Конспект урока по теме "История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э."
методическая разработка по истории (6 класс)
Конспект урока по теме "История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6fed1b982a14a5ab5b5c3fc9e64ecc01.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э.
Цель: сформировать представления обучающихся о предках народов России, их образе жизни, традициях, верованиях. Познакомить с племенами славян и балтов, греками и варварами, гуннами, аварами, как они повлияли на формирование взглядов и образа жизни восточных славян.
Развивать умение работать с информацией, анализировать, систематизировать, делать выводы и умозаключения.
Воспитывать дисциплинированность, организованность, ответственность.
Основные понятия: предки, народ, языковая семья, славяне, балты, авары, варвары, греческие города-государства, венеты, анты, склавины, кириллица.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку, приветствие, позитивный настрой на урок.
Проверка домашнего задания.
= Когда на территории России появились первые поселения людей? (40 тысяч лет назад)
= Назовите эти поселения (Сунгирь (под городом Владимиром), на реке Чусовой, на реке Печоре, расположение современного города Смоленска, верхняя Волга).
= Назовите основные исторические периоды развития первобытного человека.
40 тысяч лет назад | нижний палеолит | древний каменный век |
11-8 тысяч лет назад | мезолит | средний каменный век |
8-3 тысячи лет назад | неолит | новый каменный век |
1 тысячелетие до нашей эры | железный век |
= Что такое присваивающее хозяйство? (ничего не производится, все берется, т.е. присваивается, у природы)
= Расскажите об изменениях в природе, которые вынудили первобытного человека менять свой образ жизни и отойти от присваивающего хозяйства.
Хвойные леса разрослись, а лиственные сократились, уменьшился травяной покров, пропали кустарники |
пропала пища для травоядных животных |
человек начал подкармливать диких животных |
приручил их |
необходим корм |
человек перешел от собирательства к выращиванию растений |
= Что такое неолитическая революция? (переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству).
= Какие формы производящего хозяйства стали развиваться? (земледелие, скотоводство)
= Чем характеризуется земледелие? (оседлый образ жизни, подсечно-огневой способ, перелог)
= Чем характеризуется скотоводство? (кочевой образ жизни, тесная связь с земледелием из-за обеспечения кормами)
= Когда первобытные люди научились пользоваться железом? (1 тысячелетие до н.э.)
= Как это повлияло на их жизнь? (Положительно, орудия труда стали более прочными, совершенными, повысилась производительность труда)
Формулировка новой темы и целей урока.
Тема: История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э.
Сегодня на уроке мы познакомимся с историей народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э., познакомимся с племенами балтов и славян, греков и варваров, гуннов и аваров.
Запись в тетрадь: дата, тема.
Новая тема
Учитель:
= Что такое народ? (примерный ответ: граждане одного государства, которые говорят на одном языке и имеют общие традиции).
= Думать, что народ, в социальном понятии, существовал всегда – ошибочно. Изолированных народов, народов, имеющих только одного предка, не существует. Люди общаются и влияют друг на друга. Они обмениваются товарами, вступают в браки, воюют между собой. При этом они, конечно, меняются, что-то заимствуют у других народов, например, орудия труда, оружие, культуру, традиции….
Но самым главным, что объединяло народы, является ЯЗЫК, на котором они разговаривают.
Работа с учебником. стр. 19, читать последний абзац, стр. 20
Записи в тетрадь:
Индоевропейская языковая семья | |||
Центральная и Восточная Европа | Южные степи Русской равнины | Среднее Приуралье, между Волгой и Камой | Азия, к югу от озера Байкал |
балто-славянские языки | Ираноязычные скифы, сарматы | финно-угорские племена, уральская языковая семья | алтайская языковая семья, тюркоязычные и монголоязычные народы |
Учитель: Приблизительно 2000-1500 гг до н.э. от индоевропейской общности отделились племена, говорившие на балто-славянских языках. Они расположились между реками Днестр и Висла, Западной Двиной и Окой.
= Предположите, что было их основными занятиями (рыболовство, охота, скотоводство и подсечное земледелие)
Племена балтов и славян так тесно были переплетены, что археологи до сих пор не могут точно определить, какие именно археологические находки 1 и 2 тысячелетий до н.э. оставили предки славян, а какие – балтов.
Приблизительно в 1 тысячелетии до н.э. балто-славянские племена распались на балтские и славянские племена.
При этом славянские племена разделились на три группы.
Запись в тетрадь
южные | восточные | западные |
болгары, словенцы, боснийцы, черногорцы, сербы, хорваты | русские, украинцы, белорусы | чехи, словаки, поляки |
Учитель: Северное Причерноморье попало в зону Великой греческой колонизации.
= На стр. 21-22 найдите и зачитайте, какие здесь появились греческие города-государства. (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис, Гермонасса, Фанагория, Горгиппия, Бата, Торик)
= Как называли греки тех людей, которые не понимали греческого языка? (варварами)
Учитель: В Причерноморье греки столкнулись с ираноязычными скифами. Историю скифов, их быт, верования описал греческий историк Геродот.
Об этом мы с вами прочитаем в учебнике самостоятельно, а потом кратко расскажем.
Работа с учебником, чтение со 2 абзаца на стр. 22-23.
Краткие сообщения.
- Часть скифов занимались кочевым скотоводством.
- Часть - стали заниматься земледелием, вели оседлый образ жизни.
- Использовали труд рабов.
- Скифы – свободный народ.
- Хорошие воины: богатые – всадники, бедные – пешие.
- Торговали со славянами.
Работа с документом, стр. 25-26, часть 1. Прочитать вслух.
- Верили в жизнь после смерти, хоронили в скифских курганах, большие богатства.
Работа с документом, стр. 26, часть 2. Прочитать вслух, рассмотреть иллюстрации стр.26 – находки из скифских курганов.
- Познакомились с греческой культурой, многое переняли для себя.
Учитель: Великое переселение народов сыграло важную роль в расселении и развитии народов Европы. Во 2-4 веках в предгорьях Урала сформировалось объединение гуннов. В середине 4 века они двинулись на запад. Интересно, что никакие исторические источники того периода вообще не упоминают ни одного племени, которое можно отнести к славянским.
Первые упоминания о славянах относятся только к 6 веку. После того, как гуннские племена покинули степи Восточной Монголии и Западной Маньчжурии здесь сформировался союз кочевых племен, который европейские источники называют аварами, а славянские – обрами. В середине 6 века авары вторглись в пределы Северного Причерноморья и Приазовья. В письменных источниках эти племена появляются под тремя названиями – «венеты», «склавины», «анты».
Запись в тетрадь: 6 век, славянские племена - «венеты», «склавины», «анты».
Вместе с аварами славянские племена заняли Балканский полуостров.
Работа с учебником. Стр. 24, зачитать последний абзац параграфа.
Закрепление изученного.
= Какие языковые семьи вы запомнили? (Индоевропейская, уральская, алтайская)
= Когда славянские племена разделились на три группы? (В 1 тысячелетии до н.э.)
= Назовите эти группы. (Южные, восточные, западные)
= Где на территории нашей страны греки создали свои города-государства? (Северное Причерноморье и Приазовье)
= Кто такие варвары? (Так греки называли людей, которые не понимали греческого языка)
= Когда славяне стали самостоятельным народом? (8-9 век)
= Когда сформировался единый старославянский язык? (8-9 век)
= С каким событием это связано? (Создание кириллицы, славянской письменности, на основе греческого алфавита).
Домашнее задание: параграф 2, подготовиться к вводному стартовому контролю.
Рефлексия:
На уроке я запомнил…
Я узнал…
Меня заинтересовало…
Оценки за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Реформация и контрреформация в Европе"
Урок повторения основных понятий и фактор реформации и контрреформации в Европе...
Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"
Данная разработка урока по литературе поможет учителю провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...
Конспект урока "Образование государства у восточных славян"
Образование государства у восточных славян....
Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".
Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....
План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)...
Конспект урока по истории "Верования Восточных славян"
Конспект урока разработан с использованием современных технологий....
Конспект урока географии 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"
Конспект урока география 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"...