Причины, цена и уроки Великой Победы
план-конспект урока по истории (11 класс)

Александрова Лариса Юрьевна

В данном материале изложен план учебного занятия по истории в 11 классе. Обучающиеся выделяют причины, цену и уроки Победы в Великой отечественной войне. Используется технология развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения. Широко привлекается национально-региональный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_tsena_i_uroki_velikoy_pobedy.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 31

Причины, цена и уроки великой Победы

(История 11 класс)

Цель: осознать значимость Великой Победы как ценности нашей жизни

   Результаты:

 Предметные:

Характеризовать причины и значение Великой Победы.

Называть решения Потсдамской конференции («Большой тройки»),

Высказывать свою точку зрения на причины вступления СССР в войну с Японией. Определять решающую роль СССР в победе во Второй мировой войне.

Метапредметные:

 Вести разговор в дискуссии, определять причинно-следственные связи между явлениями и событиями.

Личностные: формирование  уважительного отношения к историческому прошлому и опыту предков, учитывая ошибки прошлых лет, уметь прогнозировать траекторию развития своей жизни и общества.

Оборудование: карта «Великая Отечественная война», презентация, портреты маршалов Победы, героев – земляков, ветеранов войны, мультимедийная установка, планшеты с выходом в интернет.

Эпиграф «Пусть будет день Победы над фашизмом –

Победой Мира на Планете навсегда!»

                                                                                   (О. Климчук)

Ход урока

  1. Актуализация темы. - Мотивационный настрой учащихся. На фоне музыки «Память» слово учителя.  

Учитель: слайд 1 С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц нашей истории – от событий Великой Отечественной войны. Нужно ли возвращать свою память к событиям давно минувших дней?  Стоит ли ворошить прошлое? Почему появилась акция «Бессмертный полк»? Ответы ребят. Да, время не властно предать забвению подвиг ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны. Мы не забыли тяжкие военные испытания, безмерную цену, заплаченную за Победу, величие подвига нашего народа, разгромившего германскую военную машину, поработившую всю континентальную Европу. И наш урок мы посвящаем Великой победе  – ее причинам, цене и урокам. Сообщение темы урока, его эпиграфа, плана (Слайд 2)

–Определите цель нашего учебного занятия. (Осознать значимость Великой Победы как ценности нашей жизни)

В 2020 году мы будем отмечать 75 годовщину Великой Победы.                                      Некоторые западные историки и военачальники, например, Фуллер, Брайсент утверждают, что причинами поражения гитлеровской армии стали холод, грязь, снег. Можем ли мы с этим согласиться? Основная проблема, которую нам предстоит решить на уроке: почему Германия проиграла, а советский народ выиграл эту войну? В чём заключаются уроки Великой Победы?  

  1. Погружение в тему

Вводное слово учителя

Слайд 3 22 июня…этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году, а значит и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами – прочная нить. Без одной не было бы и другой. Точнее сказать – другой просто не могло не быть! Потому что наш народ сделал, казалось все невозможное, чтобы выстоять и победить.

У вас на партах лежат сигнальные карточки, на которых цифры. Их вы будете использовать для ответа на вопрос. Они записаны на слайдах 4 – 11

  1. Кодовое название Сталинградского наступления
  1. «Уран»
  2. «Тайфун»
  3. «Цитадель»
  4. «Морской лев»
  1. Создание в СССР ГКО во главе со И.Сталиным
  1. 30 июня 1941 г.
  2. 6 декабря 1941 г.
  3. 22 июня 1941 г.
  4. 19 ноября 1942 г.
  1. Одним из проявлений поворота сталинского режима в идеологической сфере в годы войны следует считать

1) усиление всевластия карательных органов;

2) прекращение антирелигиозной пропаганды и восстановление патриаршества;

3) пропаганду идей мировой революции;

4) отказ от традиций российской государственности.

4. Крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой произошло в ходе

I) Курской битвы;

2) битвы за Москву;

3) Сталинградской битвы;

4) Смоленского сражения.

Оцените свою работу в листах самооценки.

Слайд 12  1418 дней и ночей наш народ шел к Победе. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие 4 года наша многострадальная земля

Но наш народ выстоял и победил!!!

Эта победа была закономерна!!! 

В чем же были причины Победы?  Слайд 13

        

  1. Работа по группам Звучит песня «Священная война». Музыка: А. Александров Слова: В.Лебедев-Кумач

Группа 1 «Аналитики»

  1. На основании источника выделите упомянутые автором факторы победы СССР в войне.
  2. Какой фактор автор считает главным?

Из рецензии майора Л. Хатингса на книгу У. Аллена и П. Муратова «Русские кампании 1941 – 1943 годов». 1945 г.

Всем известно, что огромные просторы России, русская весенняя и осенняя распутица, жестокие морозы зимой всегда являлись препятствиями на пути иноземных захватчиков. Однако ни в коем случае не следует преувеличивать, когда говоришь о значении этих факторов, и. в результате, недооценивать колоссальные успехи, … выдающиеся достоинства Красной армии и её молодых военачальников…

Одна из главных ошибок немцев заключается  тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства, и недооценили патриотической готовности русских драться за свою родину. Крупнейшие просчеты были допущены немцами также в оценке профессиональных военных качеств советского военного командования и технических успехов, достигнутых всеми родами советского оружия, а в особенности мощной артиллерией. Очевидно также, что, подобно большинству наблюдателей, германский генеральный штаб не имел представления о масштабах, а в отдельных случаях – о расположении огромных промышленных ресурсов России, появившихся в последнее время…

Но причины поражения определяются не одними материальными факторами…. Главный урок русских кампаний состоит в том, что все военное искусство и блестящие технические качества германской армии сошли на нет именно потому, что стратегическое предвидение русских,  их стратегическая мысль оказались гораздо более глубокими и дальновидными, чем стратегия, которой руководствовалась германская армия. Превосходство русского командования является несомненным фактом.        

Группа 2 «Статисты»  

  1. Сравнить соотношение сил СССР и Германии в разные периоды войны.
  2. Объясните причины изменений

Соотношение военно-экономических потенциалов СССР и Германии, включая союзников в Европе и ресурсы оккупированных Германией территорий

Наименование продукции

СССР

Германия

Июль 1941 — июль 1945

В среднем за год

1941 — 1945

В среднем за год

Чугун ( млн.т)

31,5

7,9

98,1

24,5

Сталь( млн. т)

45,4

11,3

133,7

33,4

Электроэнергия (млрд.  кВт -ч)

147,3

36,8

334,0

83,5

Количество танков и САУ

95,1

23,8

53,8

13,5

Количество боевых самолетов

108,0

27,0

78,9

19,7

Количество орудий (без минометов)

188,1

47,9

102,1

25,5

Группа 3 «Краеведы».

  1.         На основании источника выделите причины победы СССР в войне.
  2. Что Г. К. Жуков приравнивал к «величайшим битвам второй мировой войны»? Свой ответ аргументируйте.
  3. Какую продукцию для фронта выпускала наша область?
  4. Покажите на карте, где был создан новый военно-промышленный центр.

Из книги Кружинова В.М. Очерки истории Тюменской области / 50 лет Тюменской области. - Салехард, Ханты-Мансийск, Тюмень. – 1994г.

 Большую роль в достижении Победы сыграла политика эвакуации крупных заводов и фабрик на Восток, создание нового военно-промышленного района. Сибирь, Урал и Поволжье превратились в ведущий военно-промышленный и продовольственный арсенал страны. В короткий срок на выпуск оборонной продукции перешли тюменские предприятия: завод «Механик», фанерокомбинат, судоверфь, ДОК «Красный Октябрь», ялуторовский лесозавод, леспромхозы Ханты-Мансийского округа. На заводе «Механик» налаживается выпуск минометов и боеприпасов, на судоверфи строительство торпедных катеров. ДОК «Красный Октябрь» получил задание производить 2000 пар лыж в сутки и изготовлять деревянную спецтару. На тюменском фанерном комбинате развернулось производство авиафанеры. Кондинский и Ханты-Мансийский леспромхозы стали вырабатывать специальную высокосортную древесину, использовавшуюся в производстве авиафанеры, лыж и оружейных прикладов.

По свидетельству авиаконструктора О. К. Антонова, в Тюмени, в помещениях крытого рынка наладили выпуск специальных планеров: они перебрасывали через линию фронта партизан, вооружение, боеприпасы, продовольствие. В Тюменском локомотивном депо был освоен выпуск минометов. Здесь строили также бронепоезда, военные сани.

Небывалой производственной операцией, которую маршал Г. К. Жуков приравнивал к «величайшим битвам второй мировой войны», стало беспрецедентное по масштабам и срокам перебазирование производственных сил СССР из прифронтовой полосы на восток. За две-три тысячи километров в течение второго полугодия 1941 г. по железным дорогам было перевезено 2593 промышленных предприятия. В Тюмени, Тобольске, Ишиме оказалось более двадцати предприятий, эвакуированных с Украины, из Москвы, Ленинграда, Таганрога, Курска и других городов. Вместе с предприятиями и учреждениями прибыли тысячи граждан, вывезенных из западных районов страны. Только в Тюмени во время войны население возросло почти в два раза.

Часть эвакуированного оборудования была размещена на действующих предприятиях. Так, на завод «Механик» прибыло оборудование киевского завода «Красный экскаватор», судостроительная верфь приняла оборудование с пяти заводов, сапоговаляльная фабрика разместила в своих цехах курский машиностроительный завод «Текстильмаш», овчинно-шубный завод принял кожевенный завод из подмосковного Кунцево.

Группа 4 «Историки»

Самостоятельно изучите раздел «Причины Победы» пункт 2 с. 229  и определите причины победы в Великой Отечественной войне Советского Союза.

2. Выступление групп

Слайд 14. Группа 1.

1. Автор выделяет следующие факторы:

- огромные просторы России, русская весенняя и осенняя распутица, жестокие морозы зимой;

- колоссальные успехи, выдающиеся достоинства Красной армии и её молодых военачальников;

- сплоченность многонационального Советского государства, патриотическая готовность русских драться за свою родину;

- огромные промышленные ресурсы России, появившиеся в последнее время;

2. Главный урок русских кампаний состоит в том, что все военное искусство и блестящие технические качества германской армии сошли на нет именно потому, что стратегическое предвидение русских,  их стратегическая мысль оказались гораздо более глубокими и дальновидными, чем стратегия, которой руководствовалась германская армия. Превосходство русского командования является несомненным фактом.        

Слайд 15. Группа 2.

Слайд 16 – 17. Приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень милитаризации экономики в СССР был выше, чем в Германии. Кроме того, сказался грубейший просчет А. Гитлера. В 1941г. он счел, что победа над СССР на сухопутном театре в основном одержана, и приказал переключить ресурсы на строительство подводного флота — для борьбы с Англией и США. Лишь после Сталинградской битвы индустриальный потенциал Германии был вновь обращен на оснащение сухопутных сил. Однако тотальная мобилизация дала результаты лишь к 1944г., когда поражение Германии стало очевидным, а значительная часть ее промышленных объектов оказалась разрушена англо- американскими бомбардировками.

Группа 3. Слайд 18.

1. Большую роль в достижении Победы сыграла политика эвакуации крупных заводов и фабрик на Восток, создание нового военно-промышленного района. Трудовой героизм населения Сибири, Урала и Поволжья. Слайд 19. 

2. Небывалой производственной операцией, которую маршал Г. К. Жуков приравнивал к «величайшим битвам второй мировой войны», стало беспрецедентное по масштабам и срокам перебазирование производственных сил СССР из прифронтовой полосы на восток. За две-три тысячи километров в течение второго полугодия 1941 г. по железным дорогам было перевезено 2593 промышленных предприятия.

3. Минометы и боеприпасы, торпедные катера, лыжи, деревянная спецтара, авиафанера, оружейные приклады, специальные планеры, валенки, варежки, овчинные полушубки, аккумуляторы. Слайды 20 – 21.

4. Карта. Поволжье, Урал, Сибирь. Города Тюмень, Ишим, Ялуторовск, Тобольск.

Группа 4. Слайды 22 – 23. 

Слайд: Причины победы

Запись в тетрадь

  1. Героизм и сплоченность народа
  2. Военное мастерство, талант советских военачальников, тактические и стратегические новинки
  3. Единство фронта и тыла
  4. Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.
  5. Борьба партизанских соединений и подполья
  6. Жестко централизованная система экономики
  7. Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта

Оцените работу группы и свою личную в листах самооценки.

3. Виртуальное исследование подвиг земляков.

        Перед вами маршалы Победы Слайд 24. Огромный вклад в общую Победу внесли и наши герои-земляки. За что они получили золотую звезду Героя Советского Союза, вы узнаете,  посетив сайт http://www.warheroes.ru  Слайд 25. Звучит песня «До свидания мальчики». Слова и музыка Булата Окуджава.

Ваша задача: зайти на сайт, найти информацию о своем герое - земляке, привести в соответствие таблички на доске. Приведение в соответствие галереи Героев - земляков: Алексей Ильич Бельский – Яссо - Кишинёвская операция, Павел Петрович Молодых – форсирование реки Неман, Филонов Александр Григорьевич - форсирование реки Днепр, Шевчук Григорий Лаврентьевич – форсирование реки Днепр, Ражев Константин Иванович – форсирование реки  Днепр, Путилов Сидор Антонович – форсирование реки  Днепр.

Слово учителя: Почти в каждой семье есть фронтовик, о котором помнят их дети, внуки и правнуки. Я горжусь своим дедом Савинским Василием Михайловичем. Он служил механиком. Чинил боевые машины на передовой. Был водителем, возил боеприпасы. Награждён медалями: «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945», «За взятие Кенигсберга», «За отвагу», «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».  

Слайд 26. Выступление учеников: Мой прадедушка Верганов Афанасий Перфильевич родился в 1921 году 24 января в деревне Свистуха Голышмановского района. В 1939 году призвали в армию в Москву. Там прадедушку застала война. Вначале он сопровождал обозы с боеприпасами и продовольствием на передовую, а потом был сапёром. Он дошёл до Кенигсберга, а затем до самого Берлина. За участие в сражениях Великой Отечественной войны дед был награждён десятью медалями и двумя орденами.

Мой прадедушка Филиппов   Александр   Григорьевич родился  10 апреля  1918 года  в  селе  Усть-Ламенка. В  1937  году  его  забрали в  армию.   Служил  на восточной  границе,    около       Китая.    За  несколько месяцев до окончания службы,  началась Великая Отечественная война. И он остался служить на Дальнем Востоке. После началась советско-японская война.  Длилась она недолго, Япония отступила. За это сражение дедушка был награжден медалью.  В  1946  году  возвращаясь  домой,  в  родную  Усть-Ламенку, в поезде познакомился со своей будущей женой Анастасией Михайловной.

Оцените работу группы и свою личную в листах самооценки.

4.  Дискуссионные качели. Цена Победы

Слово учителя: Какой ценой досталась нам великая Победа и каковы её итоги, вы узнаете, работая с учебным пособием. Работа с учебным пособием.

Вариант 1: чтение с. 230 – 231. Найти факты, говорящие о цене Победы.

Вариант 2: чтение с. 231 – 232. Выделите итоги войны. В чём заключается главный урок Победы? Звучит Бухенвальдский набат. Музыка: В. Мурадели Слова: Александра Соболева 

Слайды 27 - 30 «Цена победы»

Из Усть-Ламенки ушли на фронт – 143 человека, погибло – 75 человек, без вести пропало – 13 человек. В СССР 27 млн. погибло. Из 18-и не вернулся каждый третий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого погибшего, то нам бы пришлось молчать 38 лет.

Стояли в руинах и развалинах:

- 1700 городов

- 70 000 сел и деревень

-31 135 фабрик и заводов

- 48 тыс. км железных дорог

- 99 876 совхозов и колхозов

- 44 000 библиотек и театров

- 84 000 школ и лечебниц

-25 000 000 людей осталось без крова

-Огромный экологический ущерб

Слово учителя: А может быть эти жертвы напрасны? А может мы жили бы лучше, если бы не победили фашизм? В последнее время в интернете можно встретить такую точку зрения, что  победа советского народа в Великой Отечественной была одержана главным образом благодаря нашей готовности заплатить любую цену, иными словами «побеждать не умением, а большой кровью». Согласны ли вы с таким мнением?

Каковы итоги и уроки Великой Победы? Выступление варианта 2.

Итоги и уроки войны: (Слайды 31 - 32)

 - Всего на советско-германском фронте было разгромлено не менее 2/3 сухопутных сил Германии. Здесь вермахт потерял свыше 73 % своего личного состава, около 75 % танков и артиллерии и минометов, свыше 75 % своей авиации. Советский Союз, безусловно, внес решающий вклад в победу во Второй мировой войне.

- Разгром держав-агрессоров, которые встали на путь откровенной агрессии, пренебрегли нормами международного права, попытались вернуть человечество к временам варварства и диктата грубой силы.

- Победа во Второй мировой войне способствовала признанию значимости таких ценностей, как гуманизм, свобода и равноправие народов, универсальности единых для всех правовых норм.

- 16 октября 1946 г. Международный трибунал, собравшийся в Нюрнберге, вынес смертный приговор высшим руководителям фашистской империи

- Вторая мировая война подорвала основы существования колониальных империй        
- Война доказала, что при возникновении общей для всех угрозы народы способны к сотрудничеству
- Была создана Организация Объединенных Наций, которая являлась гарантом  стабильного мира и международной безопасности

Оцените работу группы и свою личную в листах самооценки.

  1.  Рефлексия

Слайд 33. Подсчитайте баллы на листе самооценки, выставьте себе отметку за урок. Мы ещё не раз вернёмся к теме Великая Отечественная война, изучая следующие вопросы: международное гуманитарное право, холодная война, военная лирика, международный терроризм.

        На доске висят таблички – триколор. Что они напоминают вам? Флаг РФ, Если материал вами не понят выберите листок белого цвета, если у вас остались вопросы – синего, если тема освоена вами хорошо и отлично – возьмите карточку красного цвета. Прочтите задание. Звучит песня «День Победы». Музыка Давида Тухманова, слова Владимира Харитонова 

Слайд 34.

  1. Домашнее задание: § 29 (вопросы и задания), приведите в соответствие таблицу

Вторая мировая война: итоги и последствия (правильная)

Итоги

Последствия

1. Уничтожение фашизма как одной из форм тоталитораризма совместными усилиями стран антигитлеровской коалиции при решающей роли СССР

Б. Рост авторитета СССР и США, превращение их в сверхдержавы. Международный суд над нациолизмом. Возникли условия для демократического развития многих стран, для начала распада  колониальной системы.

2. Антигитлеровская коалиция стала основной для создания Организации Объединенных Наций.

В. Возможность образования системы коллективной безопасности, возникновение новой организации международных отношений.

3. Огромное людские потери и материальные разрушения.

А. Послевоенные экономические трудности и демографические проблемы

4. Развитие военного искусства, совершенствование вооружений.

Е. Основа для разработки и производства новых видов вооружения.

5. Появление ядерного оружия.

Ж. Начало холодной войны, гонка вооружений. Обострение экологических проблем.

6. Освобождение советскими войсками Центральной и Юго-Восточной Европы.

Г. «Социалистический выбор» под воздействием сложившихся условий и сталинского диктата. Образование мировой системы социализма.

7. Рост международного авторитета СССР и расширение его границ.

Д. Дальнейшее усилие тоталитарного режима в нашей стране при явном росте гражданского самоощущения, гражданской ответственности населения.

Превращение проблемы войны и мира в глобальную проблему

Ответ: 1 – Б, 2 – В, 3 – А, 4 – Е, 5 – Ж, 6 – Г, 7 – Д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины , цена и значение великой Победы. Урок истории 11 класс.

Причины , цена и значение великой Победы. Урок истории 11 класс.План:Причины ПобедыЦена победы и итоги войныНюрнбергский процессС каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц ...

разработка урока истории "Причины, цена и значение Великой Победы" 11 класс.

Представлена разработка урока, презентация, документы....

Открытый урок по истории в 11 классе: «Причины, цена и значение Великой Победы»

С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц нашей истории – от событий Великой Отечественной войны. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не з...

Презентация к уроку истории в 11 классе "Причины, цена и значение Великой Победы""

Заключительный урок раздела по Второй мировой войне. Лекция с элементами беседы....

Причины, цена и значение Великой Победы

Сегодня как и тогда перед миром стоит необходимость толерантного отношения между народами и наша задача не допустить новой войны, в которой может погибнуть всё человечество......

Причины, цена и значение Великой Победы

Сегодня как и тогда перед миром стоит необходимость толерантного отношения между народами и наша задача не допустить новой войны, в которой может погибнуть всё человечество....

Презентация к уроку "Причины, цена и значение Великой Победы"

Презентация к уроку "Причины, цена и значение Великой Победы"...