Создание комфортных условий на уроках истории
статья по истории (8, 9, 10 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

Создание  комфортных условий  на уроках-одна из главных задач педагога. Как сделать так, чтобы ребенку было в классе удобно,  хорошо и комфортно, чтобы царила доброжелательная атмосфера. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения

  «Ничему меня не научит  То, что тычет, талдычит  И жучит…»

   Как сделать так, чтобы ученику на уроке было комфортно,  чтобы он не боялся идти на урок, как это зачастую бывает, а шел на него с удовольствием, чтобы у учеников были глубокие и прочные знания? Нужно создать на уроке доброжелательную атмосферу, то есть психологический климат для ребенка. И создать ее должен педагог совместно с детьми.  А как его создать? Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

   Ведь  планируя свою деятельность, учитель должен помнить о том, что, от того, насколько комфортно, хорошо чувствует себя ребенок на уроке, зависит успешность его обучения.  В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, его взаимоотношению с учащимися. Это особенно значимо в нашей учебном заведении, так как в 10 класс ребята приходят  обучаться из соседнего села, а также  из разных школ   города и района. И в первую очередь перед ними стоит задача адаптироваться к условиям пребывания в  школе. И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно новые для них условия, когда  атмосфера, состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.  Давайте остановимся  на  принципах психологического комфорта: учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.

  Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, теряется  интерес к учебе и к  подавлению личности.

     Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы.  Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом  не себя лично,  а ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д. А сам-то он виноват напрямую, значит где-то не досмотрел, не доглядел, что-то сделал не так или пошло что-то неправильно. Продумывать тщательно нужно каждый этап урока, прорабатывать все.

 Или учитель, применяя непригодный в данной ситуации и к данному ученику метод, не понял этого. Понятие «заслуженный собеседник» предложенный нам А.А. Ухтомским, надо понимать так: «Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика». Для этого учитель должен быть не только предметником, носителем науки, но и  хорошим психологом. Ставьте себя на место ученика и проверяйте: хорошо ли детям.

 Итак, давайте обратимся к словарю и посмотрим, что означает слово "комфорт".Работая в детском коллективе любого возраста, необходимо это четко знать:

Комфорт — заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов). Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность: Психологическая Интеллектуальная Физическая

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Источником психологической комфортности является:

положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми,  на подавлении воли и  личности ребёнка.

Каждый раз, начиная работать с новым 10 классом, необходимо составить представление:

• о личностно-психологических особенностях каждого учащегося;

• о соотношении способностей и обучаемости каждого;

• о мотивации отношения к учебному процессу;

• о взаимоотношениях между ребятами в классе;

• о семье ученика

Для этого необходимо тесное сотрудничество с психологом, воспитателем, классным руководителем.

Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

 Существует много методов, способ, хочу  предложить технологию, приемы общения (Д. Карнеги):

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

А еще, как и в жизни, уважаемые педагоги, нужно взять за основу, как закон, знать и выполнять золотые правила комфорта на своих уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях.

Золотые правила психологического комфорта на уроке

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

    Руководствуясь советами по созданию психологического  микроклимата, комфорта на уроке нужно помнить, что формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая  доброжелательная атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, интерес, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д.  Нужно, чтобы  доброжелательная атмосфера стала спутником   педагога в его деятельности! И результат не заставит себя ждать. Ведь из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие , комфортность в ней  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровье сберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...

Создание комфортных условий при обучении видам речевой деятельности на среднем этапе обучения на уроках английского языка

БОУ г. Омска "СОШ №17"       Описание опыта работыучителя английского языкаТорба Ларисы Викторовны  Тема: «Создание комфортных условий при обучении в...

Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся

Сегодня перед школой стоит важнейшая задача - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поскольку основной «ячейкой» образовательного процесса считается урок, то и его влия...

Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.  Особенно велика в...

Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника

В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в  нашем образовательном учреждени...