Открытое мероприятие по истории России для 8 класса. Воссоздание портрета исторического деятеля
классный час по истории (8 класс) на тему

Колчанова Ирина Васильевна

По описанию научных открытий, реформ, философских высказываний и творчеству поэтов и художников той эпохи, участники мероприятия должны назвать не только имя исторического деятеля, но и отношение к нему других исторических личностей в разные периоды истории. Какую точку зрения поддерживают участники мероприятия? Чем они обобсновывают свою позицию?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие по истории России для 8 класса. Воссоздание портрета исторического деятеля

         Добрый день, уважаемые друзья.  Сегодня перед нами стоит сложная, но интересная задача. Через анализ исторических документов, сравнения разных жанров искусства и через сопоставление исторических фактов  попытаемся воссоздать портрет исторического деятеля.  Мы часто слышим о влиянии отдельных личностей на мировую политику. Насколько оно велико? Мы можем предположить, что   ход мировой истории  направляет деятельность правителей в определённое русло, или, наоборот, правители силой своей воли, ведут  политику в нужном для них направлении.  Как вы считаете?      (Ответы).                                                                                              

            Спасибо. Сегодня мы попробуем найти подтверждение той или иной  точки  зрения на примере характеристики одного из Российских императоров.

              Сначала нам предстоит выяснить, о каком правителе мы будем говорить.  А затем,  какова его роль в  истории нашего государства.  Все присутствующие поделены на четыре группы: «Учёные», «Реформаторы»,   «Философы», «Искусствоведы». Каждая  получила своё задание.

        Мысленно представьте себе царский дворец, за закрытыми дверями которого нас с нетерпением ожидает тот самый император. К  дворцу ведут четыре загадочные ступени. Чтобы шагнуть на каждую из них, необходимо ответить на поставленные перед вами вопросы.   Ответив на них, мы выясним, о ком  пойдёт речь.  Для того, чтобы вы лучше почувствовали атмосферу того времени, ваши размышления будет сопровождать  музыка той эпохи. В вашем распоряжении две минуты. Команды начинают работу, а вас, уважаемые болельщики, я прошу посмотреть на экран.

         Под аккомпанемент изумительного вальса   Александра Грибоедова, вашему вниманию предлагается небольшой отрывок из фильма по одноимённому роману великого русского писателя.  

Время истекло, внимание на экран.  Я предоставляю  слово  команде   «Учёные». 

          Перед вами открытия,  которые были сделаны в годы   правления этого императора. О каком временном отрезке можно говорить, исходя из данной информации?  

 (Ответ).

            Спасибо. Мы выяснили, эти научные открытия были сделаны в первой половине 19 века. Поднимаемся на вторую  ступень нашего воображаемого дворца. И снова внимание на экран.     

               Уважаемые «Реформаторы»,  о чём нам могут рассказать  перечисленные здесь названия?        

           (Ответ).

          Прекрасно. Перечисленные здесь реформы и учебные заведения действительно относятся к одному периоду времени. Переходим на  третью ступень   дворца. А на экране мы видим задания для третьей группы.

            Группа  «Философы», проанализировав предложенные высказывания,              даст краткую характеристику  исторической личности.

(Ответ).

          Благодарю,  вас. И эту  ступень мы с вами благополучно преодолели  и  к работе приступают «Искусствоведы».   Перед вами репродукции картин художников и отрывки из стихотворений известных   поэтов.  Что может объединять  эти произведения?    

                   (Ответ).

         Спасибо, молодцы. Мысленно открываем дворцовые ворота и перед нами   император, имя которому:                                                            

                     (Ответ).

         Конечно же, вы правы. Это Александр I.

          А теперь  попытаемся ответить на следующий вопрос: какова роль этого человека в  истории нашего государства?      

           Как бы ни критиковали его современники, но первая попытка отмены крепостного права в России принадлежит именно ему;                                                 реформы Сперанского, открытие высших учебных заведений – всё это под его непосредственным руководством.

          Обратимся  к внешней  политике тех лет, когда Россия, волею судеб, была втянута в войны с разными  государствами.

          Ведя одновременно военные действия на нескольких фронтах,  Россия непременно выходила  победительницей, присоединив к себе новые территории и расширив свои  полномочия.

           Какова во всём этом роль Александра I? Пассивный наблюдатель за действиями своих реформаторов и полководцев?  

          Правитель, страстно болеющий за судьбу своей страны и сам руководящий  всеми  внешне и внутриполитическими  процессами?

          Одни его ненавидят и с наслаждением высмеивают, выискивая в нём всё новые пороки, другие нарекли его благословенным.  

          Так какая же  роль в истории России  этого  императора?  

Исходя из исследованного вами материала,  можно сделать вывод, что император сам твёрдой рукой вёл Россию через все реформы и войны.

           Но его современники пытаются убедить нас в обратном.  А именно, что историю творили такие яркие реформаторы как Сперанский,   полководцы  Кутузов, Барклай де Толли, Багратион и многие другие, а император только следовал их советам, сам ничего собой не представляя.

           Мнения разделились.  Это говорит о том, что история как и жизнь многогранна  и различные точки зрения имеют право на существование.  

           Французский писатель и публицист Франсуа Фенелон  утверждал:     «От самых великих людей нельзя требовать более того, что может сделать человечество».  

        Я благодарю всех за работу. Очень приятно было с вами общаться.

   

Учитель истории МАОУ                                                                                   «Вахтанская средняя школа»                                                                             Колчанова И.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личность и её роль в истории Олимпиада « Аксиос » 2014 – 2015 учебный год

Слайд 2

Историю делает личность, когда её поддерживают миллионы. Аркадий Давидович, публицист Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим. Конфуций

Слайд 4

В какой временной отрезок были сделаны данные открытия? - Профессор Казанского университета Н.И.Лобачевский построил новую геометрическую систему - Физик Борис Семёнович Якоби открыл метод гальванопластики - Ю.Ф.Лисянский и И.Ф.Крузенштерн положили начало кругосветным путешествиям и экспедициям У Ч Ё Н Ы Е

Слайд 5

Педагогический институт в Петербурге, Лицеи в Ярославле и Царском Селе. Указ о создании военных поселений Учреждение министерств Указ о «вольных хлебопашцах» Указ о политической амнистии «Негласный комитет» Р Е Ф О Р М А Т О Р Ы

Слайд 6

Наполеон Бонапарт: «ОН умён, приятен, образован, но ему нельзя доверять; он не искренен: это истинный византиец … тонкий, притворный, хитрый ». Шведский посол в России Лагербильке : «В политике ОН тонок, как кончик булавки, остёр как бритва, фальшив, как пена морская ». Реформатор М.М. Сперанский: «Он слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силён, чтобы быть управляемым». Ф И Л О С О Ф Ы

Слайд 7

…Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей. Пушкин А.С. Дитя осьмнадцатого века, Его страстей он жертвой был: И презирал он человека, И человечество любил. Вяземский П.А . ИСКУССТВОВЕДЫ

Слайд 8

Император Александр I

Слайд 9

Внешняя политика Александра I Русско-иранская война 1804 – 1813 гг. Русско-турецкая война 1806 – 1812 гг. Русско-шведская война 1808 – 1809гг. Отечественная война 1812 года Участие России в антифранцузских коалициях.

Слайд 10

Император Александр I

Слайд 11

От самых великих людей нельзя требовать более того, что может сделать человечество. французский писатель Франсуа Фенелон

Слайд 12

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию портрета исторического деятеля по

Подробное описание алгоритма работы над портретом...

Алгоритм решения задания С6 «Политический портрет исторического деятеля»

Памятка для учащихся, позволяющая научиться составлять политический портрет исторического деятеля...

Портреты исторических деятелей

Портреты исторических деятелей...

Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»

У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»

Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»Разработанное мероприятие предназначается для проведения...

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: открытый урок по истории России в 7 классе

Презентация для открытого урока по истории России в 7 классе "Реформа Никона в исторических и литературных памятниках"...

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: приложения к открытому уроку по истории России в 7 классе

Приложения к открытому уроку "Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках". 7 класс....