Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
статья по истории (9 класс) на тему

Сафонова Елена Федоровна

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями  или имеет внутренние предпосылки для таких достижений  в том или ином виде деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

       

        Система работы

    с одаренными детьми

       (из опыта работы)

                         Сафонова Е.Ф., учитель    

                       истории и обществознания

                       2014г.

       В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями  или имеет внутренние предпосылки для таких достижений  в том или ином виде деятельности.

        Станет ли одаренный ребенок талантливым взрослым? Практика показывает, что это происходит далеко не всегда, но выявить потенциальные возможности и склонности учеников, стремиться их развивать  - наша профессиональная задача. Поэтому в своей деятельности я использую различные формы работы с одаренными детьми:

 - Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.

  - Урок-зачет - одна из форм организации проверки знаний, умений, навыков. Тестирование позволяет выявить интеллектуальные  возможности одаренных детей, их способность к решению сложных проблем, требующего творческого, неординарного подхода.

  - Урок-практикум  - работа с документами, фотоархивами, плакатами, открытками, газетными статьями Лабораторный метод позволяет индивидуализировать преподавание с учетом возраста и степени подготовленности учащихся, их умственного развития; повысить интенсивность труда старшеклассников; научить их анализировать материал и делать самостоятельные выводы; формировать историческое сознание. Основными способами «учебного исследования» выступают исторический анализ и критика источников.

   - Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий. Познавательно-развивающие вопросы позволяют ученикам совершать краткие, но увлекательные путешествия в прошлое. Во время обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умение сравнивать, соотносить, анализировать, отстаивать свою собственную точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы.

   - Урок- конференция, урок-дискуссия, когда ребятам предлагается обсудить проблему, найти решение.

      В практике работы стараюсь использовать различные методы работы с одаренными детьми, которые помогают лучше усваивать материал – это «мозговой штурм, «интеллектуальная разминка», метод проектного обучения, метод игровой деятельности, написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение  получают групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

        В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они  являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, останавливаюсь на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения.  Индивидуальная работа с учащимися, применение активных методов обучения и внеклассная работа помогает повысить уровень умений и навыков одаренных учащихся, развивает их творческие способности и стимулирует к научно-исследовательской деятельности.

       Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка, найти более широкое поле действий для увлеченных ребят.  Работа в краеведческом  музее, занятия в  кружке «Краеведение», участие в предметных неделях,  позволяют одаренным детям продвигаться в обучении по индивидуальной траектории развития. Помогают школьникам, работающим в повышенном и опережающем режиме развития найти свое место в учебном процессе.      

      Большое внимание уделяю исследовательской работе учащихся.  Учащиеся с большим интересом выполняют исследования по истории, обществознанию. И с каждой работой приобретают неоценимый опыт. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У ребят формируется культура письменной и устной речи, нестандартное мышление, что так же играет большую роль при выполнении олимпиадных заданий. В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

        Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.

 Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

 1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

 2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

 3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

 4. Одаренный ребенок более уязвим. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

5. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или своими замечаниями.

     Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.   К большому сожалению далеко не каждый ребенок способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Чтобы одаренные дети свободно владели научной терминологией, умели самостоятельно приобретать знания, обладали самостоятельностью суждений, стремились получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса. А одаренными и талантливыми являются те дети, выдающиеся способности которых позволяют им достичь блестящих результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Работа с одаренными детьми (из опыта работы)

В настоящее время проблема работы с одаренными детьми все более актуальна.Обществу нужна творческая личность. Выявление одаренных детей, организация системной работы-одна из главных задач современной ...

Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...

Работа с одаренными детьми.Из опыта работы учителя английского языка Клериковой Ольги Алексеевны.

В данной статье учитель делится многолетним опытом работы с одаренными детьми,   дает советы по организации внеаудиторной занятости учащихся в условиях современной школы. Молодые учителя могут на...

Некоторые формы работы с одаренными детьми из опыта работы

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и в неурочное время...

Приемы и методы работы с одаренными детьми ( из опыта работы ).

В работе приведены примеры приёмов работы с учениками , проявляющими интерес к математике .  Но данный материал может быть использован и для того , чтобы количество таких учеников стало значитель...

Система работы с одаренными детьми ( Из опыта работы. Выступление на заседании РМО)

Модернизация образования РФ – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Последние продиктованы реалиями времени – стремительно...