Исследовательская лаборатория Контрнаступление под Москвой: факты и цифры
методическая разработка по истории (9 класс)

Перегримова Татьяна Николаевна

Важнейшим событием Великой Отечественной войны была битва за Москву. Гражданская ответственность и патриотизм народа, прежде всего молодежи, которой принадлежит будущее, – одно из важнейших условий экономического, социального и политического развития России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peregrimova_kontrnastuplenie_pod_moskvoy_fakty_i_tsifry.docx56.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия для обучающихся 8 - 9 классов.

Исследовательская лаборатория

Контрнаступление под Москвой: факты и цифры

Перегримова Татьяна Николаевна

Учитель истории

МАОУ СОШ №6 имени Киселёва А.В.

города Красноуральск Свердловская область

Актуальность избранной проблемы:

     В 2020 году наша страна отметила 75 лет со дня Победы. Важнейшим событием Великой Отечественной войны была битва за Москву. Гражданская ответственность и патриотизм народа, прежде всего молодежи, которой принадлежит будущее, – одно из важнейших условий экономического, социального и политического развития России.

Цель: привлечь внимания учащихся к историческому прошлому нашей страны

Задачи:

  1. Определить доказательства успешного контрнаступления под Москвой. Содействовать формированию у учащихся гражданского патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому .
  2. Развивать способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию.

3. Создать условия для развития мышления, способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах.

Ожидаемые  результаты: формирование патриотической внутренней позиции школьников  на примере Битвы за Москву.

Практическая значимость:

- выражение в словесной и графической форме доказательства успешного контрнаступления под Москвой, представление результата своей работы.

- применение результатов исследования для оформления Уголка боевой славы.

Руководитель лаборатории – учитель.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиапроектор, доска с магнитами

Презентация

Конверты с заданиями

Листы бумаги, фломастеры

Видеофрагмент «Контрнаступление под Москвой»

Патриотическая песня    «Марш защитников Москвы»

Смайлики по количеству участников

Этапы работы Исследовательской лаборатории

1 этап.  Мотивация. Постановка проблемы.

Было проведено анкетирование среди обучающихся 9 – 10 классов, результаты на экране (диаграммы).

1)Нужны ли патриоты стране сегодня?

а) да      б) нет     в) не знаю

2)  Считаете ли вы себя патриотом?
          а) да      б) нет     в) не знаю

3)  Испытываете ли чувство гордости за Россию, свой город?      

         а) да      б) нет     в) не знаю

Проблема: основная проблема заключается в том, что сегодняшняя молодежь родилась в 90-е годы, о Великой Отечественной войне знает очень мало. По истории этот раздел изучается только в 10 классе. Но быть патриотом – это не только любить свою родину, но и помнить и чтить память о событиях истории.

  Тема нашего исследования: Контрнаступление под Москвой: факты и цифры

    Актуальность темы: 5 декабря – День воинской славы России.

В этот день в 1941 году началось контрнаступление Красной армии против немецко-фашистских войск в битве под Москвой.

Объект исследования: Контрнаступление под Москвой

Предмет исследования:  факты и цифры.

Цель исследования: Определить доказательства успешного контрнаступления под Москвой.

Задачи исследования

1. Уточнить факты и цифры о Контрнаступлении.

2.  Определить результаты  этой операции.

3. Подготовить материалы для Уголка боевой славы..

 Методы:  моделирование в групповой работе, систематизация, обобщение.

Практическая значимость: выражение в словесной и графической форме доказательства успешного контрнаступления под Москвой, представление результата своей работы.

2 этап. Планирование работы  исследовательской лаборатории

  5 декабря 1941 года советские войска начинают контрнаступление под Москвой. Сосредоточив на московском направлении значительные резервы, командование Красной армии смелыми ударами обращает в бегство значительные силы вермахта. От столицы отброшены все три танковые группы противника, до этого рвавшиеся к Москве.

- Как вы думаете, какие вопросы мы должны изучить, чтобы доказать успешность контрнаступления под Москвой? (высказывания учащихся)

1.        Каковы были предпосылки удачного контрнаступления под Москвой?

2.        Какие основные задачи были у Красной армии?

3.        Почему фашисты  сравнивали себя с великой армией Наполеона?

4.        Результаты и последствия удачного контрнаступления под Москвой.

3 этап. «Социоконструкция» 

А) Организация групп (3группы  по 5-6 человек)

Б) Каждая группа получает конверт с заданием , материалы для работы (фломастеры, бумага)

- Задание:

1) изучить текст, обсудить, высказав мнения членов группы по вопросу.

2) изобразить его символически в графической, знаковой или словесной форме.

3) подготовить презентацию своей работы другим группам

4. Исследовательская работа в группах (10 минут)

Определение доказательства успешного контрнаступления под Москвой

5. «Социализация»  (10 минут)

Каждая группа презентует результат своей работы (рассказывают, объясняют, показывают по 3 минуты)

1 гр. Каковы были предпосылки удачного контрнаступления под Москвой?

Цифры: В начале декабря 1941 года советские войска под Москвой насчитывали 1,1 миллиона человек, 7650 орудий и минометов, 774 танка и одну тысячу самолетов. В противостоявшей им группе армий "Центр" было свыше 1,7 миллиона человек, около 13,5 тысяч орудий и минометов, 1170 танков, 615 самолетов. 

2 гр.  Какие основные задачи были у Красной армии?

Видеофрагмент

3 гр. Почему фашисты  сравнивали себя с великой армией Наполеона?

Цифры: Потери немецких войск составили 103,6 тысячи человек. Значительные потери понесли советские войска — 380 тысяч человек. По другим источникам, безвозвратные потери советских войск составили 139 586 человек, санитарные — 231 369 человек.

6 этап. Поведение итогов

- В нашей исследовательской лаборатории мы:

1. Уточнили  факты и цифры о Контрнаступлении под Москвой

2.  Определили результаты  этой операции.

3. Подготовили материалы для Уголка боевой славы..

- Мы  получили доказательства успешного контрнаступления под Москвой.

4 гр Результаты и последствия удачного контрнаступления под Москвой.

Цифры:

В результате контрнаступления было разгромлено 38 вражеских дивизий (в тои числе 11 танковых, 4 моторизованные), было уничтожено и взято в плен 1,5 млн. человек, разбито 2500 минометов и орудий, 1300 танков и около 15 тыс. автомашин. Районы Подмосковья были практически усеяны разбитой боевой техникой. Советскими войсками за время контрнаступления было освобождено более 11 тыс. населенных пунктов

Итог: Вражеская операция «Тайфун» провалилась. Сорван план молниеносной войны.

Эта победа Красной Армии была решающим военным событием начала Великой Отечественной войны, а также первым крупным поражением немецко-фашистских войск.

И услыхал весь мир слова

Великие, простые: —

Врага отбросила Москва,

И спасена Россия!

      А. Твардовский

7 этап – заключение, рефлексия.

Проверим знания.

  1. Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее разработали план уничтожения Москвы. Как он назывался?

           (Тайфун)

  1. Рабочие Москвы трудились по 12-18 часов в сутки, обеспечивая оборонявшие столицу войска оружием, боевой техникой, боеприпасами. Тысячи и тысячи москвичей, главным образом женщины, копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали заграждения,

таскали мешки с песком. Под каким лозунгом они трудились?

(«Всё для фронта! Всё для победы!»)

  1. Мирные люди, невоеннообязанные добровольно шли на защиту Москвы, необученные и плохо вооруженные защищали столицу от врага, почти все они погибли в первых же боях. В Москве есть улица в их честь. Как называется это формирование?

(Народное Ополчение)

  1. Ею награждались все участники обороны Москвы; все военнослужащие и вольнонаёмный состав Советской Армии и войск НКВД, а также лица из гражданского населения, принимавшие участие в обороне Москвы не менее одного месяца.  О какой медали идёт речь?

     (О медали «За оборону Москвы»)

  1. Эта медаль учреждена в честь командующего Западным фронтом, руководившего обороной Москвы. О какой медали идёт речь?

       (О медали Жукова)

   Решающим фактором в достижении победы над захватчиками в контрнаступлении под Москвой являлся высокий моральный дух советских воинов. Известный английский военный теоретик и историк Б. Лиддел Гарт подчеркивал, что эта победа была одержана «прежде всего, мужеством и стойкостью русского солдата, его способностью выносить тяготы и непрерывные бои в условиях, которые прикончили бы любую западную армию». Об этом будет уже другой разговор в День Неизвестного солдата 3 декабря, День героев Отечества 9 декабря.

- Благодарю всех и предлагаю высказать своё мнение о работе нашей исследовательской лаборатории с помощью лежащих на ваших столах смайликах.

     смайлик  13

Патриотическая песня:    Марш защитников Москвы

Источники:

  1. Контрнаступление под Москвой: факты и мифы (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/kontrnastuplieniie-pod-moskvoi-fakty-i-mify)
  2. КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ ПОД МОСКВОЙ. 5 ДЕКАБРЯ 1941 - 5 ЯНВАРЯ 1942 ГОДА (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/lectorium/victories/f/kontrnastuplieniie-pod-moskvoi-5-diekabria-1941-7-ianvaria-1942-ghoda)
  3. Краткий курс истории. Кремлевские курсанты (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-kriemlievskiie-kursanty)
  4. Краткий курс истории. Московская битва (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-moskovskaia-bitva)
  5. Московская битва 1941-1942 - одно из величайших событий Великой Отечественной войны 1941-1945. https://lianozovo.mos.ru/the-75th-anniversary-of-the-beginning-of-the-soviet-counteroffensive-against-the-german-fascist-troo/detail/2506006.html 

  6. Победа над Генералом Страхом. К годовщине московской паники и её усмирения (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/pobieda-nad-gienieralom-strakhom-k-75-lietiiu-moskovskoi-paniki-i-ieio-usmirieniia)
  7. Что должны знать потомки о битве за Москву (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/chto-dolzhny-znat-potomki-o-bitvie-za-moskvu)

Приложение

Задание для 1 группы

Каковы были предпосылки удачного контрнаступления под Москвой?

1) изучите текст, обсудите, высказав мнения членов группы.

2) изобразите предпосылки удачного контрнаступления под Москвой символически в графической, знаковой или словесной форме.

3) подготовьте презентацию своей работы другим группам.

Текст

   Главным фактором стало накопление резервов.

   Следующим важным фактором стало и то, что вермахт фактически выдохся под Москвой.

    Еще одним фактором было неправильное планирование немцами своего ноябрьского наступления на Москву. Они умудрились загнать свои наиболее боеспособные танковые и моторизованные части в два мешка: один в районе Клина, к северу-северо-западу от Москвы, второй на юге: это идущие в обход Тулы войска Гудериана, подставившие свои фланги под контрудары советских войск.

     Ну и последним важным фактором я бы назвал накопление боеприпасов. К началу контрнаступления были созданы запасы в три боекомплекта, по основным номенклатурам боеприпасов. Это позволило вести интенсивную артподготовку, упрощая взлом немецкой обороны.

      Все эти факторы в совокупности стали предпосылкой удачного контрнаступления под Москвой. Хотел бы подчеркнуть, что имевшиеся в ноябре части и соединения Красной армии были существенно усилены подошедшими резервами, что дало возможность развивать контрнаступление на различных направлениях. Даже несмотря на то, что некоторые новые части Красной армии имели мало боевого опыта и тяжелой артиллерии: к примеру 1-я ударная армия не имела орудий калибром свыше 107 мм., и многие её соединения были вновь сформированными. Но предыдущий задел позволил бороться с остановившимися немецкими частями. Переход от обороны к наступлению по этой причине происходил достаточно «плавно», и защищая свои участки фронта и проводя локальные наступательные операции, дивизии уже 5-6 декабря перешли в полномасштабное наступление.

Задание для 2 группы

Какие основные задачи были у Красной армии?

1) изучите текст, обсудите, высказав мнения членов группы.

2) изобразите основные задачи Красной армии под Москвой символически в графической, знаковой или словесной форме.

3) подготовьте презентацию своей работы другим группам.

Текст

 Тщательно проанализировав обстановку, сложившуюся на советско-германском фронте к началу декабря 1941 года, Ставка ВГК пришла к выводу о необходимости предпринять решительные меры, чтобы вырвать у врага стратегическую инициативу, нанести поражение его группировкам. Главный удар было решено нанести на Западном направлении. Здесь Ставка и сосредоточила большую часть своих резервов. Намечая срок перехода в наступление, советское командование стремилось использовать трудности фашистских войск, не успевших еще перегруппироваться для обороны и вынужденных противостоять нашим ударам на неподготовленных позициях. Это было связано с известным риском и для нас, так как наступательную операцию приходилось начинать без необходимой паузы после оборонительного сражения. По данным разведки, наше командование установило, что никаких войск в тылу немцев нет. Все резервы были исчерпаны и втянуты в сражение. Солдаты противника устали, их воинский дух упал.

    Основной задачей было отбросить от Москвы танковые группы врага. Наилучшим исходом для советского командования, конечно, виделось окружение и разгром трех танковых групп противника. Сделать это не получилось, но урон был нанесен существенный. Прежде всего, из-за соотношения сил. Наши войска если и превосходили противника числом, то незначительно и лишь на отдельных участках фронта.

 

Задание для 3 группы

Почему фашисты  сравнивали себя с великой армией Наполеона?

1) изучите текст документов, обсудите, высказав мнения членов группы.

2) изобразите ваши выводы символически в графической, знаковой или словесной форме.

3) подготовьте презентацию своей работы другим группам.

Документы

Директива Верховного командования сухопутных войск Вермахта от 18.02.1942 с оценкой итогов зимней кампании:

    «5 декабря 1941 года наступила русская зима с неожиданным похолоданием до минус 30 градусов. Это нанесло тяжелый удар по измотанным боями войскам, которые, не имея зимнего обмундирования и нужного снаряжения, без подготовленных к зиме оружия и техники, располагались на открытой местности вдали от баз снабжения и вынуждены были вместо решающего наступления немедленно перейти к обороне

Отчет майора фон Герсдорффа о поездке на фронт c 5 по 8 декабря 1941 года:

     «Недостаточное или отсутствующее снабжение одеждой или осветительными средствами — а именно с ними связаны важнейшие в настоящий момент потребности — вызвало или вызовет кризис доверия к руководству. В войсках сложилось мнение, что кампания в России была начата без должной заблаговременной подготовки к русской зиме. Настроение в войсках в целом можно охарактеризовать как хорошее, несмотря на то что отвод за линию реки Нары подействовал на настроение угнетающе».

    «Имеющаяся в распоряжении одежда, в том числе зимняя форма по уставу, полностью не соответствует условиям русской зимы и приводит к обморожениям личного состава во время морозных дней.

Предпосылки  удачного контрнаступления под Москвой

Основные задачи Красной армии

Почему фашисты  сравнивали себя

с великой армией Наполеона?

Последствия удачного контрнаступления под Москвой.

Задание для 4 группы

Последствия удачного контрнаступления под Москвой

  1. изучите текст, обсудите, высказав мнения членов группы.
  2. изобразите основные результаты и  последствия удачного контрнаступления под Москвой символически в графической, знаковой или словесной форме.

  1. 3) подготовьте презентацию своей работы другим группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ КРАСНАЯ КНИГА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

Информационное аналитическое мероприятие:Красная книга РО в цифрах и фактах....

Исследовательская работа «Профессия учителя: цифры и факты»

Проведенная учащимся данная  исследовательская работа была направлена на подтверждение гипотезы «Быть учителем трудно, но увлекательно». Учащийся подтвердил данную гипотезу как с помощью  ан...

Интегрированный урок истории и математики "Греко-персидские войны: факты и цифры"

Способствует развитию познавательного интереса к событиям истории древних цивилизаций  через решение математических задач....

Конспект внеклассного мероприятия по истории Отечества 9,11 классы. Великая Отечественная война в фактах и цифрах.

Цели и задачи·        проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;·        повторить и обобщить, закрепить учебный мат...

Проект "Суздаль в легендах, фактах и цифрах"

В данной работе представлены результаты работы учащихся 5-х классов над проектом "Суздаль - в легендах, фактах и цифрах"...

Методическая разработка игры – викторины «Великая Отечественная война в фактах и цифрах»

Данное мероприятие призвано содействовать формированию у обучающихся уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, воспитанию у м...

Проектно-исследовательская работа по теме: «История возникновения цифр»

Ученик 5 «А» класса Смольков Данила занял II место в муниципальной научно-исследовательской конференции «Первый шаг в науку»....