Технологическая карта "Либеральные реформы в России: история и современность"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Маликова Татьяна Михайловна

Технологическая карта предназначается для уроков истории в 9х классах. Урок направлен на систематизирование всей деятельности учащихся, а также на полное включение учащихся в образовательный процесс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Андреевская СОШ №30

Александровский район Владимирская область

Материалы к конкурсу «Либеральные реформы в России: история и современность(к 160-летию эпохи Великих реформ)»

«Технологическая карта урока»

Учитель истории и английского языка (молодой специалист)

Маликова Татьяна Михайловна

г. Александров

2020

Ф.И.О. Маликова Татьяна Михайловна

Должность: Учитель истории и английского языка

Стаж работы: 2 года 11 месяцев 18 дней

Полное наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школа №30

Цель данной разработки просмотреть со второй половины 19 века и до современности как менялся приоритет либеральности в России, какие задачи были поставлены у правителей и к какому результату пришло государство.

Характеристика класса: В классе 16 человек. Учащиеся активные, хорошо мотивированные на работу. В классе присутствуют учащиеся, которые выполняют задания повышенной сложности с быстрым темпом, присутствуют ученики, выполняющие задания в умеренном темпе. У учащихся есть небольшие проблемы с преподнесением информации, часто они стеснительны и не уверены в своих ответах. Данная проблема решаема путём активных и частых выступлений и работой с учителем.
Результат: работа учащихся предполагает самостоятельное изучение и систематизацию темы с минимальной помощью учителя, для этого учащимся пригодится умение работать с инструментами полученных навыков ранее. Также наиболее важным результатом этого урока считается умение делать правильные выводы, выражать свою точку зрению, подкреплённую фактами и уважать работу одноклассников.

Адресная направленность: разработка урока направлена на включение многих компонентов урока, если рассматривать подробнее то это и индивидуальная работа, работа в группах, постановка проблемных вопросов, анализ и систематизация данных, а также умение делать выводы, приводить весомые аргументы за или против своей позиции,  все эти компоненты способствуют успешной работе учащихся.


                                                        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: история

Класс: 9

Тип урока: урок формирования новых знаний

Тема: Либеральные реформы в России: история и современность.

Тема

Либеральные реформы в России: история и современность

Цель

Модернизация всех сфер жизни или шаг в никуда?  

Задачи

1) Личностный результат: умение уважать мнение одноклассника, умение видеть свои достоинства и недостатки, умение оценивать свои способности

2) Метапредметный результат:

  • в регулятивной сфере: развитие исследовательской учебной деятельности; развитие умений определять задачи познавательной деятельности;
  • в познавательной сфере: развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить логические рассуждения;
  • в коммуникативной сфере: развитие умений формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия по теме

Освободитель, личность, реформа, модернизация, либералы, партия.

Межпредметные связи

Обществознание, право

Метод работы

Поисково-исследовательский.

Ресурсы

История России  9 класс., Н.М., Арсентьев, А.А.,Данилов; под ред. А.В. Торкунова - М.: Просвещение, 2016. - 160 с. Параграф 16., ультракороткофокусный проектор, ноутбук, интерактивная доска,  ватман, маркеры, стикеры.

Этапы учебного занятия

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания, направленные на достижение планируемых результатов

Планируемые результаты УУД

I. Организационный момент.

(3 минуты)

Создать условия для продуктивной деятельности учащихся

Приветствует учащихся, настраивает на учебный процесс, проверяет готовность учеников.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Проверка готовности к уроку (наличие необходимых принадлежностей).

Личностные: Положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, планирование учебного пространства.

II. Формулировка темы и цели урока.

(7 мин)

Подведение учащихся к формулированию темы, цели урока, объяснение актуальности изучения данной темы

Координирует учебную деятельность, ведёт диалог с учащимися, дифференцирует задания учащихся, анализ предложенной темы урока.

Ученики просматривают видео на тему «Смена времён года» анализируют просмотренное видео, предлагают варианты тем урока

Примерные ответы учащихся:  

1) Изменения во всех сферах жизни;

2) Коренные изменения в государстве

3) Изменения, переустройство общественной сферы жизни.

Формулировка темы урока: Либеральные реформы в России

 (учитель корректируют тему, если есть необходимость).

Ученики в результате обсуждения формулируют образовательную цель урока и актуальность изучение данной темы  

Цель урока:

- модернизация всех сфер жизни человека или шаг вникуда?

Актуальность темы:

Реформа – самое гуманное и правильное решение, которое помогает правительству настраивать жизнь общества в верное русло, без больших потерь.

Анализируя исторические события второй половины 19 века, мы можем сказать, что проводимые реформы способствовали огромному стимулу для модернизации жизни общества.  

Учащимся предлагается рассмотреть двухминутный ролик «Почему происходит смена времён года?»  

Для того чтобы помочь учащимся сформулировать тему урока учитель задаёт наводящие  вопросы: 1)Изменения с каким историческим термином связано?

2) «От лат. Reformо – преобразовываю», от лат. Liberalis – свободный»

После полученных сведений учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

 

Учащимся также предлагается сформулировать цель урока и актуальность изучения темы в школьном курсе.

Регулятивные:

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.

Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой.

Познавательные: Умение находить проблему и решать её.

III. Этап актуализации необходимых знаний

(5 минут)

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний с опорой на изученный ранее материал

Задаёт вопросы учащимся, корректирует их ответы, координирует учебную деятельность и даёт краткие пояснения, касающиеся  причин проводимых реформ, а также определяет место исторической личности в судьбе государства.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Примерные ответы учащихся:

1)Малопроизводительный труд крепостных крестьян – не способность аграрного сектора и экономики в целом;  

2) Кризис дворянства;

3)Военно-техническая отсталость России (неудачи в Крымской войне);

4)Крепостное право как форма рабства;

5)Возможность крестьянских выступлений.

С чего же всё началось? Почему Россия выбрала путь либеральных реформ?

Учащимся предлагается выбрать ряд причин проведения реформ.

Кто являлся инициатором реформ в России?

Очень важно проследить, кто выбрал путь реформ, игра личности в истории, каким образом человек, несмотря на  принадлежность к царской династии решился на такой поступок.

Для анализа личности в истории и качественного разбора причин к доске приглашается учащийся, подготовивший сообщение на тему «Александр II Освободитель»

Личностные:  осознанное, уважительное            

и доброжелательное отношение к истории, народов мира;

Коммуникативные:  выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, развитие умений слушать и проявлять толерантность.

Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения и делать выводы.

Предметные: развитие способности применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности.

IV.  Усвоение новых знаний путем изучения исторического источника и работы с историографическим материалом

(20 мин)

Получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.

Координация деятельности учащихся, контроль качества новых знаний, дифференциация вопросов и заданий с учетов психологических и физиологических особенностей учащихся.

Учащимся предлагается выполнить практическую работу, поделившись на 3 группы. Временные рамки работы с 1860 – 2020 год.

Примерные ответы учащихся:

1 группа:

1861 – Крестьянская реформа

1864  – Земская реформа;

2. 1864 – Судебная реформа

3. 1861-1874 – Военная реформа

4. 1863-1864  - Реформа в области просвещения

5. 1865 – Цензурная реформа

6.1862-1866 – Финансовая реформа

Вывод: За довольно короткий срок были проведены значительные реформы. Был сделан первый шаг на путь превращения страны в буржуазную монархию. Реформы не достигли своего завершения, цепь реформ прервалась, не достигнув конституционной монархии.

2 группа:

  1. Аграрная реформа
  2. Приватизация

  3. Военная реформа

  4. Общественная реформа

Вывод: Реформы были достаточно успешны в экономической сфере общества (замедление темпов инфляции, запуск рыночных механизмов, ликвидация товарного дефицита), но в общественном плане реформы не привели государство к положительному результату (высокий рост безработицы, задержки выплаты заработной платы, криминализация)

3 группа:  ЛДПР

1)Создание социально-ориентированного государства;

2)Экономическая реформа– смешанная экономика;

3)Кадровая реформа

4)Демографическая реформа

5)Реформа в образовании

Вывод: программа реформ представляет собой спорный документ, наряду с позитивными заявлениями можно найти ряд невыполнимых моментов, социальная  и экономическая реформа может потерпеть крах в современных условиях.

На экран интерактивной доски выводится материал, определяющий временные границы поиска информации. (Приложение 1)  

Для работы учащиеся могут использовать сеть Интернет, параграф учебника, вспомогательную литературу. Для того, чтобы раскрыть творческий потенциал ученика предлагается оформлять работу на ватмане, при помощи маркеров, стикеров и др.

Задание для третьей группы является с повышенным уровнем сложности, для правильного выполнения стоит приложить максимум усилий.

Такая проектная работа имеет ряд положительных моментов и способствует развитию у учащихся ЗУН. Также стоит заметить, что работу ученики могут оформлять так, как они решат сами, возможно , это будут схемы, кластеры, конспекты или другие оригинальные формы работы.

Личностные: развитие индивидуальных познавательных способностей;

использование собственного спонтанного (жизненного) опыта;

устойчивая положительная мотивация к самостоятельной учебной деятельности;

устойчивая положительная мотивация к коллективной деятельности;

избирательность в потреблении информации.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, предлагать собственные возможности ее решения.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные: владение монологической речью, умение вести диалог по заявленной проблематике.

Предметные: развитие способности применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности.

V. Закрепление изученного материала

(7 минут)

Целостное осмысление, обобщение полученной  информации.

Учитель предлагает учащимся начать дискуссию по оценке реформ в России

Учащиеся обсуждают проделанные выводы, определяют степень влияния реформ на общество, выделяют положительные и отрицательные стороны реформ.

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Реформы, проводимые в разные временные рамки, сыграли большую роль в преобразовании России, изменили уклад общественной жизни
  2. Следует заметить, что во многих проводимых реформах больше было уделено экономической сфере,  это дало определенный толчок к развитию капиталистического общества.

Отрицательные стороны:

  1. Обсудив и проанализировав работу всех трёх групп можно сделать вывод, либеральные реформы особо не приживаются в Российском государстве, имеют активное начало, но не доходят до конечной цели.

Учащимся предлагается сделать вывод для систематизации анализированного материала

Познавательные:   Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения полученных знаний.

VI. Рефлексия. Формирующее оценивание.

(3 мин)

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Учитель возвращается к цели урока «Модернизация всех сфер жизни человека или шаг в никуда?»

Учащимся предлагается сделать выбор. Действительно ли нужно было проводить реформы. Учитывается то, как молодое поколение оценивает исторический опыт со своей точки зрения. Может быть, это действительно шаг в пропасть и всё было зря?

Повторение главных моментов урока.  

На столе для учащихся стоят корзинки с браслетами. Браслеты зелёного цвета ассоциируются с положительным ответом, что учащиеся действительно согласны, что это был необходимый шаг. Браслеты красного цвета – символ потраченных лет, отчаяния и горя от проводимых реформ. Учащиеся должны объяснить свой выбор.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Домашнее задание: учащимся предлагается посмотреть документальный фильм Романовы. Фильм седьмой про Александра  II

Приложение 1

           1860 – 1870 гг                                                  1992 год

                                                                                                        Современная Россия

              Егор Тимурович Гайдар

         Александр II C:\Users\aser\Desktop\Александр второй-5aa7901106a8b.jpgC:\Users\aser\Desktop\199540035_0_0_0_0_600x0_80_0_0_9d0d1871f7ba57b3ba982b4312825969.jpgC:\Users\aser\Desktop\6751d14a591b3d2417355ee76f35edbd6ae0f182917c67f8c545a26896891907.jpg

         C:\Users\aser\Desktop\DDBxpfYUIAMprN6.jpgC:\Users\aser\Desktop\1486384955_ldpr.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – презентация. «Государственная символика России: история и современность"

Интегрированный урок – презентация. «Государственная символика России: история и современность"...

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Мероприятие посвящено истории  возникновения  российских  государственных символов – флагу, гербу и гимну. Выстроена хронологическая  цепочка их  появления и видоизменения....

Военный мундир России - история и современность

Презентация об истории русского военного мундира...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

Технологическая карта открытого урока по истории в 6  классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»...

Презентация "Государственные символы России: история и современность"

Презентация предназаначена для проведения классного часа, занятия внеурочной деятельноси...