Открытое занятие "Культура Руси конца XIII – XVII вв"
методическая разработка по истории (10 класс)

Рудик Алла Владимировна

Разработка представлена конспектом с практической работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_urok11.docx66.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Культура Руси конца XIII – XVII вв.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Формирование знаний о древнерусской культуре, ее возрождении после татаро-монгольского ига, основных достижениях русской культуры XIII –XVII вв.

Задачи:

Дидактическая: Сформировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, соотносить факты, сравнивать и описывать архитектурные памятники, соотносить тексты исторических источников с событиями.

Развивающая: способствовать умению делать выводы, давать характеристику развития русской культуры, выделять особенности развития, сравнивать особенности развития русской и западноевропейской культуры.

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к истории и культуре своей страны и к достижениям русской культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ И УМК: учебник “История ” В.В.Артемовой, проектор, компьютер, презентация “Культура Руси ”, копии документов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм, глаголица, кириллица, буквица, обмирщение.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Условия развития культуры.
  2. Литература ХIII — начала ХVI в
  3. Начало книгопечатания.
  4. Архитектура и искусство ХIV — ХV вв.
  5. Закрепление материала.
  6. Продуктивная деятельность

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ПК Организовывать продуктивные виды деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

ХОД УРОКА

Изучение нового материала начинается с анализа темы урока (тему записать в тетради).

- Что такое культура? (\студенты дают ответы, учитель подводит итог – клик, слайд 1.Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Руси? (\студенты дают свои ответы, учитель подводит итог – клик, слайд 1. Русь – 13-17вв.).

- Сформулируйте цель урока, исходя из анализа темы (Цель урока – познакомиться с достижениями \ Руси в духовной и материальной жизни в 13-17в.). Для этого мы рассмотрим устное народное творчество, письменность, литературу, архитектуру, изобразительное искусство этого периода (слайд 2).

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности русской культуры? Задание для самостоятельной работы. Прочитать текст и сделать вывод. (Русская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние ордынцев ). Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Рассмотрим устное народное творчество наших предков. На уроках литературы вы уже знакомились с ним. Что относится к этому виду творчества? (Ответы Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины).

Назовите былинных героев. Учитель поясняет, что у восточных славян самыми сильными богатырями были Святогор, Волх, Михайло Потык .(Записать в тетрадь с доски)

Послушайте строки и ответьте, в чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения.

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.

(Ответы.Своеобразие русских былин

Основная идея былин – защита русской земли от врагов.Освобождение своей земли.

Отсутствует тема борьбы за славу и богатство ).

Сравните с идеями западноевропейского рыцарского эпоса (для рыцарского эпоса характерны идеи завоевания, обогащения, крещения иноверцев).

Вместе с крещением на Русь пришла письменность, и наряду с устными произведениями стали создаваться письменные. Кто же их создавал? Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Кончаловской:

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Вы, наверное, догадались, о ком идёт речь? (Учащиеся уже знают о Несторе, поэтому называют его имя) Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни – “Повестью временных лет” – Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. “Повесть временных (т.е. прошедших) лет” охватывает период правления семи великих князей, почти два с половиной столетия (850-1110 гг.).

События из истории Древней Руси, которые мы изучали, были записаны и переданы нам монахом Нестором. Давайте прочтём отрывки из “Повести временных лет” и вспомним сами эти события. (Далее по клику переходим на слайд с текстом летописи – таких слайда три – и по клику появляется название события и дата).

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь... И построили городок во имя старшего своего брата...” (Основание Киева. V век)

Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев... и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам...” (Призвание варягов. 862 г.)

Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей... И пришли они к горам Киевским, и узнал Олег, что правят здесь Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся ребёнка Игоря. ...и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что де “Мы купцы, идём к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим”. Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей... И убили Аскольда и Дира...” (Объединение Киева и Новгорода Олегом. в 882 г. Образование Древнерусского государства)

Неправо говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив”. И приказал оседлать себе коня: “Да увижу кости его”. И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: “От этого ли черепа смерть мне принять?” И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он... И было всех лет княжения его тридцать три”. (Смерть Олега Вещего. 912 г.)

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные... И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: “Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг”. На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь...” (Крещение киевлян. 988 г.)

Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит”... И древляне, выйдя из города Искоростеня против [ ...] , убили [ ...] и дружину его...” (Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.)

Кроме летописей первыми литературными произведениями стали жития – описания жизни людей, причисленных к лику святых, а также слово – “Слово о законе и благодати” первого киевского митрополита Илариона.

Первым памятником художественной литературы после нашествия ордынцев можно считать «Слово о погибели Русской земли». До нас дошло только начало этого произведения, воспевающего красоту и величие домонгольской Руси. Призыв к самопожертвованию в борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском», и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие видный писатель Владимирский епископ Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.

Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор поэмы «Задонщина» Софоний Рязанецвоспевает их подвиг во имя Руси.

В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Во «Задонщина» Софоний Рязанецсхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

В XV в. были написаны многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Одним из наиболее известных и ярких литературных произведений XV в. является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Жанры древнерусской литературы:

  1. Летопись (“Повесть временных лет”, автор монах Нестор).
  2. Житие (Житие Бориса и Глеба, автор монах Нестор).

#1057;лово (“Слово о законе и благодати”, митрополит Иларион) .

4.«Слово о погибели Русской земли»""".

5. «Задонщина» Софоний Рязанец.

;Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

(Записать в тетрадь. Слайд).

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ

Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия- славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита (рассмотреть рисунки на слайде, буквы кириллицы и их названия). Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси библиотека (клик). В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.

Первые книги были рукописными (клик, слайд 6). Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте. (Клик): Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. (Клик): Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.

Такие книги были очень дорогими, их владельцами были только богатые люди. Но грамотных людей на Руси было много. Почему? Найдите ответ сами: стр 198. Ответы : грамоте обучали и девочек после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, для письма использовали дешёвый материал – бересту, кору берёзы.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

Важнейшим явлением XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга с кириллическим шрифтом была издана в Кракове в конце XV в. немецким книгоиздателем. В начале XVI в. книги в Вильно печатал знаменитый западнорусский просветитель Франциск Скорина.

В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Однако даты этих изданий, как и имена печатников, неизвестны.

В 1564 г. священник одного из кремлевских храмов Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпустил книгу «Апостол». Этот год и стал считаться годом начала русского книгопечатания. Уникальность «Апостола» состоит в том, что в нем не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Великое княжество Литовское они продолжили издавать книги, в частности Федоров напечатал первую русскую азбуку и первую полную Библию. Действовала типография и в Москве.

Физкульт минутка

Солнце глянуло в кроватку

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире

Раз, два, три, четыре, пять

Наклониться три, четыре

И на месте постоять.

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку.

АРХИТЕКТУРА

презентация студенткой

- Что такое зодчество? (искусство строительства и украшения зданий, сооружений)

- Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (из дерева)

Клик по гиперссылке “Зодчество”.

Задание. Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества (учащиеся называют особенности, характерные черты, после ответов – клик)

Характерные черты русского деревянного зодчества.

  1. Многоярусность строений.
  2. Наличие разнообразных пристроек.
  3. Увенчание построек теремами и башенками.
  4. Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)

После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. Рассмотрите картину в учебнике (“Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве”. Художник В.Верещагин). На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.

На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название).

Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый (клик). Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.

(Клик) Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов.

Задание. Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры. (Учащиеся отвечают, после этого – клик). Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.

Учитель читает текст на слайде:

О чём идёт речь?

Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым”. (Учащиеся отвечают)

Учитель: Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке (клик). В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Перед вами – групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.

В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики (клик). Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.

(Клик) Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.

Сделайте вывод, какие виды искусства были сосредоточены в храме.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ "ДОМОСТРОЙ"

Студенты самостоятельно читаю документ, каждой группе отдельный отрывок. Отвечают на вопросы к документу. (Документ. Копия).

Студенты делают рисунки и защищают их, используя тексты.(Тексты.Копии. Слайд)

Творческая работа (изготовление из носового платка куклы)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

  1. О каких сферах культуры Руси вы теперь знаете?
  2. Влияние каких народов испытала древнерусская культура? А в большей степени?
  3. В чём проявилось влияние византийских культурных традиций?
  4. Дать определение понятиям: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм, глаголица, кириллица, буквица, обмирщение. (Словарь)

РЕФЛЕКСИЯ

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (Копии)

Анкета для родителей

Приобщение детей к истокам русской культуры

  • Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:
  • как жили наши предки?
  • какими занимались ремёслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?

#1047;наете ли Вы русские праздники?

#1053;ужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

#1053;ужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?

9. Какие народные игры Вам известны?

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

#1061;одите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?

Анкета для родителей

Приобщение детей к истокам русской культуры

  • Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:
  • как жили наши предки?
  • какими занимались ремёслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?

#1047;наете ли Вы русские праздники?

#1053;ужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

#1053;ужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?

9. Какие народные игры Вам известны?

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

#1061;одите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?

«7 особенных мест в русской избе»

-Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

-Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

1
Двери

Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!

Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

2
Печь

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

3
Красный угол

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

4
Стол

Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

5
Лавки

Вдоль стола, вдоль стен –– лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

6
Матица

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

7
Окно

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

Рассказ об изделиях городецкого промысла

Название его пошло от имени города Городец — маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки - берегини, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб — явление, выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.

Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали делать донца — доски для прялок, для прядения нитей из волокон кудели. Эти донца украшались резьбой, а потом и росписью.

Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку. Раньше такие прялки стояли в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумали разрисовать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой, чтобы веселее было прясть, чтобы спорилась работа у прях.

В росписи использовали три основных краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо - кони, и сказочные птицы.

Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, расписные панно, блюда, тарелки. Все эти изделия представлены на нашей выставке.

«Традиции и обряды русской кухни»

Щи насчитывают огромное количество вариантов приготовления от "богатых" с грибами, мясом, разнообразием овощей, зелени, специй и заправки, до "пустых", состоящих из капусты и лука ,щи никогда не приедались. Щи варили кислые, полные (богатые), сборные, зелёные, а так же серые (рассадные), рыбные, суточные и царские.
Самые вкусные щи - из квашеной капусты. Так же это национальное русское блюдо готовят из свежей капусты, щавеля, крапивы на основе бульонов из жирного мяса (свинины, копченостей) или сала. По древней традиции щи подают с картофельными запеканками, гречневой кашей, расстегаями, кулебякой, пирогами. Признаком щей является кислота, создаваемая чаще всего рассолом квашеной капусты, либо самой капустой, щавелем, разваром антоновских яблок, солеными грибами, а так же сметаной в щах из свежей капусты.
Щи часто готовили в Пост. Это назывались пустые щи. Но пустые щи не значит бедные. В пустые щи добавляли коренья, капусту, зелень, помидоры.
А вот хлеб надо выпечь. Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб бывает черный и белый. Белый хлеб — из пшеничной, черный — из ржаной.
«Хочешь есть калачи — не сиди на печи»,— гласит русская народная пословица.
А вот любимый картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут. Он – хорошее лекарство.

Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет. А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архитектура Древней Руси X-XIII век

ØКаменное зодчество Руси:•Начало строительства храмов;•Закладка храма;•Разметка храма;•Устройство фундамента;•Материал для строительства: глина и камень;•Устройство стен и окон;•Наборы кирпичей ...

разработка открытого урока по истории России в 6 классе по теме "Русь с древнейших времен до конца XIII века".

Обобщение знаний  учащихся по истории России с древнейших времен до конца XIII века, стремление воспитывать любовь и уважение к истории родной страны....

Культура Руси X - XIII вв.

Презентация по истории России 10 класс....

ОТКРЫТЫЙ УРОК КРИЗИС РУСИ В XIII веке

Прблемный урок. Групповая работа на уроке. Урок призван помочь учащимся глубже понять условия цивилизационного кризиса, осмыслить сущность возможных цивилизационных вариантов развития Руси, сформирова...

Русская культура XIII – XVII вв.

В данной презентации представлен материал по теме "Русская культура XIII – XVII вв."...