Урок как ведущая форма обучения истории в специальной (коррекционной) школе-интернате
методическая разработка (5 класс) по теме

Урок как ведущая форма обучения истории

в специальной (коррекционной) школе-интернате

 

Бегун Роман Витальевич

учитель истории и обществознания

ГБОУ СКОШИ №31, г. Москва

 

Урок в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с задержкой психического  развития и нарушением интеллекта является ведущей формой организации учебного процесса и основной формой обучения истории. Урок позволяет наиболее полно реализовать образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи курса истории, использовать различные средства и методы обучения, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, доступность и прочность усвоения знаний, наглядность в обучении.

Учащиеся 8-11 классов специальной (коррекционной) школы-интерната на уроках знакомятся с историей Родины с древнейших времен до наших дней, получают представления об исторических событиях и явлениях, происходивших в разные эпохи и на разных территориях. Задачи урока истории не исчерпываются сообщением нового материала. Учитель организует проверку и закрепление исторических знаний учащихся, осмысливание нового материала путем его разбора и обобщения, применение знаний, полученных ранее, для усвоения новых знаний.

Результативность урока достигается, прежде всего, знаниями, умениями и личными качествами учителя истории, который рационально отбирает учебный материал для урока, определяет средства и методы изучения этого материала, организует деятельность, отвечающую особенностям и уровню развития учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната, их познавательным возможностям.

На качество уроков истории влияют и такие факторы, как дисциплина учащихся, их собранность и работоспособность на всех этапах урока, наличие необходимого оборудования в кабинете. Учитель всегда должен помнить о психофизических проблемах учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната и стараться облегчить процесс обучения. Например, даты, имена и фамилии, события лучше усваиваются, если учитель повесит плакат или календарь, напишет на доске, а ученики затем занесут эту информацию в свои тетради. Записанные термины, даты и имена исторических деятелей помогут учащимся лучше их запомнить, правильно произносить, а затем использовать в своих ответах.

Учитель истории специальной (коррекционной) школы-интерната всегда стоит перед проблемой: как донести сложный исторический материал, насыщенный событиями, фактами, биографиями, причинно-следственными связями, до сознания учащихся с задержкой психического развития и нарушением интеллекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_urok_istorii.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок как ведущая форма обучения истории

в специальной (коррекционной) школе-интернате

Бегун Роман Витальевич

учитель истории и обществознания

ГБОУ СКОШИ №31, г. Москва

Урок в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с задержкой психического  развития и нарушением интеллекта является ведущей формой организации учебного процесса и основной формой обучения истории. Урок позволяет наиболее полно реализовать образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи курса истории, использовать различные средства и методы обучения, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, доступность и прочность усвоения знаний, наглядность в обучении.

Учащиеся 8-11 классов специальной (коррекционной) школы-интерната на уроках знакомятся с историей Родины с древнейших времен до наших дней, получают представления об исторических событиях и явлениях, происходивших в разные эпохи и на разных территориях. Задачи урока истории не исчерпываются сообщением нового материала. Учитель организует проверку и закрепление исторических знаний учащихся, осмысливание нового материала путем его разбора и обобщения, применение знаний, полученных ранее, для усвоения новых знаний.

Результативность урока достигается, прежде всего, знаниями, умениями и личными качествами учителя истории, который рационально отбирает учебный материал для урока, определяет средства и методы изучения этого материала, организует деятельность, отвечающую особенностям и уровню развития учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната, их познавательным возможностям.

На качество уроков истории влияют и такие факторы, как дисциплина учащихся, их собранность и работоспособность на всех этапах урока, наличие необходимого оборудования в кабинете. Учитель всегда должен помнить о психофизических проблемах учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната и стараться облегчить процесс обучения. Например, даты, имена и фамилии, события лучше усваиваются, если учитель повесит плакат или календарь, напишет на доске, а ученики затем занесут эту информацию в свои тетради. Записанные термины, даты и имена исторических деятелей помогут учащимся лучше их запомнить, правильно произносить, а затем использовать в своих ответах.

Учитель истории специальной (коррекционной) школы-интерната всегда стоит перед проблемой: как донести сложный исторический материал, насыщенный событиями, фактами, биографиями, причинно-следственными связями, до сознания учащихся с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.

Современный урок истории в специальной (коррекционной) школе-интернате должен соответствовать следующим требованиям:

1. Научность содержания, т. е. достоверность исторических фактов и их правильное объяснение, их связь с жизнью. Изучая на уроках материал по истории Родины с древнейших времен до современности, учащиеся получают представления об исторических событиях и явлениях на протяжении различных эпох. Оценочные суждения даются с позиций общечеловеческих ценностей и историзма. Научный подход требует использования исторических источников и терминологии, но без усложнения материала для учащихся с ЗПР и нарушением интеллекта.

2. Четкое планирование цели, образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач урока и их комплексное решение с учетом особенностей детей. Постановка задач зависит от цели, темы и содержания урока. Например, к уроку по теме «Гражданская война» могут быть поставлены следующие цель и задачи:

Цель: сформировать представление о гражданской войне как битве альтернатив возрождения России.

Обучающие задачи:

- уяснить причины, этапы и особенность гражданской войны;

- рассмотреть основные события  гражданской войны;

- сформулировать причины поражения «белых» и победы «красных».

Воспитательные задачи:

- развивать навыки работы с учебником и таблицами, опорными схемами;

-  усвоить новый прием работы с понятиями;

- воспитывать организованность, самостоятельность при выполнении работы.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фактические, временные и пространственные исторические представления;

- развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, сравнения), причинное мышление;

- развивать память;

- развивать устную речь.

3. Связь между уроками предыдущими и последующими. На уроке отмечаются предпосылки, причины, вызвавшие те явления, о которых пойдет речь, и осуществляется подготовка к восприятию следствий, произошедших из-за событий, с которыми учащиеся знакомятся на данном уроке.

4. Подбор необходимых методических приемов, средств и методов обучения, соответствующих задачам, которые решаются на уроке. Методы и средства подбираются с учетом познавательных и психологических возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната, их знаний, умений и навыков и т. п. Например, на уроке по теме «Жизнь и труд древних славян» ведущим методом изложения нового материала будет яркий, эмоциональный повествовательно-описательный рассказ учителя, опирающийся на картину «Славянский поселок», а на уроке по теме «Причины распада Киевской Руси» целесообразно использовать объяснение учителя, опирающееся на карту «Русь в XIII в.» и раскрывающее причинно-следственные связи в изучаемом процессе.

5. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся. От грамотного сочетания, правильного выбора этих форм работы зависит успех урока.

Индивидуальный подход осуществляется на всех этапах урока. Во время проверки домашнего задания, опроса пройденного материала слабые учащиеся будут привлекаться к работе так же, как и средние или сильные. При изучении нового материала сильным ученикам может быть предложен проблемный вопрос, в то время как все остальные просто будут слушать объяснение учителя. При закреплении нового материала вопросы и задания подбираются учителем с учетом уровней обучаемости учащихся. Домашние задания лучше индивидуализировать: одним, более слабым учащимся, – общие задания по учебнику, другим – дополнительные задания: доклады, сочинения, отзывы, пр.

6. Чётка организация урока, правильный выбор учителем структуры и методики проведения урока. При всем многообразии задач урок истории представляет собой внутреннее единство и законченность. Каждый урок имеет свою тему, которая раскрывается по плану. Тема и план сообщаются учащимся и записываются на доске, это помогает поддерживать их внимание на протяжении всего урока.

Урок истории представляет собой законченное целое не только по содержанию, но и по характеру работы: все умения и навыки учащихся должны быть отработаны непосредственно на уроке. Независимо от типа урока истории, каждый состоит из трех частей, связанных между собой, – подготовительная, основная и заключительная.

7. Наличие эмоциональной, творческой атмосферы на уроке, развитие познавательных интересов учащихся. О ряде исторических фактов учащиеся специальной (коррекционной) школы-интерната, возможно, имеют представления. После сообщения учителем темы урока эти дети сообщают, что знают об этом. Учитель в этом случае поощряет высказывания учащихся, сам интересно излагает новый материал, создаёт при этом конкретные и красочные образы, поддерживает положительный настрой класса и заинтересованное отношение учащихся к новой теме.

8. Результативность урока, успешное выполнение его основных задач: формирование исторических знаний, умений и навыков, воспитание и развитие учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида.

Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида. Коррегирующее влияние уроков труда на умственную деятельность обучающихся....

Доклад и презентация на тему "Игровые технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида".

Нетрадиционные методы и приёмы обучения на уроках музыки и пения, на внеклассных мероприятиях. В материале представлены доклад и презентация на тему "Активизация познавательной деятельности и развитие...

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...