Открытый урок по теме: Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
методическая разработка по истории (6 класс)

Мункуев Александр Викторович

Открытый урок по теме: Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_6_klass.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ»

670010 г. Улан – Удэ, улица Куйбышева , 40   (3012) 222458, факс 223518,

e-mail: school_1@govrb.ru

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Класс 6

Тема открытого урока: Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Цели:познакомиться с основными чертами традиционных обществ на Востоке в средние века;

характеризовать общественное устройство Индии, Китая, Японии, систему управления, достижения культуры и науки каждой страны;

систематизировать материал об истории стран в форме таблицы

развивать познавательный интерес школьников,

Задачи урока:

 - научиться сопоставлять государства средневековой Азии: Индия, Китай, Япония;

 - научиться сопоставлять страны Азии с Европейскими государствами;

 - использовать историческую карту как источник информации.

Метапредметные УУД

Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

Тип урока:урок открытия нового знания.

Оборудование: презентация,  раздаточный материал, учебник, тетрадь.

Ход урока:

1.Организационный момент

 - Доброе утро!

2.Актуализация знаний

Прежде, чем начать новую тему скажите, о чем мы говорили на  прошлом уроке? (научные открытия и изобретения)

Как вы усвоили этот материал, проверим с помощью игры «Да-нет»

Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны, говорите «Да», если не согласны говорите «Нет»

-Алхимики занимались поиском «философского камня»     Да

-мельницы и механические часы изобрели в Средневековье    Да

-домна – печка для выпечки хлеба  (для металла)                  Нет

-Христофор Колумб открыл Америку                 (1492)                 Да

3. Мотивация

- Чтобы понять, о чем мы будем говорить  сегодня на уроке, предлагаю Вам объединить эти слова по группам:

 - Инд, касты, Будда, Шахматы, индуизм

 - Великая стена, Конфуций, Янцзы, поднебесная империя, ЦиньШихаун,

 - Страна восходящего солнца, островное государство, самурай.

 - В какой части света находятся эти государства? Заштрихуйте на конт.карте

 - Хорошо! Значит, мы будем говорить об Азии, а в какой период?

 - Замечательно! Мы будем говорить об Азии в Средние века и конкретно о каких странах? Об Индии, Китае и Японии. Тогда как будет звучать тема нашего урока?

 - Объявляют тему урока: (возможный ответ) Индия, Китай, Япония.

Запишите дату и тему урока в тетрадь. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

3. Цели урока

 - Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать цель нашего урока. (О чем мы будем говорить, что изучать). - Познакомиться с историей этих стран в эпоху средневековья, как они развивались.

- Молодцы! Да, вы правы. Цель нашего урока познакомиться с историей, особенностями развития и достижениями стран средневековой Азии.

 . Изучение нового материала 

- Ребята, как вы думаете, эти государства развивались одинаково с европейскими странами? нет

 - Почему? - Эти страны были закрыты от европейцев в Средние века и развивались по своему собственному пути.

- Действительно, народы, проживавшие за пределами Европы, развивались в средние века крайне неравномерно. И каждый народ имел свои примечательные особенности.

 - А сейчас вы поработаете с таблицей.

(Для облегчения восприятия большого объема информации ученикам предлагается на протяжении всего урока заполнять таблицу «Страны средневековой Азии»).

Работа в группах

В процессе работы с учебником вы сделаете сообщение по своей стране (Китай – стр.252-257, Индия – стр.257-260, Япония – стр.260-264), а вот какая это будет страна, вы узнаете по разложенным на столах предметах? Узнали?

Китай(чашка)                  Индия (шахматы)        Япония(картинка сакуры)

  1. Когда будет зачитываться сообщение, остальные записывают в свою таблицу основные данные. Рассказ учащихся, демонстрация итоговой таблицы.

- 1 группа «Китай»

Название страны

Основные занятия жителей        

Названия государств или династий средневековья        

Титулы, которые носили правители        

Наиболее известные достижения в науке и образовании        

Наиболее известные достижения в литературе и искусстве

Китай

Земледелие, торговля, ремесло.        

Династия Тан,

Династия Сун, Монгольское государство        

Император,

хан

Вывели более 70 сортов риса; научились печатать книги раньше европейцев, выходила ежедневная газета «Столичный вестник»; порох, ружья, металлические пушки, компас, фарфор; школа для чиновников

Буддийские храмы – пагоды, развитие поэзии, живопись «горы и воды», «цветы и птицы».

- 2 группа «Индия»

Название страны

Основные занятия жителей        

Названия государств или династий средневековья        

Титулы, которые носили правители        

Наиболее известные достижения в науке и образовании        

Наиболее известные достижения в литературе и искусстве

Индия        

Земледелие, торговля, ремесло.

70 самостоятельных княжеств; Делийский султанат        

Раджа, султан

Выращивали рис, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья, обрабатывали слоновую кость, создавали посуду тонкой чеканки, ткани из хлопка. Использовали десятиричную систему счисления, умели производить действия с дробями, вычислять площадь фигур и объем тел. В ряде городов существовали обсерватории. Делали сложные операции, используя для этого более 200 хирургических инструментов.

Архитектура отличалась разнообразием, в том числе храмы высекали в скалах. Архитектурным шедевром являются буддийские храмы в Аджанте. Стены расписывали фресками, помещения украшали рельефами, статуями и искусной резьбой. Художники писали миниатюры, портреты.

3 группа «Япония»

Название страны

Основные занятия жителей        

Названия государств или династий средневековья        

Титулы, которые носили правители        

Наиболее известные достижения в науке и образовании        

Наиболее известные достижения в литературе и искусстве

Япония        

Мореплавание рыболовство        

Нарская империя.

Сёгунат

Император, сёгун        

Существовали школы, в том числе для девушек; изобрели японское письмо, основанное на китайской письменности (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах         

Возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусства – природа и единение человека с ней.

Физминутка

Группы обмениваются информацией. Заполняется таблица

6. Закрепление изученного материала «Крестики -нолики»

1. В начале XIII века в Китай вторглись племена монголов. (Да)

2. В Индии пользовались десятеричной системой счисления.(Да)

3. В VII - VIII веках в Японии возникла Нарская монархия. (Да)

4.Япония располагается на одном острове. (Нет)

5.  В Китае пейзажи называли «горы и воды».(Да)

6.Индийский князь – хан. (нет)

7. Японский дворянин – граф.(Нет)

8. Китайские и японские иероглифы, абсолютно, непохожи. (Да)

9.Индия в VI-VII веках была единым государством. (Нет)

. Итог урока

Что Вы узнали на уроке и какой вывод составите?

МНОГО ОБЩЕГО В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ, НО ПРИ ЭТОМ ОНИ ОСТАЮТСЯ САМОБЫТНЫМИ. САМАЯ ЯРКАЯ СТРАНА С БОЛЬШИМИ НАУЧНЫМИ И КУЛЬТУРНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ – ЭТО КИТАЙ. ЕГО СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ОСТАВАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.ИНДИЯ, ОСЛАБЛЕННАЯ МЕЖДОУСОБНЫМИ ВОЙНАМИ, СТАЛА ЛЁГКОЙ ДОБЫЧЕЙ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ. НО БЛАГОДАРЯ КАСТОВОМУ СТРОЮ И РЕЛИГИИ СОХРАНИЛА СВОИ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ.

ЯПОНИЯ ИСПЫТАЛА БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ КИТАЯ НА КУЛЬТУРУ И ХОЗЯЙСТВО.

Обменяйтесь работами, проведем взаимопроверку.

7. Рефлексия

Ребята, если вам понравился урок покажите иероглиф «удача»

Если не понравился покажите иероглиф «неудача» 

- Спасибо!

- Я тоже оценю вашу работу на уроке.(оценки).

8. Домашнее задание

Читать § 31,        подготовить сообщение на тему «Как развиваются Индия, Китай и Япония в наше время?».

  - Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. Спасибо за урок! До свидания!

Самоанализ урока

1.Тема урока: Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

2. Тип урока: :урок открытия нового знания

3. Цель урока – познакомиться с основными чертами традиционных обществ на Востоке в средние века;

характеризовать общественное устройство Индии, Китая, Японии, систему управления, достижения культуры и науки каждой страны;

систематизировать материал об истории стран в форме таблицы

развивать познавательный интерес школьников,

Задачи урока:

 - научиться сопоставлять государства средневековой Азии: Индия, Китай, Япония;

 - научиться сопоставлять страны Азии с Европейскими государствами;

 - использовать историческую карту как источник информации.

В уроке я отразила универсальные учебные действия. Цель урока привязана к задачам

. Это первый по счету урок в теме Народы Азии,Америки и Африки в Средние века.

При планировании данного урока я учла возрастные особенности .

Метапредметные УУД

Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты.

 Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.

Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:

информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;

игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета;

здоровосберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности

 Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

 Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся.

 В целом урок я считаю удавшимся, так как:

1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные достижения;

2. Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.

3)Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.

В заключении хочется сказать. Профессия учителя очень ответственна. Написано о почетной педагогической миссии и ответственности много строк: торжественных, официальных, возвышенных. Поэтому хочется просто пожелать вам учеников, которые превзойдут своих учителей. Ведь для настоящего наставника самая большая награда и признак педагогического таланта - успешные ученики.


ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:

  1. Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

 

  1. Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

 

 

 

 

При разногласиях я принимаю другое решение

 

 

 

 

Большинство решений предложено мной

 

 

 

 

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

 

 

 

 

Работать в паре труднее, чем одному

 

 

 

 

Мне интереснее и полезнее работать в паре

 

 

 

 

 

  1. Лист самооценки ____________________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Найти информацию самостоятельно

 

 

 

2

Выбрать самое основное для сообщения

 

 

 

3

Оформить работу

 

 

 

4

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

Почти. Без

всё сделали меня

без меня работа бы не

получилась

 

  1. Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

 

  1. Лист самооценки и взаимооценки

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

 

 

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

 

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

 

 

 

 

  1. Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

____________________________________________________________________________-

 

  1. Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

______________________________________________________________

 

  1. Лист самооценки

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой

5

4

3

2

1

«Мы»

насколько мне было комфортно работать в составе малой группы

какие у меня были затруднения в общении с группой.

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь

5

4

3

2

1

«Дело»

я достиг цели учения

учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

в чем я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы

5

4

3

2

1

 

 

  1. Лист самооценки.

Критерии:

Да + нет -

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.

 

Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу.

 

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

 

Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.

 

 

 

Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверка знаний по теме Китай, Индия, Япония

После изучения стран Азии использую проверку знаний....

Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»

Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....

Проверочная работа по теме "Страны Азии: Китай, Япония, Индия" 11 класс

Проверочная работа по теме "Страны Азии: Китай, Япония, Индия"      11 класс...

Проверка знаний по темам: Китай, Индия, Япония.

Тестовые задания для обучающихся 11 класса при проведении контроля знаний по теме "Зарубежная Азия"....

Конспект урока по теме: Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония

Конспект урока по теме: Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония...

Урок географии. Тема. Южная Азия: Индия.

Конспек урока по теме "Индия"....