Рабочая программа по истории. 10 класс.
рабочая программа по истории (10 класс)

Круглова Мария Ивановна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Москва  2019 г.

 

117393, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 28, корп. 3

Дошкольные группы: 117393, г. Москва, улица Гарибальди, д. 28 А ОГРН: 1027739601064     117393,  г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 60А

(499) 794-44-85

(499) 794-44-65

(499) 794-44-68

e-mail: 121@edu.mos.ru

Сайт: sch121uz.mskobr.ru

ИНН/КПП: 7728231581/772801001

РАССМОТРЕНО

на заседании  МС

ГБОУ Школа № 121

(протокол  № ___ 

от ___июня 2020  г.)

СОГЛАСОВАНО заместитель директора

__________Л.А. Куклева                          

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ Школа № 121

___________В.С. Сметлев

(Приказ  № ___

от  ___ июня 2020 г.)

Рабочая программа

по «Всеобщей истории. Истории России»

10 класс

на 2020-2021 учебный год

базовый уровень

 

Составитель:

Круглова М.И.,

учитель высшей

квалификационной

категории

Москва,

 2020 г.

        Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История России» для 10 класса составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования.

       Программа разработана на основе  учебников: О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев История. Всеобщая история. 10 кл. М.: Дрофа, 2017

И.Л. Андреев, И.Н. Данилевский, В.В. Кириллов История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл. М.: Мнемозина

       Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в год (2 часа в неделю).

РАЗДЕЛ 1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

•  сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

•  сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

•  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

•  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

•  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

•  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

•  готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные

•  умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

•  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

•  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

•  готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

•  умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

•  умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

•  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

•  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 Предметные

Обучающийся  10 класса к концу учебного года  научится:

•  характеризовать этапы становления исторической науки;

•  раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике;

•  формулировать принципы периодизации истории развития человечества;

•  определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

•  датировать важнейшие события и процессы мировой истории, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития человечества;

•  характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе;

•  анализировать        современные        версии        и        трактовки        важнейших    проблем отечественной и всемирной истории;

•  проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

•  критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

•  анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

•  различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

•  готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике;

•  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

•  вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;

  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
  • высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения;
  • использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • осознавать себя как представителей исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, граждан России.

Обучающийся  10 класса к концу учебного года получит возможность научиться:

•   объяснять историческую обусловленность современных общественных процессов;

•   проводить        самостоятельные        исторические        исследования    и   реконструкцию исторических событий;

•   использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотносить свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Всеобщая история

Первобытное общество (древнейшая история человечества)  

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас. Неолитическая революция. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Возникновение религиозной картины мира. Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Становление иудео-христианской духовной традиции. Ранняя христианская церковь.

Средние века

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Исламская духовная культура.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Новое время: эпоха модернизации

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии.

Мировосприятие человека индустриального общества. Культурное наследие Нового времени.  

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

История России

Народы и древнейшие государства на территории России

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Восточнославянские племенные союзы и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.  

Русь в IX – начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Влияние Византии.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Начало возрождения Руси. Восстановление экономики русских земель. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Зарождение национального самосознания на Руси.

Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв.

Россия в середине XV- второй половине XVI вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной. «Москва – третий Рим».

Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Русское государство и общество в XVII в.

Причины и характер Смуты. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи. Начало книгопечатания. Славяно-греко-латинская академия. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания.

Рождение Российской империи.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи.

Российская империя с 1725 по 1801 год.

Превращение дворянства в господствующее сословие. Россия в период дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Россия в первой половине XIX века.

Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Развитие музыкально-театрального искусства.

Россия в второй половине XIX века.

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры.

РАЗДЕЛ 3.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел/Тема

Кол-во

часов

  1. Вводный урок

1

1

Древнейшая и древняя история человечества

5

  1. Начальные этапы становления человеческого общества

1

  1. Цивилизации Древнего Востока

1

  1. Античное Средиземноморье

1

  1. Античная цивилизация и варварский мир

1

  1. Первые века христианства

1

2

Средние века

7

  1. Европа в раннее Средневековье (V–X вв.)

1

  1. Средневековая Европа в XI–XVвв.

1

  1. Искусство и литература Западной Европы в V–XIII вв.

1

  1. Византийская империя и восточнохристианский мир

1

  1. Арабские завоевания и создание Арабского халифата

1

  1. Страны Ближнего Востока и Среднего востока и Балкан в X–XV вв.

1

  1. Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века

1

3

Новое время: Эпоха модернизации в странах Запада

6

  1. Европа в начале Нового времени

1

  1. Государство и общество стран Западной Европы в XVI – XVII вв.

1

  1. Эпоха Просвещения

1

  1. Революции XVIII столетия

1

  1. Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны.

1

  1. Тенденции развития европейской культуры XIV–XVIII вв.

1

4

Рождение современной Западной цивилизации

8

  1. Промышленный переворот и становление индустриального Запада

1

  1. Революции и реформы в XIX в.

1

  1. Революции и реформы в XIX в.

1

  1. Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XVI–XIX вв.

1

  1. Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в.

1

  1. Страны Запада во второй половине XIX в.

1

  1. Европейская культура XIX в.

1

  1. Итоговое повторение

1

5

Глава 1. Народы и древнейшие государства на территории России.

2

  1. Этапы заселения территории нашей страны.

1

  1. Ранняя история народов Восточной Европы.

1

6

Глава 2. Русь в IX - начале XII века.

3

  1. Древнерусское государство.

1

  1. Древнерусское государство.

1

  1. Культура Древней Руси.

1

7

Глава 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV века.

6

  1. Земли и княжества удельной Руси.

1

  1. Установление ордынского владычества.

1

  1. Особенности развития западных русских земель.

1

  1. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.

1

  1. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.

1

  1. Культура Руси в период ордынского владычества.

1

8

Глава 4. Россия в середине – второй половине XVI века.

4

  1. Реформы середины XVI века.

1

  1. «Строительство» царства.

1

  1. Ливонская война. Опричнина.

1

  1. Россия в конце XVI века.

1

9

Глава 5. Русское государство и общество в XVII веке.

7

  1. Смутное время в начале XVII века.

1

  1. Апогей Смуты.

1

  1. «Богатырский век».

1

  1. Русское государство в XVII веке.

1

  1. Век потрясений.

1

  1. На новых рубежах.

1

  1. Русская культура XVI – XVII веков.

1

9

Глава 6. Рождение Российской империи.

3

  1. Путями реформ.

1

  1. Преображенная Россия.

1

  1. Преображенная Россия.

1

10

Глава 7. Российская империя с 1725 по 1801 год.

5

  1. Россия после Петра I.

1

  1. Российская империя в середине – второй половине XVIII века.

1

  1. Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине XVIII века.

1

  1. Внешняя политика российского самодержавия во второй половине XVIII века.

1

  1. Русская культура в XVIII веке.

1

11

Глава 8. Россия в первой половине XIX века.

6

  1. Правление Александра I.

1

  1. Внешняя политика России в начале XIX века и Отечественная война 1812 года.

1

  1. Движение декабристов.

1

  1. Россия при Николае I.

1

  1. Россия при Николае I.Общественная мысль и общественное движение в 30-50-е гг. XIX века.

1

  1. Культура России в первой половине XIX века.

1

12

Глава 9. Россия во второй половине XIX века.

4

  1. Александр II – царь-реформатор. Отмена крепостного права.

1

  1. Реформы 60-70-х гг. XIX века.

1

  1. Общественное движение в 60-90-е гг. XIX века: консерваторы, либералы, народники. Пореформенная Россия.

1

  1. Правление Александра III. Внешняя политика России во второй половине XIX века.

1

  1. Резерв

1

Итого:

68



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...