Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»
статья по истории по теме

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_.docx48.91 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя

истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»

 Терешкиной Е.Г.

Педагогическая проблема:

«Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Актуальность и перспективность:

Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникативной, профессиональной  и других сферах современного общества.  

                    Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. В концепции стандартов констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».

Приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе и исторического, становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания, менять место работы.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

 Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы  способствовать формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Концептуальность. 

В настоящее время многие учителя  истории используют новые педагогические технологии на своих уроках.  Обучение школьников таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, критический анализ документов, формулировка своих суждений о важнейших событиях, теориях, концепциях, фактах,  вовлекает учащихся в различные виды познавательной деятельности. Немаловажной задачей в современном мире является развитие информационной компетенции детей, которая демонстрирует готовность ученика самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Я, как учитель истории, часто использую информационные технологии в учебном процессе. В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению.

 Цель: Обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по истории через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании.

Задачи:

  • Обеспечение качества усвоения знаний по истории.
  • Развитие общеучебных умений и навыков.
  • Содействие развитию ИКТ-компетентности.
  • Организация деятельности учащихся, направленной на самореализацию их личности. 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для активизации познавательной и творческой деятельности у обучающихся через использование новых педагогических технологий в преподавании истории.

         Теоретическая база.

Проблема, над которой работаю сейчас, – «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе» - полностью отвечает современным требованиям в школе. В выборе темы методической работы мне помогли курсы повышения квалификации на базе МРИО «Новые тенденции в содержании исторического и обществоведческого образования в условиях ФГОС ОО».

При использовании новых педагогических технологий в процессе обучения и воспитания  руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:

1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года). В этом документе говорится о том, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…».

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), в которой говорится следующее: «…В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…». «…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…».

3. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М., Просвещение, 2009 г.), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

4.Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г. Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2010.

Технология опыта.

Основным способом развития ключевых компетенций  является новое содержание исторического и обществоведческого образования, применение новых образовательных  технологий в деятельности учителя среди  которых: проектно - исследовательская деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, включение в образовательный процесс медиа - технологий и ресурсов Интернета.

Проектно - исследовательская технология - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня  рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий.

Работа по подготовке проекта разбивается на этапы:

1. Сбор материала (используются документальные исторические источники, публицистика, материалы прессы, телевидения, видео, аудио, Интернет);

2. Систематизация и распределение материала;

3. Обработка материала (с применением компьютера).

4. Презентация проекта.

          В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися.  В своей работе я использую работу над проектами. Участие во всевозможных конкурсах является очень важной частью работы по методу проектов.  Лучшие историко-исследовательские работы учащихся  были отправлены на региональный историко-культурный конкурс, в котором  работа Ивахиной Н., Трушковой Е., Тютьковой О. заняла 1 место.

Проблемное обучение.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемного обучения. Некоторые из них: 

В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются ученики сами), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».

Итак, проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные-ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
        Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация». Проблемная ситуация — основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

Наиболее четко и последовательно компоненты проблемной ситуации разработаны психологом A.M. Матюшкиным. В психологической  структуре    проблемной ситуации он выделяет следующие три компонента:
• неизвестное достигаемое знание или способ действия;
• познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности;
• интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способно
сти и прошлый опыт.

Проблемный метод позволяет максимально концентрировать внимание школьников на проблемном задании в процессе самых разнообразных форм работы на уроке, приводит в систему мыслительную деятельность. Использование проблемного метода изучения истории можно показать на примере проведенных мною открытых уроков:

 «Гуситское движения в Чехии» истории Средних веков в 6 классе  (проблемный урок), урок по истории Древнего мира в 5 классе «Государство на берегах Нила» и др.

Технология развивающего обучения

Развивающее обучение  - особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, учебный диалог, исследование, метод проекта, ИКТ, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. В ходе учебного процесса учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности. В обучении используются дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

На уроках истории технология развивающего обучения находится  в состоянии поиска и разработки. Урок остается основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут варьироваться.

Основные его инвариантные качества: цели подчиняются не только сообщению и проверке знаний, умений и навыков, но и другим группам свойств личности; полилог в классе, основанный на самостоятельной мыслительной деятельности детей; сотрудничество учителя и ученика.

Развивающее обучение способствует совершенствованию познавательных способностей личности. Обучение оптимально развивает мышление при условии, если ученик не только приобретает исторические знания, но и усваивает способы приобретения этих знаний. Необходимо научить школьников самостоятельно делать выводы и оценивать те или иные факты, явления.

В процессе обучения происходит стимуляция творческого мышления. На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории проводим, изучая исторические документы. Например, в 6 классе на уроках истории ребятам было предложено проанализировать «Русскую правду», и сделать вывод - значении этого документа. Работу в 5-б классах по технологии развивающего обучения строю на основе игр и занимательных заданий по истории М.А. Субботиной, рабочей тетради по истории Древнего мира под редакцией Г.И. Годера, материалов и познавательных заданий по отечественной истории под редакцией Г.М. Плоткина.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Можно выделить три основные формы работы с ИКТ на уроках истории.

  • Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе.
  • Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по истории вне школьных занятий.
  • И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

Использование одного из направлений даст гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.

Информационно коммуникативные технологии позволяют учителю легко варьировать глубину и сложность изучаемой темы урока.
         Обеспечивая урок видео, музыкальными, художественными и голосовыми фрагментами, электронные учебники и пособия дают возможность учащимся       осуществить погружение в определенную историческую эпоху, а также глубоко и объемно систематизировать знания учащихся по  истории России  изучаемого периода что, несомненно, приводит к качественному повышению уровня  знаний учащихся.

Презентации учителя, уроки по темам истории из других школ (из Интернета), презентации-проекты учеников из российских школ позволяют детям наглядно увидеть, как можно использовать Интернет-ресурсы  в собственной практике, аргументируя свой мнение, иллюстрируя материал, который можно предложить другим людям.

Учащиеся ориентируются  на  обязательное использование Интернет-ресурсов на всех этапах подготовки исследовательского проекта, представление результатов исследовательского проекта в виде презентаций.

Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание и использование собственных образовательных ресурсов. А также использование электронных учебников и вовлечение обучающихся в создание ИКТ проектов и презентаций. Использую возможности сети интернет для дистанционной работы с обучающимися (мой персональный сайт  nsportal.ru/etereskina,  сайт «Решу ЕГЭ), дистанционные  олимпиады и конкурсы.

Анализ результативности.

Таким образом, применение разнообразных форм и методов новых педагогических технологий в процессе обучения позволило:

  • Значительно повысить положительную мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний. 
  • Достичь результатов в олимпиадах и конкурсах школьного, муниципального и регионального уровня. 
  • Повысить  творческую активность учащихся на уроке.
  • Внедрить  наиболее эффективные   образовательные технологии  в условиях современной малокомплектной школы.
  • Создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Развить социальные и коммуникативные компетенции учащихся, через внеурочную и  проектную деятельность.

            Новые педагогические технологии помогают не только в учебно-воспитательном процессе, но и в совершенствовании педагогического мастерства и обогащению педагогического опыта.

Содержание педагогической деятельности в системе применения новых педагогических технологий предъявляет особые требования к уровню подготовленности учителя. В новых социально-педагогических условиях требуется педагог-профессионал, ориентирующийся на развитие способностей, умеющий строить развивающие образовательные ситуации. Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе довольно быстро приносит свои плоды. Обучающиеся комфортно чувствуют себя в школе. Процесс познания становится увлекательным, растет качество знаний, а общая успеваемость стабильна - 100 %.

Показателями результативности моей работы по данной теме также можно считать следующее:

Проведенное среди учащихся анкетирование показало, что:

а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;

б) 95% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;

в) 68% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности.

Эти цифры наглядно показывают, что использование ИКТ технологий делает урок для обучающихся более привлекательным и учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее и анализировать.

Динамика результативности деятельности

Показатели

                Значения показателей

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол–во уч-ся

%

Уровень обученности

22

100

25

100

21

100

Качество знаний учащихся по предмету

15

68

17

68

15

71

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах школьного уровня (свод проводится без учета учащихся 5 кл.)

7

32

9

36

10

48

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах муниципального уровня

2

9

3

12

4

19

Кол-во уч-ся, принимавших участие в предметных олимпиадах регионального уровня и российского уровня

-

-

-

-

1

5

Кол-во уч-ся, принимавших участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах российского уровня

3

14

12

48

15

71

Кол-во творческих работ уч-ся по предмету (проектов, исследований и др.)

7

32

9

36

10

48

Результаты учащихся по Всероссийской предметной олимпиаде

Год

Ф.И. учащегося

Уровень

олимпиады

Результат

2013-2014 гг.

Елисеева Анастасия

        Муниципальный

тур

Участие

Ивахина Надежда

Участие

2014-2015 гг.

Елисеева Анастасия

Призер / Грамота

Ивахина Надежда

Участие / 3 место в рейтинге по Темниковскому району

Конакова Зоя

Участие / 3 место в рейтинге по Темниковскому району

2015-2016 гг.

Трушкова Екатерина

Призер / Грамота

Конакова Зоя

Призер / Грамота

Ивахина Надежда

Участие

Ивахина Ксения

Участие

Трушкова Екатерина

Региональный

тур

Участие / 11 место в рейтинге по РМ (79 баллов)

Обобщение и распространение опыта.

Обобщение и распространение опыта на республиканском уровне:

Публикация на персональном сайте (nsportal.ru/etereskina) и сайте школы (kushki.edurm.ru).

Обобщение и распространение опыта на всероссийском  уровне:

Являюсь активным членом сетевых педагогических сообществ:

http://nsportal.ru; infourok.ru  (размещаю публикации на сайтах этих сообществ).

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что  применение новых педагогических технологий в процессе  обучения играет важную роль в системе образования. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.

Учитель истории          __________________          Терешкина Е.Г.

МБОУ «Кушкинская ООШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...