Технологическая карта урока по всеобщей истории «Поход Александра Македонского на Восток»
методическая разработка по истории (5 класс)

Семенова Светлана Игоревна

технологическая карта урока для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenova_tehnologicheskaya_karta_uroka_.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по  всеобщей истории  «Поход Александра Македонского на Восток»

Этап урока

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой класса на работу

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, проверка списка класса, организация внимания детей.

Приветствуют учителя. Занимают рабочее место. Включаются в деловой ритм урока

Коммуникативные

-  планирование учебного сотрудничества с учителем

2.Актуализация

Актуализация опорных знаний и способов действий

Организует работу с «лентой времени»

- подсчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет прошло от сражения при Саламине до сражения при Херонее.

- Одна битва являлась гордостью эллинов, а другая- печальным событием их истории. Объясните почему

Включаются в работу. Указывают даты важнейших событий истории Древней Греции

- 480 год до н.э. и 338 год до н.э.

Работают с «лентой времини», производят рассчеты.

- 142 года

Размышляют и делают предположения о различных итогах названных событий

- Саламинская битва стала переломным событием греко-персидских войн, закончившихся победой греков; в ходе битвы при Херонее македонский царь Филипп разгромил объединенное греческое войско и положил конец самостоятельности Греции

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: -  выбор оснований и критериев для сравнения;

-  построение логической цепочки рассуждений;

3.Целепологание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Предлагает сформулировать учебную задачу, выслушивает ответы учеников, сообщает тему урока

- После смерти Филиппа царем Македонии стал Александр.

В городе Гордии, столице Фригии, армия Александра Македонского остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел, которым прикреплялось дышло. Существовало предание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку его развязать, но безуспешно. Тогда он выхватил меч и разрубил узел. Сбылось ли предание мы узнаем на сегодняшнем уроке.

- как вы полагаете, что нам предстоит сегодня узнать?

Записываем тему урока.

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

- удастся ли Александру захватить Азию/ будет ли успешным его поход на Восток.

Записывают тему урока

Коммуникативные:

-  постановка вопросов

Познавательные:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

4.Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы

Рассказывает о планах македонского царя, используя карту, задает уточняющие вопросы

- До какой реки доходили владения персов на востоке? До какого моря на западе? До каких морей на севере? Почему царь Македонии несмотря на огромные размеры Персидского царства, рассчитывал на успех похода?

Предлагает ученикам выполнить работу в паре, озвучивает правила выполнения работы, в ходе выполнения работы осуществляет контроль за работой пар:

- сейчас вы вместе с соседом по парте будете заполнять следующую таблицу (рисует таблицу на доске):

Основные события

участники

Итог, значение

Для заполнения таблицы вам необходимо прочитать пункты 2 и 3 §42 и  кратко записать основные события, произошедшие в ходе похода Александра Македонского на Восток.

Осуществляет проверку таблиц. Для этого предлагает парам по очереди озвучивать события, которые они занесли в таблицу, а остальным ставить «+» или «-» в каждой ячейке своей таблицы.

- Посчитайте количество «+» или «-» у вашей пары и определите, насколько успешно была выполнена ваша работа

Слушают учителя, соотнося уже изученную информацию о Персидском царстве с планами Александра Македонского, находят называемые учителем объекты на карте, формулируют ответы на вопросы, излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий

- границы Персидской державы простирались до реки Инд на востоке, до Эгейского моря на Западе, до Черного и Каспийского морей на севере.

Под властью Персидской державы находились различные народы/ боеспособность армии/ личные качества Александра Македонского.

Работают в паре со своим соседом по парте. Читают пункты 2 и 3 §42, обсуждают, какие события необходимо записать, заполняют предложенную учителем таблицу (приложение 1).

По очереди озвучивают результаты заполнения таблицы, комментируют ответы, ставят «+» или «-» в каждой ячейке своей таблицы, подсчитывают количество «+» и «-». Осуществляют рефлексию и озвучивают успешность проделанной ими работы.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

-  структурирование знаний;

- рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности;

-  смысловое чтение как осмысление цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;

Коммуникативные:

-  планирование учебного сотрудничества со сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Регулятивные:

-  планирование—составление плана и последовательности действий;

-  оценка—осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

5. Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Просит учеников ответить на вопросы о изученном на уроке

- Что мы изучили сегодня на уроке?

Какая задача стояла перед нами на уроке? Удалось ли Александру Македонскому завоевать Азию?

Повторяют учебную задачу

удастся ли Александру захватить Азию/ будет ли успешным его поход на Восток.

Отвечают на вопросы учителя:

- удалось завоевать Малую Азию/ удалось завоевать до Индии/ не удалось завоевать

Познавательные:

-  осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

-  построение логической цепочки рассуждений

Коммуникативные:

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

- оценка, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

6. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записывает домашнее задание на доске и комментирует его

- §42, р.т. 46-48

Записывают домашнее задание в дневнике, задают уточняющие вопросы в случае необходимости

7. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоциона льного состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Просит учеников оценить степень усвоения темы и удовлетворенность своей работой на уроке

- если вам сегодня было все понятно на уроке, сложите указательные пальцы своих рук в виде «плюса», если вам был не понятен материал урока, поднимите указательный палец своей руки в виде минуса;

- то же самое проделайте, если вы довольны или не довольны своей работой на уроке

Какие из обсуждаемых вопросов вам показались наиболее важными и интересными?

Ученики оценивают степень усвоения материала и уровень своей работы на уроке, поднимая руки, сложенные в виде «+» или «-»

Регулятивные:

 - рефлексия, оценка результатов работы

Коммуникативные:

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Приложение 1

Основные события

Участники

Итог, значение

Битва у р. Граник 334

Александр

Парменион

Клит

Дарий 3

Победа македонян

Открыла дорогу в Азию

Сражение у г. Исс, 332

Александр

Дарий 3

Персы побеждены за 2 часа. Захватили семью Дария

Осада города Тир

Александр

Полугодовая осада, город взят, разграблен, сожжен, жителей обратили в рабство

Поход в Египет

Александр

Встретили как освободителя, признали сыно бога Солнца, основал г. Александрию

Поход в глубь Персии 331.

Александр

4 месяца пути. Дошли до р. Тигр и Евфрат

Битва при Гавгамеллах

Александр

Дарий 3

Поражение персов. Бегство Дария. Захват Вавилона, Персеполя

Поход в Индию 326, битва у г. Никея

Александр

Победа Александра. Принято решение пойди в долину Ганга. Войско отказалось повиноваться. Александр повернул назад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!

Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»

Технологическая карта урока по истории Россиитема: «Александр II. Отмена крепостного права»8 класс Цели для ученика:Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.Понять истор...

Урок истории 5 класс "Поход Александра Македонского на восток" (технологическая карта)

Разработка урока истории 5 класс по теме "Поход Александра Македонского на восток". (технологическая карта)Имеется 6 приложений: раздаточный материал, лист самооценки, кроссворд, презентация, самоанал...

технологическая карта урока по теме "Завоевания А.Македонского"

технологическая карта урока по теме "Завоевания А.Македонского". План составлен с соответствии с ФГОС с дополнительными материалами для работы на уроке....

Конспект урока по теме «Поход Александра Македонского на Восток» 5 класс

Цель: Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира; создать условия для ознакомления с...

Технологическая карта урока истории в 6 классе "Нашествие с Востока"

Данная технологическая карта урока предлагает один из вариантов изучения темы "Нашествие с Востока", в ходе которого обучающиеся узнают о нашестви Орды на Русь и  выясненяют причины пор...