Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
учебно-методический материал по истории

Мункуев Александр Викторович

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №1

Мункуев А.В.

       Главной задачей в образовательном процессе является развитие учащегося способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие:

  1. выявление способностейпсихолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
  2. развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях, в решение проектных задач. 

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по развитию творческих способностей по предмету «история и обществознание»:

- принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при максимальном участии

  учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,

  наставничества.

      Традиционными видами работ с одаренными детьми являются предметные недели, которые позволяют учащимся так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В рамках проведения предметных недель применяются мною самые разнообразные формы и методы проведения: уроки мужества, викторины, историческая лаборатория по исследованию исторических событий, мозговые штурмы, квест-игры, интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с детьми на уроках истории и обществознания можно добиться, используя такие формы: ролевые, деловые, операционные  и имитационные игры. Для детей более способных к творческой деятельности, разрабатывается творческие задания повышенного уровня сложности. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками, картами, документами, иллюстрациями. Диапазон творческих заданий широкий, например, ученикам предлагается составить кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.

      Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность.  Включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности: учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.

    Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная  творческая работа, выполненная под руководством учителя. Творческие проекты по истории, выполняемые под моим руководством, выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается презентация. Организация исследовательской деятельности не простой процесс, здесь основная проблема заключается не только в том, что желающих заниматься таким видом деятельности немного, так как небольшое число ребят способны вести длительную кропотливую работу. Но и существуют определенные трудности у учащихся с пониманием основ научной обработки собранных  материалов, с их обобщением и систематизацией. Учащихся также пугает страх публичных выступлений. Именно я думаю, что, на этом этапе нужно дать учащимся понять, что себя всегда можно перебороть, воспитать себя, пересилить страх. Поэтому я думаю, что при работе по развитию интереса и способностей детей к исследовательской работе важно параллельно обучать основам ораторского искусства и умению держаться на публике.  Проектная деятельность стимулирует творческий поиск школьников и позволяет эффективно работать с одаренными детьми: обучающиеся школы занимают призовые места муниципальном, региональном уровнях.

    Таким образом, развивая творческие способности учащихся, мы стимулируем их интерес к предмету, что положительно отражается на их учебной деятельности.

Результаты работы  с одаренными детьми.

ФИО учащегося

Наименование мероприятий

Класс

Результат

1

Шоболова Анна

Муниципальный этап ВОШ по обществознанию

8

Победитель

2

Бальчинов Ардан

Районная НПК - 2023

7

Участие

3

Дугарова Вера

Районная НПК - 2023

7

Участие

4

Ринчино Аюр

Районная НПК - 2022

6

Победитель

5

Чердонова Виктория

Всероссийская олимпиада «Время знаний»

7

Участие

6

Шоболова Анна

Международная олимпиада по истории Россия

8

Победитель

7

Аманзаде Расул

Всероссийская олимпиада «Государства и народы России»

8

Победитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:- равные возможности для всех студентов;- профессиональная культура педагога;- создание ситуации успешности;- мотивация обучающихся;- качество обра...

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

В данной работе рассматриваются вопросы создания условий развития креативности обучающегося. Актуальность проблемы заключается в том, что очень быстро идет процесс формирования ребенка и нужно как мож...

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

 Постоянно работаю над совершенствованием системы выявления и сопровождения одаренных детей, стараюсь отбирать технологии, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативност...

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

В современном мире социально-экономическая реальность характеризуется быстрым развитием науки и техники, информационных технологий, подъемом промышленного производства. Повышаются требования ра...

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Способы выявления у обучающихся способностей к   научной   (интеллектуальной), творческой деятельности...