Конспект открытого урока « Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ ХVII века.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Емельянова Светлана Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24 г.Новочеркасск

                                     Конспект открытого урока

« Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ  ХVII века . »

История России, 7 класс.

                                                                                            Подготовила и провела

                                                                                                                        учитель высшей категории

                                                                                                            Емельянова Светлана Петровна

                                                               2018 г.

Открытый урок по теме:

« Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ  ХVII века . »

История России, 7 класс.

Цель урока:сформировать у учащихся  представление о личностях конца 17 в. , о внутренней политике , правлении и проведённых реформах.

                 . Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

После урока учащиеся смогут:

-  дать определение понятиям -   перечислить не менее трех преобразований в каждой из сфер жизни общества;

-применить исторические знания для характеристики политики царя Фёдора Алексеевича.

Регулятивные УУД:

-примут участие в планировании своей деятельности на уроке;

- научатся выстраивать алгоритм действий;

-самостоятельно оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-научатся находить информацию в тексте;

- научатся анализировать иллюстративный материал;

-научатся вести самостоятельный отбор информации и преобразовывать её.

Коммуникативные УУД:

- научатся аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

-смогут сформулировать ивысказать собственное мнение о личностях - продолжатформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока по дидактическим целям:урок изучения нового материала.

Тип урока по этапам формирования навыка: тренировочный урок.

Тип урока  по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:  урок-практикум;

Тип  урока по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:  урок организации работы в группах.

Методы обучения:  словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно- – поисковый.

Образовательные ресурсы: - компьютер;-мультимедийный проектор и экран,- карточки с заданиями;- первоисточники.                                                   

Выдающиеся личности: Софья, В.В.Голицин, Хованский , Федор Алексеевич, Петр Первый

                                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент Создание комфортной рабочей атмосферы на уроке. 

 -Давайте с опорой на тему урока сформулируем цели урока .                                                                                                                                              

  1. 2.Актуализация.Постановка…проблемы.                                                                                            Вовлечение учеников в учебную деятельность через повторение ранее изученного…материала.                                                                                  Сейчас попытаемся вместе с вами вспомнить наиболее яркие исторические события и исторические личности изучаемой эпохи . Ответы записываем в столбик .

                                        Интеллектуальная…разминка

Р – Династия российских царей, чье правление начинается в 1613 г. с царя Михаила Федоровича. (Романовы)

О – один из реформаторов XVII века, предлагавший ввести рекрутскую повинность, заключивший перемирие с Швецией и Речью Посполитой, ставший «Отцом» почновой службы. (Ордин-Нащекин)

С – Период в истории нашей страны, между правлениями двух династий и получивший характеристику неразберихи и лихолетья. (Смута)

С - служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». (Стрельцы)

И – Имя первого русского царя. (Иван Грозный)

Я – центры торговли (Ярмарки)

(слайд 2)

Получилось слово – РОССИЯ.

3.Организационно-деятельностный этап.

          Мы много уже говорили с вами об истории нашей страны, многие события рассмотрели, во многих процессах попытались разобраться. Но история России не заканчивается XVII веком,

Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха перемен – эпоха  Петра Великого.   История России продолжается.

4. Вопросы для актуализации знаний.

- Какими качествами должен обладать правитель,  про которого можно сказать -реформатор? (образованный, дальновидный, ответственный, целеустремлённый, решительный и т.д.)

- Каких правителей России  до середины ХVII века вы могли бы назвать  реформаторами ? (Владимир I, Иван III, Иван IV, Алексей Михайлович и т.д.)

И так –Сегодня мы с вами поговорим  о важнейших событиях последних десятилетий 17 века . Наш урок – практикум начинается.

(слайд 3)

5.   Открытие нового знания (изучение новой темы )                                                             В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и тёмную роспись на нём. Под тёмными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Фёдор Алексеевич ( брат Ивана, Софьи и Петра) . Ждали этого долго: у царя была цинга и пухли ноги. Сегодня он не мог стоять заутрени, присел на стульчик да и свалился. Кинулись- едва бьётся сердце. Положили под образа. Ноги его раздуло, брюхо стало пухнуть. Потемнели глазные впадины, заострился нос. Несомненно, царь был без памяти.

              У стены стояла царица – Марфа Матвеевна. Сквозь туман слёз глядела туда, где из груды перин виднелся маленький лобик и вытянуты носик умирающего мужа. Царице было всего 17 лет, и только два месяца она побыла царицей. В другом конце палаты шепталась большая царская родня – сёстры, тётки, дядьки, бояре. Час был решительный: надо сказывать нового царя. Кого? Петра или Ивана? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Пётр горяч умом и крепок телесно, Иван – слабоумный и больной. Что предпочесть? Кого выбрать?»    

 ( cлайд  4 )

- Россия встала перед выбором: кого же избрать царём? По той или иной причине  таким человеком должен стать тот, кто  смог бы  осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать. Таким правителем стал Петр Первый. Тернист был его путь восхождения к престолу.

                                 Двоецарие. Царевна Софья.

Ученик:  Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились. Царевна Софья интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщина".  

(слайд 5 )

                 Стрелецкий бунт в описании А. Толстого  «Петр Первый»   

Автор: в палату быстро вошли Софья, Василий Васильевич Голицын и Хованский.

Софья: Народ гневается, знать есть за что, ты бы с братьями вышла к народу, царица… Они бог знает что кричат, будто детей убили… уговори, посули им милости, а то, того гляди, во дворец ворвутся…

Автор: Говорила, а белые зубы её постукивали, зеленые глаза мерцали радостным возбуждением. Матвеев шагнул к ней:Красное крыльцо!

Наталья Кирилловна: Нет! Владыко! Не позволю… Боюсь!

Автор:  И вот, дверь распахнулась и все увидели царицу Наталью Кирилловну…взглянув на тысячи, тысячи глаз, упертых на нее, царица пошатнулась, но подняла Петра, Матвеев держал второго мальчика – постарше.

Матвеев: Кто лгал, кто лгал, что и царя и царевича задушили…Глядите, вот царь Петр Алексеевич- здоров и весел, а вот и царевич Иван. Оба живы божьей милостью.

Автор: в толпе стали переглядываться, шептать: «Оне, оне самые, обману нет.»

Матвеев: Идите спокойно по домам, если есть какие жалобы, - присылайте челобитников…

Автор: С крыльца спустились Хованский и Голицын. Кладя руки на плечи стрельцам и простым людям, уговаривали разойтись, но говорили будто с усмешкой. В толпе стало нарастать недовольство, всё злее кричали голоса, с крыльца сбежал Михайло Долгорукий – холёный, надменный – сын стрелецкого начальника- закричал на стрельцов, размахивая нагайкой, крича: «Псы, холопы, прочь отсюда!»  Попятились было стрельцы перед свистящей нагайкой, да не те времена!

-Да ты, то кто? Щенок! Бей его, ребята. – и пошли на него с копьями… растопыренное тело Долгорукого полетело и скрылось в толпе.

- Бей Матвеева! Любо! Любо! – рычала толпа. Царица взмахнула руками, прильнула к Матвееву, царевич Иван упал и заплакал. Круглое лицо Петра исказилось, перекосилось, он вцепился в Матвеева, но стрельцов уже не унять. Они оттощили Петра как котенка, и тело Матвеева полетело вниз на копья.

(слайд 6)

Ученик : Результатом бунта был политический компромисс: Патриарх Иоаким и бояре  провозгласили царями  10- летнего Пётра и 16-летнего Ивана,    25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна, мечтающая стать царицей,  стала правительницей-регентшей  при несовершеннолетних братьях. до 1689 г

( слайд  7 )                                                                                

6. Работа с историческими документами :                                                                                          - Давайте посмотрим на неоднозначные оценки историков о личности Софьи и решим, чья оценка и почему кажется вам наиболее верной? А может быть, вы сформулируете  и свою собственную позицию?                                                                                       Проведя исследовательскую работу по данному вопросу, вот что у нас получилось.

Французский философ Жан Жак Руссо: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо… с прекрасной наружностью соединяла она множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием».

Русский историк Сергей Федорович Платонов:

«Софья… как натура сильная и страстная тесной серьезной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем Василием Васильевичем Голицыным».

Русский историк Никита Иванович Павленко:

«… коварная и честолюбивая Софья Алексеевна, мечтавшая водрузить на свою голову царскую корону».

Русский  писатель Алексей Толстой:

«смолоду некрасивая, выглядевшая старше своих лет, излишне полная телом, никакого намека на талию… крупнокостная, с огромными ладонями и ступнями, с одутловатым лицом, короткой шеей, уходящей в плечи…  длинный широкий нос, на переносице глубокая морщина, тонкие губы, маленькие невыразительные глаза и жидкие волосы».

Французский дипломат Ла Невиль:

«Насколько талия царевна была широка, коротка и толста, настолько ум ее был проницателен, тонок и остер».

Современники:

Петр Первый:

 «Жаль, что при великом уме своем имеет она великую злость и коварство».

Князь Борис Иванович Куракин:

« .. по своей особливой склонности к амуру, она назначила Василия Голицына первым министром и вместе с ним начала правление со всякою прилежностью и правосудием, будучи великого ума и великой политики».

Иван Ряпин:

«эта безобразная уродина, с вытаращенными глазами, безбожно черненными бровями, одутловатым лицом и лохматыми волосами».

(слайд 8 )

Учитель:  В России установился период, получивший название – « двоецарие» и в Оружейной палате в Москве стоит трон, на котором во время торжественных приёмов восседали 2 царя – Иван V и Пётр I.позади трона стояли бояре  и подсказывали, как следует себя вести и что следует говорить.

( слайд 9 )

По настоянию Софьи большую часть времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными.

Петр  создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии.         

В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру.

        После разрешения этой ситуации Софью заключили в Новодевичий монастырь. Формально стали править два брата, но фактически Петр,после смерти Ивана в 1696 г. после стал править единолично. Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.

Учитель:Так уже более трех веков спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский… Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время. Огромную роль в изменениях, произошедших в России,  сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.                                                              Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед                                                                                            7.Первичное…закрепление.                                                                                                                             Мы познакомились с наиболее яркими страницами истории России конца 17 века. В целях закрепления  посмотрим видео. После просмотра ответите на вопрос :

- Какая  страница истории России не была еще затронута на уроке?

(слайд  10 )

ВИДЕО  « История России для чайников . 32 выпуск . Царевна Софья »

( Не затронут вопрос о Русско-Турецкой войне. )

Это тема следующего урока.

8. Включение нового знания в систему знаний (закрепление). ( работа в парах)

А теперь, ребята, я предлагаю вам проверить свою внимательность .

(Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.)

(слайд    11 )

                                      Игра….«Лови….ошибку!»                                                        «Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича  и Марии Милославской. С  1682 году в России – двоецарствие, царями  были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья.Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных  полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых  было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».

9. Итоговая рефлексия  Организуется самооценка деятельности учащихся.

( слайд 12 )

 «Продолжи  фразу»:    

----Я узнал, что. . .

  • Я нашел подтверждение тому, что. . .
  • Я обнаружил, что. . .
  • Я был разочарован тем, что. . .

----Самым важным для меня было. . .

10. Подведение итогов.                                                                                               11.Домашнее задание. § Составить текст с ошибками или кроссворд .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Презентаця к уроку "Россия на рубеже веков"

В презентации кроме интересных фотографий, имеется несколько таблиц, схем. Для наглядности на уроках истории....

Конспект открытого урока в 6 классе по Истории средних веков.

Урок в игровой форме позволяет повторить основные понятия курса, даты, события, вспомнить исторических деятелей эпохи средних веков....

Конспект открытого урока в 7 классе «Россия на рубеже веков. Петр I»

Тип урока: комбинированныйЦель урока: Образовательная цель: создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности Петра первого , для понимания...

План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны

Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...

Тема урока: «Россия на рубеже XVII-XVIII веков. Предпосылки петровских преобразований».

Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже XVII-XVIII веков. Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.Показать предпосылки пре...