Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.
статья по истории на тему

Четырина Надежда Васильевна

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_noznavatelnoy_samostoyatelnosti_.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Цнинска СОШ №2» в с. Донское

Доклад на тему:

«Формирование познавательной самостоятельности

учащихся на уроках истории и обществознания  на основе  использования деятельностного подхода»

учитель: Четырина Н.В.

2012 год

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в условиях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности. Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения». Люди – существа деятельные: только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир, создает для себя определенные условия жизни, ищет пути решения жизненных и профессиональных проблем; внутренний же мотив этой деятельности связан с удовлетворением личных потребностей. В школе чаще всего дети выполняют, преимущественно, совершенно иную «деятельность»: слушают учителя и одноклассников, производят указанные учителем действия, в которых, по большей части, они не видят смысла.

Разрешить данные проблемные противоречия, как показывает опыт моей работы, можно единственным путем: строить учебный процесс в соответствии с природой человека. Это означает, что следует принять как аксиому следующий тезис:

человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научиться, развиться, воспитаться.

   Чтобы это произошло, учитель должен изменить подход к учебному процессу: он должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся.

На решение данной проблемы нас ориентируют образовательные стандарты второго поколения. То есть образование  должно стать практикоориентированным, что предполагает акцент на деятельностные формы обучения. Именно системно-деятельностный подход в обучении составляет основу ФГОС.

В течение нескольких последних лет я стараюсь строить свою работу на основе использования деятельностного подхода.

 Условия для практической реализации технологии деятельностного подхода сформулированы в виде дидактических принципов:

- деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам;

- непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методов;

- целостного представления о мире – формирование у ребенка обобщенного, целостного представления о мире, о роле и месте каждой науки в системе наук;

- минимакса – школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

- психологической комфортности – снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;

- вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта;

- творчества – максимальная ориентация на развитие творческого начала в учебной деятельности школьника.

Методика деятельностного подхода позволяет реализовать несколько уровней умственного развития ребенка, в частности:

1-й уровень – «Актуальное развитие ребенка».

Он определяется запасом знаний и умений ученика, степенью его обученности, стремлением к самостоятельному обретению знаний и умений, ставшее внутренней потребностью и достоянием ученика и сформированное способностью справляться с заданиями самостоятельно. Для иллюстрации сказанного приведу в пример изучение  вопроса о политических режимах. Я строю беседу на основе знаний учащихся,  полученных на уроках истории. На доске составлен план, по которому требуется назвать признаки политических режимов. Итогом такой работы будет таблица «Признаки политических режимов», составленная учащимися.

2-й уровень – «Зона ближайшего развития».

Действия учителя на этом уровне нацелены на перспективу. Определяется завтрашний день ученика, динамическое состояние его развития. Учащиеся получают потенциальную возможность применить теоретические и практические знания в своей дальнейшей жизни (на работе, при обучении, в семье). Например изучение темы «Семья и быт» позволит в будущем правильно строить семейные отношения.

 Реализация деятельностного подхода на практике возможна только при условии применения современных педагогических технологий. На своих уроках я использую элементы ТРКМ, технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения, проектной технологии, ИКТ.

          Применение элементов технологии развития критического мышления позволяет  решить одну из основных целей моей работы – научить учеников самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Формирование данных умений осуществляю через систему заданий следующего порядка: структурирование текстов; сопоставление информации из разных источников; выдвижение гипотез; обобщение информации; применение усвоенной информации в новых учебных ситуациях, в заданиях более сложного уровня; оценивание информации. На разных этапах урока применяю методические приемы ТРКМ: «Верные и неверные утверждения», «Составление кластера», «Пометки на полях», «Синквейн».

           Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Проблемное обучение основывается на искусственном создании или спонтанном возникновении проблемных ситуаций. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Проблемные ситуации при этом могут быть разными по степени сложности. Работая над проблемной ситуацией учащийся постепенно приучается вникать в суть происходящего, ответственно относиться к работе, критически - к собственным действиям, рефлексировать. Все это подготавливает школьника к жизни после школы, его успешной дальнейшей социализации.

           Дети в нашей школе не одинаковые по уровню обученности и обучаемости. Это создает определенные трудности в работе, решать которые помогает использование элементов технологии дифференцированного обучения. Ведущей идеей, которой является: обучение каждого  на уровне его возможностей и способностей.  С детьми высокого уровня обученности провожу работу с учетом их дальнейшего развития: методы интенсивного обучения, исследовательские проблемные методики, творческие работы. К слабым детям, и таким, которые не очень хотят учиться у меня специальный подход: постоянная мотивация, особенно поощрения, привитие интереса. Даю им задания, соответствующие их уровню усвоения, чтобы они могли с ними справиться, чтобы не пропал интерес. Если успешно справляются – задание усложняю. Одной из наиболее эффективных форм организации учебной работы для данной технологии является работа в группах. Использование этих форм работы дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. Группы формирую в зависимости от уровня подготовки учащихся соответственно и  задания для самостоятельной работы даю дифференцированного характера.          

 В каждой группе ученики работают сначала индивидуально, затем – всей группой. Создается атмосфера взаимодействия, возникает позитивная взаимозависимость, индивидуальная  ответственность.

         Роль учителя: он выполняет функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего деятельность учащегося. Цель моей педагогической деятельности направлена на оказание помощи всем учащимся, учитывая их индивидуальные образовательные потребности, а также на организацию деятельности учащихся таким образом, чтобы они могли реализовать свое право на выбор вида учебной деятельности.

          В своей практике использую технологию проектного обучения и исследовательский метод. Проектное обучение способствует:

- развитию у учащихся абстрактного мышления, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления;

- формированию интеллектуальных умений: аналитических, критических, коммуникативных;

    - приобретению практических навыков работы и общения в группе: брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.   Группы учащихся формирую с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый ученик активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А эта огромный стимул к активному усвоению знаний.

        При организации проектной деятельности делаю акцент на закрепление навыков владения основными исследовательскими методами, среди которых: анализ литературы, поиск источников информации, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения.        

К проектам я готовлю дидактические материалы. Это могут быть шаблоны таблиц, сравнительные формы, опросы, тесты, приемы и правила работы с текстом, критерии оценки и самооценки результатов исследования, план презентации, алгоритмы работы, публикации, обзоры. Материалы отбираются таким образом, чтобы предупредить возможные трудности, возникающие в работе над конкретным проектом.  

          Проектная деятельность невозможна без использования информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют осуществить доступ к обширной информации, ярко и наглядно представить результаты исследования.

            Результаты исследования мои учащиеся представляют в виде публикаций, созданных в программе Microsoft Office Publisher, в виде презентаций Power Point. На этом этапе школьники учатся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядный материал, отрабатывать структурированную манеру изложения.

Серьезное место отвожу формированию умения старшеклассников создавать и публично представлять творческие продукты – ученические проекты.

Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении (не без помощи учителя), развивает предметные и общеучебные умения и навыки, формирует компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, приоритетно нацеленные на развитие познавательного интереса учащихся.    

         Использование в практике обучения истории и обществознания деятельностного подхода представляет собой процесс познания и предполагает развитие у учащихся различных видов мышления через деятельность, моделирующую деятельность научную. Реализовать эту идею я попыталась, разработав в известном смысле отличные от стандартных уроки,  внеклассные мероприятия. В старших классах провожу уроки лекции с элементами беседы, семинары, уроки деловой игры. Эти формы уроков призваны закрепить и углубить материал по изучаемой теме. На таких уроках учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения самостоятельно добывать знания, анализировать, конспектировать,  обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Деятельность такого рода вызывает у учащихся желание работать с различными источниками информации (специальными текстами, отдельными разделами учебника, документами, учебными электронными пособиями,  и т.д.), побуждает их активнее усваивать новый материал.

Для активизации познавательной деятельности учащихся использую различные приемы.

Прием «Анализирую ситуацию»

В случае, если какие-то вопросы вызывают у учащихся затруднения, я предлагаю им рассмотреть несколько нестандартных ситуаций

Прием «Знакомлюсь с новым материалом»

На уроке предлагаю ученикам текст для самостоятельной проработки (материал в тексте должен быть изложен достаточно последовательно и логично) и выполнить задания по тексту.

Прием «Подвожу итоги»

В конце урока материал закрепляется по пунктам, заранее записанным на доске или в тетрадях учащихся.

Данные приемы формируют у учащихся умения анализировать ситуацию,  навыки самостоятельной работы с текстом, позволяют качественнее усвоить материал.

Для развития творческих способностей у учащихся применяю на уроках следующие задания и моделирую следующие ситуации:

1. Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов.

2. Организация дискуссий по спорным вопросам истории, при подготовке к которым учащиеся учатся анализировать исторические документы, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента.

3. Подготовка эссе. Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными фактами, опираться на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними.

4. Подготовка исследовательских работ.

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. На основе исторических документов можно построить урок-практикум, организовать практические занятия. В качестве источников использую отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого; мемуары, дневники

современников, очевидцев исторических событий; фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы; фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.); газетная информация и публицистические материалы;

справочные и статистические материалы. Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему.

Необходимо учитывать, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний является более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами. Система заданий по работе с документами может быть ориентирована на воспроизводящий, преобразующий либо творческо-поисковый уровень познавательной деятельности в соответствии с возможностями каждого конкретного ученика.

Практика показала, что использование документов делает урок более интересным, насыщенным, познавательным. Работа с документами как бы

приближает учеников к изучаемым событиям, создает особый эмоциональный фон восприятия, что позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

Наработка умения анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике.

Критериями эффективности обучения является уровень сформированности понятийного мышления обучающегося, его умение самостоятельно выявлять логические связи и закономерности, активно подходить к усвоению знаний. Учащиеся должны научиться обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы, знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, знать дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание.

Комплексное использование различных приемов повышения эффективности уроков истории, «живой» подход к изложению и интерпретации фактов, подлинный диалог с учениками позволят учителю истории сделать свой предмет красочным, заинтересовать учащихся, побудить их к активному поиску ответов, выработке собственных суждений и становлению нравственных позиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение познавательных задач на уроках истории и обществознания

Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Ведущий прием - познавательные задачи, которые открывают ученикам дополнительный учебный материал, способствуют его...

Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

Статья на  тему  "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...

Формирование познавательной самостоятельности на уроках химии.

Проблема развития познавательной самостоятельности личности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение.Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающ...

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.

«Все наши замыслы,все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».В.А. Сухомлинский...