Конспект урока по теме "История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э."
методическая разработка по истории (6 класс)

Конспект урока по теме "История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6fed1b982a14a5ab5b5c3fc9e64ecc01.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э.

Цель: сформировать представления обучающихся о предках народов России, их образе жизни, традициях, верованиях. Познакомить с племенами славян и балтов, греками  и варварами, гуннами, аварами, как они повлияли на формирование взглядов и образа жизни восточных славян.

Развивать умение работать с информацией, анализировать, систематизировать, делать выводы и умозаключения.

Воспитывать дисциплинированность, организованность, ответственность.

Основные понятия: предки, народ, языковая семья, славяне, балты, авары, варвары, греческие города-государства, венеты, анты, склавины, кириллица.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку, приветствие, позитивный настрой на урок.

Проверка домашнего задания.

= Когда на территории России появились первые поселения людей? (40 тысяч лет назад)

= Назовите эти поселения (Сунгирь (под городом  Владимиром), на реке Чусовой, на реке Печоре, расположение современного города  Смоленска, верхняя Волга).

= Назовите основные исторические периоды развития первобытного человека.

40 тысяч лет назад

нижний палеолит

древний каменный век

11-8 тысяч лет назад

мезолит

средний каменный век

8-3 тысячи лет назад

неолит

новый каменный век

1 тысячелетие до нашей эры

железный век

= Что такое присваивающее хозяйство? (ничего не производится, все берется, т.е. присваивается, у природы)

= Расскажите об изменениях в природе, которые вынудили первобытного человека менять свой образ жизни и отойти от присваивающего хозяйства.

Хвойные леса разрослись, а лиственные сократились, уменьшился травяной покров, пропали кустарники

пропала пища для травоядных животных

человек начал подкармливать диких животных

приручил их

необходим корм

человек перешел от собирательства к выращиванию растений

= Что такое неолитическая революция? (переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству).

= Какие формы производящего хозяйства стали развиваться? (земледелие, скотоводство)

= Чем характеризуется земледелие? (оседлый образ жизни, подсечно-огневой способ, перелог)

= Чем характеризуется скотоводство? (кочевой образ жизни, тесная связь с земледелием из-за обеспечения кормами)

= Когда первобытные люди научились пользоваться железом? (1 тысячелетие до н.э.)

= Как это повлияло на их жизнь? (Положительно, орудия труда стали более прочными, совершенными, повысилась производительность труда)

Формулировка новой темы и целей урока.

Тема: История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э.

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине V в. н.э., познакомимся с племенами балтов и славян, греков и варваров, гуннов и аваров.

Запись в тетрадь: дата, тема.

Новая тема

Учитель:

= Что такое народ? (примерный ответ: граждане одного государства, которые говорят на одном языке и имеют общие традиции).

= Думать, что народ, в социальном понятии, существовал всегда – ошибочно. Изолированных народов, народов, имеющих только одного предка, не существует. Люди общаются и влияют друг на друга. Они обмениваются товарами, вступают в браки, воюют между собой. При этом они, конечно, меняются, что-то заимствуют у других народов, например, орудия труда, оружие, культуру, традиции….

Но самым главным, что объединяло народы, является ЯЗЫК, на котором они разговаривают.

Работа с учебником. стр. 19, читать последний абзац, стр. 20

Записи в тетрадь:

Индоевропейская языковая семья

Центральная и Восточная Европа

Южные степи Русской равнины

Среднее Приуралье, между Волгой и Камой

Азия, к югу от озера Байкал

балто-славянские языки

Ираноязычные скифы, сарматы

финно-угорские племена, уральская языковая семья

алтайская языковая семья, тюркоязычные и монголоязычные народы

Учитель: Приблизительно 2000-1500 гг до н.э. от индоевропейской общности отделились племена, говорившие на балто-славянских языках. Они расположились между реками Днестр и Висла, Западной Двиной и Окой.

= Предположите, что было их основными занятиями (рыболовство, охота, скотоводство и подсечное земледелие)

Племена балтов и славян так тесно были переплетены, что археологи до сих пор не могут точно определить, какие именно археологические находки 1 и 2 тысячелетий до н.э. оставили предки славян, а какие – балтов.

Приблизительно в 1 тысячелетии до н.э. балто-славянские племена распались на балтские и славянские племена.

При этом славянские племена разделились на три группы.

Запись в тетрадь

южные

восточные

западные

болгары, словенцы, боснийцы, черногорцы, сербы, хорваты

русские, украинцы, белорусы

чехи, словаки, поляки

Учитель: Северное Причерноморье попало в зону Великой греческой колонизации.

= На стр. 21-22 найдите и зачитайте, какие здесь появились греческие города-государства. (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис, Гермонасса, Фанагория, Горгиппия, Бата, Торик)

= Как называли греки тех людей, которые не понимали греческого языка? (варварами)

Учитель: В Причерноморье греки столкнулись с ираноязычными скифами. Историю скифов, их быт, верования описал греческий историк Геродот.

Об этом мы с вами прочитаем в учебнике самостоятельно, а потом кратко расскажем.

Работа с учебником, чтение со 2 абзаца  на стр. 22-23.

 Краткие сообщения.

  • Часть скифов занимались кочевым скотоводством.
  • Часть - стали заниматься земледелием, вели оседлый образ жизни.
  • Использовали труд рабов.
  • Скифы – свободный народ.
  • Хорошие воины: богатые – всадники, бедные – пешие.
  • Торговали со славянами. 

Работа с документом, стр. 25-26, часть 1. Прочитать вслух.

  • Верили в жизнь после смерти, хоронили в скифских курганах, большие богатства.

Работа с документом, стр. 26, часть 2. Прочитать вслух, рассмотреть иллюстрации стр.26 – находки из скифских курганов.

  • Познакомились с греческой культурой, многое переняли для себя.

 

Учитель: Великое переселение народов сыграло важную роль в расселении и развитии народов Европы. Во 2-4 веках в предгорьях Урала сформировалось объединение гуннов. В середине 4 века они двинулись на запад. Интересно, что никакие исторические источники того периода вообще не упоминают ни одного племени, которое можно отнести к славянским.

Первые упоминания о славянах относятся только к 6 веку. После того, как гуннские племена покинули степи Восточной Монголии и Западной Маньчжурии здесь сформировался союз кочевых племен, который европейские источники называют аварами, а славянские – обрами. В середине 6 века авары вторглись в пределы Северного Причерноморья и Приазовья. В письменных источниках эти племена появляются под тремя названиями – «венеты», «склавины», «анты».

Запись в тетрадь: 6 век, славянские племена - «венеты», «склавины», «анты».

Вместе с аварами славянские племена заняли Балканский полуостров.

Работа с учебником. Стр. 24, зачитать последний абзац параграфа.

Закрепление изученного.

= Какие языковые семьи вы запомнили? (Индоевропейская, уральская, алтайская)

= Когда славянские племена разделились на три группы? (В 1 тысячелетии до н.э.)

= Назовите эти группы. (Южные, восточные, западные)

= Где на территории нашей страны греки создали свои города-государства? (Северное Причерноморье и Приазовье)

= Кто такие варвары? (Так греки называли людей, которые не понимали греческого языка)

= Когда славяне стали самостоятельным народом? (8-9 век)

= Когда сформировался единый старославянский язык? (8-9 век)

= С каким событием это связано? (Создание кириллицы, славянской письменности,  на основе греческого алфавита).

Домашнее задание: параграф 2, подготовиться к вводному стартовому контролю.

Рефлексия:

На уроке я запомнил…

Я узнал…

Меня заинтересовало…

Оценки за работу.

Индоевропейская языковая семья

Центральная и Восточная Европа

Южные степи Русской равнины

Среднее Приуралье, между Волгой и Камой

Азия, к югу от озера Байкал

балто-славянские языки

Ираноязычные скифы, сарматы

финно-угорские племена, уральская языковая семья

алтайская языковая семья, тюркоязычные и монголоязычные народы

Славянские племена разделились на три группы

южные

восточные

западные

болгары, словенцы, боснийцы, черногорцы, сербы, хорваты

русские, украинцы, белорусы

чехи, словаки, поляки

Индоевропейская языковая семья

Центральная и Восточная Европа

Южные степи Русской равнины

Среднее Приуралье, между Волгой и Камой

Азия, к югу от озера Байкал

балто-славянские языки

Ираноязычные скифы, сарматы

финно-угорские племена, уральская языковая семья

алтайская языковая семья, тюркоязычные и монголоязычные народы

Славянские племена разделились на три группы

южные

восточные

западные

болгары, словенцы, боснийцы, черногорцы, сербы, хорваты

русские, украинцы, белорусы

чехи, словаки, поляки

Индоевропейская языковая семья

Центральная и Восточная Европа

Южные степи Русской равнины

Среднее Приуралье, между Волгой и Камой

Азия, к югу от озера Байкал

балто-славянские языки

Ираноязычные скифы, сарматы

финно-угорские племена, уральская языковая семья

алтайская языковая семья, тюркоязычные и монголоязычные народы

Славянские племена разделились на три группы

южные

восточные

западные

болгары, словенцы, боснийцы, черногорцы, сербы, хорваты

русские, украинцы, белорусы

чехи, словаки, поляки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Реформация и контрреформация в Европе"

Урок повторения основных понятий и фактор реформации и контрреформации в Европе...

Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"

Данная разработка урока по литературе поможет учителю  провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...

Конспект урока "Образование государства у восточных славян"

Образование государства у восточных славян....

Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".

Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....

План – конспект урока письма на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)

План – конспект урока письма  на тему: «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова» (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)...

Конспект урока по истории "Верования Восточных славян"

Конспект урока разработан с использованием современных технологий....

Конспект урока географии 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"

Конспект урока география 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"...