ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
статья по истории на тему

 Новые стандарты предусматривают  существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями в обществе; большую практическую направленность образования, жизненную востребованность его результатов; активное применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, поэтому они предъявляют новые требования к методике преподавания предметов . Таким образом, задача сферы образования сегодня - это разработка новых технологий обучения. Она может быть решена и с помощью интеграции исследований в области педагогики, психологии и информатики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.

Цапина И.В., Черникова И.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза М.П.Константинова

 

 Новые стандарты предусматривают  существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями в обществе; большую практическую направленность образования, жизненную востребованность его результатов; активное применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, поэтому они предъявляют новые требования к методике преподавания предметов . Таким образом, задача сферы образования сегодня - это разработка новых технологий обучения. Она может быть решена и с помощью интеграции исследований в области педагогики, психологии и информатики.

   Современный период развития общества характеризуется активным процессом информатизации. Информатизация общества - это глобальный процесс, который внёс изменения в общение людей. Она осуществляется посредством информационных технологий (телевидение, радио, пресса и другое). Несомненно, педагогические технологии  также являются информационными, поскольку учебный процесс основывается на обмене информацией. Принципы взаимодействия в новой образовательной среде значительно изменились.

     Учащийся долгое время воспринимался в образовательных технологиях как объект обучения. Субъектами взаимодействия чаще всего выступали обучаемый - ученик и обучающий - учитель. Традиционно взаимообмен информацией осуществлялся между двумя субъектами образовательного процесса (обучающим и обучаемым), которые имели возможность осуществлять обратную связь. Традиционно вид информационной деятельности обучаемого был ограничен известным набором: восприятие (при прослушивании, просмотре) в процессе объяснения обучающим нового учебного материала определенного конкретного объема; запоминание, заучивание самим обучаемым, как правило, только части представленного учебного материала; воспроизведение (вербально или в письменной форме) обучаемым усвоенного материала.  

С появлением интерактивных средств обучения (интерактивных программных средств учебного назначения) в информационное взаимодействие включается третий субъект (средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь источником учебной информации значительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов. Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.

     Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа (англ. - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. А новая сопровождающая компьютер техника, обладающая практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда, позволяет провести современный урок на более высоком уровне.

    Работа с мультимедийными программами и компьютерными презентациями, Интернет – ресурсами  косвенным путём развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся, а также формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации, и её последующей обработки. Как показывает опыт, использование ИКТ повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Это эффективный стимул обучения учащихся.

    Оборудование и оснащение кабинета истории и обществознания  позволяет нам активно использовать мультимедийные  программы  с интерактивным интерфейсом, снабжённых видео- и аудиосопровождением. Мультимедиа-программы - наукоёмкий продукт. Он создаёт спектр широких возможностей для учителя и учащихся и позволяет:

- осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями урока и познавательного интереса учащихся;

- прогнозировать понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;

- осуществлять выбор способов сочетания и интеграции средств мультимедийной книги с традиционными средствами обучения;

- создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения (учащиеся самостоятельно или в группах ищут ответы на поставленные вопросы);

- удовлетворять познавательный интерес к школьным предметам гуманитарного цикла.

  На уроках  истории, обществознания, экономики и права применяется , например, программная платформа «1С:Образование», которая представляет собой систему организации и поддержки образовательного процесса, а также среду для разработки мультимедийных учебных курсов. Работа с системой «1С:Образование» и установленными образовательными комплексами может осуществляться как в индивидуальном (на одном компьютере, в том числе поочередно несколькими пользователями), так и в сетевом режиме ( с одновременным доступом нескольких пользователей локальной сети  к серверным компонентам системы и образовательных комплексов).  Образовательные комплексы, построенные на базе системы «1С:Образование», интегрируются с системами поддержки единого информационного пространства школы.

 Пользовательский интерфейс и принципы работы с  образовательными комплексами серии «1С:Школа» просты и интуитивно понятны, что позволяет легко освоить работу с ними, независимо от общего уровня подготовки, любому пользователю компьютера, которому знакомы основные принципы работы в среде ОС Windows с гипертекстовыми документами, дает  возможность реализации обратной связи с учениками, оперативный доступ ко всем разделам, текстам, иллюстрациям и справочным материалам, позволяя таким образом усовершенствовать технологии обучения.

  На уроках экономики в классах социально-экономического профиля используется образовательный комплекс «1С:Школа. Экономика, 9-11 кл. Практикум»,  который представляет собой средство методической поддержки преподавания курса экономики и ориентирован на повышение учебной самостоятельности и творческой активности учащихся. В каждой теме есть практикум, отдельный блок теоретического материала, к которому учащийся обращается при недостаточности знаний по данной теме. В составе учебных тем предусматриваются также отдельные подтемы «Лабораторные занятия», содержащие ситуационные материалы для самостоятельного анализа со стороны учащихся. Эти лабораторные работы построены  в виде тестовых заданий, сопровождаются гиперссылками на имеющиеся интерактивные модели. В конце курса, после всех  учебных тем, предусматривается итоговый контроль знаний.

   В профильной школе успешно используется образовательный комплекс «1С:Школа. Экономика и право, 9-11 кл.», который представляет собой элективный мультимедийный курс. Учебные темы включают в себя страницы теоретического материала, «сюжеты» (описания реальных ситуаций с комментариями юриста и экономиста) и «ситуации» (спорные вопросы, предназначенные для обсуждения в классе). Большинство страниц снабжено иллюстрациями, анимационными и видеоматериалами, а также дополнено интерактивными моделями и обучающими играми.

   Как показывает опыт использования готовых пакетов мультимедийных программ, целесообразней применять их на таком типе урока, как урок  изучения нового материала. Мультимедийные программы в данном случае играют роль источника знаний или помощника в поиске ответов на поставленные учителем вопросы. Конечно, в современных условиях невозможно проводить каждый урок с сопровождением компьютерной техники, поэтому необходимо произвести отбор тех тем, где применение средств мультимедиа наиболее актуально и обеспеченно программой.

    Компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия .  Но несомненно, компьютер и информационные носители являются хорошим средством преодоления некоторых проблем, существующих у образования. Так же ИКТ позволяют осуществить важнейшие принципы обучения: принципы гуманизма,  научности, наглядности.

                                           Список литературы

1.        Жилкин В.В. Информационно-технологические средства в профессиональной деятельности педагога. -- Материалы Интернета по адресу: http://center.flo.ru в рубрике «В помощь учителю».

2.        Журавлёв Д. Ребёнок и компьютер. //Народное образование. - № 7.-2002.-с.113-122.

3.Корлюгова Ю.Н., Усенков Д.Ю. 1С: Школа. Экономика. Практикум.- М., 2007. – с. 7-8

4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. - № 7. - 2000. - с. 151.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Полат Е.С./. - М., 1999. - с.3-5

6.        Осин А.В. Электронные издания и ресурсы и педагогические технологии. - //Бюллетень Федерального депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий для общего среднего образования. - № 2. - 2003. - с.2-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин»

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

Статья "Использование информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики"

Работая учителем математики и информатики, применяя IT-технологии на уроках, добиваюсь хороших знаний по предмету, потому что признаю сквозное преподавание математики и информатики с 5-ого по 11-ые кл...

Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)

В данной работе описаны преимущества применения  мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её п...

Использование мультимедиа технологий как средство повышения мотивации учащихся

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. П...