

любоваться красотой природы.

Наблюдать  и видеть живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности;

характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке; выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

Репродукции картин русских художников на тему лета.

Выставка детских работ за год.


Учебно- методический комплект

  1. Программа « Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-8 классов под руководством Б.М.Неменского. Москва. Просвещение. 2011г.
  2. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2011 г.
  3. Сборник нормативных документов. Искусство. Москва. Дрофа. 2010г
  4. Неменская Л.А.,  «Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь», учебник для 1 кл., Москва,   Просвещение, 2010г.
  5. Л.В.Бушкова,  Поурочные разработки по изобразительному искусству, 1 класс, Москва, «ВАКО», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

Пояснительная записка к программе по изобразительному искусству 6 класс (по Н.Б. Неменскому)

 Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 класс по программе Б.М. Неменского

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе авторской   рабочей программы  «Изобразительное искусство» 1-4 классы под редакцие...