Урок истории 7 класс "Внешняя политика Екатерины II" (технологическая карта урока)
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Королева Альбина Юсуфовна

Разработка урока истории для 7 класса с технологической картой урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneshnyaya_politika_ekateriny.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

Внешняя политика Екатерины II

• Постановка целей.

• Получение учащимися банка информации (текст, таблицы, карты).

• Методическое руководство учителя по достижению поставленных целей.

• Осуществление самоконтроля учащихся.

• Обмен информацией, подведение итогов.

 

Технологическая карта урока

Перед началом работы
учитель делит класс на 4 группы.

 

ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определить основные направления и задачи внешней политики в период правления Екатерины II.

Работа с учебником стр. 256—257.

Работа с картой «Российская империя в 1762—1801 гг.» стр. 260—261.

Результаты работы учащиеся заносят в тетради.

Для продолжения работы группы выбирают одно из направлений внешней политики, получают задание и отрабатывают его в течение урока.

Содержание учебного материала и заданий для групп.
Руководство деятельностью

ГРУППА А

Цель: определить основные действия России на восточном направлении и их результаты.

Вопросы

1. Каковы причины начала Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.

2. Перечислите основные военные действия на суше и море охарактеризуйте их.

3. Назовите итоги и условия мира Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.

Контроль: лист 1 (см. Приложение).

Сражение при Кагуле

Сражение при Кагуле

Подготовьте сообщение для класса по выполненному заданию.

стр. 257—258,

стр. 260—261

Составьте таблицу. В левой колонке: Причины войны; Дата; Событие; Главнокомандующий; Итоги. В правой: Ответы на вопросы.

Выполните задание на листе 1 и сдайте на проверку.

ГРУППА Б

Цель: определить основные действия России на восточном направлении и их результаты.

Вопросы и задания

1. Каковы причины начала Русско-турецкой войны 1787—1791 гг.?

2. Перечислите основные военные действия, охарактеризуйте их.

3. Назовите итоги Русско-турецкой войны 1787—1791 гг.

Контроль: лист 2 (см. Приложение).

Генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев-Задунайский

Генерал-фельдмаршал
П.А.Румянцев-Задунайский

Подготовьте сообщение для класса по выполненному заданию.

стр. 258—262,

стр. 260—261

Составьте таблицу. В левой колонке: Причины войны; Дата; Событие; Главнокомандующий; Итоги. В правой: Ответы на вопросы.

Выполните задание на листе 2 и сдайте на проверку.

ГРУППА В

Цель: определить роль России в разделах Польши (Речи Посполитой).

Вопросы и задания

1. Назовите причины участия России в разделах Польши (Речи Посполитой).

2. Какое влияние оказали эти разделы на развитие украинских и белорусских земель?

3. Назовите итоги и значение этого исторического события для России.

Контроль: лист 3 (см. Приложение).

Подготовьте сообщение для класса по выполненному заданию.

стр. 262—264,

стр. 260—261

В тетради укажите территории, отошедшие при разделах (даты разделов) следующим странам:

Разделы; Дата; Россия; Пруссия; Австрия.

Выполните задание на листе 3 и сдайте на проверку.

Штурм Очакова 6 декабря 1788 г. Художник Я.Суходольский. ВИМАИВиВС (Артиллерийский музей). Санкт-Петербург

Штурм Очакова 6 декабря 1788 г. Художник Я.Суходольский.
ВИМАИВиВС (Артиллерийский музей). Санкт-Петербург

ГРУППА Г

Цель: определить роль России в отношениях с революционной Францией.

Тадеуш Костюшко. Художник Андрей Бонавентура

Тадеуш Костюшко.
Художник Андрей Бонавентура

Вопросы

1. Какие причины побудили Екатерину II противодействовать влиянию Французской революции на Европу.

2. Определите роль России в формировании антифранцузской коалиции.

Контроль: лист 4 (см. Приложение).

Подготовьте сообщение для класса по выполненному заданию.

стр. 264—265,

Выпишите в тетрадь причины противодействия России влиянию французской революции.

Выполните задание на листе 4 и сдайте на проверку.

В заключительной части урока учащиеся знакомят одноклассников с результатами работы в группах. Учитель подводит итоги урока, проверяет контрольные листы и оценивает работу учеников.

Листы контроля

Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

ЛИСТ1

1. Русско-турецкая война 1768—1774 гг. началась:

а) наступлением русских войск на турецкие укрепления в устье Дуная;

б) походом крымского хана на южные районы Украины и их опустошение.

в) военными действиями Турции против России на Кавказе;

г) походом русских войск на Балканы.

2. В Русско-турецкой войне принимали участие замечательные полководцы:

а) А.В.Суворов; б) П.А.Румянцев;

в) Г.А.Спиридов; г) П.С.Салтыков.

3. Летом 1770 г. у рек Ларга и Кагул произошли сражения, в которых русские войска одержали победу над турецкими. Кто из русских командиров заявил тогда, что «слава и достоинство наше не терпит, чтобы сносить присутствие неприятеля, стоящего в виду нас, не наступая на него».

а) П.А.Румянцев;

б) А.В.Суворов;

в) Г.А.Потёмкин;

г) Н.И.Панин.

4. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору к России отошли:

а) территории между Бугом и Днепром, включая морское побережье;

б) крепости в Крыму — Керчь и Еникале — и земли до Кубани;

в) Крымское ханство объявлялось независимым от Турции, и Россия получала право частичного контроля в вассальных турецких княжествах — Молдове и Валахии;

г) верно всё указанное.

ЛИСТ 2

1. Поводом к Русско-турецкой войне 1787—1791 гг. послужил ультиматум Турции, которая потребовала:

а) возвращение ей Крыма;

б) признание Грузии вассальным от Турции государством;

в) досмотра всех русских судов, проходящих через черноморские проливы;

г) верно всё указанное.

2. Знаменитый полководец М.И.Кутузов участвовал в Русско-турецкой войне как:

а) командующий гарнизоном крепости Кинбурн;

б) командир одной из колонн при штурме Измаила;

в) руководитель штурма Очакова;

г) герой сражения на реке Рымник.

3. Черноморский флот в России был создан:

а) при Петре I, когда были построены корабли на верфях Воронежа;

б) накануне Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.;

в) в 1770 г., когда российский флот был переправлен из Балтийского моря на Чёрное;

г) накануне Русско-турецкой войны 1787—1791 гг.

4. В Яссах Россия и Турция подписали мирный договор, в результате которого:

а) Турция вернула крепость Кинбурн и земли между Бугом и Днестром;

б) Россия получила земли между Южным Бугом и Днестром, Крым также был признан владением Российской империи;

в) всё Черноморское побережье от устья Днестра до Крыма оказалось в пределах России;

г) верно б) и в).

ЛИСТ 3

1. Россия долгое время выступала за территориальную целостность Польши, потому что:

а) Польша долго находилась в зависимости от России;

б) в составе Польши находились обширные территории, населённые украинцами и белорусами;

в) на польские земли никто из соседних стран не претендовал;

г) русская императрица и польский король были родственниками.

2. В результате трёх разделов Польши:

а) прекратились религиозные гонения на украинцев и белорусов;

б) был сделан большой шаг к воссоединению восточнославянских народов;

в) Россия обрела значительный участок побережья Балтийского моря и важную водную магистраль — Западную Двину;

г) верно всё указанное.

3. Тадеуш Костюшко — это:

а) участник Французской революции;

б) руководитель восстания в Польше;

в) атаман Запорожской Сечи;

г) руководитель украинского повстанческого движения.

Провозглашение акта восстания и присяга Тадеуша Костюшки на Краковском рынке. 12 марта 1794 г.

Провозглашение акта восстания и присяга
Тадеуша Костюшки на Краковском рынке.
12 марта 1794 г.

4. Соотнесите колонки таблицы:

I раздел Польши

В результате раздела Польша прекратила своё существование.

II раздел Польши

Россия получила Восточную Белоруссию и Ливонию; Австрия — Западную Украину; Пруссия — польские земли, примыкающие к Балтийскому морю.

III раздел Польши

В разделе не участвовала Австрия; к Польше отошло Балтийское побережье; Россия получила
Правобережную Украину и Белоруссию.

ЛИСТ 4

1. Известие о Французской революции 1789 г. вызвало в России:

а) интерес и отклик среди образованной части общества;

б) возмущение Екатерины II;

в) небольшое восстание на окраинах империи;

г) верно а) и б).

2. После казни Людовика XVI правительство Екатерины II:

а) приняло участие в борьбе с республиканской Францией;

б) образовало союз монархов Европы для подавления французской революции;

в) стало готовить 60-тысячную армию для похода против Франции;

г) верно всё указанное.

3. Поход корпуса А.В.Суворова для подавления Французской революции не состоялся из-за:

а) противодействия придворных кругов;

б) проволочек, чинимых генералитетом русской армии;

в) смерти Екатерины II;

г) верно всё указанное.

4. После Французской революции в России:

а) появились тысячи французских эмигрантов — сторонников старого режима;

б) усилились гонения на прессу, печатавшую информацию о событиях во Франции;

в) преследовалась продажа запрещённых цензурой изданий;

г) верно всё указанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

Урок истории "Внутренняя политика Екатерины II" 7 класс

Урок истории по теме "Внутренняя политика Екатерины II" в 7 классе. Урок построен с использованием приемов  технологии  развития критического мышления: инсерт, кластер, ПОПС - формула и др....

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV

Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....

Технологическая карта урока истории "Внешняя политика России во второй половине XVI века" 7 класс

к  учебнику  История России. 7 класс. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева...

технологическая карта урока истории "Екатерина II Великая: личность и эпоха".

Урок истории в 8 классе с использованием краеведческого материала....