План-конспект урока: «Память о Холокосте - путь к толерантности»
план-конспект урока по истории (9 класс)

Ермилова Ксения Александровна

Тема урока:  «Память о Холокосте -  путь к толерантности».

Тип урока: урок-исследование

Цель  урока: познакомить учащихся с таким понятием как «Холокост».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_o_holokoste-put_k_tolerantnosti.docx602.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Память о Холокосте -  путь к толерантности».

Тип урока: урок-исследование

Цель  урока: познакомить учащихся с таким понятием как «Холокост».

Задачи урока:

Образовательные:

 -познакомить учащихся с материалами по Холокосту  как  примерами бесчеловечной политики нацистов;

-формировать умения находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических документов;

-повысить информационную грамотность учащихся;

Развивающие:

- развитие  чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, способности к сочувствию, сопереживанию;

 - формирование  навыков социальной восприимчивости и доверия;

-развить ключевые компетентности: коммуникативные навыки, навыки монологической речи, навыки выделения главного.

Воспитательные:

-воспитывать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма;

-вызвать сочувствие к жертвам геноцида с целью формирования толерантного сознания  и отношения к людям другой национальности, вероисповедания, расы, другой культуры, демократичных и гуманных взглядов;

 Оборудование: 

1.Проектор, экран.

2. Терминологический словарь.


«Память о Холокосте -  путь к толерантности».

                

  «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями»

 историк и философ Игуда Бауэр.

Ход урока:

 I.Организационный момент.

 Сообщение  темы, цели урока.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Что такое толерантность?
  3. Холокост. Периодизация холокоста.
  4. Страшные последствия холокоста.
  5. Холокост и современность.

 II.Вводная беседа.

1) Вопросы формирования толерантности у людей, ее практического применения являются актуальными   для  России, для человечества в целом.

Вопрос учащимся: Как вы понимаете  слово «толерантность»?                  

(выслушиваются ответы).

Найдите значение этого слова в  Терминологическом словаре ч.2.

2) Что такое толерантность?

 В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность – это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства».

К  огромному сожалению, на сегодняшний день в нашем мире происходят события, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида. Поэтому в борьбе против подобных страшных процессов очень важно обращаться к прошлому человечества, в предыдущие эпохи, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику. 

Пожалуй, одним из самых страшных проявлений не толерантного поведения является Холокост. И сегодня наш урок посвящен теме Холокоста, его ужасных последствиях. Трагедия холокоста — это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о катастрофе, которая постигла еврейский народ в годы Второй мировой войны, — это разговор и о проблемах современной цивилизации.

  1. Холокост. Периодизация холокоста.

Рассказ учителя:

Впервые термин «холокост» как синоним геноцида какого-либо народа был использован в 1910-е годы. Тогда речь шла об истреблении армян в Османской империи, затем евреев в Украине во время гражданской войны (так называемые «еврейские погромы»). С тех пор, как в 1950 годы распространение получили книги Эли Визеля, посвященные еврейской нации и ее геноциду в годы Второй Мировой войны, слово «Холокост» стало именем собственным, привязанным непосредственно к действиям фашистов по отношению к семитам.  «Холокост» - от древнегреческого Holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». В Израиле и некоторых других странах используется также термин Шоа, обозначающий «Катастрофа европейского еврейства».

Программа уничтожения евреев реализовывалась поэтапно. Рассмотрим, как это было. Учащиеся по ходу рассказа учителя и работы с документами и картой заполняют таблицу.

Важнейшие события Холокоста

Год

Событие

В ноябре 1918 года закончилась Первая мировая война. В соответствии с Версальскими соглашениями, Германия утратила 12 процентов своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленности и надеялась возвратить жизненно важные ресурсы, развязав новые военные действия. Расформирование воинских частей привело к массовой безработице.

В 1932 году к власти пришла Национал-социалистическая рабочая партия Германии (нацисты), а в 1933-м ее лидер Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Воспользовавшись, как предлогом, общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер всячески пропагандировал расистскую теорию, открыто выступая против евреев, обвиняя их за поражение Германии в Первой мировой войне, в распространении коммунистических идей, стремлении разрушить демократические режимы в Европе.

   В книге «Mein Kampf» («Моя борьба»), опубликованной в 1923 году, Гитлер утверждал, что евреи не способны к продуктивной деятельности, не могут создать своего государства, а потому используют творческую энергию других наций. Они якобы поставили перед собой цель поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства, выступив за чистоту немецкой (арийской) расы и считая себя призванным спасти мир от «еврейского засилья». В скором времени он переходит от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии, а чуть позже—к физическому уничтожению.

1 апрелем 1933 года датируется первый официальный бойкот евреев — собственников магазинов, юристов, врачей. Выдвигалось требование исключить еврейских учеников и студентов из школ и университетов. Арийское происхождение постепенно становилось условием для поступления на работу по ряду специальностей; усилилась антисемитская пропаганда. 15 сентября 1935 года были приняты Нюрнбергские законы «О защите немецкой крови и немецкой чести». 

Учащиеся делятся на группы и им дается задание: изучить документы и ответить на предложенные вопросы. Затем проводится обсуждение документов. (Приложение №2)

  1. Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 года.
  2. Закон о гражданстве Рейха.
  3. Первое пояснение к закону о гражданстве Рейха от 15 сентября 1935 года, изданное 14 ноября 1935 года. 

 14 ноября нацисты приняли Положение о национальном гражданстве: в юридическом документе впервые было сформулировано, кто является евреем, и определен статус метисов. Условием для зачисления на любую государственную службу стало арийское происхождение. Первая инструкция по выполнению Нюрнбергских законов запретила смешанные браки между евреями и метисами во втором поколении.

7 ноября 1938 года еврейский юноша по имени Гершель Гриншпан застрелил фон Рета, второго секретаря немецкого посольства в Париже. Родители Гриншпана были в группе евреев — польских граждан, которых за две недели до того выгнали из Германии. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась волна погромов. Во время этой вакханалии были сожжены дотла 267 синагог и около тысячи магазинов и домов евреев. Было арестовано до 30 тысяч евреев. Битое стекло, которое усеяло тротуары по всей стране, дало название погрому—  «ночь битого хрусталя», или «хрустальная ночь».

Это произошло на глазах у всего мира, который ничего не сделал для того, чтобы защитить евреев. Через год, 1 сентября 1939 года немецкие войска вступили в Польшу. Началась Вторая мировая война.

После того как Польша была захвачена нацистами, в их кровавых руках оказалось свыше 2 миллионов евреев. Гитлер рассматривал варианты создания еврейских резерваций в районе Люблина или на принадлежавшем Франции острове Мадагаскар в Индийском океане. 21 сентября 1939 года был издан приказ шефа РОСА Гейлриха о создании в городах близ больших железнодорожных станций специальных еврейских кварталов (гетто). Туда же должны были переселяться евреи из ближайшей сельской местности. Первое гетто было создано в октябре 1939 года. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. На проведенной 20 января 1942 в пригороде Берлина Ван-Зее конференции, подготовленной Гейдрихом и Эйхманом, был вынесен смертный приговор 11 млн. евреям 33 стран Европы. Для их уничтожения на территории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме) создавалось 6 лагерей смерти. Главным из них (с использованием газовых камер и крематориев) стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, где погибло свыше 1 млн. 100 тысяч евреев из 27 стран.

Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались. В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы (включая оккупированные области СССР) были уничтожены 200 тыс. евреев Германии; 65 тыс. Австрии; 80 тыс. Чехии; 110 тыс. Словакии; 83 тыс. Франции; 65 тыс. Бельгии; 106 тыс. Нидерландов; 165 тыс. Румынии; 60 тыс. Югославии; 67 тыс. Греции; 350 тыс. Венгрии. Подавляющее число мирных граждан всех этих стран, погибших от рук нацистов и их пособников, составили евреи. Наиболее ощутимые жертвы (свыше 2 млн. человек) понесла еврейская община Польши (помимо этого более 1 млн. бывших польских евреев погибли на территориях, отошедших осенью 1939 к Советскому Союзу). Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами было начато (впервые в Европе) сразу же после нападения Германии на Советский Союз. В нем участвовали 4 айнзацгруппы СС «А»,«В», «С» и «D», приданные соответствующим группам войск вермахта, полицейские батальоны СС и тыловых частей вермахта, местные коллаборационисты, союзники нацистской Германии. Тезис о борьбе с «жидобольшевизмом», при помощи которого советские евреи отождествлялись с коммунистами как главными врагами рейха, стал одним из лейтмотивов нацистской пропаганды, в т. ч. в периодических изданиях для жителей оккупированных советских территорий. Любые акты сопротивления оккупантам в первые месяцы войны объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи.

Бабий Яр в Киеве, Янов лагерь во Львове, Треблинку, Понары, Майданек, Освенцим стали символами трагедии еврейского народа.

Учащимся предлагается прослушать сообщения.

     1   ученик – Бабий Яр в Киеве

2 ученик – Яновский Лагерь во Львове

3 ученик – Триблинка, Майданек

4 ученик – Освенцим

 Какие чувства вызвали у вас прослушанные сообщения? Что об услышанном скажете вы, дети XXI века?

4) Страшные последствия Холокоста.

Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с лица земли. Если к тридцатым годам численность евреев составляла около 8 млн., то к концу эпохи «огненного жертвоприношения» этот народ насчитывал приблизительно 2 миллиона человек. Истребление евреев на «языке» фашистов именовалось «окончательным решением еврейского вопроса». Пощады не было ни детям, ни женщинам, ни старикам, так как Холокост должен был привести к полному уничтожению нации. Вместе с семитами «коричневая чума» погребла под собой представителей других национальностей. Главными объектами уничтожения нацисты объявили также цыган и славян. В годы войны – в ходе сражений, на оккупационных территориях и в концентрационных лагерях – были убиты, замучены и заморены голодом миллионы русских, украинцев, белорусов, поляков, югославов, болгар, чехов и словаков. Сегодня можно с уверенность сказать, что от рук нацистов погибло не менее 31 млн. славян и до 500 тыс. цыган. Учащимся  предлагается просмотреть фотоматериалы.

5)Холокост и современность.

Вопрос учащимся:  Как вы думаете, нужно ли молодежи сегодня знать о Холокосте? Какие уроки следует с вашей точки зрения извлечь из истории Холокоста? (выслушиваются ответы).

 К  огромному сожалению, на сегодняшний день в нашем мире происходят события, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, в предыдущие эпохи, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику. Изучение таких явлений как Холокост, поможет лучше понять опасность ориентации общественного сознания на предрассудки и стереотипы, распространенные в любом обществе.

Люди должны правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом. 

 Вопрос учащимся:  Как вы думаете, где должно закладываться воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности в отношении других народов и культур? (выслушиваются ответы). Это все должно закладываться в первую очередь в семье и в школе. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций.  А память о холокосте  не просто помогает  нам не забывать о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. Давайте подведем итоги:

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы считаете, нужно ли знать такие трагические моменты человеческой истории, как Холокост или проще сделать вид, что их не было?
  2. Существует ли параллель между событиями Холокоста и межэтническими конфликтами нашего времени?
  3. Что нужно сделать, чтобы в будущем и в настоящем не допустить повторения Холокоста?
  4. Учашимся дается вопрос на размышление : “Зачем нам эта память?”, “Я думаю, что…”.
  5. Учащимся предлагается  пройти тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко.

Приложение №1

Инструкция. Вам предстоит ответить на 45  вопросов, поделенных на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности вашего поведения в определенных условиях  общения. Воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к вам. Будьте  искренни, вы отвечаете для себя. 0 баллов — неверно; 1 балл — верно в некоторой степени; 2 балла — верно в значительной степени; 3 балла — верно в высшей степени. Тестовый материал к методике:

1) 1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы. 2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди. 3. Шумные детские игры переношу с трудом. 4. Оригинальные, нестандартные личности чаще всего действуют на меня отрицательно. 5. Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.

2) 1. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник. 2. Меня раздражают любители поговорить. 3. Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу. 4. Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры. 5. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня.

3)1. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, одежда). 2. Некоторые люди производят неприятное впечатление своим бескультурьем. 3. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне. 4. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу. 5. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.

 4)1. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же. 2. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен. 3. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем. 4. Мне неприятны самоуверенные люди. 5. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.

 5)1. Я имею привычку поучать окружающих. 2. Невоспитанные люди возмущают меня. 3. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо. 4. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания. 5. Я люблю командовать близкими.

6)1. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах. 2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком — для меня просто пытка.   3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.   4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.   5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

 7)1. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам. 2. Меня часто упрекают в ворчливости. 3. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю. 4. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки. 5. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.

8)1. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку. 2. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях. 3. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь. 4. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг). 5. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.

9)1. Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам. 2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер. 3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе. 4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми. 5. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.

Подсчитывается сумма баллов, полученных по всем девяти признакам. Максимальное число баллов — 135, по каждому из блоков — 15. 1-45 высокая степень толерантности 45-85 средняя степень толерантности 85-125 низкая степень толерантности 125-135 полное неприятие окружающих Интерпретация методики Бойко. Чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим и высокой вероятности конфликтов.

Обратите внимание на то, по каким поведенческим блокам получены высокие суммарные оценки. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем меньше испытуемый терпим к людям в данном аспекте отношений с ними и сложнее наладить эффективный процесс общения.  Напротив, чем меньше оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений. Расшифровка блоков: 1. Неприятие или непонимание индивидуальности человека: вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальные особенности других людей. 2. Использование себя в качестве эталона при оценках других: оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя. 3. Категоричность или консерватизм в оценках людей: вы категоричны или консервативны в оценках людей, вам не хватает гибкости и широты кругозора. 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства: вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров. 5. Стремление переделать, перевоспитать партнера по общению: вы стремитесь переделать, перевоспитать, изменить по вашему желанию своего собеседника. 6. Стремление подогнать других участников коммуникации под себя:  вам хочется подогнать других к своему характеру,  привычкам, притязаниям. 7. Неумение прощать другому ошибки: вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности. 8. Нетерпимость к дискомфортным (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояниям партнера по общению:  вы не терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался другой. 9. Неумение приспосабливаться к другим участникам общения: вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам или притязаниям других

Приложение №2

Работа с документами (работа в группах):                          

Группам дается задание: изучить документы и ответить на предложенные вопросы. Затем проводится обсуждение документов.

1.Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935года;

2. Закон о гражданстве Рейха;

3. Первое пояснение к закону о гражданстве Рейха от 15 сентября 1935 года, изданное 14 ноября 1935 года.

Каковы основные положения нацисткой расовой идеологии, закрепленной в Нюрнбергских законах 1935 года?

Что нацисты подразумевали под «осквернением расы», и какова была ответственность за нее?

Каково ваше отношение к Нюрнбергским законом с точки зрения гуманизма, человечности?

А. ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НЕМЕЦКОЙ КРОВИ И НЕМЕЦКОЙ ЧЕСТИ ОТ 15 СЕНТЯБРЯ 1935 ГОДА

Побуждаемые знанием того, что чистота немецкой крови является залогом существования немецкого народа, а также непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации во все времена, рейхстаг единодушно принял публикуемые ниже законы.

1.1. Браки между евреями и государственными поданными немецкой или родственной крови запрещены. Заключенные вопреки этому закону браки не имеют юридической силы, даже если они оформлены в обход этого закона за пределами Германии.
1.2. Процедура аннулирования такого брака может быть осуществлена только государственным прокурором.
2.1. Половая связь между евреями и государственными поданными немецкой или родственной крови запрещена.
3.1. Евреям запрещается нанимать на работу у себя в дом женщин — государственных поданных немецкой или родственной крови, не достигших 45 лет.
4.1. Евреям запрещено вывешивать флаг Рейха как национальный, а также использовать цвета Рейха для иных целей.
4.2. В тоже время им разрешено демонстрировать еврейские цвета. Это право охраняется государством. (Имеется ввиду вывешивание флагов со звездой Давида.)
5.1. Всякий, кто нарушит запрет, установленный в п. 1, будет наказан тюремным заключением в один год и принудительными работами.
5.2. Лицо мужского пола нарушившее запрет, установленный в п. 2, будет наказан тюремным заключением без принудительных работ.
5.3. Всякий, кто нарушит указания 3 и 4, будет наказан тюремным заключением сроком до одного года и штрафом или одной из этих мер наказания.
6.1. Министр внутренних дел Рейха совместно с заместителем фюрера и министром юстиции Рейха разработает специальные законодательные и административное положения о применении и исполнении этих законов.
7.1. Закон вступит в силу на следующий день после его опубликования, кроме 3, который вступит в силу лишь с 1 января 1935 года.

Б. ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА

Рейхстаг единогласно утвердили следующий закон, провозглашаемый ниже:
1.1. Подданным государства является всякий находящийся под защитой Германского Рейха и потому несущий перед ним особые обязанности.
1.2. Подданство Рейха даруется согласно указаниям Закона о подданстве Рейха и государства.
2.1. Гражданином Рейха является лишь подданный государства немецкой или близкой ей крови, доказавший своим поведением, что он готов и достоин верно служить немецкому народу и Рейху.
2.2. Право гражданства даруется путем выдаче свидетельства о гражданстве Рейха.
2.3. Только гражданин Рейха обладает всеми политическими правами, в соответствии с законом.
3.1. Министр внутренних дел по согласованию с фюрером издает административные инструкции по проведению в жизнь и исполнению данного закона.

В. ПЕРВОЕ ПОЯСНЕНИЕ К ЗАКОНУ О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА ОТ 15 СЕНТЯБРЯ 1935 ГОДА, ИЗДАННОЕ 14 НОЯБРЯ 1935 ГОДА

4.1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях.
4.2. Чиновники-евреи будут уволены до 31 декабря 1935 года.
5.1. Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трех лиц еврейской расы…
5.2. «Мишлинг» (метис, полукровка), который является государственным подданным, также считается евреем, если он происходит от двух еврейских предков.

Приложение 3

Бабий Яр в Киеве

                               

        

Яновский лагерь во Львове

 

Майданек

       

Освенцим

    

Список литературы

1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.

2) Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие для средней общеобразовательной школы. М., 2001. С.44-46.

2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.

3)Вьевьорка М. Соблазн антисемитизма. Ненависть к евреям в современной Франции // Диаспоры. - 2007. - N 3. - С. 140-190.

4)Неймарк Н. М. Пламя ненависти : этнические чистки в Европе XX века / Н. М. Неймарк. – М. : СПб. : АИРО-ХХ : Дмитрий Буланин , 2005. - 309 с.

5)Уроки холокоста // Наша власть : дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.

6)Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),  2005.

Ресурсы  Интернет

Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

Память о Холокосте - путь к толерантности.

Урок - исследование в 9 классе...

"Уроки Холокоста - путь к толерантности" программа элективного курса

Программа элективного курса «Уроки Холокоста – путь к толерантности» адресована учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необ...

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

"Память о Холокосте - путь к толерантности."

В наше время, к сожалению, всё чаще слышны рассказы о выступлениях неофашистов, считающих, что Россия должна быть только для русских, мы в своей работе  с молодежью стараемся показать, насколько ...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /

Материал очень сложный  и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...