Тема урока: «Суд современности над Петром 1»
методическая разработка по истории (8 класс)

Жигульская Марина Ивановна

Технологическая карта урока истории       

 Класс 8

 Предмет: история

 Тема урока: «Суд современности над Петром 1»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний;   

Форма  урока: : ролевой (игровой) проект: урок-суд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока истории      

 Класс 8

 Предмет: история

 Тема урока: «Суд современности над Петром 1»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний;  

Форма  урока: : ролевой (игровой) проект: урок-суд.

Составитель учитель истории Жигульская М.И.  МБОУ «НОЦ»

Тема

«Суд современности над Петром 1»

Тип урока

обобщение и систематизация знаний;  

Цель урока

1. Повторить и обобщить знания учащихся о реформах Петре I, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

2. Расширить представления о роли и значении личности Петра Первого в истории;

3.Разобраться в различных точках зрения на роль Петра1 в российской истории и проведенные им реформы.

4. Дать нравственную оценку деятельности Петра Первого.

Задачи урока

1.Активизировать личностный подход учащихся к изучению темы;

2.Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.

3.Развивать навыки работы с дополнительной литературой, устных публичных выступлений, формировать культуру речи.

 4. Стимулировать учащихся к получению новых знаний путем участия в интеллектуальных мероприятиях; воспитывать уважительное отношение к прошлому страны.

4 Приобрести   опыта «участия» в исторических событиях, учить эмоциональному «проживанию» судеб исторических лиц, уметь моделировать ситуацию, составлять «портрет» исторического деятеля.

Планируемый результат

Предметные умения

Личностные компетенции

Уметь выделять достижения в деятельности Петра 1.

Выделять положительные и отрицательные личностные качества государственного лидера

Знать понятия, владеть лентой времени.

уметь самостоятельно оценивать .

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; оценивать свои и чужие поступки

Предметные: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные: находить достоверную информацию в разных источниках; анализировать (выделять главное); определять понятия; обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия

Коммуникативные: развивать у учащихся умение работать индивидуально и в парах; излагать своё мнение, аргументируя его;  продуктивно взаимодействовать со своими партнерами; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Решаемые учебные проблемы

Почему деятельность Петра и его личность имеют неоднозначную, порой прямо противоположную оценку как в прошлом  так и в  современное время?

Применяемые педагогические технологии:

технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, технология проектной деятельности.

Опережающее задание:

В начале изучения темы  учащимися была поставлена опережающая задача

- собрать материал о жизни и деятельности Петра I.  

-изучить необходимую литературу по эпохе Петра I.

-составить выступление (2 – 3 мин.) от имени реального исторического лица или условных персонажей противоположных по своему отношению к личности ПетрI.

Оборудование урока (ресурсы)

Мультимедийный проектор

Компьютер

экран,

доска, учебник,

раздаточный материал

Действующие лица

Действующие лица:

Судья.( учитель)

Присяжные заседатели (зрители)

Прокурор.

Адвокат.

Петр I

Свидетели со стороны обвинения(  группа учащихся)

Алексей Петрович(сын ПетраI),

Евдокия Лопухина

Царевна Софья

Вдова казненного стрельца

Крестьянка

Свидетели со стороны защиты (группа учащихся)

Екатерина I

А.Меньшиков

Н.Демидов

Дочь боярина

                                                                                                                           Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Формируемые и осуществляемые способы деятельности

Формируемые и осуществляемые способы деятельности

Формируемые и осуществляемые способы деятельности

1-й этап урока Этап создания проблемной ситуации. Формулирование проблемы. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

Учитель приветствует учащихся, осуществляет проверку готовности, присутствия / отсутствия

Класс заранее поделен на группы зрители (присяжные-заседатели , сторона защиты, сторона обвинения)

Вводное слово

. Если спросить русского человека, какие периоды в истории России вызывают у него наибольшее чувство гордости, то 50% назовут эпоху Петра.

Немало художественных произведений посвящено этому выдающемуся государственному деятелю. Но историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.

Нет однозначной оценки его личности , так же как  и его преобразований.

На протяжении всей истории со времен Петра Великого идут споры о личности и деяниях императора. Одни историки видели в нем сильную личность, проводившую прогрессивные реформы, другие считали,что прервав традиции и насильственно изменив образ жизни русского народа, он навязал России чуждый и губительный путь развития.

Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и в наши дни. Так ещё в середине XVIII веке великий русский учёный М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А уже в XIX веке придворный историк Н.М, Карамзин, не желавший радикальных перемен, обвинял Петра I  в измене «истинно русским» началам жизни, его реформы назвал «блестящей ошибкой». А.С. Пушкин характеризовал императора иначе: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

В наши дни мы слышим продолжение этих споров. В последнее время всё чаще слышатся слова осуждения преобразований Петра I. Невольно возникает вопрос: что это – попытки по-новому осмыслить страницы далёкого прошлого или просто расчёт на сенсационность подобных оценок?

Давайте попробуем с вами сегодня в этом разобраться - в чём обвиняли его недруги и за что хвалили и восторгались им его сторонники.

В конце урока независимые присяжные заседатели, вынесут вердикт по этому делу – Виновен», «Невиновен». «Виновен, но заслуживает снисхождения».

Итак, суд начинает свою работу!

Слушание

Ученики настраиваются на урок, слушают информацию о том, что будут делать на уроке.

Соотносение услышанного и увиденное

Принимают, слушают

Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Умение слушать в соответствии с целевой установкой;

принимать и сохранять учебную цель и задачи;

контролировать

правильность

ответов обучающихся

2-й этап урока. Исследование проблемы

Судья: Прошу всех встать!

Слушается дело о  русском царе ПетреI. Обвинение предъявлено по двум пунктам: дела семейные и государственные. Прошу сесть!

Уважаемые господа! Сегодня слушается дело Романова Петра Алексеевича – русского царя – императора. Прокурор готов предъявить обвинение, а защита его оправдать. Уважаемые присяжные заседатели, вам сегодня предстоит очень серьезная и ответственная работа – вынести свой вердикт не кому-нибудь, а русскому царю. Будьте предельно внимательны и  судите по законам государства и морали. Приговор выносится  по трем возможным вариантам: «Виновен», «Невиновен», «Виновен, но заслуживает снисхождения».

Обращаюсь к свидетелям с предупреждением о даче только правдивых показаний. Подсудимый! Вы готовы к ответу? Тогда судебный процесс объявляется открытым.

Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Судья: Обвинение достаточно серьезное.

Подсудимый, Вам понятны выдвигаемые против Вас обвинения?

Судья: Адвокат, какова  Ваша позиция по выдвинутому обвинению?

Судья: Вызывается сестра Петра 1 Софья Алекевна.

Судья: Вызывается вдова казненного стрельца-Марфа.

Судья: Рарешаю.

Для дачи показаний приглашается Евдокия Федоровна Лопухина-первая супруга  первого российского императора Петра I, мать царевича Алексея.

Судья  Спасибо, займите свое место. Слушание по делу продолжается.

Слово предоставляется свидетелю со стороны обвинения царевичу Алексею Петровичу.

Судья : Слово подсудимому

Судья: Разрешаю.

Слово предоставляется свидетелю со стороны защиты жене императора – императрице ЕкатеринеПервой1684 года рождения – российской императрице 1725-1727 годов.

Судья:Cлушание по первой части дела объявляю закрытым. Начинаем слушание второй части дела – о реформах царя в государстве.

Судья: Прошу  пригласить свидетеля со стороны обвинения -крестьянку Агафью Быкову.

Судья: Спокойнее, Петр Алексеевич, без лишних эмоций, суд во всем разберется.

Слово предоставляется представителю защиты.

Судья : для дачи показаний приглашается князь  Меньшиков Александр Данилович ближайший сподвижник Петра 1.

Судья: Спасибо, займите свое место.

 В зал суда приглашается свидетель со стороны защиты – Никита Демидов – русский промышленник

Судья: Протест принят. Свидетель продолжайте, а вы, прокурор, если будите перебивать, лишитесь слова.

 Вызывается  свидетель со стороны защиты-придворная дама, дочь боярина .

Судья: Переходим к прениям сторон. Слово предоставляется обвинителю.

Судья: Заключительное слово предоставляется адвокату.

Судья: прения по делу объявляю законченными. Последнее слово предоставляется государю российскому императору Петру Алексеевичу Романову.

Судья: Суд удаляется на совещание. (После совещания оглашается приговор.   Мнения  присяжных разделились…)

Прокурор. Уважаемый суд! Господа присяжные! Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести свое решение о виновности Петра I.

Мы обвиняем Петра Алексеевича в том, что он разрушил своеобразный, самостоятельный русский мир, обладающий своими традициями, своей культурой, своими духовными ценностями. Обвинение намерено доказать вам, что так называемые «реформы», проводимые им, принесли русскому народу немало горя и страданий. Они стоили России огромных человеческих жертв, при этом грубо попирались национальные и религиозные чувства русских людей, всюду царили произвол чиновников, взяточничество и казнокрадство. И за все это он должен понести соответствующее наказание. Вот что обвинение намерено доказать, и мы это докажем!

Петр I. Да, мне понятно, Ваша честь, но я в корне не согласен с ними!

АдвокатУважаемый суд! Господа присяжные! Представитель обвинения только что назвал все проступки, в которых обвиняется подзащитный. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем вам, что действия обвиняемого были следствием его стремления сделать Россию великой державой. Мы намерены доказать, что приняв страну в состоянии нестабильном, он оставил потомкам могучую империю, значительно расширившую свою территорию. И в своих действиях руководствовался он единственно соображениями пользы государственной.

В ходе судебного следствия мы готовы опровергнуть позицию обвинения и доказать , что наш подзащитный  не виновен в предъявленном ему обвинении.

Прокурор: Петр Алексеевич, вы были очень жестоким человеком, вы сыграли печальную роль в судьбе многих людей.

 Прошу вызвать свидетеля со стороны обвинения Софью Алексеевну- сводную сестру подсудимого.

Софья: Ну что, собрались здесь, торжествуете, радуетесь мирской жизни, пируете, празднуете, а меня почто в монастырь загнал, братец мой ненаглядный? Чего ж не дал мне всласть царствовать, я же тоже царского роду племени, старшая сестра твоя как-никак. Незавидна участь русской царевны – 1 путь в монастырь! А если умна, сметлива, образована и жизнь вокруг бурлит, неужели сидеть, сложа руки?  Зачем так жестоко со стрельцами обошелся, кровушки столько их пролил?

Петр Да чтоб другим не повадно было.“А смерти они достойны за неповинность, что забунтовали” А, ты, коль сейчас вспоминаешь о том, что есть старшая сестра, что ж не думала о родстве, о сестринской заботе, когда пыталась государственный переворот совершить, и нас малолетних братьев свергнуть и погубить?

 «Жаль! Сколько умна, столько и зла, а могла бы мне быть правою рукою».

Марфа: Я хорошо помню эти слова, Пётр Алексеевич: “А смерти они достойны за неповинность, что забунтовали”. Ещё ведь и следствие закончено не было, а уже приступили к казни. Мой муж, стрелец  Василий Найденов, верой и правдой службу нес, во многих походах участвовал, при взятии Азова ранен был, но ни почестей, на наград, ни чинов  не получил. Семья наша большая, семеро  детишек отца  месяцами не видели. Что на бунт стрельцы пошли, так их понять можно : денежное довольствие не выплачивалась, служба – тяжелая. Так  не стал царь разбираться, а замыслил их наказать жестоко. В Преображенском камеры пыточные  устроили. Моего Василия с другими стрельцами пыткам страшным подвергали. Кинулась я в Преображенское, чтоб мужа хоть глазком увидеть, чтоб попрощаться с ним по-человечески. А потом, с другими бабами, узнали мы, что мужей наших на казнь в Москву погонят. Сама видела, как царь лично головы рубил, да еще  из толпы желающим предлагал  за палача потрудиться. Страшный он человек, проклинаю его.

Адвокат: Ваша честь, в защиту обвиняемого я хочу сказать следующее: факты, которые приводит сторона обвинения, к сожалению, имели место. Но если посмотреть на саму эпоху XVII – XVIII веков, то в личности Петра нет ничего удивительного, он продукт своего времени. На всём протяжении этого периода не было ни одного милосердного монарха. Все европейские императоры того времени были жестоки и коварны Чтобы провести такое количество преобразований, надо иметь твёрдую уверенность в том, что власть твоя незыблема, она покоится на силе армии и воле монарха.


Прокурор: Ваша честь, разрешите пригласить для дачи свидетельских показаний первую жену Петра Евдокию Лопухину.

Лопухина: Я, Евдокия Лопухина, была выбрана царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной в жены царю нашему Петру Алексеевичу. До этого я его близко не видела, а тут счастье такое! И первый наш год счастливым был. И сына народили, и жили душа в душу. Только часто уезжал Петрушенька мой по делам государственным, оставлял меня одну. Да все б ничего, да разлучила нас Катька – змея подколодная. Втерлась в доверие к Петрушеньке, окрутила сокола моего.

Мне есть в чем обвинить своего бывшего мужа, хотя по божьему закону он и есть мой муж. Не о такой жизни я мечтала. После нашей свадьбы Петр быстро охладел ко мне. Из любящего супруга он превратился в тирана и деспота, который закрывал меня в темных комнатах, где я просиживала часами.

Мои родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Насильно заточил меня, свою первую жену, царицу, в монастырь, наплевав на малолетнего сына, который нуждался в матери.

Потом Петр сгубил нашего сына Алексея. И хоть по официальной версии Алексей умер сам, все знают, что он главным образом причастен к его смерти.

Вот так вот он позволил себе распоряжаться чужими жизнями. Разве это не говорит о жестокости Петра? Разве он не злоупотреблял властью в личных интересах?

Алексей Я, Алексей, сын Петра I . Мать моя – первая жена Петра, Евдокия Лопухина.

Воспитывался я сначала матерью своей, а затем, когда её отправили монастырь, то отдан был в дом тетки своей Натальи Алексеевны. Отца я очень редко видел.

Я воспитывался в среде, враждебной Петру. Он никогда меня не любил. Я был предоставлен самому себе. Меня окружали противники отца.

 Мне не нравилость то, что он делает, а я не хотел принимать участие в его реформах. Он играл мной. Ненависть к моей матери превратилась в ненависть к сыну. Батюшка ездил заграницу, строил корабли, воевал, он успевал везде, только не видел, как растёт его сын.

 Я, боясь его гнева, бежал сначала за границу. Угрозами Петр вернул меня в Москву, пообещав прощение, но сам вместо всего обещанного подверг меня пыткам!

А в 1722 году Петром был подписан указ о порядке престолонаследия, который отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха.

Вы только подумайте, он собственноручно лишил страну кровного наследника! Тем самым он породил дворцовые перевороты.
Знаешь, Государь наш Батюшка, Сыновья своих отцов почитать и уважать должны, а я как гляну на тебя, сердце кровью обливается от деяний твоих. Вся Россия стонет под реформами твоими, а ты глухим притворяешься.

Пётр. Я хотел видеть в сыне наследника, продолжателя моих дел, но мне доносили, что вокруг него стали собираться мои недруги. Как и его мать, царевич любил «старину» и ненавидел любые реформаторские деяния.

Адвокат: Было бы ошибкой усматривать в отношениях между Петром и их сыном только семейную трагедию. Суть противоречий состояла в том, что здесь столкнулись два пути настоящего и будущего России.В  конфликте обнаруживается столкновение двух представлений о роли монарха в государстве. Отец считал себя слугой государства, отдавал службе все силы и способности, в то время как сын готов был довольствоваться пассивной ролью “помазанника” Бога, не обременяющего себя трудом, инициативой и активным участием в управлении государством.  Разрешите пригласить свидетеля со стороны защиты вторую жену моего подзащитного Екатерину 1

Екатерина I: Я, Екатерина I в православии, а в девичестве Марта Скавронская. Происхожу из бедной латышской семьи Скавронских, находившихся в крепостной зависимости у польского помещика, а затем волею судьбы оказалась в русском плену. Именно тогда обратил свое внимание на меня светлейший князь Алексашка Меньшиков, а затем я встретилась с Петрушей. Да разве же можно было не полюбить его, посмотрите на него. Да разве же не доказательство нашей любви – одиннадцать детей! Ведь дети без любви не рождаются. А какие письма писал он мне. Послушайте: “Катеринушка, друг мой, здравствуй! Я слышу, что ты скучаешь, а и мне не бесскучно же, однако можем рассудить, что дело на скуку менять не надобно!” Да как же мне не любить его! Я все с ним разделяла, и походы и странствия, и горести. Все что было в допетровскую эпоху уже давно стало пережитками прошлой, отсталой России. Алексей Петрович со своими старомосковскими порядками сгубил бы все то, что было создано непосильным трудом моего мужа. Именно поэтому, как супруга и соратница своего мужа я видела свой долг в осуществлении дальнейших преобразований нашей державы

Как можно обвинять этого человека?

 

Прокурор: Как вы можете прокомментировать выступления свидетелей?

Пётр I: Все  реформы мои для народа моего, для страны, упрекают, что нову женку себе завел. Ведь не разделяла Евдокия моих помыслов, назад тянула, в Русь старую! А я Россию могучей хочу видеть, сильной державой. Мне помощники нужны были? Вот и нашел я Екатеринушку, Алексашку Меньшикова и других.

Адвокат: Петр с детских лет проявлял интерес копыту европейцев. Для наилучшего ознакомления с их достижениями он снарядил Великое посольство. Вернувшись из-за границы царь твердо решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю, за превращение своей страны в великую Европейскую державу.

Моим подзащитным было много сделано для России…

  1. Был реформирован центральный аппарат управления/
  2. Созданы губернии/
  3. Был введен новый порядок прохождения службы, теперь выходцы из незнатных сословий могли сделать себе карьеру/
  4. Начинает развиваться промышленность/
  5. Оживает торговля/
  6. Открываются новые университеты, школы, гимназии.
  7. Но самое главное – была создана регулярная армия, флот российский, был получен выход к Балтике.

Разве ли это не заслуги перед Отечеством? Только лишь за это можно ставить памятник!

Прокурор Ваша честь! Прошу приобщить к делу дополнительные материалы:

С возникновением города на Неве, на болотистой местности, часто заливаемой волнами Финского залива, русский народ понес огромные жертвы. Город создавался на костях тысяч людей, ежегодно погибавших от недоедания, изнурительного труда, антисанитарных условий. Ежегодно, начиная с 1710 года, на строительных работах было занято по 40 тысяч крестьян и горожан, согнанных со всех районов страны. Одни гибли в пути, остальные – в самой столице.

Считается, что около 30 000 умерло при строительстве.
    Работные люди надрывались над работой от зари до зари, иногда по восемнадцать часов в сутки. В рудниках работали по пояс в воде, жили впроголодь. Люди гибли сотнями от недоедания, от непосильной работы, от заразных болезней. Тех, кто протестовал против этого каторжного режима, ждало каленое железо, батоги, кандалы.

Адвокат. А мы не отрицаем подобных фактов, но ведь и Вы не будете отрицать, что Санкт-Петербург стал главным портом России. Его торговые обороты в несколько раз превосходили обороты старого портового города на севере страны – Архангельска.

Петербург стал «окном» в Европу. Сюда из отдаленных районов доставляли товары для продажи за границу. Отсюда растекались товары, привозимые из-за границы.

На смену эпизодическим связям со странами Западной Европы пришли постоянные дипломатические контакты. С завоеванием выхода к Балтийскому морю активизировалась внешняя торговля с Россией, укрепились ее культурные связи с более развитыми странами Европы.

Прокурор Ни кто не спорит. Сделано много но…. Жизнь простого человека не стала лучше!Все тяготы длительной Северной войны легли на плечи  народа. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные. Все это ухудшало положение податного населения – крестьян, горожан, купцов. Реформы Петра привели к усилению крепостного права.Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.

Агафья Петровна Быкова. Выходя на суд людской, я говорю не только от себя, я говорю от всего русского народа нашего страдающего, слезы льющего. Да и что ж тут рассказывать, когда вы сами за всем наблюдаете. Люди добрые, что ж вы все глаза позакрывали? Чем же мы так царю-батюшке не услужили?

Да вы только послушайте, сыночку нашего, кровинушку нашу, в рекруты забрали. Ведь на всю жизнь от дома теперь отлучен. Да разве стоят все войны жизни нашего драгоценного? Без него и в хозяйстве тяжело. Да горела бы в печи эта реформа 1705 года!
А муж, а муж мой! Всю жизнь из него выпили. Страдать заставили. Днями и ночами на заводе трудится. Да вы только подумайте, я одна с 5-ю детишками. Жить не на что. Детки голодные. Так еще и налоги бесконечные, подать подушная, разоряющая! А он, муж то мой, да сил в нем нет уже.Работает без передышки по 14-18 часов. Получает только корм да одежду, но и то не всегда! Условия там дикие, холод, грязь, крысы да и только! Чахотку любую подхватить не долго. Так еще и попробуй отвлекись от работы, заживо уничтожат.

А вот сосед наш, так его вообще на строительство Петербурга в 1701 году забрали. Приказали в котомку инструменты плотницкие положить, да еды какой-нибудь на дорогу и пешком идти в далекие края, где приказом царя город строить начали. И вот стоят они там часами по колено в болоте, голодные, съедаемые мошкарой, мрущие от лихорадки: сто грамм хлеба в день сунут, а жить как? Да как хочешь! Поселили их  в бараки  как скотину по 200 – 300 мужиков, еда как помои, да работа от зари до зари. Ведь царь – это отец наш, о народе своем должен думать. А тут на прихоть царя людишек тьму согнали, а сгубили без счета, на костях наших тот город рос.

Тысячами полегли  мужики наши на строительство новой причуды царя – г.Петербурга, на строительстве флота, на войне сгинули, калеками вернулись, с голоду  и от непосильного труда померли.

Речи красивые я говорить не умею, но как есть скажу: - Да, Петр Ляксеевич, не жалел ты кровушки крестьянской .

Не царь это, а антихрист, душегуб. Не в деревне  толковали, что царь не настоящий, что подменили его, когда за границей был, и вернулся в Россию под именем  Петра антихрист, чтоб мир христианский изничтожить.

Не царь это, а антихрист,антихрист…..

Петр1:Да я это, я. Ишь чего выдумали, антихрист, русскому мужику всюду что-то мерещится. А действовал я  во благо государства нашего, для его процветания, развития и укрепления!

Адвокат: Возможно, мой подзащитный Пётр Романов нарушал интересы того или иного класса или сословия. Как говорят, цель оправдывает средства. Но тогда ведь не было понятия “ презумпция невиновности”. Да, Пётр предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век.Ваша честь, разрешите пригласить для дачи свидетельских показаний  Александра Даниловича Меньшикова.

.

Александр Меньшиков:Я. Александр Данилович Меньшиков – российский генералиссимус, светлейший князь, а мой отец был простым конюхом, я сам в детстве пирожками торговал, в нищите жил. Петр дал дорогу многим незнатным людям, ставя на первое место не «породу», а способности. Приняв «Табель о рангах», Петр установил порядок государственной службы, когда заслуги и выслуга лет ставились выше родословной.

Я свидетельствую, что  Петр 1  - великий преобразователь , жизнь свою положивший на то, чтобы Россия стала  могущественным государством.

Время правления Петра – это время реформ и преобразований, модернизации, которая коснулась всех сторон жизни общества:

-он создал новую армию,

-построил военный и торговый флот,

- способствовал бурному росту  мануфактур и заводов, особенно на Урале и в Сибири, что способствовало бурному росту промышленности в первой половине 18 века, Россия начала продавать металл Европе,

-был построен Санкт-Петербург, который стал столицей обновленной России;

-по приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты Ведомости (обращается к копии газеты).

-был основан первый в стране музей – Кунсткамера;  учреждена Академия наук, открыты школы и училища,

- проведена реформа алфавита: для повышения уровня грамотности населения был введен лично утвержденный царем легкий для чтения и написания гражданский шрифт. ( обращается к азбуке с вычеркнутыми Петром 1 лишними буквами).

- летоисчисление новое ввел не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. Обратите внимание – лист календаря 1722 года.

Я хорошо знал Петра, самым его любимым и приятным занятием  было кораблестроение  и другие дела относящиеся к мореходству.

А что касается жестокости царя, так и время было жестокое, Все новое всегда  с трудом пробивает себе дорогу. Нужно судить по результатам.При Петре Россия стала могущественной европейской страной.

Адвокат: Разрешите пригласить свидетеля защиты Никиту Демидова крупного русского промышленника.

 

Никита Демидов:Я защищаю Петра Алексеевича, воистину Петра Великого, потому что он проводил мудрую политику поддержки российской промышленности. За первую четвертьXVIII века было построено до 200 мануфактур в разных отраслях промышленности. Большие металлургические заводы возникли на Урале, в Карелии, Липецке, Туле и других городах. При царе-батюшке страна обходилась железом собственного производства и даже стала продавать его за границу. Мой завод в Туле выпускал ручное огнестрельное оружие. Мануфактуры процветали в сукноделии, полотняной и шелковой отраслях. К концу его правления стали выпускать курительные трубки, игральные карты, платки, фарфор.

Сам я тульский. Мои отец и дед всю жизнь провели в кузнице. Сам я с детских лет познал тяжёлый труд кузнеца, подолгу оттачивал своё мастерство. Так бы моя жизнь и закончилась в кузнице, если бы не покровительство батюшки нашего Петра Алексеевича, который разрешил мне, простому ремесленнику, осваивать месторождения железных руд, строить по берегам рек металлургические мануфактуры, на которых работало местное население, а также беглые люди. Вот вы тут обвиняете Петра в жестокости, так ведь то голытьба, она бунтовала всегда, вон и при батюшке Петра I Алексее Михайловиче бунт подняли вместе с вором Стенькой Разиным. Держать её нужно в ежовых рукавицах, послабления никак давать нельзя.
Прокурор:Не вам судить и разглагольствовать, что надо делать , а чего нельзя. У нас есть достоверные факты, что притесняешь ты работных людей, беглых ты содержишь в колодках, в штатах, где они находятся по колено в холодной воде, прикованные цепями к стене шахты. Как бы за такое самому не оказаться на скамье подсудимых.
Адвокат:Я протестую, обвинительная сторона не даёт сказать слово свидетелю.

Придворная дама: Я , Анастасия, дочь боярина, могу прилюдно говорить в суде. И все это благодаря Петру1.Как жила русская женщина до Петра? По нормам «Домостроя»! То есть, полная власть мужчины в семье, имущественное и юридическое бесправие, многочисленные ограничения.

 Еще недавно нам, девушкам не разрешалось показываться без надобности на чужих людях, мы должны были жить затворницами, в своей  светелке  сидеть, рукоделием заниматься и ждать, когда батюшка жениха подходящего  выберет.С реформами императора женщина, наконец, вышла из терема.

   Теперь, благодаря  царю Петру начались другие времена.  Приказал царь боярам  на Ассамблеи  жен и взрослых дочерей приводить и чтобы одеты все были по моде  немецкой и с кавалерами могли беседы  вести, и  танцы  иноземные умели танцевать. Развлечения новые появились: Елки новогодние украшать,маскарады, праздники с фейерверками, ига на скрипке, флейте. на клавикордах.

На смену устаревшим шушунам, телогреям пришли наряды по французской моде. Мужчины-то наши бороды-то побрили, новые платья венгерские одевают.

 Еще царь издал указ, по которому запрещено теперь замуж насильственно выдавать, без согласия жениха или невесты. Предписано, что сначала должно обручение пройти, чтобы жених с невестой познакомились, лучше узнали друг друга. Между обручением и венчанием срок должен быть не меньше шести недель, а если не слюбится , то невеста имеет право расторгнуть обручение. Я теперь замуж смогу пойти за любимого человека, а не  за того, кого батюшка выберет. Браки заключаются добровольно, теперь мы не просто красивые девицы, которых берут замуж без всякого их согласия! Теперь мы принимаем решения! По указу Петра женщина высших сословий получала возможность наследования всего недвижимого имущества супруга, а после смерти главы семьи жена могла возглавлять хозяйство. Свершилось! Наконец то у женщин появились хоть какие то права.

Наконец-то, нас стали принимать за таких же равноправных личностей, как мужчин! Благодаря императору женщины начали получать образование, обучаться наукам! За это мы благодарны нашему благодетелю, Петру Алексеевичу! (поклон)

Прокур: Пётр 1 посвятил свою жизнь преобразованиям государства, но был жесток и ни в грош не ставил жизнь человека. При нём налоги на душу населения выросли в 3 раза, а цена реформ, выраженная в человеческих жизнях, равна седьмой части населения.

Ни одна внешнеполитическая победа, ни одна удавшаяся военная реформа не стоят слезинки брошенной матери, чьего сына забрали в рекруты, никакое утверждение российской продукции на международном рынке не стоит предсмертного крика загибающегося от голода и усталости рабочего.

Так кому же на Руси жить хорошо в петровскую эпоху-то? Спотыкающейся от голода и передряг жизни крестьянке, на чьи плечи свинцовым грузом каждая реформа легла? Или же разодетому в соболиные шубы предпринимателю, чье тело не знает ни холода, ни истощения? Оттого и выходит, что внешне Россия, казалось бы, цветет, поднимается, развивается, однако нутро государства российского не только осталось прежним, но и было изрядно истощено всеми свалившимися на него бедами.

Считаю, что все предъявленные ему обвинения в судебном процессе были доказаны и прошу присяжных вынести Петру Алексеевичу Романову обвинительный приговор и признать его тираном, потому что никакие, даже правильные цели, не могут быть оправданы теми жертвами, которые принесены страной и народом для их достижения.

Адвокат: Преобразования, которые проводил Пётр Алексеевич Романов, ускорили развитие России и возвели её в ранг европейской державы. В России ни до Петра, ни после Петра, ни один государственный деятель не проводил реформ, которые охватывали бы все сферы жизни общества и государства. Да, мой подзащитный осуществлял свои реформы, но он и сам принимал всегда непосредственное участие. Спуск на море нового судна был праздником для царя.

Петр работник, Петр с мозольными руками – вот олицетворение всего русского народа в так называемую эпоху преобразования. Его деятельность заслуживает похвалы и доброй памяти потомков.

А что касается масштабов жертв, прошу присяжных учесть какой была международная обстановка в конце 17 – начале 18 века, какова была российская действительность того времени и те ограниченные временные рамки, отведённые Петру на преобразования. Все меры, которые предпринимались Петром, можно оправдать – иными путями было невозможно поднять Россию до этого уровня, нужен был кнут, а не пряник, и естественно все эти меры обеспечили усиление самодержавия.

Посему защита категорически не согласна с выдвинутыми обвинениями и просит оправдать моего подзащитного по всем статьям.

Петр I: Жить для пользы и славы государства и Отечества, не жалея здоровья и жизни для единого блага – вот девиз всей жизни меня -Петра Великого, который я  свято выполнял и требовал выполнения от других. Я был сыном своего времени, не жалел других, но и не жалел себя.

Жизнь человеческая коротка, а для утверждения нового требуется время, а у меня его не было.

Да, наверное, ограничил я свои преобразования лишь правящим классом, был разрыв с народом, допускал ошибки. Но без них в большом деле нельзя. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Может виноват я в чем, делал что не так, но не со злого умысла, с души.

Слушание

Излагают своё мнение, аргументируя его.

Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Учитывать другие мнения

Согласовывать усилия по решению учебной задачи

Договариваться и приходить к общему мнению и решению

Учитывать другие мнения

Излагают своё мнение, аргументируя его.

Делают ценностно значимые выводы

высказывать свое мнение и аргументировать его;

Делают ценностно значимые выводы

высказывать свое мнение и аргументировать его;

Делают ценностно значимые выводы

высказывать свое мнение и аргументировать его;

Делают ценностно значимые выводы

высказывать свое мнение и аргументировать его;

;

Делают ценностно значимые выводы

высказывать свое мнение и аргументировать его;

3-й этап  урока. Заключительный

Заключительное слово учителя

Подводя итоги нашего урока, можно сделать вывод, что вердикт суда символичен. Есть известное выражение Сократа, что “Самый справедливый суд – это история: она рано или поздно все расставляет по своим местам”. К Петру I, и как к человеку, и как к политику, не однозначно относились еще его современники. Одни его боготворили, другие видели в нем зло. Но то, что Петр I сделал для России за свою короткую жизнь, а он прожил 53 года, вызывает только уважение. Россия превратилась в великую европейскую державу, и Сенат в 1721 году за особо выдающиеся заслуги присвоил Петру титулы Императора, Великого и Отца Отечества. Кстати, в СССР, улицы во многих городах носили названия “Петра Великого”. А несколько лет назад для издания энциклопедии “Сто человек, которые изменили ход истории” был проведен опрос в разных странах. Называли имена Аристотеля, Александра Македонского, Наполеона, Чингисхана, Конфуция, Коперника, Рузвельта и еще тысячи имен политиков, ученых, промышленников, полководцев,  но среди всех этих имен вписали имя Петра I, Российского Императора.

Но когда мы даем общую оценку его деятельности, то она, эта деятельность заслуживает похвалы и доброй памяти потомков.

 Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новое государство, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу. Любите свою Отчизну и гордитесь ею.

Прав был М. Горький, когда писал: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать – необходимо!”

Анализируют (выделяют главное).

Обобщают, делают выводы.

Записывают окончательные выводы

Рефлексия.

1. Существует мнение, что Петра I во время его поездки за границу подменили. Что вы можете сказать по этому поводу.

 2.Почему личность Петра привлекает внимание,  и споры о нём не утихают?

3.Какие уроки можно  извлечь из деятельности Петра?

4. Можно ли однозначно оценить личность Петра I и его деятельность?

5. Какие реформы были проведены Петром I?

6. Какой вышла Россия из Северной войны?

7 Был ли Петр I «революционером на троне»?

8. Какова цена петровских реформ?

9. Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния?

10. Чему учит история петровской эпохи?

11. Почему интерес к личности Петра I возрастает в обществе всякий раз, когда страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития?

  12. О чём заставляет задуматься наше сегодняшнее мероприятие?

Взаимодействие с учителем во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Могущество, международный авторитет, империя с 1721 года, новая столица Санкт-Петербург).

Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания;  цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн.

Учащиеся, обобщая все ранее сделанные ими выводы, отмечают, что народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его делбыли чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора.)

Делают вывод: правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.

Делают вывод: личность Петра и его реформы – предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, так было в начале 20-го века, когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.

Контролируют правильность ответов

4-й этап урока Домашнее задание

Мотивирует познавательную активность для закрепления я вам предлагаю вам посмотреть фильм (Царевич Алексей) И ответить  письменно на вопрос Как действовал в этой ситуации Петр 1, по отношению к своему сыну? Какие качества его личности здесь проявились ?

Благодарит учащихся за работу и называет оценки за работу на уроке. 

Записывают д/з

 

Осознанно принимают информацию о дальнейшем знании

Осознанно воспринимают инструкцию, усваивают учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 7 классе по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого».

 Чтобы сделать Петра великим, его     делают небывалым и невероятным.Между тем  надобно изобразить егосамим собою, чтобы он сам собой сталвелик.(В.О. Ключевский)Цели урока: Проверить  знания учеников ...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ 8 кл: «Суд современности над Петр I».

Тема урока: Суд современности над Петр I.Цели:1. Повторить и обобщить знания учащихся о реформах Петре I, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.2. Расширить представления о роли и значении л...

Технологическая карта урока по истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл

Технологическая  карта урока  по  истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл...

Тема урока: Опасность современных развлечений молодёжи, деструктивные сообщества. Опасные явления криминального характера.

Цель урока: Рассмотреть опасные явления современной молодежной среды, развивать навыки анализа и осознания рисковых ситуаций....