Рабочая программа по истории. 6 класс.
рабочая программа по истории (6 класс)

Круглова Мария Ивановна

Рабочая программадля по истории для обучающихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_6_klass.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

117393, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 28, корп. 3

Дошкольные группы: 117393, г. Москва, улица Гарибальди, д. 28 А ОГРН: 1027739601064     117393,  г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 60А

(499) 794-44-85

(499) 794-44-65

(499) 794-44-68

e-mail: 121@edu.mos.ru

Сайт: sch121uz.mskobr.ru

ИНН/КПП: 7728231581/772801001

РАССМОТРЕНО

на заседании  МС

ГБОУ Школа № 121

(протокол  №   __ 

от ___ июня 2020  г.)

СОГЛАСОВАНО заместитель директора

__________Л.А. Куклева                          

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ Школа № 121

___________ В.С.Сметлев

(Приказ  № ___

от  __ июня 2020 г.)

                                                            Рабочая программа

по предмету «История России. Всеобщая история»

6 класс

на 2020-2021 учебный год

 

Составитель:

Круглова М.И.

учитель высшей

квалификационной

категории

Москва

2020 г.

Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» для 6 класса составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

          Основные содержательные линии программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов — «Истории России» и «Всеобщей истории. Средние века»

Программа разработана на основе  учебников: Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История Средних веков» ,М.: Просвещение, 2013; «История России с древнейших времен до конца XVI века» под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2013.


РАЗДЕЛ 1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные:

-выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

-развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

-формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

-изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

-умения  работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

-умения  определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

-умения  изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

-умения  анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

-умения  давать оценку отдельным явлениям культуры;

-умения составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

-умения составлять характеристику исторических деятелей;

-умения участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Предметные:

- формулировать особенности Средних веков как этапа мировой истории применительно к западноевропейской цивилизации и России;

- знать периодизацию Средних веков и типы государств, соответствующие различным периодам (раннефеодальное государство, феодальная раздробленность, централизованное государство, сословно-представительная монархия), знать причины возникновения государственности на Руси;

- представлять сословную структуру средневекового общества Европы, Востока и России, права и обязанности основных сословий и групп; сходства и различия в сословной структуре и положении сословий в Европе и России;

- знать особенности мировых религий (христианства – католичества и православия – и ислама), понимать причины и последствия крещения Руси и особенности положения и роли православной церкви в истории России;

- показывать на исторической карте границы государств, княжеств, знать основные этапы Великого переселения народов (в том числе славянских), завоевания арабов, викингов, монголо-татар, этапы объединения земель вокруг Москвы и расширения границ Российского государства;

- знать основные события мировой и российской истории, правителей, войны и т.д.;

- описывать и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства; знать основные изобретения Средневековья;

- знать понятия: Великое переселение народов, колонизация, империя, раннефеодальное государство, феодальная раздробленность, централизованное государство, сословная монархия, сословие, рыцарство, иго, феодализм, парламент, университет, натуральное хозяйство, барщина, оброк и др.

Метапредметные  (общеучебные):

- умение связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

- умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

- умение сравнивать исторические явления в разных регионах, выделяя сходства и различия;

- умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям;

- умение самостоятельно анализировать исторические источники разных видов (письменные, вещественные, изобразительные);

- умение работать с исторической картой, читать легенду, использовать карту как источник знаний;

- умение составлять характеристику исторических деятелей;

- умение полемизировать и отстаивать свои взгляды;

- умение оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;

- умение участвовать в обсуждении, формировать и отстаивать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Ученик научится:

- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Ученик получит возможность научиться:

- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Курс всеобщей истории.Средние века

6 класс.

Понятие «средние века», хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы. Образование варварских государств. Расселение франков, занятия. Общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы.

 Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение: сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт, труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия, возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства великих моголов. Средневековая Япония. Государства Средней Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки, инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XVI вв.

Возникновение сословно- представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно- представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в 14-15 вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д,Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в чехи. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Курс истории России. 6 класс.

Русь в IX - первой половине XII вв.

Что изучает история Отечества. Праславяне. Восточные славяне в древности. Соседи восточных славян. Города-государства. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племён. «Повесть временных лет» о начале Руси. Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Киевская Русь на рубеже X-XI вв. Язычество. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы

.

Раздробленность на Руси.

От княжеских усобиц к политической раздробленности. Главные политические центры Руси. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Нашествие с Востока. Объединение монгольских племён. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Экспансия с запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией запада для дальнейшего развития страны. Борьба против Ордынского ига. Русь и Орда в XIII-XV вв. Русь и Литва. Культура Русских земель в XII- XIII вв.

Московская Русь.

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы. Куликовская битва. Создание единого Русского государства. Российское государство в конце XV – начале XVI века. Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. Культура и быт Московского государства в XIV-XV вв. Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV. Освоение Сибири. Опричнина. Русская культура XVI века. Быт и нравы XVI века.

РАЗДЕЛ 3.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование  

по курсу «Всеобщая история. Средние века».

урока

Раздел / Тема

 кол-во

часов

1

Живое средневековье.

1

2-5

Становление средневековой Европы.

4

Образование варварских королевств.

Христианская церковь в раннее Средневековье.

Империя Карла Великого.Феодальная раздробленность Западной Европы

Англия в раннее Средневековье.

6-7

Византийская империя и славяне в VI-XI веках.

2

Византия при Юстиниане.

Образование славянских государств.

8

Арабы в VI-XI веках.

1

9

Феодалы и крестьяне.

1

10-11

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

Формирование средневековых городов.

Горожане и их образ жизни.

12

Католическая церковь и крестовые походы.

1

13-16

Образование централизованных государств в Западной Европе

(XI-XV века).

4

Объединение Франции и Англии.

Столетняя война.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства,оставшиеся раздробленными.

17

Славянские государства и Византия

1

18-19

Культура Западной Европы в Средние века

2

Средневековое искусство. Философия.

Раннее Возрождение в Италии. Научные открытия и изобретения.

20

Народы Азии, Америки и Африки в средние века

1

21

Обобщающее повторение

1

22

Резервный урок

Календарно-тематическое планирование  

по курсу «История России».

урока

Раздел / Тема

 кол-во

часов

1

Введение

1

2-5

Народы и государства на территории нашей страны в древности

4

Древние люди и их стоянки.

Образование первых государств

Восточные славяне и их соседи.

Урок обобщения по I главе

6-16

Русь в IX- первой половине XII века

11

Первые известия о Руси

Становление Древнерусского государства

Правление князя Владимира

Русское государство при Ярославе Мудром

Владимир Мономах

Общественный строй и церковная организация на Руси

Культура Руси

Культурное пространство Европы и Русь

Повседневная жизнь населения

Урок обобщения по II главе

Защита ученических творческих работ

17-21

Русь в середине XII-начале XIII века

Политическая раздробленность на Руси

Политическая раздробленность на Руси

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская республика

Урок обобщения по III главе

22-34

Русские земли в середине XIII-XIV веках

13

Монгольская империя

Батыево нашествие на Русь

Батыево нашествие на Русь

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Золотая Орда

Литовское государство и Русь

Усиление Московского княжества

Усиление Московского княжества

Объединение русских земель вокруг Москвы

Куликовская битва

Культура Руси в этот период

Урок обобщения по IV главе

Защита ученических творческих работ

35-44

Формирование единого Русского государства

10

Русь в начале XV века

Московское княжество в первой половине XV века

Распад Золотой Орды и его последствия

Московское государство и его соседи

Формирование культурного пространства единого Русского государства

Формирование культурного пространства единого Русского государства

Урок обобщения по V главе

Защита ученических творческих работ

Урок обобщения по курсу

Урок обобщения по курсу

45-46

Резервные уроки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...