Мастер-класс по теме: «Применение технологии опорных сигналов на уроках истории и обществознания»
методическая разработка по истории на тему

Ямалова Ольга Борисовна

На уроках я часто использую опорные сигналы, в качестве которых выступают даты, события, термины, таблицы, схемы, аббревиатуры, портреты исторических личностей и многое другое. Объяснение нового материала я сопровождаю графическим изображением на доске соответствующего блока с опорными сигналами. Опорные сигналы можно фиксировать мелом, использовать заранее подготовленные карточки, распечатки либо пользоваться проектором. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя истории и обществознания МОБУ «Гимназия имени Т. Кусимова»  по теме: «Применение технологии опорных сигналов на уроках истории и обществознания»

В своей педагогической деятельности я активно работаю над темой самообразования: «Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания и пути повышения качества знаний обучающихся».

Одним из ключевых моментов здесь является применение технологии опорных сигналов, которая способствует активизации обучающихся,  повышению качества преподавания истории и обществознания.

В настоящее время на смену знаниевой парадигме пришел компетентностный подход. Особое значение приобретает формирование информационно-коммуникативной компетенции. Она включает в себя владение навыками поиска и систематизации  информации, ее электронной обработки, перевода  материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема).

  Исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксируют мысленные образы. Как показывают исследования, наблюдения предмета, явления оставляют в памяти учеников в среднем 90 % воспринятого. Как известно, хорошо продуманная графическая схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, изобразить их в условной форме, с тем,  чтобы сконцентрировать внимание слушателей на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целостности. Значительно помогает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний.

         На уроках я часто использую опорные сигналы, в качестве которых выступают даты, события, термины, таблицы, схемы, аббревиатуры, портреты исторических личностей и многое другое. Объяснение нового материала я сопровождаю графическим изображением на доске соответствующего блока с опорными сигналами. Опорные сигналы можно фиксировать мелом, использовать заранее подготовленные карточки, распечатки либо пользоваться проектором.

Например, в 9  классе  при изучении темы: «Коррупция и виды юридической ответственности»,  чтобы выяснить, что представляет собой коррупция, учащиеся  коллективно составляют  схему – кластер (совокупность однородных элементов, образующих группу единиц)

Вымогательство

              Продажность                                                                        правонарушение

        

Коррупция

                   Взяточничество                                                                подкуп

корысть

При дальнейшем изучении темы используются схемы и таблицы: «Виды юридической ответственности»,  «Обстоятельства, исключающие преступность деяния»,  «Освобождение от юридической ответственности». 

На уроках истории я использую портреты исторических деятелей, картины, даты, термины, презентации.

Например, на уроке истории в 5 классе при изучении темы: «Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей». (слайды и задания)

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, синквейн на тему «Государство

Государство: (Заголовок)

Независимое, правовое. (Два прилагательных)

Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)

Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)

Защита. (Резюме)

Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.

Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.

…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

 Мои наблюдения показали, что исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности.  При помощи схематического изображения я пытаюсь раскрыть  явление в его логической последовательности. Так как не все понятия можно изобразить в рисунке в опорном конспекте использую  слова, зачастую в сокращенном варианте, но понятном для учащихся (ребята часто сами предлагают тот или иной вариант кодирования слова).

С целью обобщения и презентации своего опыта я выступила с докладом на  школьной научно–практической конференции «Творческие поиски и находки – тенденции прогрессивной практики»  по теме: «Применение опорных сигналов на уроках истории и обществознания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опорные сигналы на уроках истории

методические рекомендации по системе Шаталова для уроков истории...

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

Статья по теме :"Применение технологии проблемного обучения на уроках истории"

Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей  истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...

Эффективность применения опорных конспектов на уроках истории и обществознания

Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, ...

Описание опыта работы. Применение технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания

Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания...