"Предпосылки Петровских реформ"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Журмухамбетова Малика Биркалиевна

     

 

Журмухамбетова М.Б., учитель истории и обществознания,                                                              

 МБОУ «Благодарновская СОШ» Тюльганского района

Название предмета: история                                                                                                                                         

Класс: 8 класс                                                                                                                                                            

 УМК: учебник для общеобразовательных организаций «История России»  8 класс  в двух частях. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.К. Курукин, Я.А. Токарева. Под редакцией академика РАН А.В. Торкунова. Москва «Просвещение» 2017г.                                                          

Уровень обучения: базовый                                                                                                                           

  Тема урока: Предпосылки Петровских реформ.                                                                                                                                                      

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 13                                                                                               

 Место урока в системе уроков по теме: 3                                                                                                                             

   Цель урока: охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований,   выявить роль  видных реформаторов в дальнейшей судьбе России: Симеона Полоцкого;  А.Л. Ордина-Нащокина;  В.В.Голицына.                                                                                                          

 Задачи урока:                                                                                                                                           

Обучающие: объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран; доказать  на основе исторических источников необходимость проведения  реформ; показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.                                                                                                                              

  Развивающие: создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся,  формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы, продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.                                                                                                                                                                                                               

Воспитательные: формировать чувство  гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим, способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.                                  

   Ключевые понятия урока: Немецкая слобода, реформа, регулярная армия, регентство. Выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л. Ордин-Нащокин, В.В.Голицын.                          

  Планируемые результаты:                                                                                                                  

предметные: устанавливать синхронистические  связи истории России и стран Европы и изучаемый период; использовать сведения из исторической карты как источника информации; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей); сформировано умение  характеризовать особенности петровской модернизации.                                                                                                                              

  метапредметные УДД:                                                                                                               к

оммуникативные: сформированы навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;  охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоциональной окраской; регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;                                                            

  познавательныеовладеют  базовыми понятиями, привлекают ранее изученный материал при решении познавательных задач, умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию;                                   

  личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; уважительно относиться к историческому наследию; осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений.                                                                         

 Техническое обеспечение урока: ИКТ ресурсы, учебник, карта.                                

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): О.Н. Журавлева. Поурочные рекомендации «История России» 8 класс. М «Просвещение» 2015г.                                                                                                                           

М.Н. Чернова. Рабочая тетрадь по истории России 8 класс в  двух частях. М «Просвещение» 2017г.                                                                                                                                                                                                                                          

                                                              

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА СТРАНЫ ЕВРОПЫ РОССИЯ Были втянуты в мировую торговлю (обогащала их). Развивали товарно-денежные отношения Быстрыми темпами развивали мануфактурное производство (появилась буржуазия и наёмные рабочие) Преобразовали феодальное хозяйство (натуральное) в товарное Не могла конкурировать в торговле (не было выхода к Балтийскому и Чёрному морям) Медленно развивала мануфактуры (они обслуживали только царя, знать и армию) Сельское хозяйство сохраняло натуральные черты (плохой климат, закрепощение крестьян)

Слайд 2

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Экономические проблемы Политические проблемы Социальные проблемы Необходимость реформ армии Проведение реформ Возможность конкурировать со странами Европы Отсутствие реформ Зависимость России от стран Европы

Слайд 3

Предпосылки петровских преобразований

Слайд 4

УСИЛЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ВЛИЯНИЯ Торговые контакты России с Востоком и Западом, постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влияния не только на политику, но и на быт и традиции населения страны.

Слайд 5

XVII век - время учёбы России у Западной Европы – поселение иностранных специалистов в Москве (в Кукуй) в моде иностранные языки, танцы, одежда голландцы строят заводы и корабли не удалось вернуть побережье Финского залива, прекратить набеги крымчаков нужны реформы

Слайд 6

Реформы Федора Алексеевича (1676-1682): Отмена местничества 1682 год; Увеличение полков «нового строя»; Усиление власть воевод на местах; Упразднены приказы, которые дублировали деятельность друг друга.

Слайд 7

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ Польский писатель, поэт, ученый, переводчик Выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого государства. Его публицистические работы превозносили самодержавие. Преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре. Был воспитателем и учителем детей Алексея Михайловича (Федора и Софьи).

Слайд 8

Родился в 1629 году в Полоцке. Учился в Киево-Могилянской коллегии. Принял монашество. Знал латынь и польский. Составлял речи царя, писал торжественные объявления.

Слайд 9

реформаторы планы результаты реформ Б.И. Морозов и И.Д. Милославский А. Л. Ордин – Нащокин В.В. Голицин Заполнить по учебному материалу

Слайд 10

Почему реформы не были успешными? слабость России необходимость реформ самодержавие царь не участвует не все реформы реализованы нужен царь - реформатор Пётр I рефор-мы В.В. Голицы-на рефомы А.Л. Ордин-Нащоки-на



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ

1 группа 

По тексту учебника определите, политический курс  Б.И. Морозова и И.Д. Милославского.

2 группа

По тексту учебника определите, какие реформы предлагал А.Л. Ордин – Нащокин.                              Какие меры А.Л. Ордина – Нащокина вы считаете важными?

3 группа

По тексту учебника определите, какие реформаторские планы строил В.В. Голицын                                                                                             Почему они не были реализованы?



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Тест по теме «Предпосылки петровских преобразований».

1.Экономическое развитие России сдерживалось:

а) развитием товарного производства; б) системой крепостного права; в) специализацией районов по выработке той или иной продукции.

2. В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд:

а) наемных и крепостных крестьян; б) батраков; в) крепостных крестьян; г) наемных рабочих.

3. На рубеже 17-18 вв. Росси отставала от европейских стран, потому что

а) в стране выплавлялось мало стали; б) недостаточно развита была система образования; в) была отсталая система управления; г) господствовали феодальные порядки; д) Россия не имела выхода к морю.

  Обозначьте указанные причины слева порядковыми номерами в убывающей последовательности (от большего к меньшему) в зависимости от их значимости.

4.Установите соответствие между государственным деятелем и предлагаемыми им преобразованиями.

А) А. Ордин-Нащокин                      1) освобождение крестьян от крепостной зависимости

Б) В. Голицын                                 2) создание единого славянского государства

В) Ю. Крижанич                             3) введение рекрутской повинности в России.

5. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слово.

На рубеже 17-18 вв. в России созревали необходимые внутренние ________ для решительных перемен (реформы, планы, предпосылки).

6. Войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией привели к

а) усилению влияния этих стран на Россию; б) ослаблению контактов с этими странами;                                 в) никак не повлияли на развитие России.

7. Симеон Полоцкий повлиял на правление

а) Алексея Михайловича; б) Петра Великого; в) Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.

8. Необходимость реформ признавалась российскими государственными деятелями и правителями.

А) да; б) нет.

Ответы к тесту

  1. Б
  2. А.
  3. Г В Д А Б
  4. А3, Б1, В2
  5. Предпосылки
  6. А
  7. В
  8. А

На «5» – 7-8 правильных ответов

На «4» – 5-6 правильных ответов

На «3» – 4 правильных ответа



Предварительный просмотр:

Журмухамбетова М.Б., учитель истории и обществознания,                                                                 МБОУ «Благодарновская СОШ» Тюльганского района

Название предмета: история                                                                                                                                        Класс: 8 класс                                                                                                                                                             УМК: учебник для общеобразовательных организаций «История России»  8 класс  в двух частях. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.К. Курукин, Я.А. Токарева. Под редакцией академика РАН А.В. Торкунова. Москва «Просвещение» 2017г.                                                           Уровень обучения: базовый                                                                                                                             Тема урока: Предпосылки Петровских реформ.                                                                                                                                                       Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 13                                                                                                Место урока в системе уроков по теме: 3                                                                                                                                Цель урока: охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований,   выявить роль  видных реформаторов в дальнейшей судьбе России: Симеона Полоцкого;  А.Л. Ордина-Нащокина;  В.В.Голицына.                                                                                                           Задачи урока:                                                                                                                                           Обучающие: объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран; доказать  на основе исторических источников необходимость проведения  реформ; показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.                                                                                                                                Развивающие: создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся,  формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы, продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.                                                                                                                                                                                                               Воспитательные: формировать чувство  гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим, способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.                                     Ключевые понятия урока: Немецкая слобода, реформа, регулярная армия, регентство. Выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л. Ордин-Нащокин, В.В.Голицын.                            Планируемые результаты:                                                                                                                  предметные: устанавливать синхронистические  связи истории России и стран Европы и изучаемый период; использовать сведения из исторической карты как источника информации; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей); сформировано умение  характеризовать особенности петровской модернизации.                                                                                                                                метапредметные УДД:                                                                                                               коммуникативные: сформированы навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;  охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоциональной окраской; регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;                                                              познавательныеовладеют  базовыми понятиями, привлекают ранее изученный материал при решении познавательных задач, умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию;                                     личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; уважительно относиться к историческому наследию; осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений.                                                                          Техническое обеспечение урока: ИКТ ресурсы, учебник, карта.                                 Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): О.Н. Журавлева. Поурочные рекомендации «История России» 8 класс. М «Просвещение» 2015г.                                                                                                                             М.Н. Чернова. Рабочая тетрадь по истории России 8 класс в  двух частях. М «Просвещение» 2017г.                                                                                                                                                                                                                                              Содержание урока      

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята!                                                                                                Сегодня на уроке нам предстоит выступить в роли исследователей. Предметом исследования станет изучение внутреннего и  международного положения России на рубеже XVII- XVIII   веков.
  2. Актуализация опорных знаний.                                                                                                

Фронтальная беседа:

- На основании знаний из курсов новой и отечественной истории сравните экономическое положение России и ведущих стран Западной Европы в конце XVII века.  Какие выводы можно сделать?

- В чем состояли основные причины социально-экономического отставания России от европейских стран на рубеже XVII-XVIII веков.                  Слайд 1.

Работа с картой. Ребята покажите на карте границы Российского государства? С какими государствами Россия имела общие границы? Какими морями омывалась? Какие выводы можно сделать на основе изучения геополитического положения России.                                                          Итак, одну проблему мы выяснили  -  отсутствие выхода к морям на северо-западе и юге страны. Какие еще вы можете назвать проблемы, которые, по вашему мнению, препятствовали развитию России.

  • Наличие феодально-крепостнической системы;
  • Слабое развитие мануфактурного производства;
  • Не ведутся разработки полезных ископаемых, как следствие недостаток металлов;
  • Многие необходимые товары привозились, из-за границы;
  • Отсутствие регулярной армии;
  • Необходимость замены системы налогов;
  • Необходимость развития образования;
  • Слабое развитие международной торговли;

Как видим, проблем было много, и все их необходимо было решить. Но как это сделать?     Слайд 2                   

  1.    Мотивационно-целевой этап.                                                                                          Проблемный вопрос: Что необходимо было сделать для дальнейшего успешного развития России? Нужна реформа устаревшей системы управления страной.                                                                - Дайте определение понятию реформа?                                                                                                                            реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни 

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.  

Тема урока: Предпосылки Петровских реформ.  Слайд 3                                                                                                                                                                                                                                                                          План урока  

1.  Усиление иностранного влияния.                                                                                                                           2. Симеон Полоцкий.                                                                                                                                                       3. Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей того времени.  

- Политический курс  Б.И. Морозова и И.Д. Милославского.                                                - Реформы А.Л. Ордина-Нащокина                                                                                                                                  

- Реформатоские планы В.В.Голицына. 

                                                                                                                                                             Проблема урока: Почему в России в 17 веке реформы не были успешны?                                                                                                                                                                      

Введение в новый материал.                                                                                                                   Слово учителя:  Итак, перейдем к вопросу предпосылок реформ. Рассмотрим внутренние предпосылки. Некоторые шаги по изменению российской действительности были предприняты еще в царствование Федора Алексеевича:

- Отмена местничества – 1682 год;                                                                                                                            - Увеличение числа полков «нового строя» – регулярной армии;                                                                             - Усиление власти воевод на местах;                                                                                                                                                            - Упразднение приказов дублирующих деятельность друг друга.                                                               На что были направлены проводимые реформы?                                                                                        Ответы учащихся: На укрепление государственной власти.                                                                        Учитель: В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.  Итоги XVII века для России были неутешительными. Так, не удалось вернуть побережье Финского залива, захваченного Швецией в годы Смуты; не удалось прекратить набеги крымчаков на южные области России.

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Приглашение царями на службу зарубежных специалистов. В Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек. При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.                                                             IV. Работа по теме урока.   Слайд 4

1.Усиление западного влияния на Россию.                                                                                1.Прочитайте самостоятельно пункт 1  параграфа 2.                                                                               2. По ходу чтения делайте на полях пометки карандашом:

V-уже знаю,

+ - новое

? – не очень понятно

! – ценная информация

Беседа по вопросам:                                                                                                                                           Как вы объясняете усиление западного влияния в конце XVII в.?                                                                            В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту XVII века?

При каком правителе Российского государства впервые стали широко приглашать на службу иностранных специалистов?

Учитель: XVII век в истории России – время новых явлений в экономике, политике, культуре.

Неудачная Ливонская война и Смута  показали слабость России по сравнению с Западной Европой.  Cлайд 5-6

Чтобы стать сильной и вернуть потери, Россия должна была учиться у западной Европы. Многое было заимствовано  из западной Европы в промышленности, военном деле, в области культуры. Даже воспитателем и учителем детей царя Алексея Михайловича был Симеон Полоцкий – выходец из Речи Посполитой.                                                                                                          2. Симеон Полоцкий.                                                                                                                                                       Сообщение  учащегося  «Деятельность Симеона Полоцкого».    Слайд 7 -8                                                                       Беседа по вопросам:                                                                                                                                                                                - В чём вы видите прогрессивную роль Симеон  Полоцкого?                                                                                                                  - Какую роль в сближении с Западом сыграл  Симеон Полоцкий?                                                                                                Работа с историческим источником: В. Ключевский «Исторические портреты»                                                            Почему к концу  XVII в. в правящих кругах России сложилось убеждение в необходимости проведения в стране серьезных реформ?                                                                                                                                                          Итак, события  XVII века показали, что Россия нуждалась в переустройстве, в реформах.                      В стране были люди, которые это понимали, и некоторые из них были готовы эти реформы проводить.                                                                                                                                                         3. Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей того времени.                                                                                                                  Работа по группам (3 группы).    Слайд 9                                                                                                                 Задача – сравнить планы реформирования России Б.И. Морозова и И.Д. Милославского., А.Л. Ордина – Нащокина, В.В.Голицына.   Выяснить, что в них общего?        (Приложение 1)

 Работа в группах по заданиям на карточках (пункт 4, 5 параграф 2):                                                           1 группа  определяет политический курс Б.И. Морозова и И.Д Милославского;                                                                                                                                                                 2 группа определяет, какие реформы предлагал А.Л.  Ордин – Нащокин;                                                                       3 группа –определяет какие реформаторские планы строил В. В. Голицын.                                                             

Заполните таблицу. (Задания 7 на с. 9 в рабочей тетради на печатной основе к параграфу № 2)                                                        Беседа по вопросам:                                                                                                                                           Ребята, как вы считаете, какие из предлагаемых преобразований были наиболее необходимы на данный период, и почему?                                                                                                                               В чем было сходство в идеях реформаторов?                                                                                               Итог: реформы не были доведены до конца, а реформаторы пострадали за свои действия.          Итак, мы выяснили проблемы, которые стояли перед Россией в начале XVII века, а также предпосылки будущих реформ. А теперь закрепим изученный материал на уроке,  выполним  тест.

  1. Закрепление.                            

Тест по теме «Предпосылки петровских преобразований». (Приложение 2)                            Словарная работа по теме урока.                                                                                                                                   VI. Подведение итогов урока.                                                                                                                           Беседа по вопросам:                                                                                                                            Докажите, что реформы в начале  XVIII века были неизбежны?                                                                                        С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.     Проблемный вопрос:   Почему в России в  XVII веке реформы не были успешны?   Слайд 10  Выводы по уроку:                                                                                                                                                   К концу  XVII века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований страны.                                                                                     Преобразования должны быть проведены с обязательным использованием европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России.                                                                                                   На основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались программы будущих преобразований.                                                                                                                                          Это и определило направление деятельности не только Петра 1, но и всей дальнейшей истории России в XVIII веке.                                                                                                                                     Рефлексия.                                                                                                                                                   Оцените урок по следующим позициям:

Позиция

Да

Нет

Не знаю

Вы открыли для себя что-то новое?

Были ли вы активны в процессе работы на уроке?

Сумели ли вы реализовать свои знания на уроке?

Был ли урок для вас содержательным?

Выставление оценок за работу на уроке.

  1. Домашнее задание.                                                                                                                            1. Параграф 2. Ответить на вопросы.                                                                                             2.Сообщение об одном из деятелей эпохи.                                                                                                     3.Задания 8 на с. 10  в рабочей тетради на печатной основе к параграфу № 2.                                                        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории для 7 класса "предпосылки Петровских преобразований"

этот урок проведен в 7 классе. здесь применяется активная работа с текстом учебника и историческими документами...

Предпосылки петровских преобразований

Данный урок предназначен для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК А. Данилова, Л. Косулиной. Материал позволяет организовать самостоятельную работу с текстом учебника и исторических источников....

История 8 класс Предпосылки Петровских реформ

Технологическая карта урока "Предпосылки Петровских реформ", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории России. 8 класс. Москва "П...

Предпосылки Петровских реформ

Презентация посвящена предпосылкам Петровских реформ и рассказывает об усилении иностранного влияния на Россию, Симеоне Полоцком, политическом курсе Б.И.Морозова и И.Д.Милославского, рфеормах А.Л. Орд...

Урок Предпосылки Петровских реформ

Материал к уроку в 8 классе по теме "Предпосылки Петровских реформ" к учебнику под ред.Торкунова...

Предпосылки петровских реформ

Презентация по истории России, 8 класс.Тема: "Предпосылки петровских реформ"...

Предпосылки петровских реформ

Предпосылки петровских реформ презентация для 8 класса...