Методическая разработка урока "Великая Отечественная война - цена Победы"
методическая разработка по истории (10 класс)

Ягофарова Людмила Маратовна

Методическая разработка урока "Великая Отечественная война - цена Победы" предназначена для проведения повторительно-обобщающего контроля в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vov_urok.doc735 КБ

Предварительный просмотр:

Великая  Отечественная  война – цена  победы»

Каждый погибший откупает у гибели другого…

Надо всё время помнить о подвиге ушедших;

быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта –

вернуть к жизни погибших. (Ю. Нагибин)

         Данный  урок  является завершающим по теме «Великая Отечественная война 1941-1945» перед самостоятельной работой. Опирается  на  конкретные  теоретические  знания  и  практические  умения  учащихся  работать  с  текстом  документа, со  справочной  и  дополнительной  литературой, участвовать  в  беседе, делать  выводы. При  планировании  данного урока  были  учтены  особенности  развития  учеников 10 класса: их  умение  обосновывать  тему, осознание  цели, умение  делать  выводы, умение  оценивать  свою  деятельность  и  деятельность  своих одноклассников, умение  работать  в  группах. Образовательные, воспитательные  и  развивающие  задачи  решались  в  комплексе.  Использование  методики  критического  мышления, как  мне кажется,  дает  возможность  каждому  ученику  почувствовать  свою  значимость  на  уроке, приобрести  уверенность  в  своих  действиях, учит  межличностному  общению. На  уроке  рассматриваются  актуальные  проблемы  в  современном  мире: через  историческое прошлое увидеть  духовное  величие  человека, перенесшего  суровые  испытания и проявившего самоотверженность  и  мужество.

Формы методы и приемы урока: 

Методы: частично-поисковый, исследование текста документа, составление  кластеров  и  синквейна, использование  ИКТ. 

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах постоянного и сменного составов. 

Урок  с  использованием  методики  критического  мышления.

 

Планируемые образовательные результаты:

Достичь образовательных результатов на уровне личностных, метапредметных и предметных результатов:

- личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; формировать целостное восприятие всего спектра исторических реалий; российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свою страну, прошлое многонационального народа России; вырабатывать систему ценностно-смысловых установок, отражающих активную гражданскую позицию.

- метапредметные: обобщать факты, делать выводы, строить логическое рассуждение; работать индивидуально и в группе; критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников; овладевать навыками сравнительного анализа;

 - предметные: устанавливать причинно-следственные связи; проводить сравнительный анализ; раскрывать особенности Великой Отечественной войны; давать свою оценку итогам войны; определять роль СССР в победе во Второй мировой войне.

Получат возможность научиться: строить логические цепочки рассуждений; ставить учебные задачи; самостоятельно искать пути решения проблемы. 

Учебно-познавательные и коммуникативные компетенции. Искать существенную информацию, взаимодействовать в группе, достигать общих целей и взаимопонимания.

Цели:

1. Образовательные: повторение, систематизация  и  обобщение  материала  изученного  по  Великой  Отечественной  войне.

2. Развивающие: развитие навыков самостоятельной работы с документами, со справочной и дополнительной  литературой, иллюстративным материалом формирование  умения  анализировать, делать  выводы, сравнивать.

3. Воспитательные: воспитывать  чувства  патриотизма, гордости  за  свой  народ  на  примере  героизма  и  мужества  советских  людей  во  время  Великой  отечественной  войны.

Основные этапы урока:

1.     Стадия  вызова: пробудить  интерес, подготовить  учащихся  к  предстоящей  работе. Озвучивание  цели  урока, принятие  ее  учащимися, мотивация  их  дальнейшей  деятельности.

2.  Стадия  осмысления: учащиеся  сталкиваются  с  новой  информацией; пытаются  решить  ту  или  иную  проблему, опираясь  на  сведения, предоставленные  учителем, текст  учебника  или  документа.

3. Стадия  размышления (рефлексии): происходит  корректировка  взглядов  учащихся  на  основании  полученной  ими  информации, происходит  присвоение  нового  знания. Школьники  высказывают  собственные  идеи  и  аргументируют  их.

 

   Кластер на доске. Закрыты основные фрагменты.   Цена Победы

 

Этапы  урока

Поставленные  задачи

Действия  педагога

Действия  учеников

I. Организационный

Подготовка  к  работе.

Ребята, на  протяжении  нескольких  уроков  мы  изучали  один  из  самых  тяжелых  периодов  в  истории  нашей  страны – Великую  Отечественную  войну.

Слушают  вступительное  слово  учителя  на  фоне  музыки.

 

II. Самоопределение.

Стадия  вызова.

https://vk.com/video-158918739_456246100

Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер об итогах Второй мировой войны

Определить  тему  урока, цели  и  задачи.

Показ видеофрагмента

Прокомментируйте данный фрагмент и подумайте - чему  должен  быть  посвящен  последний  урок  темы  о  Великой  Отечественной  войне? Почему в современном мире пересматривают итоги 2 мировой?

Как  можно  назвать урок  с  точки  зрения  оценки?

 

Сегодня  мы  попытаемся  определить, какой  ценой  досталась  нашему  народу  победа  в  войне (открыть  тему  урока).

Работать  будем  в  парах постоянного состава.

Затем проверяем, обсуждаем, задаем вопросы, обмениваемся заданиями.

На  каждом  этапе  урока  будем  делать  вывод, и  заполнять  кластер (схему).

Ответы  учащихся: итоги

 Вов. Какой  ценой  досталась  победа  советскому  народу.

 

 

 

 

 

Проверка  готовности  работы  в  парах.

Записывают  тему  урока.

III. Стадия  осмысления

Группа 1 «Отгадай сражение»

Группа 2 «Узнай своего героя»

Группа 3 «Исторические места»

Группа 4 «Война в лицах. Военачальники»

Группа 5 «Исправь ошибку»

Группа 6 «Музей»

Группа 7 Картографы

Группа 8 «Символы блокадного Ленинграда»

Группа 9 «Союзники в годы войны»

Работа самостоятельная с материалами в тетради, раздаточным материалом, документами.

 

Проверка работы в группах

Выступление учащихся, ответы на вопросы, уточнение позиций

IV. Обобщение.

 

В СССР 27 млн. человек погибло. Из 18-и не вернулся каждый третий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого погибшего, то нам бы пришлось молчать 38 лет.

 На доске заполняется кластер: 11 358  человек  удостоены  звания  Героя  Советского  Союза; 7 млн. воинов награждены  орденами  и  медалями.

27 млн.  человеческих  жизней, в том  числе  10  млн.  воинов.

В чем вы видите причины победы нашего народа в Вов?

Героизм и сплоченность народа

Военное мастерство, талант советских военачальников, тактические и стратегические новинки

Единство фронта и тыла

Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.

Борьба партизанских соединений и подполья.

Жестко централизованная система экономики.

Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта

Предлагают ответы

V. Рефлексия

 Эмоциональное завершение урока.

Прием «Телеграмма» 

С какими трудностями вы столкнулись при изучении  данной темы? Что бы вы повторили?

Учитель благодарит детей за работу.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Группа 1  «Сражения Великой Отечественной войны»

О каком сражении (событии) идет речь? Обоснуйте ответ.

1.  Такою все дышало тишиной.

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

(С. Щипачев)

2.  «Время шло. Противник упорно молчал. Наше волнение нарастало… Но вот стрелки часов показали 4 часа 30 минут, и Модель наконец подал свой голос... Мы ответили новой, 30 минутной контрартподготовкой, а затем подали свой голос наши танки…».

3.  Битва, в которой с обеих сторон участвовало почти 4 миллиона человек, 13 тысяч танков и самоходных орудий, 12 тысяч самолётов и десятки тысяч орудий и минометов, завершилась разгромом немецких войск. Это был коренной перелом в ходе войны. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной армии. Теперь наши войска будут наступать, и «гнать» противника до самого Берлина.  

4. «В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 м. Более 100 млрд. свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы и, пожалуй, за всю свою жизнь я не видел ничего подобного. На первый день планировалось только для одной артиллерии 1 миллион 197 тысяч выстрелов. Фактически было произведено 1 миллион 236 тысяч выстрелов, 2450 вагонов снарядов обрушилось на голову врага. Гитлеровцы были буквально потоплены в сплошном море огня и металла...».

5. Мы запомним суровую осень

Скрежет танков и отблеск штыков.

И в сердцах будут жить 28

Самых верных твоих сынов.

(М. Лисянский)

6. «Нам надо пройти до Волги еще только 1 км, но мы его никак не можем пройти. Мы ведем борьбу за этот км дольше, чем войну за всю Францию, но русские стоят, как каменные глыбы. Неискушенному в боях человеку показалось бы, что в пылающем городе уже нет места для жизни, что там все разрушено, все сгорело. Но я знал: на том берегу продолжается бой».

7. Тысячи горожан вышли на строительство оборонительных укреплений на подступах к городу. Старики, женщины, подростки рыли окопы, делали земляные насыпи, натягивали колючую проволоку. На дорогах, ведущих к городу, ставили заграждения против танков – «ежи», сваренные из рельсов. Группа армий «Центр» почти два месяца вела кровопролитные бои, прорываясь к городу, но, советские войска, перейдя в контрнаступление зимой 1941 года, отбросили фашистов на 100 - 120 км.

8. А та зима… Ту зиму каждый
запечатлел в душе навек —
тот голод, тьму, ту злую жажду
на берегах застывших рек.

(О.Берггольц)

9. …Июнь. Число 22-ое.
Известное, пожалуй, всем.
То день, когда армада армий
Обрушила огонь
На спящие дома
Советских городов и деревень.
Настал черед и нам ответить.
Но не по мирным городам,
А по войскам, что окопались
На землях белорусских, здесь и там…

(Б.Кочетков)

10. На рубеже весны четвертой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростертый

Берлин лежал у наших ног!

Группа 2. «Узнай героя войны»

На основе исторического источника, определите и запишите, о каких героях идет речь в тексте.

 

1. «На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Погиб смертью храбрых 27 октября 1941 г. Зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в котором служил».

2. «Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука» Велика Россия, а отступать некуда».

3.  «Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Во время бомбёжек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нём. Фашисты обстреливали дом из пулемётов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл». Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали  называть этот дом?

4. «В марте  1942 г. самолёт летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь лётчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу «Повесть о настоящем человеке».

5. «6 июля 1943 г. в Белгородском небе он совершил беспримерный подвиг. Встретившись в небе с группой немецких самолётов,  он сбил 9 вражеских бомбардировщиков. Такой победы в одном бою не одерживал ни один советский пилот». За образцовое выполнение боевых заданий ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. До 1957 года он числился пропавшим без вести, пока жителями деревни не был обнаружен самолет с останками летчика и при нем были обнаружены партийный билет, планшет с картой, письма.

6. Будущий герой родился на Украине в городе  Екатеринославе,  рано остался сиротой и воспитывался в детском доме. Когда началась война, будучи еще несовершеннолетним, несколько раз пытался попасть на фронт добровольцем. В конце февраля 1943 г. при освобождении Псковской области подразделение выполняло боевую задачу — захватить укрепленный пункт противника, находящийся в районе деревни Чернушки. Красноармейцы перешли в наступление под прикрытием леса. Немецкие огневые точки представляли собой дзоты-укрепления, построенные из дерева и земляной присыпки. Красноармейцам удалось относительно быстро уничтожить два из них, но третий пулемет продолжал препятствовать советскому наступлению. Он забросал немецкое укрепление гранатами. Пулемет на мгновенье затих, а затем вновь начал стрельбу. Мгновенно принял решение — ринулся к амбразуре и закрыл ее своим телом. Посмертно стал Героем Советского Союза.                                                                                                             7. Участник русско-японской, первой мировой, гражданской войн, автор более 100 научных трудов по военно-инженерному искусству. В августе 1941 года при попытке выхода из окружения, был тяжело контужен и взят в плен. На все попытки гитлеровцев перейти на службу фашистов – ответил отказом. 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен был облит водой на морозе и погиб. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза за стойкость и мужество.                                                                                               8. Родился в Москве, работал на паровозостроительном заводе, окончил авиационную школу. 26 июня 1941 года в качестве командира бомбардировщика Ил-4 вместе с другими самолетами, выполнял боевую задачу. В его самолет попал снаряд и он начал стремительно гореть. На приказ командира прыгать с парашютами, экипаж ответил отказом и остался с командиром. Самолет был направлен на колонну фашистов. Только через месяц всем стало известно об этом «огненном таране». Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.                                                                                                                   9. Прославленный летчик-ас, его ни разу не сбили. На его счету 64 сбитых  самолета, не считая двух американских самолета уже после войны. Змейки, горки, развороты, пикеты – приемы воздушного боя. Трижды Герой Советского Союза.

Группа 3 «Исторические места»

Внимательно рассмотрите иллюстрации и подпишите их, указав, где находятся эти памятники.

Скульптура

тут описание фото

1

2

3

4

Памятник защитникам Заполярья в Мурманске

Памятник героям-панфиловцам

Памятник героическим защитникам Ленинграда

Ржевский мемориал Советскому Солдату

5

6

7

8

 

Группа 6  «Музей»

Составьте своеобразную экспозицию из вещей, предметов Великой Отечественной войны. Объясните, почему, с вашей точки зрения, эти предметы должны обязательно храниться в музее?

Как, вы думаете, что делают люди, чтобы осталась память о тяжёлых днях войны?

 

 

 

 

 

Группа 9 «Союзники в годы войны»

 Используя знания, материалы конференция, составьте   сравнительную схему «Ялтинская конференция» и «Потсдамская конференция» в форме диаграммы Венна. Пример подобного задания может выглядеть так: в центре – Что объединяет, по сторонам – отличия.

 На Ялтинской конференции было достигнуто немало соглашений, касающихся интересов каждой из участвовавших сторон.

Лидеры приняли решение о разделе Германии на оккупационные зоны. Предполагалось, что каждой стороне отойдет определенный участок территории страны, на которой будут созданы военные базы. Было принято решение о полном разоружении Германии, полной ликвидации нацистского режима в ней.

 Именно на Ялтинской конференции были достигнуты первые договоренности о создании Организации объединенных наций, которая бы регулировала международные проблемы мирным путем. Тогда же была назначена дата первой конференции в рамках создания ООН.

Стороны подписали «Декларацию об освобожденной Европе», в которой подчеркивалось, что освобожденные народы Восточной Европы будут восстановлены в своих правах, но в то же время указывалась возможность стран-победительниц «помогать» им в этом.

Был фактически решен вопрос с устройством Польши. По инициативе СССР там было сформировано альтернативное правительство, состоящее как из коммунистов, так и из демократов. По факту же СССР обеспечил себе в будущем возможность установить в Польше удобный для себя режим.

Достигнуты договоренности относительно будущих границ между странами. Этот вопрос был принципиальным и означал раздел сфер влияний в будущей Европе.

Найден компромисс относительно компенсаций странам-победительницам за причиненный Германией ущерб. Так, СССР получал право претендовать на половину всех компенсаций, уплаченных Германией Великобритании и США.

По результатам Ялтинской конференции СССР расширил свою территорию за счет возвращения в будущем Курильских островов, Южного Сахалина. У советских военных появилась возможность пользоваться в качестве аренды базой в городе Порт-Артур, а также Китайско-Восточной железной дорогой.

 На конференции лидеры трех государств договорились о возвращении СССР людей, освобожденных или плененных в тех районах, которые были захвачены войсками США и Великобритании.

Наконец, в ходе конференции лидеры так называемой «большой тройки» разрешили вопрос относительно будущего устройства Югославии и Греции.

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ РЕШЕНИЙ ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(...) III. О ГЕРМАНИИ

...А. Политические принципы

1. В соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного Совета.

2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением по всей Германии.

3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный Совет, являются:

I) полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:

а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;

в) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в распоряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено (...)

III) уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду...

4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима, или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация правовая, административная или иная, не будет терпима.

5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим поли-тическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии...

8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:

...во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения...

Пока что не будет учреждено никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета...

«Правда». 3 августа 1945 г.

ПОТСДАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая от 26 июля 1945 г.

1. Мы, президент Соединенных Штатов, президент Национального правительства Республики Китай и премьер-министр Великобритании, представляющие сотни миллионов наших соотечественников, совещались и согласились в том, что Японии следует дать возможность окончить эту войну...

5. Ниже следуют наши условия. Мы не отступим от них. Выбора никакого нет. Мы не потерпим никакой затяжки.

6. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

7. До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будет существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена,- пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем.

8. Условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем.

9. Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь.

10. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам.

11. Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях.

12. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

13. Мы призываем правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года"

Разработка урока истории для 8 -го класа на тему "Отечественная война 1812 года". Используются различные виды и формы учебной деятельности. Подача материала как лекцией, так и самостоятельное изу...

Семинар "Великая ОТечественная война. Цена Победы"

Семинар "Великая ОТечественная война. Цена Победы"...

Итоги Великой Отечественной войны: цена победы

Работа предназаначена для учащихся старших классов. Урок проводится после изучения темы "Великая Отечественная война". Урок предполагает работу по группам, с использованием статистических данных, с по...

«Великая Отечественная война – цена победы»

«Великая  Отечественная  война – цена  победы»      Автор: Бурцева  Ольга  Андреевна,учитель  истории и обществознания....

урок истории "Итоги Великой отечественной войны. Цена Победы"

Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны. Цена ПобедыТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная, -индивидуальная,- парнаяМетоды...

Методическая разработка тематического классного часа «Урок Победы, посвященный Году памяти и славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Методическая разработка тематического классного часа "Урок Победы, посвященный Году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"...

Методическая разработка урока ( Отечественная война 1812 года)

Методическая разработка урока, посвященного Отечественной войне 1812 года...