Использование математических приемов на уроках истории
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Статья содержит материал о целесообразности и особенностях использования математических приемов при изучении истории в условиях перехода к ФГОС ООО для формирования метапредметных результатов обучения, а также конкретные примеры использования математических приемов на уроках истории из собственного опыта учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование математических приемов на уроках истории

Аннотация: статья содержит материал о целесообразности и особенностях использования математических приемов при изучении истории в условиях перехода к ФГОС ООО для формирования метапредметных результатов обучения, а также конкретные примеры использования математических приемов на уроках истории из собственного опыта учителя.

Ключевые слова: метапредметность, мотивация, систематизация, логическое мышление, творчество, качество обучения.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Принцип метапредметности состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые «лежат» над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания и при этом открывает новые перспективы.

Если речь идет о предмете «Математика», наблюдение за числами, или еще конкретней – наблюдение чисел, является математической предметной деятельностью. В этом случае результаты наблюдения будут относиться к предмету «Математика». Если же результаты наблюдения за числами будут выходить за рамки данного предмета, то это и будут метапредметные результаты.

Наблюдения за числами и использование других математических приемов при изучении истории – один из множества способов «обновления» урока истории в целях формирования метапредметных УУД.

В данной статье я попытаюсь обобщить собственный опыт применения математических приемов при изучении истории.

Целесообразность применения математических приемов при изучении истории объясняется тем, что данные приемы способствуют:

1) упорядочению и систематизации имеющихся и вновь приобретаемых знаний по истории;

2) развитию логического мышления учащихся;

3) развитию их творческих способностей: в ходе выполнения заданий создается новый «продукт» – новое структурированное знание;

4) формированию и поддержанию интереса к предмету. Интерес – один из важнейших мотивов любой деятельности, а использование математических приемов на уроке, далеком от математики, создает ситуацию познавательного парадокса, что стимулирует интерес к предмету;

5) повышению эффективности обучения истории;

6) улучшению успеваемости учащихся.

Использование элементов математики на уроках истории способствует формированию на предметном историческом содержании метапредметных умений, а именно – познавательных: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний по определенным критериям, постановка и формулирование проблемы, анализ исторических событий, сравнение, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Также при этом развиваются коммуникативные УУД (происходит взаимодействие учащихся в процессе выполнения заданий) и регулятивные (учащиеся ставят цели своей работы, определяют способы ее достижения, соотносят полученный результат с целью) универсальные учебные действия.

 На своих уроках я использую следующие математические понятия и приемы: окружность, пирамида, построение графиков, таблиц, логических цепочек, сравнение, действия с числами (сложение, вычитание).

Использование математических приемов при изучении истории возможно в любой форме и на любом из этапов урока. Я попыталась систематизировать используемые мною приемы в зависимости от этапа урока.

1. Проверка домашнего задания

1.1. Прием «заблудившаяся дата».

После изучения темы «Внешняя политика России в XVII веке» распределить числа/даты событий по двум группам – отношения России с Польшей и с Турцией: 1632–1634,1676–1681, 1654–1667, 1686, 1687, 1689. Учащиеся выделяют две группы – отношения России с Турцией и Польшей. В результате в сознании учащихся закрепляются два основных направления внешней политики России в XVII в. и их главные события.

1.2. Прием «счастливое и несчастливое число». Из предложенного перечня дат выбрать те (или самим составить перечень), которые связаны с успешными сражениями, и те, которые связаны с неудачами на фронте: например, в ходе Северной войны.

Подобные приемы можно использовать при проверке усвоения тем, которые содержат значительное количество дат, например, при изучении войн. Это позволяет упорядочить и систематизировать знания учащихся и облегчить их усвоение.

2. Мотивация

2.1. Тема урока «Могущество католической церкви в средние века».

На доске написаны цифры в произвольном порядке: 11, 2, 5, 4, 3, 1.

Вопрос учащимся:

– Какое отношение могут иметь эти цифры к теме урока?

После предположений учащихся начинается изучение темы, дети замотивированы, им хочется выяснить значение этих чисел.

После изучения темы в процессе закрепления учащиеся сами отвечают на свой вопрос: 11 – век, когда произошло разделение христианской церкви на западную и восточную; 2 – две ветви христианства; 5 – пять источников богатств католической церкви, 4 – 4 способа борьбы с еретиками; 3 – 3 сословия в средневековом обществе; 1 – первое сословие – духовенство.

Количество цифр может быть произвольным. В любом случае ассоциации основных вопросов урока с их цифровыми аналогами помогут лучше усвоить непростой материал.

2.2. Тема урока «Как образовалось древнерусское государство?».

На доске цифры: 12 – 2 – 1.

Вопрос учащимся:

– Что можно узнать о процессе образования древнерусского государства?

Учащиеся отвечают, что из 12 племенных союзов восточных славян образовалось сначала 2 государственных центра, а потом 1 государство или высказывают другие предположения. Мотивация создана, дети с интересом выясняют, как происходил процесс создания двух государственных центров вокруг Киева и Новгорода и их объединения.

2.3. Тема урока «Образование военно-политических блоков в конце XIX – начале XX века».

Вопрос-мотивация:

– Кто быстрее и правильнее решит два уравнения: состав двух военных блоков и причины их создания?

А+ В+С = Антанта

D+E+F = Тройственный союз.

Далее организуется работа по решению задания.

Подобные задания можно использовать при изучении новых понятий, являющихся производными от двух известных, например: король + сословия = сословная монархия, рынок + государство = смешанная экономика и т.д.

3. Изучение основного материала

3.1. Построение графиков. Например, график «Динамика первой русской революции 1905–1907 гг.» показывает, как развивалась революция, при этом внимание акцентируется на ключевых событиях революции. Или: сравнительный график «Положение Временного правительства и партии большевиков в период от февраля к октябрю 1917 года» позволяет отметить важнейшие события этого периода и их влияние на позиции основных политических сил данного периода.

3.2. Метод сегментации окружности позволяет не только выделить существенные направления в развитии различных сфер общества, но и определить степень важности того или иного направления с точки зрения учащихся, развивая их умение давать оценку историческим процессам.

Например, задание: в окружности «Внутренняя политика императора» выделить сегменты, отражающие направления внутренней политики императора Александра I (или другого), площадь этих сегментов должна соответствовать степени важности (результативность, неудачи или другие критерии), аргументировать свое решение.

3.3. Составление таблиц – широко применяемый и любимый прием на уроках. Таблицы могут быть:

– сравнительные («Сословно-представительные собрания средневековой Европы»);

– систематизирующие («Политика первых киевских князей»);

– хронологические («Хронология основных этапов и событий Первой мировой войны»);

– аналитические (в которых добавляется графа «Оценка какого-либо события, процесса, явления»). Например, при составлении таблицы «Соседи восточных славян» наряду с характеристикой соседей дается оценка отношений (торговые отношения, мирные отношения, опасные соседи, самые важные соседи, самые воинственные соседи и т.д.) или при составлении таблицы «Реформы Петра I» дается оценка каждой реформы;

– концептуальные («Кризисы Временного правительства»).

3.4. Составление логических цепочек – также часто используемый и развивающий логику прием (например: «Предпосылки образования древнерусского государства»).

3.5. Составление логических схем (как с помощью учителя, так и самостоятельно), особенно при изучении органов управления, социальной структуры общества (например: «Органы управления Россией после реформ Петра I» или «Социальная структура России в дореформенный период»).

3.6. Задания по типу «Кто больше?». Предлагается найти определенное количество признаков, событий, фактов, характеристик, доказательств и т.п., аргументировав свой выбор. Например: черты военного коммунизма, причины первой русской революции, отличия западников от славянофилов и т.п. (формы организации деятельности учащихся при этом могут быть разными).

3.7. Геометрические фигуры с историческим содержанием. Например, при изучении структуры населения Древней Руси предложить учащимся задачу: «В форме какой геометрической фигуры лучше ее представить?» Выслушать мнение учащихся. После работы с текстом учащиеся приходят к выводу, что это треугольник (или пирамида в разрезе), обосновывают свое мнение. Учащиеся предлагают разделить фигуру на несколько частей в соответствии с категориями населения, назвать эти части и вписать в каждую часть треугольника группы населения, относящиеся к той или иной категории.

3.8. Решение задач на знание хронологии.

Например, предложить вопросы, которые особенно активно используются на начальном этапе изучения истории в 5-м и 6-м классе (какое событие произошло раньше и насколько? сколько лет назад было то или иное событие?).

4. Закрепление и обобщение изученного материала

4.1. При изучении темы «Древняя Индия» в 5-м классе ученикам дается задание нарисовать пальму, каждая ветка которой – отличие Индии от других стран Древнего Востока. Количество веток может быть разным, а может быть точно задано.

4.2. Может быть дано задание выбрать любое число от 5 до 10 и выписать события из истории Киевской Руси (надо заранее продумать вопросы по теме) в соответствии с выбранным числом.

4.3. Детям предлагается «оцифровать» правление Дмитрия Донского (или любого другого политического деятеля) – расположить даты событий, связанные с данным политиком по степени важности, аргументировать свой выбор. Даты могут быть расположены в любой форме: пирамиды, многоугольника; принцип расположения учащиеся выбирают сами.

Говоря об использовании математических приемов на уроках истории, нужно обратить внимание на следующие особенности:

1) нельзя их абсолютизировать, как, впрочем, и никакой другой прием;

2) различные приемы целесообразно использовать в соответствии с темой, целью и задачами урока;

3) игровые приемы лучше использовать преимущественно на уроках 5–9-х классов, когда идет первоначальное формирование представлений об историческом процессе, чтобы облегчить усвоение огромного исторического материала, систематизировать его и сформировать представление о некоторых исторических закономерностях, усвоение сущности и специфики проявления которых будут предметом изучения в старшей школе.

Как показывает мой опыт, благодаря использованию данных приемов у детей формируется стойкий интерес к предмету, всегда присутствует мотивация на уроке, осуществляется активная творческая познавательная деятельность и, как следствие, достигаются планируемые результаты обучения.

Литература

1. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 140–142.

2. Формирование предметных и метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы [Эл. рес.]. – Реж. дост.: http://worldofteacher.com/2615-1104.html

3. Федорова, С.Ш. Технология присвоения метазнаний [Эл. рес.] / С.Ш. Федорова. – Реж. дост.: http://festival.1september.ru/articles/100689/.

4. Фоменко, И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности [Эл. рес.] / И.А. Фоменко. – Реж. дост.: fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

Использование игровых приемов на уроках иностранного языка, преимущества. Список игр к урокам английского языка....

Использование игровых приемов на уроках музыки.

Использование игровых приемов на уроке музыки с детьми со сложной структурой дефекта....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю важно научиться, умело использовать игру на уроке.           ...

Использование мнемонических приемов на уроках русского языка

Квалификационная работа по теории орфографии...

использование игровых приемов на уроках английского языка в начальной школе

Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. В игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особеннос...

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе....

презентация "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"

презентация лдоклада "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"...