Методическая разработка урока «Освобождение города Калинина: путешествие по местам воинской славы»
методическая разработка по истории по теме

Тема  «Великой Отечественной войны» занимает особое место в истории России, неотъемлемой ее частью являются бои за освобождение города Калинина. Места воинской славы города, посвященные увековечиванию памяти об этих боях, хранят в себе культуру и традиции нашего народа.  Все дальше уходят события этого периода, меньше становится и свидетелей тех лет, именно поэтому сохранение памяти о героических подвигах ветеранов и защитников нашей малой Родины являются первоочередной задачей патриотического воспитания молодого поколения, а   празднование 76-летия со дня  освобождения города Калина  от немецко-фашистских захватчиков делают эту тему наиболее актуальной для изучения.   В системе гражданско-патриотического воспитания учащихся эта тема дает возможность раскрыть спорные, сложные и неоднозначные проблемы, связанные с темой войны, показать ее с точки зрения историко-культурного мировоззрения. Методическая разработка урока по теме «Освобождение города Калинина: путешествие по местам воинской славы» позволяет педагогу правильно и эффективно организовать и осуществить учебный процесс на занятии. Урок проводится среди обучающихся 9 классов. В разработке представлены характеристика темы, дидактический материал, план урока с подробным описанием хода урока, литература, которая была необходима учителю для подготовки данной методической разработки, а также презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx42.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема  «Великой Отечественной войны» занимает особое место в истории России, неотъемлемой ее частью являются бои за освобождение города Калинина. Места воинской славы города, посвященные увековечиванию памяти об этих боях, хранят в себе культуру и традиции нашего народа.  Все дальше уходят события этого периода, меньше становится и свидетелей тех лет, именно поэтому сохранение памяти о героических подвигах ветеранов и защитников нашей малой Родины являются первоочередной задачей патриотического воспитания молодого поколения, а   празднование 76-летия со дня  освобождения города Калина  от немецко-фашистских захватчиков делают эту тему наиболее актуальной для изучения.   В системе гражданско-патриотического воспитания учащихся эта тема дает возможность раскрыть спорные, сложные и неоднозначные проблемы, связанные с темой войны, показать ее с точки зрения историко-культурного мировоззрения. Методическая разработка урока по теме «Освобождение города Калинина: путешествие по местам воинской славы» позволяет педагогу правильно и эффективно организовать и осуществить учебный процесс на занятии. Урок проводится среди обучающихся 9 классов. В разработке представлены характеристика темы, дидактический материал, план урока с подробным описанием хода урока, литература, которая была необходима учителю для подготовки данной методической разработки, а также презентация.

Слайд 2.

ЦЕЛИ УРОКА: изучение нового  материала, направленного на патриотическое воспитание школьников.

ЗАДАЧИ УРОКА:

образовательная:

сформировать представление учащихся об  этапах боевых действий на территории города Калинина в ходе Великой Отечественной войны,  проанализировать причины возникновения  Калининского фронта, дать оценку  историческим событиям и фактам.

развивающая:

совершенствовать умения и навыки работы с картой, историческими документами, дополнительной и справочной литературой, ИКТ, развивать аналитическое мышление и творческую поисковую деятельность, выявлять причинно – следственные связи явлений, углублять внутри и межпредметные связи, расширить кругозор учащихся.

воспитательная:

воспитать чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу, сохранение исторической памяти о ветеранах и защитниках нашего города, победивших фашизм.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: объяснительно – иллюстративный, с элементами игры.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, показать внедрение новых педагогических технологий.

КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: учебник  А. А.  Данилов,  Л. Г. Косулина  «История России  XX – начало XXI века», карты «Оборона и освобождение Калинина», А.С. Душенков, С.М. Флигельман «Это было на Калининском фронте», мультимедийное оборудование, фотодокументы, видеофильм «Освобождение Калинина от немецко-фашистских захватчиков», карточки – задания, компьютер, даты, терминологический словарь.

Слайд 3.

ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ.

  1. ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ « ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА».

Слайд 4.

Обучающимся предлагается в форме игры «Крестики-нолики» узнать тему урока, определив зашифрованное изображение.  В процессе игры, ребятам предлагается ответить на вопросы, касающиеся общей периодизации боевых сражений Великой Отечественной войны. Итогом игры является не только повторение имеющихся знаний, но  и подведение к новой теме, через расшифровку полученного изображения.

Подготовка к игре: Класс делится на две команды «крестиков» и «ноликов», по очереди выбирая номер вопроса, записанного на табло. На доске представлена таблица. Ячейки таблицы пронумерованы от 1 до 9  (каждая из ячеек соответствует номеру вопроса), за каждым номером скрывается часть изображения.

Учитель зачитывает вопрос, команде правильно ответившей на него, дается право открыть часть изображения, скрытую за данным номером.

ВОПРОСЫ:

  1. Назовите дату  начала Великой Отечественной войны

Ответ: 22 июня 1941г.

  1. Как назывался план вторжения Германии в СССР?

Ответ: План «Барбаросса».

  1. Назовите Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами  СССР в ходе Великой Отечественной войны. 

Ответ: Иосиф Виссарионович Сталин.

  1. Перечислите пять боевых сражений Великой Отечественной войны.

Ответ: Могут быть перечислены: Московская битва 1941 — 1942 гг., Сталинградская битва 1942 — 1943 гг., Курская битва 1943г., Белорусская операция 23 июня — 29 августа 1944 г., Берлинская операция 1945 г.

  1. В каком году произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Ответ: 1943 г.

  1. Где произошло  крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны.

Ответ:  В районе деревни Прохоровка

  1. Через какое озеро шла ледовая «Дорога жизни» в 1941 – 1943 годах. 

Ответ: Ладожское озеро.

  1. Назовите имя участника Великой Отечественной войны, четырежды получившего звание Героя Советского Союза.

Ответ: Георгий Константинович Жуков.

  1. Назовите дату  окончания Великой Отечественной войны

Ответ: 9 мая 1945 г.

По окончании  игры учитель подводит итоги, чья команда дала больше правильных ответов, та и определяется победителем, после чего, основываясь на полученном изображении,  ребятам предлагается высказать предположения о теме урока.  

Обучающиеся высказывают предположения, связанные с боями за освобождение города Калинина.

Слайд 5.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ УРОКА.

Учитель: Более 70 лет назад отгремели последние залпы орудий, ознаменовавшие победу советских воинов над немецко-фашистскими захватчиками. Но эта победа собрана по крупицам, освобожденными крупными и малыми  городами нашей необъятной Родины. В этом году исполняется 76 лет со дня освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков. Поэтому, как вы догадались, сегодня на уроке речь пойдет о нашей малой Родине, ставшей крупным промышленным и транспортным узлом, который планировало использовать  немецкое командование для наступления на Москву. Итак,  тема сегодняшнего урока «Освобождение города Калинина: путешествие по местам воинской славы»

Слайды 6-7.

  1. ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.

Для подготовки данного урока двум обучающимся предварительно дается дополнительный материал, с целью подготовки доклада. 

На слайдах презентации демонстрируются фотографии, отображающие тяжелое положение населения города в период оккупации.

Сообщение 1 ученика: Город Калинин (ныне Тверь) располагается между двумя крупными промышленными центрами Москвой и Ленинградом, именно поэтому он был выбран немецко-фашистскими захватчиками, как первоочередной рубеж для наступления. Вечером 14 октября 1941 года город был частично занят войсками группы армий «Центр». Северная часть Калинина и Затверечье оставались под контролем Красной армии. Бои в городе не прекращались ещё трое суток. 17 октября город полностью перешёл под контроль немцев. С началом оккупации была сформирована, при помощи немецких властей, местная администрация, активно действовали нацистские спецслужбы и карательные органы. С советской стороны в Калинине действовали агентура и резидентура, антифашистское подполье. На протяжении всего периода оккупации в Калинине и в непосредственной близости от него велись бои, сам город находился на военном положении. Ввиду важности оперативного района 19 октября 1941 года был образован Калининский фронт.

На мультимедийном оборудовании  демонстрируется короткометражный документальный фильм о подготовке и ведении наступательной операции за освобождение г. Калинина.

Слайд 8.

https://www.youtube.com/watch?v=NWn9EojHYDU&t=20s

Слайды 9-13.

Сообщение 2 ученика: Немецкий прорыв произошёл стремительно. За несколько дней город из тылового стал прифронтовым, а ещё через несколько дней в него вошли немецкие части.

После эвакуации и взятия города немецкими войсками гражданского населения в городе осталось не более 35 000. В первые 5—6 дней безвластия в городе шли грабежи магазинов, фабрик, предприятий, в которых участвовало и местное население; немецкие войска не препятствовали этому.

Всё время оккупации за город велись постоянные бои, поэтому сам город и местные жители подвергались частым обстрелам советской артиллерии.

В городе был назначен комендантский час с 16 до 8 (в остальное время — только по спецпропускам), переход через Волгу и Тверцу по льду был запрещён — только по мостам. Нарушившие запрет расстреливались на месте. Согласно приказам комендатуры, партизан предписывалось вешать, а заподозренных в связи с ними — расстреливать на месте, казни проводить публично, а тела не убирать. Всех подозрительных мужчин в возрасте от 17 до 50 лет отправляли в лагеря для военнопленных, женщин и подростков — на принудительные работы. В конце октября немцы переселили всех жителей в центральную часть города, покидать которую было строго запрещено.

После завершения докладов обучающимся предлагается, проанализировав полученную информацию, ответить на следующие  вопросы учителя:

  1. Почему город Калинин осенью 1941г. имел важное стратегическое значение?

Ответ: Взятие города Калинина, открывало перспективу наступления немецких войск на Москву.

  1. Назовите командующего Калининским фронтом.  

Ответ: Иван Степанович Конев.

  1. Назовите дату освобождения города Калинина.

Ответ: 16 декабря 1941 года.

  1. Как вы считаете, что способствовало освобождению г. Калинина?

Обучающиеся должны перечислить: значимость таланта полководцев, героизм солдат Красной Армии, действий  партизан и подполья,  в освобождении города Калинина от немецко-фашистских захватчиков,  подвиг которых увековечен в памятниках и топонимике города. 

Слайд 14.

Учитель предлагает обучающимся, в виде виртуальной экскурсии,   совершить  путешествие по местам воинской славы  города Твери.

На слайде презентации изображена современная карта города Твери, на которой условными обозначениями отмечены места расположения памятников, посвященных Великой Отечественной войне.

Учитель дает  краткую информацию об истории создания памятников, сопровождаемую слайдами презентации.  

Слайд 15.

Первой остановкой нашего путешествия является стела «Город воинской славы», установленная в ознаменование присвоения городу Твери почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы». Он был открыт 16 декабря 2011 года на площади Пушкина в день 70-летия освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков.

Двенадцатиметровая гранитная колонна, увенчанная гербом России, расположена на постаменте в центре квадратной площади. На передней части постамента расположен картуш с текстом указа Президента РФ о присвоении Твери звания «Город воинской славы», с обратной стороны - изображён герб Твери. По углам площадки установлены четыре двухметровые пилоны с бронзовыми скульптурными барельефами, на которых изображены основные исторические события на Тверской земле: Бортеневская битва, освобождение Твери от польско-литовских интервентов, Отечественная война 1812 года, освобождение Калинина от немецкой оккупации.

Слайд 16.

Следующая остановка - Стела у Горбатого моста, установленная на месте, где было сорвано наступление немецких войск на город Торжок: «На этом рубеже первыми вступили в бой подразделения 934 полка, 256 стрелковой дивизии, 8 танковой бригады, 46 мотоциклетного и 16 пограничного полков. 8 танковая бригада, 183 и 185 стрелковые дивизии во взаимодействии с частями 119 и 133 стрелковых дивизий соврали попытку противника прорваться на Торжок, выходя в тыл войсками Северо-Западного фронта». 

Слайд 17.

А мы продолжаем наше путешествие.  Перед нами  мемориал, посвященный воинам-освободителям города Калинина, открытый 29 ноября 2011 г. в сквере Комсомольской площади Пролетарского района г. Твери, где проходил рубеж обороны Калинина и пролегал маршрут легендарного танка Степана Горобца. Боевая машина 17 октября 1941 г. прорвалась через занятый немцами Калинин, по пути уничтожая огнем и гусеницами врага на территории города и пригорода, вышла к своим в районе Березовой рощи. Мемориал состоит из трех частей: в центре — легендарный экипаж танка Степана Горобца, справа — скульптура в честь защитников Калинина, слева — противотанковые ежи.

Слайд 18.

Мы приблизились к следующей остановке - Пантеону Памяти.

14 декабря 2011 года в Парке Победы в Твери открыта первая очередь Пантеона Памяти, посвященного защитникам и освободителям города Калинина от немецко-фашистских захватчиков. В архитектурный ансамбль входят 14 памятных щитов, которые сохраняют для потомков героические моменты военной истории города.

Слайд 19.

Перед вами памятник морякам-подводникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установленный 7 мая 2010 г. в Заволжском районе на набережной Афанасия Никитина. Памятник представляет собой скульптурную композицию командира подлодки, держащего на руках раненого моряка. На памятнике начертаны слова Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева: «Нигде и никогда не было такого равенства перед лицом смерти, как в подводной лодке - где, либо все погибли, либо все выжили».

Слайд 20.

И завершаем мы свое путешествие  у самого главного памятника города - Обелиска Победы. Этот мемориальный комплекс, посвящен  победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Его открытие состоялось 16 декабря 1970 г. в день 29-й годовщины освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков. Мемориал открывается треугольной площадью, от которой идет эспланада — широкая бетонированная аллея. Она переходит в консоль, висящую над водой. От консоли лестница приводит к вечному огню. На стыке эспланады и площади стоит 48-метровый обелиск Победы с факелом наверху, зажигаемым в особо торжественных случаях. На высоте 4-х метров от подножья обелиска укреплены четыре треугольных в сечении щита, каждый с рельефными надписями из кованой меди: «Слава героям», «Все для фронта», «Все для победы», «Салют». Мемориальный комплекс является традиционным местом проведения памятных мероприятий в День Победы — 9 мая и 16 декабря – в день освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков.

Слайд 21-22.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Сегодня мы познакомились с памятниками города Твери, в которых  увековечена память о Великой Отечественной войне, с целью закрепления пройденного материала, вам предлагается   выполнить тестовое задание, которое заключается в следующем: на мультимедийной доске изображены фотографии мест воинской славы города Твери, вам  необходимо привести их в соответствие с названиями.

Слайд 23.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Патриотизм - это  не только знание истории своей Родины, но и почитание ее традиций, именно поэтому, ежегодно, в дни памяти,  жители города приходят целыми семьями к местам воинской славы города Твери, чтобы отдать дань уважения воинам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Уже традиционным стало шествие бессмертного полка по центральным улицам города. Немногочисленные живые свидетели войны, школьники и студенты возлагают цветы к мемориалам и братским захоронениям, от стелы «Город воинской славы» до Обелиска Победы в торжественном шествии проходит колонна, несущая в руках «Полотно памяти», сотканное из тысяч имен, символизирующих тысячи судеб людей, погибших в боях за освобождение Калинина. Все эти традиции – часть истории нашего города, уходящая глубоко корнями в  далекое прошлое.

Подводя итог сегодняшнему уроку, я предлагаю вам, проанализировав полученные знания, выразить их в форме синквейна -  творческой работы, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 24.

Пример:                                        

Война.

Жестокая, беспощадная.

Стрелять, защищать, побеждать.

Хочешь мира - готовься к войне.

        Хаос.

Слайд 25.         

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Подготовить доклад о герое-калининце, повторить изученное.

Список использованной литературы

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина//История России  XX – начало XXI века. 9 класс. – М.: Просвещение, 2011.,-382с.
  2. А.С. Душенков, С.М. Флигельман // Это было на Калининском фронте. – М., 1985. – с.258-263.
  3. Н. А. Руденко//Тверской край в борьбе с фашизмом. 1941-1945гг. 2-е изд.- Тверь: Издательство ГЕРС, 2010г., - 584с.
  4. Интернет ресурсы. 

https://www.youtube.com/watch?v=NWn9EojHYDU&t=20s


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Методическая разработка урока по английскому зыку по теме: "Семья и слава" для учащихся 10 класса

Данный материал содержит план урока и презентацию, которая используется учителем на разных этапах урока с различными целями: побуждение к высказыванию, снятие языковых трудностей, ключей для самопрове...

Методическая разработка урока по английскому языку "Мир рабочих мест"

Методическая разработка урока английского языка по теме «Мир профессий» по УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English». Издательство «Титул».Разработка посвящена развитию коммуникативных навыков по теме «Пр...

разработка урока по ОБЖ для 10 класса "Дни воинской славы России"

Интегрированный урок по ОБЖ и истории для 10 класса общеобразовательной школы. Тема урока: "Дни воинской славы России"...

Методическя разработка урока Техника прыжка в длину с места 5 класс

Методическя разработка урока Техника прыжка в длину с места 5 класс...

Методическя разработка урока Техника прыжка в длину с места 5 класс

Методическя разработка урока Техника прыжка в длину с места 5 класс...