Его Величество - Эпистолярный жанр
план-конспект занятия по литературе (10, 11 класс) по теме

Наталья Васильевна Афанасьева

Разработка интегрированного занятия для учащихся старших классов рассматривает особенности и значение эпистолярного жанра  не только в личной жизни человека, но и в культуре, а также в общественно-политических отношениях.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ego_velichestvo_-_epistolyarnyy_zhanr.docx48.02 КБ

Предварительный просмотр:

Его величество Эпистолярный Жанр

Цель урока: убеждение учащихся в уникальности и ценности эпистолярного жанра

Задачи:

- анализировать образцы эпистолярного жанра;

- учиться осмысливать содержание, историческое и культурное значение писем великих людей;

- развивать навыки  устного и письменного общения;

- совершенствовать умение создания самостоятельного письменного послания.

Оборудование:  письма А.П.Чехова и Л.Н.Толстого, М.Ганди, Саманты Смит.

портрет академика Д.С.Лихачева Фрагменты «Писем о добром и прекрасном»

стенд, подготовленный для цитат из «Писем…», элементы структуры письма,

схема языковых стилей, памятки «Три условия написания письма», определение эпистолярного жанра

в оформлении кабинета использованы экземпляры солдатских писем с фронта, из армии.  Учащиеся разделены на  группы, каждая за своим столом.

“Слово ослепляет и обманывает, потому что оно сопровождается мимикой лица, потому что видишь, как оно сходит с губ, потому что губы нравятся, а глаза соблазняют. Но черные слова на белой бумаге – это душа нараспашку”.          

                                                            (Г. Мопассан).

Ход урока.

  1. Беседа по теме урока, формулировка темы

 Учитель.  Приходилось ли вам писать письма друзьям или родственникам? А читать чьи-либо письма? Остались ли у вас после этого какие-то впечатления? (ответы учащихся).

Стоит ли о письмах говорить сегодня или они уже изжили себя? (Запись темы урока сначала – неполная: «Эпистолярный жанр»)

Как вы думаете, к какому из стилей языка можно отнести письмо?  (Частные письма – это не что иное, как письменная форма разговорного стиля). Схема на доске:

Язык

        Книжная речь                Разговорная речь

    Художественный                    Разговорный

    Официально-деловой

    Научный

    Публицистический

  1. Выступление учащегося:  Возникло письмо, потому что людям надо было общаться (поговорить) на расстоянии.

          Письмо – это жанр разговорного стиля, как рассказ или повесть являются жанрами художественного стиля. В греческом языке epistole – послание, письмо.  Эпистолярный жанр имеет свою историю.

В античности письма сочинялись как литературные произведения, которые были предназначены для публичного чтения. Образцом русской средневековой публицистики стали  переписка Ивана Грозного с князем Курбским.

В не таком уж далеком прошлом очень распространена была бытовая переписка. Форма писем или посланий позволяет людям в непринужденной, доверчивой беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают, благодаря этому, особой убедительностью.

Личной переписки в нашей жизни становится все меньше. А жаль, ведь письмо – это  не только носитель и хранитель информации, но и способ передачи чувств и переживаний человека, способ проявления его ума и образованности. 

  1. Работа с образцами эпистолярного жанра

Какие же  признаки характерны для эпистолярного жанра? Чтобы ответить на этот вопрос,  давайте познакомимся с письмами А.П. Чехова и Л.Н. Толстого, относящимися к вершинам эпистолярного жанра. Обратите внимание  на форму обращения и  заключения в них.

 

Письмо А.П.Чехова к  В.Г. Короленко.

Дорогой  Владимир Галактионович!

Спешу сообщить Вам, что я добрался благополучно до своего родного дома. Когда Вы, дорогой друг, писали последнее послание, я был далеко от Петербурга.

На вечер в пользу семьи Г.И.Успенского едва ли попаду, так как выбраться из дому мне нелегко и так как, вообще говоря, на вечерах я не читаю. Достаточно мне почитать 3-5 минут, как во рту у меня сохнет, голос сипнет, и я начинаю непрерывно откашливаться.

Проездом через Москву был у Льва Толстого и с удовольствием провел у него часа два.

«Русское богатство» получаю. Большое Вам спасибо.

Крепко жму Вам руку. Ваш душой

                                                                                А.П. Чехов.  

 

Письмо Л.Н. Толстого к Н.Н. Страхову.

Любезный Николай Николаевич!

Благодарю вас за письмо: мы поджидали его и начинали уже беспокоиться о Вас. Очень  радуюсь за то, что Вам было хорошо у нас. Жду Вашу биографию, которую хоть и браните, но я знаю, что там будет много хорошего.  Я все переделываю, поправляю свое писанье и очень занят.

Погода прекрасная, мы все веселы и здоровы. Смерть Тургенева я ожидал, а все-таки  очень часто думаю о нем теперь.

Простите, что пишу несколько слов. Не забывайте нас за то, что мы Вас любим.

                                                                                  Ваш Л. Н. Толстой.

Учитель. Какие особенности эпистолярного жанра присутствуют в прочитанных письмах великих мастеров слова?

Ученики (примерно): В письмах А.П. Чехова и Л.Н. Толстого выделяются следующие особенности эпистолярного жанра:

1.     В доверительной форме авторы излагают свой внутренний мир.

2.     Присутствие монологической письменной речи.

3.     Письмо предполагает обязательное присутствие адресата и отправителя.

4.     Письма как форма общения.

Ориентация на адресата составляет важный опознавательный  признак эпистолярного жанра, отличающий его от дневников. 

Учитель. Совершенно верно. Письмо выступает как форма общения между людьми. Характерно при этом присутствие монологической письменной речи. Письма личного характера, адресованные близкому человеку,  овеяны доверительностью и  искренностью.

4. Правильная структура письма должна включать в себя некоторые компоненты (вывешены на доске, кратко записываются в тетради):

1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя .
2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
5. Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.

Учитель. Эпистолярный жанр получил свое развитие в эпистолярной литературе, которая предстает перед нами в художественных произведениях, в публицистике, в критической литературе. В русской литературе можно назвать немало произведений, написанных в эпистолярном жанре: «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Роман в письмах» А.С. Пушкина, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского и др.

          Форма письма используется в романах, в стихотворных произведениях, в публицистике (открытое письмо), в критике. Во многих художественных произведениях письма героев друг другу являются частью повествования. Попробуйте вспомнить несколько писем и узнать, из каких произведений взяты эти строки.

 

  1. Викторина  Письма в художественных произведениях (10).

Задание. Назовите автора и произведение. Кто и кому пишет письмо?

1. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче...» (Капитанская дочка)

2. «Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый! Милостивое послание ваше я получил...» (Капитанская дочка)

3. «Государь ты наш Владимир Алексеевич, – я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить...» (Дубровский)

4. «Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса...» (Ревизор)

5. «Спешу между прочим уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию...» (Ревизор)

6. «Предвижу все: вас оскорбит печальной тайны объясненье...» (Евгений Онегин)

7. «Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель?» (Евгений Онегин)

8. «Я к Вам пишу случайно право, не знаю сам и для чего. Я потерял уж это право, и что скажу вам – ничего…» (М. Лермонтов «Валерик»)

В каких еще известных вам произведениях русской литературы приводятся письма героев? Приведите примеры. Зачем это нужно писателям?

Определим функции письма в художественном произведении (ученики, примерно): 

1) позволяет герою художественного произведения в непринужденной форме, в доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир;

2) создает эффект документальности, подлинности сообщения;

3) обладает особой убедительностью (письмо – это разговорный стиль, это душа человека)

Учитель: Когда-то нас заставляли танцевать раньше, чем отдадут письмо.

Великий Л.Н. Толстой говорил: «В танце раскрывается душа человека». Слово «душа» и связывает танец и письмо. Письмо – это откровение души. Значит, мы можем возвышенно обращаться к эпистолярному жанру (Предлагаю добавить к теме слова «Его Величество», дописываю их)

Готовясь к этому уроку, мы нашли письма, которые оказались своеобразными предостережениями событий мирового масштаба… Прочитайте, пожалуйста, письмо, лежащее перед вами.

 

Вардха, 23 июля 1939 года

Господину Гитлеру, Берлин, Германия

Дорогой друг,

друзья побуждают меня написать Вам для блага всего человечества. Но я не соглашался выполнить их просьбу, потому что чувствовал, что любое письмо от меня было бы дерзостью. Но сейчас что-то подсказывает мне, что я не должен просчитывать последствия, и мне следует обратиться к Вам, чего бы это мне ни стоило.

Очевидно, что на сегодняшний день Вы являетесь единственным человеком в мире, способным предотвратить войну, которая может низвести человечество до состояния дикости. Стоит ли платить такую цену за достижение цели, какой бы значимой она ни казалась? Может быть, вы прислушаетесь к призыву человека, который сознательно отверг войну как метод, добившись при этом значительных успехов? В любом случае, прошу прощения, если мое письмо к Вам было ошибкой.

Искренне ваш

М. К. Ганди

Учитель: Надеюсь, вы обратили внимание, кто и кому адресовал это письмо?

Каков тон этого письма? Почему?

Насколько оно убедительно?

Соблюдены ли элементы структуры письма?

Мог бы Гитлер понять М.Ганди?

Представляете, что в этом случае могло не быть Второй мировой войны?

В 1983 году широкую известность получило письмо 10-летней американской девочки Саманты Смит. Вот как это было. (Письмо есть на столах учащихся)

Уважаемый мистер Андропов.

Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашей новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между Россией и Соединенными Штатами. Вы собираетесь проголосовать за начало войны или нет? Если Вы против, пожалуйста, скажите, как Вы собираетесь помочь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на этот вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать мир или, по крайней мере, нашу страну. Господь сотворил землю, чтобы мы все вместе могли жить в мире и не воевать. 

Искренне Ваша, 
Саманта Смит

Учитель: Сразу скажу, что это письмо, в отличие от послания М.Ганди, не осталось без ответа. Возможно, письмо маленькой девочки помогло решить огромную проблему того времени – повлиять на взаимоотношения двух великих государств.

 

  1. Работа с письмами Д.С.Лихачева

К.Г. Паустовский заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

Письма, которые мы с вами будем читать сегодня, адресованы молодому поколению.  Это «Письма о добром и прекрасном»  академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Выступление учащегося:  Дмитрий Сергеевич  – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Многие годы он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу, как наши предки старались и умели жить по совести.

Книга  написана для того, чтобы показать, какими моральными и нравственными качествами должен обладать духовно красивый человек и что нужно делать, чтобы совершенствовать личность, быть интересным для окружающих. Главные качества человека, по мнению ученого, - честь, совесть, интеллигентность.

 Учитель: Что мы можем сделать, читая письма Дмитрия Сергеевича Лихачева?

Ответы учащихся.


Учитель: Конечно, вы правы. Каждый из вас попробует найти в этих письмах часть того, с чем вы можете согласиться. Вы очень внимательные читатели.

Открою вам маленькую тайну. Прочитав «Письма о добром и прекрасном», мы попробуем выбрать для своих ровесников  то, что нас волнует, что необходимо нам и сегодня, чтобы стать лучше, чище, добрее, чтобы изменить мир к лучшему.

Итак, предлагаю приступить к самому интересному – чтению писем. Для этого мы разделимся на группы. В книге Д.С. Лихачева 46 писем. К сожалению, мы не сможем прочитать их все за урок. Но некоторые из них я предлагаю сегодня вашему вниманию. Каждая группа будет работать со своими письмами. Задача каждой группы выделить и выписать те важные советы Д.С.Лихачева, которые вам хотелось бы взять в свой интеллектуальный багаж, и что, на ваш взгляд, мы могли бы повесить на стенд и адресовать ровесникам. Приступаем к работе. На ее выполнение, полагаю, нам достаточно будет 10 мин.

Учащиеся работают с письмами (см. приложение). В период работы учащихся звучит музыка. По истечении предоставленного времени каждая группа зачитывает подобранный ими материал.

Учитель: Друзья мои, время истекло. Пришла пора познакомиться с мудрыми советами Д.С. Лихачева. Пожалуйста, группа первая, вам слово.

Учащиеся зачитывают выделенные ими цитаты (можно сопровождать презентацией).

Группа 1:

- Мы выделили для себя следующие советы Д.С.Лихачева. Из письма первого: «Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. 
Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.»

В письме втором мы выделили такие строки: «Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь… Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному.

Горе человеку, если он один. 
Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят. 

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать! «

Учитель: Благодарю вас за работу. Вы замечательно справились. Предлагаю следующей группе прочитать подобранные ими слова для будущего письма.

Группа 2:

- Из письма третьего: « А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей… Надо любить в человеке человека. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму. 
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости. 

Из письма четвертого: «Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно. Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек. 
Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока.»

Из письма пятого: «…Цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. 
    Надо иметь и принципы в жизни. Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. 
     Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать. 
Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя…».


Учитель: Спасибо, ребята. Думаю, что эти слова Дмитрия Сергеевича Лихачева помогут вам в жизни. А теперь предоставим слово следующей группе.


Группа 3: 

Из письма шестого мы выделили следующее: «По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого. 
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития. 
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». 
Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.-все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя. 

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата».

В письме восьмом: «Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым – это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу. 
Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Во всем соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами. 

Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, – доброту. 
Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место.

И еще одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны…»

А вот что мы выделили в письме десятом : «Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце. 
 
Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.».

 Учитель: Прекрасно поработала и третья группа. Послушаем группу четвертую.


Группа 4: 

В письме 12-м нам понравились следующие строки: «Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. 

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. 

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. 
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). 
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. 

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.»

И из письма 46-го следующие строки: «Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. 
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами…

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. 
Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.»

 Учитель: Спасибо. Ребята, какое впечатление в целом произвели на вас эти письма? Заставили ли они вас задуматься и о чем? (Ответы учащихся)

Учитель: 

Как видим, всего коснулся в своих письмах к молодежи Д.С.Лихачев. Когда вы будете читать всю книгу «Письма о добром и прекрасном», узнаете об «умении спорить с достоинством», «об искусстве ошибаться», «о дурных и хороших влияниях», и еще о многом другом. Лихачев полагал, что в мире всеобщего цинизма и хаоса у нас есть спасение – наша великая литература, из нее можно и должно черпать духовную красоту и богатство. У нас есть наш русский язык, слово…Эти письма - средоточие мудрости, которая помогает, поддерживает, предостерегает…

Но все великое начинается с малого, с выражения любви, уважения, внимания близким вам людям. Ведь в жизни немало ситуаций, в которых именно письмо может оказаться главным средством общения. (Учащиеся приводят примеры: друг, любимый в армии, поссорились и никто не может первым завести разговор, нужно что-то объяснить родителям…)

Какие подобрать слова? Наверное, сердце само подскажет…

 Главной особенностью письма было и остается во все времена то, что оно не только рассказывает о чём-нибудь, но и передаёт мысли, чувства, говорит об интересах, увлечениях автора. 

К сожалению, мы разучились писать настоящие личные письма, глубокие, становящиеся приметами времени и частью биографии поколения.

Написание СИНКВЕЙНА: Письмо.

--Закончим урок отрывком из стихотворения В.Маяковского, который смело и уверенно обращался в своем послании к будущим поколениям через десятилетия.

Слушайте, товарищи потомки… (прослушивание фрагмента аудиозаписи)

В письме живет душа человека, в нем проявляются человеческие способности сопереживания, заботы о близких. Вспомните, какое значение имели письма-треугольники, которыми обменивались фронтовики и их семьи во время Великой Отечественной войны.

И все-таки хоть раз в жизни каждый человек должен написать письмо, доверяя белому листу бумаги свои желания и надежды.

Домашнее задание

Дома вы напишете письмо к самому себе в 2030 год. Ваши письма обязательно сохранятся и будут прочитаны спустя годы на вечере выпускников.

Помните, что есть три условия хорошего письма.

Рекомендую обратить внимание на то, что все три условия вы найдете в Памятках на ваших рабочих столах.

ПАМЯТКА

Первое условие создания письма:

Информация.

Информация в письме – это «кусочек» человеческой жизни, к которому интересно вернуться спустя годы. Что может служить информацией для письма? (школьные дела, события в семье, увлечения, желание поделиться впечатлением о прочитанном или увиденном, о трудностях и проблемах).

Кто-то сказал, что письмо - это фотография души. Это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. Содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем.

Второе условие создания письма.

Культура человека.

Антон Павлович Чехов оставил прекрасные образцы писем друзьям и знакомым. Читать их интересно и поучительно. Это образец эпистолярного жанра.

Научиться культуре, конечно, невозможно за 40 или 80 минут, этот процесс длится порой всю жизнь. Поэтому надо помнить о том, интересна ли будет ваша информация тому, кому вы её адресуете (адресату). Нужно быть искренним и правдивым и, если письмо не строго деловое и серьёзное, можно приправить свой рассказ частицей юмора.

Третье условие создания письма.

Грамотность.

При написании письма необходимо помнить правила постановки знаков препинания при обращении и вводных словах. Почерк должен быть таким, чтобы письмо не превращалось в ребус. Множество помарок и исправлений свидетельствуют о неуважении к адресату.

Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее.   А.П. Чехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи

Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...

Его величество эпистолярный жанр (урок письма)

В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...

сочинение эпистолярного жанра "Вообрази себя деревом,растущим в лесу"

Сочинение на экологическую тему.Автор пишет письмо от имени дерева, это крик о помощи......

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....

Урок письма. (Эпистолярный жанр. 5 класс).

Урок для 5 класса. На уроке учащиеся узнают историю письма, конверта, почтового ящика. Ребята познакомятся с правилами написания писем, видами писем. научатся правильно оформлять конверт....

урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку

Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать  интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...

Эпистолярный жанр в русской литературе.

Данный материал знакомит учащихся 7-11 классов с произведениями в письмах в русской литературе....