Особенности организации проектной деятельности в условиях МШДО (Муниципальной школы дистанционного обучения).
статья по истории на тему

Лебедева Татьяна Владимировна

Дистанционная форма обучения позволяет в достаточной мере реализовать основные положения модульного обучения через самостоятельную, творческую деятельность учащихся, организацию самоконтроля. В статье анализируются особенности  проектной деятельности по истории в условиях МШДО (Муниципальной школы дистанционного обучения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лебедева Т.В, учитель истории , МБОУ Ново – Горкинская СОШ ,

Ивановская область, Лежневский район

Особенности организации проектной деятельности в условиях МШДО

(Муниципальной школы дистанционного обучения).

Сейчас много говорят о том, что назрела необходимость создания такой образовательной среды для школьников, которая позволила бы им, оставаясь на своем микроучастке, получить полноценное образование нужного уровня и профиля. Особенно остро эта проблема стоит перед сельскими школами. Эту проблему частично помогает решить NET школа, т.к. дистанционные образовательные технологии – это одно из перспективных направлений развития региональной системы образования. Они существенно расширяют информационные рамки учебного содержания, повышает качество образовательных услуг при минимальных затратах. В марте 2010 года Приказом № 83 по Лежневскому РОО Ново – Горкинской СОШ был  присвоен статус экспериментальной площадки. На базе нашей школы был запущен проект «Муниципальная школа дистанционного обучения (МШДО)», главной задачей которой стало обеспечение дистанционного обучения в старшей школе.

В 2010 году мною разработан курс «От Древней Руси до современной России», цель которого стало помочь обучающимся осмыслить историю Российского государства IX-XX вв. для использования исторического опыта и его уроков в жизни, учебной и общественной деятельности.

Содержание курса  - модульное. Модуль – это темы по отдельным периодам российской истории, который содержит : информационный блок «Тема». тестовые задания и практикумы, справочный материал ( персоналии и глоссарий), средства сотрудничества обучаемого с педагогом, вопросы рефлексии, используемая литература и интернет – ресурсы. Особенностью такого дистанционного модульного обучения является то, что в отличие от очного, когда по каждой теме проводится итоговый контроль непосредственно учителем в классе, здесь важен, прежде всего, входящий модуль, Цель которого – определить на сколько хорошо материал знаком удалённому ученику по предыдущей теме.

Таким образом, дистанционная форма обучения позволяет в достаточной мере реализовать основные положения модульного обучения через самостоятельную, творческую деятельность учащихся, организацию самоконтроля

Дистанционный курс по истории посещают   учащиеся 10 - 11 классов. К этому времени изучение истории в целом завершено. Учащиеся становятся на новый уровень своего исторического образования.  

Проанализировав работу обучающихся на курсе за первое полугодие 2011 -2012 у.г. я пришла к выводу, что история как предмет вызывает огромный интерес у учеников, оставляя много вопросов без ответа. Поэтому, проведение самостоятельной работы в ходе дистанционного обучения надо организовывать так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бы всестороннему развитию учащихся. С одной из таких форм работы является дистанционные проектные технологии, где учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с модулями. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение, а не просто передачу имеющегося у педагога опыта.

Особенностью такой формы является то, что традиционные этапы (погружение в проект, планирование работы, презентация результатов, оценка, рефлексия) проходят не в очной форме общения с участниками, а через заочную форму сетевого общения – на форуме, через электронные письма.

Первым этапом работы над проектом стало анкетирование, с целью выявления интересов учащихся по вопросам истории.

Вовлечение обучающихся в дистанционную проектную деятельность я начала с включения в модули заданий разработанного мной дистанционного курса – «NET - ПРОЕКТ» Затем было проведено обсуждение данной проблемы на форуме. В результате анализа полученной информации был  предложен  дистанционный проект о династии Романовых по названием «17 мгновений. Династия Романовых – 400 лет правления» Почему 17? В результате обсуждения была выбрана именно эта цифра, т.к. было 17 правителей из династии Романовых, (без включения Ивана 5 и Фёдора Алексеевича, т.к. при них была регентшей Софья, т.е. – 17 мгновений – 17 правителей.

 Как и в любом  дистанционном Итнернет – проекте на этапе планирования, именно учитель – тьютер предлагает условия и этапы работы.План был внесён в блок «Информация» в папке ученика дистанционной школы.

Результатом коллективной проектной деятельности участников проекта должен стать банк цифровых образовательных ресурсов, которым можно будет пользоваться  в дальнейшем как обучающимся МШДО, так и учителям школ района.При этом каждый участник выполняет свой индивидуальный проект.

Сегодня в век глобального информационного общества необходимо поколение людей, способных не только самостоятельно и критически оценивать, сортировать и фильтровать поток информации, но и создавать свои качественные информационные продукты. То же самое относится к обучающимся. Они успешно умеют находить нужную информацию в сети, но не всегда сами умеют создавать качественные практически необходимые материалы в рамках решения поставленной задачи. Поэтому одним из творческих условий проекта было предложено отобрать мгновения из жизни правителей России, которые произошли с ними или в их правление, , которые  не повторяются у других.

Например, в правление Петра I можно много набрать таких фактов из истории, которые знают все. (картофель, табак). А то, что он издал указ  запрещающий чернить зубы,  почему он это сделал, это знает не каждый.

Проект запланирован был как групповой, межшкольный и долгосрочный. В работе над проектом , смогли участвовать не только учащиеся нашей школы, но и 7 учащихся Лежневского района.

 Итак, на втором этапе – составление презентаций, фильмов, каждый участник разрабатывает свою авторскую презентацию, включив в неё наиболее интересные на его взгляд факты. Предлагалось выбрать любого персонажа.

На стадии обобщения было предложено защита и коллективное обсуждение индивидуальных проектов  на форуме. Каждый участник оценивал проект, аргументируя свою оценку.Были созданы проекты в программе Windows Movie Maker:«17 мгновений Екатерины I», «17 мгновений Анны Иоанновны», «17 мгновений Николая I» и другие. Самую высокую оценку получил проект Баринова Станислава «17 мгновений Елизаветы Петровны»

На заключительном этапе индивидуальные проекты были объединены и результатом стала разработка внеклассного мероприятия интеллектуальная игра «Метро времени», которая была проведена на предметной неделе по истории. Каждый из участников проекта разрабатывал  свою тему, «ветку» метро времени»

Таким образом, в проектной деятельности в условиях МШДО можно выделить следующие особенности

- использование нестандартной формы общения – сетевого общения

- наличие ведущей роли руководителя проекта – сетевого учителя – тьютера, как организатора плана действий, выбирающего методы и способы выполнения заданий

- комплексный характер проекта -  в групповом проекте итоговый продукт представляет собой комплекс индивидуальных мини – проектов, подготовленных каждым участником.

Итак, нет школа создаёт уникальные возможности для проектной деятельности обучающихся. Проект позволяет расширить круг исторических познаний обучающихся, учит приёмами работы с любыми текстами, в том числе с историческими источниками, их анализу. Для грамотного выполнения проекта учащимся необходимы дополнительные знания по использованию различных компьютерных программ. Это осуществляется за счёт интеграции с предметом информатика.

У каждого учителя есть свой педагогический архив, тем более у учителя истории.  В папке 2008 года, где хранятся сочинения моих учеников «Школа, какой я ее хочу видеть», я прочла :  «…Я считаю, что компьютер может помочь в обучении истории и  других предметов, как учебное пособие. Хоть компьютеры – это дорогое удовольствие, но давайте представим себе компьютеризированную школу будущего: ученики этой школы не носят груды учебников, а имеют только маленький КПК который соединяется с сетью Интернет по технологии Wi-Fi. И ученик сможет загрузить нужный параграф любого учебника…» (Кузнецов Андрей, 10 класс)

На мой взгляд, школа будущего, как ее видели  мои ученики 7 лет назад, уже существует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

         Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...

Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка

При реализации стратегий личностно-ориенгарованного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы уч...

«Особенности организации исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»

Cтатья, посвященная особенностям организации исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)...

Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.

В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися  надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана  необходимость  проектной деятельности  д...

Особенности организации проектной деятельности в условиях дистанционного обучения.

При реализации ФГОС второго поколения каждый выпускник должен по окончанию школы подготовить индивидуальный проект. Организация этого процесса при дистанционном обучении имеет свои особенности....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)

Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающи...

Особенности организации проектной деятельности на уроке в средней школе (из опыта работы учителя математики)

В последнее время одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался, как организация  специальной исследовательской деятельности учащихс...