Конспект урока истории «Русь в середине XII – начале XIII вв.», 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Коршунова Елена Анатольевна

Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова. (6 класс). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. В ходе урока, работая в группах и парах, учащиеся определяют причины и последствия формирования системы земель – самостоятельных государств, решают исторические загадки. Одним из интересных видов деятельности является озвучивание документальных фильмов: «Владимиро-Суздальское княжество», «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество». В конце урока учащиеся выполняют ряд заданий, позволяющих учителю оценить качество и уровень усвоения знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ

«Русь в середине XII – начале XIII вв.»

Аннотация

Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова. (6 класс). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. В ходе урока, работая в группах и парах, учащиеся определяют причины и последствия формирования системы земель – самостоятельных государств, решают исторические загадки. Одним из интересных видов деятельности является озвучивание документальных фильмов: «Владимиро-Суздальское княжество», «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество». В конце урока учащиеся выполняют ряд заданий, позволяющих учителю оценить качество и уровень усвоения знаний.

Ключевые слова 

Любечский съезд, политическая раздробленность, причина-следствие, формирование региональных центров культуры, князья и боярская аристократия, выбор пути

Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи урока:

Образовательные: выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы; развитие творческой познавательной активности учащихся;

Воспитательные: воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

личностные: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; уважать культурные достижения своего народа.

метапредметные

1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; развивать коммуникативные действия, направленные на систематизации знаний по данной теме;

2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирали фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

3) познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; владеть общими приемами решения учебных задач;

предметные: актуализировать и обобщать знания по истории Руси в середине XII - начале XIII в.; соотносить события истории Руси по хронологическому признаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; характеризовать существенные признаки культуры Руси; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, эвристический (частично-поисковый), системно-деятельностный подход, ТРКМ.

        ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Способы контрольно-оценочной деятельности учителя:

предварительный, текущий, устный опрос, письменный опрос по карточкам,

 самоконтроль, взаимоконтроль

Ресурсы урока:

Для учащихся: учебник История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова, пакет с рабочим материалом для работы в группах (Приложение 1), карточки, оценочный рабочий лист (Приложение 2) мультимедийная презентация, созданные учителем в программе Microsoft HTML Slideshow Wizard фильмы ««Владимиро-Суздальское княжество», «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество»,

Для учителя:

Учебное электронное пособие «История России Ч.1»

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: 

-Добрый день, ребята! Рада нашей с вами встрече. Пожелаем же друг другу успеха на нашем уроке, который, благодаря вашим стараниям, обязательно должен быть успешным.

II. Мотивационно-целевой этап.

Учитель:

-Ребята, посмотрите на экран. (На экране картина С. В. Иванова «Русские князья заключают мир в Уветичах». Текст «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны»)

- Где и когда прозвучали эти слова?

- Какое решение было принято на Любечском съезде? Соблюдали ли его князья?

- Ребята. на экране вы видите картину С. В. Иванова «Русские князья заключают мир в Уветичах». Это съезд, состоявшийся в августе 1100 года, был созван для примирения князей друг с другом. Но как они не старались, поддерживать мир и добрососедские отношения получалось не у всех.

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы с вами вспоминаем эти события? (Дети объясняют, что далее последует в истории нашей страны период политической раздробленности и именно эту тему мы изучали на предыдущих уроках.)

- И сегодня я предлагаю вам повторить изученный материал и поверить насколько хорошо вы его усвоили.

Тема нашего урока «Русь в середине XII - начале XIII в.».

  • Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.)

Учитель сообщает, что в течении урока учащиеся будут заполнять оценочный рабочий лист  и по окончанию работы поставят себе оценку.

III. Актуализация знаний 

Учитель:

-Ребята, давайте вспомним изученный материал. Начинаем блиц-опрос.

Устный блиц- опрос

1. На сколько частей распалась Русь в середине ХII в.?

2. Назовите наиболее крупные из них

3. Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?

4. Что такое удел?

5. Как изменились цели участников княжеских усобиц?

6. Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель?

7. Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами?

8. Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?  

9. Какая земля особенно страдала от половцев?

(Ответившие ученики делают пометки в листе оценивания)

Учитель: 

Молодцы, ребята, а сейчас- внимание! Историческая загадка:

«Три всадника, символизирующие Северо-Восточную, Северо-Западную и Юго-Западную Русь остановились перед камнем, от которого отходят три дороги. На камне надпись:

Направо пойдешь – будешь полным хозяином в своем уделе.

Прямо пойдешь – заключишь ряд о служении.

Налево пойдешь – будешь считаться со своеволием бояр».

- Ребята, кто уже догадался, как звали этих всадников (из каких земель, княжеств они были)? Какой путь выбрал каждый из них и почему вы так решили?

(Выслушивает предположения детей)

- Да, ребята, вы правы. Эти всадники – Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Галицко-Волынское княжество. В конце урока нам нужно будет полностью разгадать эту загадку.

 

- Ребята, скажите, вы любите смотреть кино? Одна кинокомпания, создающая научно-популярные документальные фильмы предложила вам с ними посотрудничать. Согласны?

(Класс делится на три группы (по рядам). Учащиеся выбирают из своей команды режиссера.)

-Прошу режиссеров подойти ко мне и взять пакет с заданием.

- Ребята. вы должны помочь озвучить уже почти готовые документальные фильмы о Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынское княжествах и Новгородской республике.

- И вот для вас первое задание. Посмотрите на конверт и скажите, о какой территории вы будете рассказывать?

(1 конверт – изображение вечевого колокола, 2 конверт – фото Золотых ворот во Владимире, 3 конверт – карта Галицко-Волынского княжества)

Учащиеся открывают конверт. Учитель разъясняет задание.

-Ребята, перед вами лист с кадрами созданного фильма. Вам необходимо в соответствии с кадром придумать текст, записать его, а при демонстрации фильма озвучить. У вас должен получится краткий рассказ о особенностях развития данной территории в период раздробленности. Работаем по парам. Используем материал учебника. Режиссер распределяет количество кадров, которые должна озвучить ваша пара..

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Учащиеся выполняют задание, используя учебник и план-подсказку. Заполняют листы. (Режиссеры координируют работу всей группы. Важно объяснить детям, что тексты к каждому кадру должны быть краткими, два - три предложения)

План:

1. Географическое положение

2. Природно-климатические условия.

3. Хозяйство. Занятия населения

4. Политическое устройство.  Князья

5. Культура. Памятники архитектуры.

Физминутка

- Стоим в дозоре, посмотрели на лево, вглядываемся в даль, посмотрели на право, вглядываемся в даль. Пока нет половцев, потренируемся  в стрельбе из лука.

-  Достали стрелу из колчана, натянули тетиву, выпустили стрелу, взяли стрелу выпустили, и  т.д.

- А если дело до рукопашной схватки дойдёт, будем мечом отбиваться . вытащил меч из ножен взмахнули вложили.

-Итак ребята, вы немножко отдохнули и готовы показать результат свой работы.

- Вы смотрите, слушаете и по окончанию можете задать дополнительные вопросы авторам.

Учитель демонстрирует заранее подготовленные фильмы. Ученики озвучивают (читают текст со своих листов). Задают друг другу вопросы, возникшие после просмотра.

- Ребята, работа какой киногруппы понравилась вам больше всего? Поделитесь впечатлениями.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Письменная работа в парах по карточке

«Причина – следствие»

Выполнение следующего задания поможет вам установить причины появления политической раздробленности на Руси. Для этого надо сформировать пары “причина-следствие”. Работая в паре определите причины и следствия.

а) отсутствие твёрдого порядка престолонаследия;

б) наличие веча, выборной администрации, народного ополчения;

в) административная самостоятельность;

г) экономическая самостоятельность;

д) борьба за власть;

е) натуральное хозяйство.    

Схема «Паук»

Используя схему «Паук» заполните щупальца паука.  На щупальцах с правой стороны расположите положительные последствия, с левой – отрицательные.

Перечень последствий:

  1. Рост городов
  2. Слабая центральная власть
  3. Рост  ремесла, хозяйства
  4. Рост торговли.
  5. Расцвет городской культуры
  6. Низкая обороноспособность.
  7. Выделение уделов в крупных княжествах
  8. Княжеские усобицы с целью  укрепить или расширить княжества

VI. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

Проверка выполнения работы. Обсуждение.

А теперь ребята, давайте вспомним историческую загадку, прозвучавшую в начале урока.

 «Три всадника, символизирующие Северо-Восточную, Северо-Западную и Юго-Западную Русь остановились перед камнем, от которого отходят три дороги. На камне надпись:

Направо пойдешь – будешь полным хозяином в своем уделе.

Прямо пойдешь – заключишь ряд о служении.

Налево пойдешь – будешь считаться со своеволием бояр».

- Какой путь выбрал каждый из них и почему вы так решили? Аргументируйте свой ответ.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель:

- Известный академик Б. Рыбаков считает, что политическая раздробленность Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный.

Прав ли академик Б. Рыбаков, давая такую оценку политической раздробленности на Руси?

(Дети высказывают свое мнение)

- Ребята, наш урок подходит к концу . Подведите итог урока для себя и оцените свою работу на уроке, заполнив оценочный рабочий лист.

Продолжите  высказывание (см. памятку на доске):

Сегодня на уроке я узнал (научился) ….  

Своей работой на уроке я  ….

Я ставлю себя оценку ….., потому что ….

 Домашнее задание: (по желанию на выбор)

- Составить текст с ошибками по данной теме (10 предложений)

- Составить рассказ от имени человека, совершившего путешествие в княжество (республику).

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали. И закончить наш урок я хочу следующими словами, а вы мне поможете:

«Говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что…

Дети: …хотим все знать!



Предварительный просмотр:

Фильм «Владимиро-Суздальское княжество»

Кадр

Текст

Географическое положение

http://fotohomka.ru/images/Nov/20/3eb1ea9134d5f6011567636c3591a083/1.jpg

Природно-климатические условия

Хозяйство. Занятия населения

http://www.mytravelbook.org/object_foto/2016/03/Pamjatnik_YUriyu_Dolgorukomu_1.jpg

Политическое устройство.  Князья

        

Культура. Памятники архитектуры.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/95/Bogolubovo_Pokrova_11_10_2003.jpg

http://book33.ru/wp-content/uploads/2013/05/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%B2%D0%BE-%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5.jpg

Продолжительность: 2 минуты

План:

1. Географическое положение

2. Природно-климатические условия.

3. Хозяйство. Занятия населения

4. Политическое устройство.  Князья

5. Культура. Памятники архитектуры.



Предварительный просмотр:

Фильм «Галицко-Волынское княжество»

Кадр

Текст

Географическое положение

http://photo.qip.ru/photo/nordprod/115087585/117728314.jpg

Природно-климатические условия.

Хозяйство. Занятия населения

Политическое устройство.  Князья

http://www.art-catalog.ru/data_picture_2016/picture/137/10604.jpg

C:\Users\Power\Downloads\Комплекс_Успенського_собору._Володимир.jpg

Культура. Памятники архитектуры

Продолжительность: 2 минуты

План:

1. Географическое положение

2. Природно-климатические условия.

3. Хозяйство. Занятия населения

4. Политическое устройство.  Князья

5. Культура. Памятники архитектуры.



Предварительный просмотр:

Фильм Новгородская земля

Кадр

Текст

карта 2

Географическое положение

Природно-климатические условия.

Хозяйство. Занятия населения

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/f1e/215356.jpg

Политическое устройство

Культура. Памятники архитектуры

http://ruvera.ru/data/img/content/1482426877.7217vystavka_fresok_cerkvi1.jpg

Продолжительность: 2 минуты

План:

1. Географическое положение

2. Природно-климатические условия.

3. Хозяйство. Занятия населения

4. Политическое устройство

5. Культура. Памятники архитектуры.



Предварительный просмотр:

Оценочный рабочий лист

 ____________________

(фамилия, имя ученика)

Работа на уроке

Блиц-опрос

Создание

фильма

«Причина – следствие»

Схема «Паук»

Итог

Причины:

Следствия:

За ответ, дополнение 1 балл

За ответ, дополнение 1 балл

(Оценивает режиссер)

Верно 5 б.

1 ошибка – 4б.

Верно 5 б

1 ошибка- 4 б.

15-20 б – «5»

12-14 б – «4»

9-11 б – «3»

Моя оценка _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века...

6 класс контрольная работа по теме "Русь в середине XII -начале XIII века".

контрольная работа по теме может быть использована на заверщающем этапе урока повторениея обощения и систематизации знаний по данной теме...

Повторительно - обобщающий урок по теме "Русь в середине XII - начале XIII в."

Повторительно - обобщающий урок по теме "Русь в середине XII-XIII в." (6 класс) к учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. Опубликовано 5.05. 2018 г. - Николаева Аида Николаевна. Урок...

Тест по истории для 6 класса на тему: «Русь в середине XII – начале XIII века».

Тестовые задания составлены для повторения главы 3 учебник 6 класса по истории авторов Андреева,Фёдорова....

Кроссворд по теме "Русь в середине XII – начале XIII века" для 6 класса

Кроссворд по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 класс (параграфы 12 – 14)[...

Повторение "Русь в середине XII – начале XIII веков".

Представлены задания , способствующие формированию у учащихся УУД при изучении истории. Предложены задания на знание хронологии, исторических фактов,работу с фактами, работу с историческими источникам...

Контрольная работа по истории России "Русь в середине XII – начале XIII вв.", 6 класс

Контрольная работа по истории России "Русь в середине XII - начале XIII вв." для 6 класса. Адаптирована под задания ВПР...