ПРОГРАММА предмета «История кадетских корпусов» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (5-6 классы) Разработчики: Дмитренко В.В., Мусаева Т.М., Ляпин В.И., Сиренко О.Р.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Сиренко Олег Ростиславович

Программа предмета "История кадетских корпусов" разработана для кадет и воспитаников обучающихся в 5, 6-х классах кадетской школы и охватывает период истории России с конца XVII века до XXI века. Программа дополняет школьный курс истории Отечества сведениями об историческом пути российских кадетских корпусов, специфике учебной и воспитательной работы в них и их значении в подготовке высокопрофессиональных кадров для служения на военном и государственном поприще и призвана привить интерес к истории кадетских корпусов и военной истории, дать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_istoriya_kk.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

кадетская школа Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

Директор ИМЦ

______________Л.Г.Серова

        подпись  

«__» __________201_ г.

М.П.

ДОПУЩЕНО

Председатель президиума ЭНМС

_______________С.В. Жолован

        подпись

«__» __________201_ г.

М.П.

Председатель предметной секции ЭНМС

___________________________________

         подпись                                         ФИО

Протокол № __ от «__» ____201_ г.

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете кадетской школы

Протокол №     от     августа 2013 г.

Директор ______________В.В. Дмитренко

                          подпись

М.П.

ИСТОРИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

для 5, 6 классов

(68 часов)

           Авторы-составители:

Директор  ГБОУ кадетская школа

Санкт-Петербурга

Дмитренко Владимир Викторович

Заместитель директора  школы по    воспитательной работе

Мусаева Тамара Михайловна

   Учитель истории

                                               Ляпин Виктор Иванович

                                                   

   Учитель истории

                                                    Сиренко Олег Ростиславович

Санкт-Петербург

2013

ПРОГРАММА

предмета «История кадетских корпусов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Программа  «История кадетских корпусов» разработана для кадет и воспитанников, обучающихся в 5, 6-х классах кадетской школы и охватывает период истории России с конца XVII века до XXI века. Программа дополняет школьный курс истории Отечества сведениями об историческом пути российских кадетских корпусов, специфике учебной и воспитательной работы в них и их значении в подготовке высокопрофессиональных кадров для служения на военном и государственном поприще и призвана привить интерес к истории кадетских корпусов и военной истории, дать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками.

Программа и содержательная часть разработаны с учётом хронологии и историографии становления, развития, реформирования, разрушения, функционирования на чужбине и возрождения в современной России системы кадетского образования как составной части русской военно-образовательной школы за весь период её существования.

Учебными пособиями для изучения курса являются книга Меньшова В.М. «Российские кадеты» в 3-х томах, СПб., 2003 и поурочная книга для чтения по истории Российских кадетских корпусов Е. Исакова «Военная быль: о Доблести, Добре и красоте», Москва, 2000. Так же программа курса предполагает широкое обращение к монографиям, другой литературе и мемуарам очевидцев, непосредственных участников исторических событий, связанных с жизнью и деятельностью кадетских корпусов, их воспитанников и выпускников, встречи и общение с ветеранами, кадетами и воспитанниками современных  военно-учебных заведений, посещение кадетских корпусов и школ, Суворовского и Нахимовского военных училищ Санкт-Петербурга, музеев и исторических мест, имеющих отношение к кадетскому прошлому.

Курс истории кадетских корпусов не только раскрывает уникальные страницы истории нашего государства, но и показывает значимость таких военно-учебных заведений для повышения обороноспособности страны. Преподавание этого предмета актуально для военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Нынешние  кадеты и воспитанники с интересом узнают о многих аспектах деятельности кадетских корпусов прошлого и настоящего времени, расширят свои познавательные способности, увеличат кругозор.

При разработке программы использованы рекомендации, изложенные в информационных вестниках кадетского образования, действующие программы предмета «История кадетских корпусов» Первого Московского кадетского корпуса, Второго Донского императора  Николая II кадетского корпуса, примерные программы по учебным предметам История 5-9 классы, Москва «Просвещение», 2010.

Предмет «История кадетских корпусов» входит в школьный компонент учебного плана ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга, является обязательным для кадет и воспитанников 5 и 6 классов кадетской школы и рассчитан на 68 учебных часов.

 

Изучение исторического пути, исследование места и роли российских кадетских корпусов, суворовских и нахимовских военных училищ в системе военного образования  позволяет кадетам и воспитанникам учитывать предыдущий опыт, извлекать уроки из допущенных в прошлом ошибок и осознать личную причастность к истории своей страны, обеспечивает преемственность важнейших образовательных, духовно-нравственных, патриотических и культурных традиций  кадетских корпусов.

2

2. Целями курса «История кадетских корпусов» являются:

познавательные -  овладение историческими знаниями о становлении и развитии системы кадетского образования, ее месте и роли в общей системе военного образования в период конца XVII - начала XXI веков в контексте истории Отечества;

развивающие -  развитие интереса к отечественной истории, аналитического мышления, основанного на сравнении, сопоставлении исторических фактов и современных аспектов, системного представления о возникновении и развитии кадетского движения в дореволюционный, советский и постсоветский периоды на территории России;

воспитательные - воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межличностных отношений, ориентации на духовно  - нравственные ценности, культивируемые в кадетском образовании; создание  условий  для  выработки кадетами собственной жизненной позиции;

осознание учащимися главных составляющих современного кадетского образования, его целей и ведущих идей, ценностей и особенностей, его традиционных и инновационных аспектов, а так же места в общей системе российского образования.

Роль и место предмета «История кадетских корпусов» в подготовке обучаемых в комплексе с предметами исторического блока федерального компонента  и предметами военной направленности  «Основы военной истории», «Военная подготовка»  компонента образовательного учреждения, в совокупности составляющих область  исторических и военных знаний, охватывающих теорию и практику обучения кадет заключается в обеспечении всестороннего развития личности кадета, формировании его общей исторической культуры, профессиональной ориентации и привития ему осознания принадлежности к единому и нерушимому кадетскому братству.

Главными задачами  предмета «История кадетских корпусов» являются:

обеспечить специальную историческую подготовку кадет и воспитанников, которая должна стать одним из фундаментов тех знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем будут способствовать их профессиональной ориентации на военном поприще и государственной службе;

знакомство кадет и воспитанников с истоками русской начальной военной школы, раскрытие в хронологическом порядке основных этапов становления и развития системы  кадетского образования и всех ее составных частей,  реформирования, забвения и возрождения на различных этапах истории;

выработка у кадет и воспитанников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о многообразии форм исторического бытия и деятельности военно-учебных заведений, о неоднородности восприятия, отражения и объяснения исторических событий истории кадетских корпусов дореволюционного периода  и выявление актуальности деятельности кадетских корпусов в современное время;

развитие у кадет и воспитанников способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.) и умения применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

формирование у кадет и воспитанников ценностных ориентиров и убеждений на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта;

развитие у кадет и воспитанников исторической культуры, приобщение их к ценностям национальной культуры, воспитание у них  уважения к прошлому, к русским

воинским традициям, к предшественникам, прославившимся на военном и гражданском

3

поприще и высокого сознания общественного долга;

привитие кадетам и воспитанникам чувства любви и преданности своему Отечеству, кадетскому корпусу (школе) и гордости за них;

усвоение кадетами и воспитанниками правил и кодексов кадетского товарищества и братства; привлечение их к сотрудничеству по поддержанию проверенных временем и  формированию новых кадетских традиций, ведению дневниковых записей и летописи кадетской школы, совершенствованию системы кадетского самоуправления и  осознание ими необходимости овладения военной специальностью.

Содержание программы:

I. Курс истории кадетских корпусов делится на пять разделов:

Раздел 1. История формирования и развития военно-учебных заведений в России. Исторический путь кадетских корпусов Российской империи.

В разделе представлены три исторических периода деятельности кадетских корпусов дореволюционного периода:

первый период от военных школ Петра Великого и кадетских корпусов Анны Иоанновны до дальнейшего развития системы кадетского образования в XIX в.;

второй период - кадетские корпуса в 30-40 г.г. XIX века. Преобразования кадетских корпусов, в военные гимназии в эпоху великих реформ 60-х г.г. XIX века;

третий период - восстановление кадетских корпусов в конце XIX в., последующий расцвет системы кадетского образования  и расформирование  кадетских корпусов после революционной смены государственно-политического устройства России в 1917 г. Открытие и деятельность русских кадетских корпусов за рубежом в 20-60 гг. ХХ века. Объединения кадет в эмиграции.

Исследуются состояние военного дела в конце XVII века, становление военного образования в начале XVIII века и основные предпосылки создания кадетских корпусов в России. Детализируются  последующие  этапы формирования и организации кадетских корпусов с прохождением фазы развития их сети в первый и большую часть времени второго периода и завершившуюся изменением их статуса и преобразованием в военные гимназии в пору либеральных реформ 60-х г.г. XIX века; фазы ренессанса и истинным расцветом в третьем из названных периодов. Дается картина расширения и миграции сети кадетских образовательных учреждений от  новой и старой столиц к губернским городам, в провинцию и на окраины Российской империи, вследствие их востребованности обществом и высокой эффективности выполнения поставленных перед ними задач. Анализируются революционные преобразования 1917 года, приведшие к разрушению системы кадетского образования в России, исходу кадетских корпусов из страны в годы Гражданской войны, воссозданию на чужбине и прослеживаются дальнейшие их судьбы, вплоть до 60-х гг. ХХ века, а объединений русских кадет за рубежом - по настоящее время.  О каждом из упомянутых в разделе   кадетском корпусе доводится краткий исторический очерк об основных вехах его существования и деятельности.

Раздел 2. Специфика воспитания, образовательные, духовно-нравственные, патриотические, культурные традиции  кадетских корпусов. Образ жизни в кадетских корпусах.

В разделе на протяжении исторического периода от эпохи Просвещения  и до начала XX столетия подробно рассмотрены основные аспекты комплексной образовательной и воспитательной системы, созданной в кадетских корпусах и обеспечивающей всестороннее развитие личности кадета и воспитанника. Значительное

4

внимание уделяется образовательным и культурным традициям, ролевому значению личности педагога, офицера-воспитателя, а также системе поощрения и наказания кадет. Детально рассматриваются и обсуждаются такие важные для истинного гражданина и патриота своей страны, и особенно для человека, выбравшего военное поприще, категории и качества как: служение Отечеству; высокий профессионализм; образованность и эрудиция; чувство войскового товарищества; порядочность и честь. Приводятся конкретных исторические примеры их проявления питомцами кадетских корпусов, их воспитателями и духовными наставниками. Показано влияние внутренней среды на формирование личности кадет и воспитанников, и в частности: детали быта и режим проживания в общежитии; коллектив, подобранный в кадетских корпусах; нормы и правила, регулирующие поведение в корпусе; личности, играющие значительную роль для формирования авторитетов. Дается ретроспективный обзор формы одежды кадет, описывается военная атрибутика, знаки, знамена кадетских корпусов.

Раздел 3.  Суворовские и нахимовские военные училища в СССР и РФ.

В разделе рассматривается период от Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. до современных времен. Его начало совпадает с появлением  новой формы военно-учебных заведений « типа старых кадетских корпусов» - суворовских и нахимовских военных училищ и специальных военных школ, которые за годы Советской власти успешно решали вопросы, поставленные перед ними государством. Приведением исторических документов того времени акцентируются обстоятельства и причины, обусловившие их появление. (В период Великой Отечественной войны актуализировался вопрос поддержки государством детей-сирот военного времени, а также подготовки кадрового военного состава для повышения обороноспособности страны). Прослеживается исторический процесс развития и свертывания их сети. Военно-учебные заведения советского периода – суворовские и нахимовские военные училища в новой исторической реальности.

Раздел 4. Современные кадетские корпуса в России.

В разделе представлен период, начавшийся в 90-х годах ХХ века. Поясняются причины восстановления в России кадетских образовательных учреждений, даётся характеристика существующей системы кадетского образования Санкт-Петербурга и  других регионов России, роли и места в этой системе нашей кадетской школы и ряда современных кадетских корпусов, которые возникли в кризисные 90-е годы новой России, как уникальные учебные заведения, обеспечивающие комплексное образование и военно-патриотическое воспитание). Формирование системы управления кадетским движением. Информационное пространство кадетского сообщества. Рассматривается история возникновения, укоренения, преемственности и совершенствования кадетских заповедей, традиций, символики, ритуалов и церемоний от момента создания кадетских корпусов до нашего времени. Разъясняются положения локальных актов кадетской школы; организация, структура, назначение и принципы функционирования системы и органов кадетского самоуправления и обеспечивается привлечение кадет и воспитанников к разработке, формулированию и обоснованию собственных предложений по изменению, уточнению, доработке  нормативно-правовых актов кадетской школы и  совершенствованию структуры кадетского самоуправления. Предоставляется возможность обучаемым осуществить поиск и сетевое общение с собратьями кадетского сообщества в Петербурге и в России, представленными в Интернет-пространстве.

5

Раздел 5. Кадеты на службе Отечеству. Биографии и судьбы выдающихся педагогов и воспитанников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских военных училищ.

Раздел охватывает весь исторический период с появления самых первых кадетских корпусов и до сегодняшних дней. В нем прослеживаются судьбы и описываются великие достижения, свершения и подвиги питомцев кадетских корпусов, суворовских и нахимовских военных училищ, педагогов и организаторов кадетской системы образования, выдающихся военных и государственных деятелей. Совместно  кадетами определяются  ориентиры нравственного и профессионального роста, активной жизненной позиции на примере служения Отечеству великими людьми – выходцами из кадетской среды. Оценивается вклад нынешнего поколения кадет и непосредственно нашей кадетской школы в копилку славных дел  российских кадетских корпусов и  обеспечивается  преемственность и передача эстафеты от одного поколения кадет другому.

6

II. Распределение учебного времени по темам  

Наименование разделов  и тем

Всего

учебных часов

5 класс

34

Раздел 1. История формирования и развития военно-учебных заведений в России. Исторический путь кадетских корпусов Российской империи.

34

Тема 1. От военных школ Петра Великого и кадетских корпусов Анны Иоанновны до дальнейшего развития системы кадетского образования в XIX веке.

9

Тема 2. Кадетские корпуса в 30-40 г.г. XIX века. Преобразования кадетских корпусов в военные гимназии в эпоху великих реформ 60-х г.г. XIX века.  

8

Тема 3.  Кадетские корпуса на рубеже XIX и ХХ веков. Расцвет и крушение системы кадетского образования. Русские кадетские корпуса за рубежом. Объединения кадет в эмиграции.

15

Тема 4. Деятельность Главного управления военно-учебных заведений.

1

  «… того ради указали Мы: учредить Корпус кадетов…»  Обобщающий урок.

1

6 класс

34

Раздел 2. Специфика воспитания, образовательные, духовно-нравственные, патриотические, культурные традиции  кадетских корпусов. Образ жизни в кадетских корпусах.

15

Тема 5. Система образования и воспитания в кадетских корпусах

 

7

Тема 6. Духовно-нравственные и патриотические  традиции  воспитанников кадетских корпусов.

4

Тема 7. Уклад жизни и быт в кадетских корпусах.

4

Раздел 3.  Суворовские и Нахимовские военные училища в СССР и РФ.

3

Тема 8. Военно-учебные заведения советского  периода. Суворовцы и нахимовцы - наследники  кадетских корпусов России.

1

Тема 9. Суворовские и нахимовские военные  училища Российской Федерации.

2

Раздел 4. Современные кадетские корпуса в Российской Федерации.

8

Тема 10. Кадетским корпусам быть! Восстановление в России кадетских корпусов в конце XX - начале ХХI в.в.

1

Тема 11. Петербург - кадетская столица.

3

Тема 12. Кадетские заповеди, традиции, символики, ритуалы и церемонии: преемственность и современность.

4

Раздел 5. Кадеты на службе Отечеству. Биографии и судьбы выдающихся педагогов и воспитанников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских военных училищ.

7

Тема 13. Они прославили Россию. Кадетские имена в истории.

5

Тема 14. Звание скромное и гордое кадет.

2

Жизнь - Отечеству, честь - никому! Быть, а не казаться!

Обобщающий урок. 

1

Всего часов по курсу

68

III. Содержание разделов и тем 

  Раздел 1. История формирования и развития военно-учебных заведений в России. Исторический путь кадетских корпусов Российской империи.

Тема 1. От военных школ Петра Великого и кадетских корпусов Анны Иоанновны до дальнейшего развития системы кадетского образования в XIX веке.

  Состояние военного дела в конце XVII века. Военные реформы и преобразования Петра Великого.

     У истоков русской военной школы. Становление военного образования в начале XVIII века. Навигацкая, артиллерийские, инженерные и другие военные школы и их питомцы.

  Основные предпосылки создания кадетских корпусов в России. Кадетский корпус - новый тип учебного заведения. Отличия Российских кадетских корпусов.

  Первые кадетские корпуса в России. Кадетские корпуса в Санкт-Петербурге: генезис, краткий исторический очерк:

  Корпус кадетов шляхетских детей Анны Иоанновны. Сухопутный кадетский корпус (Первый Его Императорского  Величества кадетский корпус);

   Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус (2-й кадетский императора Петра Великого корпус) и его филиалы; Корпус чужестранных единоверцев;

  Пажеский Его Императорского  Величества корпус;

  Константиновский кадетский корпус (Дворянский полк);

  Горный кадетский корпус. 

Тема 2. Кадетские корпуса в 30-40 г.г. XIX века. Преобразования кадетских корпусов в военные гимназии в эпоху великих реформ 60-х г.г. XIX века.

  Состояние системы кадетского образования к 30-40 г.г. XIX века. Создание системы военно-учебных округов.

             Расширение сети кадетских корпусов:

           Тамбовский и Воронежский кадетские корпуса;

 Павловский кадетский корпус (Императорский военно-сиротский дом);

  Николаевский кадетский корпус (Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров);

  Александровский кадетский корпус для малолетних. Александринский сиротский кадетский корпус;  Новгородский кадетский корпус. 

             Московские кадетские корпуса: Первый Московский кадетский корпус; Второй Московский кадетский корпус; Третий Московский кадетский корпус;  

           Александровский Императора Александра II кадетский корпус. 

   Преобразования кадетских корпусов в военные гимназии в контексте реформы военного образования Военного министра Милютина Д.А. 60-70-х г.г. XIX века. 

Тема 3.  Кадетские корпуса на рубеже XIX и ХХ веков. Расцвет и крушение системы кадетского образования. Русские кадетские корпуса за рубежом. Объединения кадет в эмиграции.

Восстановление кадетских корпусов в конце XIX в.  Дальнейшее развитие военно-образовательной реформы в период правления  Императора Александра III, возвращение к системе кадетских корпусов.

Расцвет системы кадетского образования в на стыке XIX и ХХ в.в. под руководством Великого Князя Константина Константиновича. 

  Губернские кадетские корпуса:  

  Гродненский   кадетский корпус. Калишский кадетский корпус. Тульский кадетский корпус. Финляндский кадетский корпус; 

 Елизаветградский кадетский корпус. Казанский кадетский корпус. Тульчинский

8

кадетский корпус. Грузинский кадетский корпус. Александровский кадетский корпус; 

  Полоцкий кадетский корпус. Петровский - Полтавский кадетский корпус; 

  Орловский Бахтина кадетский корпус.  1-й Сибирский кадетский корпус; 

  Оренбургский кадетский корпус. 2-й Оренбургский кадетский корпус;

  Воронежский кадетский корпус. Симбирский кадетский корпус. Ярославский кадетский корпус; 

           Владимирский Киевский кадетский корпус. Суворовский кадетский корпус;

           Тифлисский кадетский корпус   Псковский кадетский корпус;

  Донской императора Александра III-го кадетский корпус. Одесский кадетский корпус. Сумский кадетский корпус. Хабаровский кадетский корпус;

  Ташкентский наследника цесаревича кадетский корпус   Владикавказский кадетский корпус. Вольский кадетский корпус.  Иркутский кадетский корпус. 

   События 1917 года, Гражданская война в России, кадеты - участники Белого движения. Разрушение системы кадетского образования. Исход кадетских корпусов из России. Судьба кадетских корпусов после 1917 года. 

  Русские кадетские корпуса за рубежом:  Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус. Крымский кадетский корпус. Корпус-лицей имени Императора Николая II. Второй  Донской кадетский корпус.

  Кадеты Зарубежья и их судьбы. Российские кадетские учреждения за рубежом. Кадетское движение. Объединения кадет в эмиграции. Рассеяны, но не расторгнуты! 

  Тема 4. Деятельность Главного управления военно-учебных заведений.

   Учреждение и развитие Главного управления военно-учебных заведений. Его задачи, подчинённость, штатная структура, развитие. Руководители управления.

 «… того ради указали Мы: учредить Корпус кадетов…»  Обобщающий урок.  

Обобщающее повторение  по основным этапам формирования и развития военно-учебных заведений в России и историческому пути кадетских корпусов Российской империи с использованием элементов игры-викторины.    

Раздел 2. Специфика воспитания, образовательные, духовно-нравственные, патриотические, культурные традиции  кадетских корпусов. Образ жизни в кадетских корпусах.

Тема 5. Система образования и воспитания в кадетских корпусах                                                                                      

Идеалы Просвещения и педагогическая реформа в системе военного образования России.

Воспитание в кадетских корпусах в первой половине XIX века.

Развитие гуманистических принципов образования и воспитания в кадетских корпусах во второй половине XIX — начале XX века.

Многообразие форм воспитательной работы и культурная жизнь кадетских корпусов конца XIX — начала XX столетия.

Особенности организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Руководство военно-учебными заведениями.      

Учебная работа. Система общего, военного и дополнительного образования  в кадетских  корпусах.  

Директора, преподаватели и корпусные офицеры: директорский корпус; преподавательский состав; корпусные офицеры. 

Тема 6. Духовно-нравственные и патриотические  традиции  воспитанников кадетских корпусов.

Служение Отечеству. Высокий профессионализм. Образованность и эрудиция. 

Чувство войскового  товарищества и кадетское братство. Порядочность и честь.

9

Тема 7. Уклад жизни и быт в кадетских корпусах.

Взаимоотношения воспитанников и кадет с начальствующим и педагогическим составом и между собой. Быт и внутренняя среда в кадетских корпусах. Церковь в жизни кадетских корпусов. Кадетские корпуса и благотворительность.

Форма одежды кадет. Появление кадетской формы. Формирование единого образца кадетской формы. Форма одежды кадетского корпуса в 1732 году. Форма кадетских корпусов в 1796-1800 годах. Форма кадетских корпусов в 1801-1825 годах.

Форма кадетских корпусов в царствование Императора Николая I. Форма кадетских корпусов в царствование Императора Александра III. Форма кадетских корпусов в царствование Императора Николая II. Защита  проекта формы одежды для кадетской школы. 

Знамена, нагрудные знаки, жетоны и другая военная атрибутика кадетских корпусов. Геральдическая символика. Разработка современной кадетской символики и атрибутики, статута кадетских наград.

Раздел 3.  Суворовские и Нахимовские военные училища в СССР и РФ.

Тема 8. Военно-учебные заведения советского  периода. Суворовцы и нахимовцы - наследники  кадетских корпусов России. 

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 21.08.1943 г. № 901. Развитие СВУ и НВМУ и сети специальных военных школ  в 40-х - 50-х годах. Военные реформы 60-х гг. и судьба суворовских и нахимовских военных училищ.

Тема 9. Суворовские и нахимовские военные  училища Российской Федерации.

Существующая сеть суворовских и нахимовских военных училищ. Предназначение и приоритеты их деятельности в рамках модернизации Вооруженных Сил и силовых структур государства. 

Санкт-Петербургское суворовское военное училище. Санкт-Петербургское нахимовское военно-морское училище. 

Раздел 4. Современные кадетские корпуса в Российской Федерации.

Тема 10. Кадетским корпусам быть! Восстановление в России кадетских корпусов в конце XX -начале ХХI в.в.

У новой России - новые кадетские корпуса и школы. Рост сети кадетских образовательных учреждений в Москве и России. Всероссийские семинары и совещания руководителей кадетских образовательных учреждений. Кадетские съезды как вектор движения системы кадетского образования.   Информационное пространство кадетского сообщества.

Тема 11. Петербург - кадетская столица.

 Существующая система кадетского образования Санкт-Петербурга. Перекличка времен: места, здания и строения, хранящие память о кадетском прошлом и воссозданные (вновь созданные) кадетские корпуса.

Президентские кадетские корпуса и кадетские училища.  Кадетские корпуса, учрежденные Правительством и  Министерством Обороны РФ: Санкт-Петербургский
кадетский корпус, сформированный на базе Кадетского корпуса железнодорожных войск, Кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, Военно-космического кадетского корпуса. Кронштадтский  морской кадетский корпус.

Кадетские корпуса силовых ведомств и других структур: Кадетский корпус федеральной пограничной службы. Кадетский корпус Министерства по чрезвычайным ситуациям. Кадетские классы.

10

Тема 12. Кадетские заповеди, традиции, символики, ритуалы и церемонии: преемственность и современность.        

«Заповеди и заветы товарищества и кадетского братства».  «Кодекс кадетской чести» кадетской школы. Торжественное обещание кадета. Нормативно-правовые акты кадетской школы.

Организация кадетского самоуправления. Совет кадетской чести и Совет командиров. Разработка, формулирование и обоснование предложений по совершенствованию структуры кадетского самоуправления.

Символика, ритуалы и церемонии ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга. Разработка сценария проведения школьного Дня дублера, Дня кадетского братства и проекта визитной карточки-буклета кадетской школы (сайта школы). 

Интернет-поиск с посещением сайтов фонда содействия кадетским корпусам, кадетских объединений, сообществ и  образовательных учреждений. Сетевое общение с собратьями кадетского сообщества в Петербурге и в России, представленными в кадетском Рунете с использованием  форумов их сайтов.

Раздел 5. Кадеты на службе Отечеству. Биографии и судьбы выдающихся педагогов и воспитанников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских военных училищ.

Тема 13. Они прославили Россию. Кадетские имена в истории.

Краткий обзор славных дел и достижений питомцев и командно-преподавательского состава кадетских корпусов, суворовских и нахимовских военных училищ и национальных героев:

Выдающиеся полководцы и флотоводцы: А.В. Суворов и его «Наука побеждать»,   М.И. Кутузов, П.А. Румянцев – Задунайский,   Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, Д.Н. Сенявин; 

         Выдающиеся государственные и политические деятели, педагоги, руководители и организаторы кадетских корпусов: А.А.Аракчеев, Д.А. Милютин, П.А. Кропоткин, Великий князь Константин Константинович Романов, И.И. Бецкой, П.О. Бобровский, А.Б. Йордан.

Герои войн, сражений, героические воины-интернационалисты: Я.П. Кульнёв,   П.П. Коновницын, Д.С. Дохтуров, А.Н. Сеславин, В.А. Корнилов, Э.И. Тотлебен, А.А. Брусилов, Д.М. Карбышев, И.С. Исаков, Б.В.Громов, Н.А. Кузнецов, Д.С. Кожемякин. 

Выдающиеся писатели, деятели искусства и культуры, спортсмены - Олимпийские чемпионы: М.Ю.Лермонтов, А.И. Куприн, Н.А. Римский-Корсаков, В.В.Верещагин, Н.А. Ярошенко, П.А. Федотов, Ю.П.Власов.

Выдающиеся исследователи, изобретатели, первооткрыватели, путешественники, деятели науки, космонавты: В.И. Даль, П.Н. Нестеров, А.Ф. Можайский, И.Ф. Крузенштерн, Д.И. Менделеев, В.А. Джанибеков. 

Тема 14. Звание скромное и гордое кадет.  

Обзор достижений нашей кадетской школы и кадет, обучающихся и обучившихся в ее стенах. Каким станешь ты – такой будет Россия. 

Составление послания последователям и потомкам от нынешнего поколения кадет школы. Мартиролог преподавателей и персонала школы, внесших свой вклад в обучение и воспитание нынешнего поколения российских кадет и минута молчания в память о них.  

 Жизнь - Отечеству, честь - никому! Быть, а не казаться! Обобщающий урок. 

 Обобщающее повторение по  особенностям воспитания, духовно-нравственным, патриотическим, образовательным и культурным традициям  кадетских корпусов. Современные кадетские образовательные заведения- наследники и продолжатели славных традиций и истории кадетских корпусов России предшествующих времен.

11

IV. Порядок оценивания результатов учащихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний в устной или письменной форме. 

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем тестирования, устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными самостоятельными, практическими работами или тестовыми заданиями. Виды письменных работ: составление планов, таблиц,  написание сочинений, решение познавательных заданий в рабочих тетрадях, тестирование.

При выставлении итоговой оценки за изучаемый учебный период учитываются результаты текущего контроля, выполнение домашних заданий, работа ученика на уроке, выполнение творческого продуктивного задания (такого задания, ответ на которое не возможно найти в готовом виде в тексте учебника, для выполнения задания ученику необходимо самостоятельно размышлять, обосновывать собственную позицию, решать учебные проблемы).

Система оценки достижений учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос, рецензия на ответ товарища, подготовка вопросов по изучаемой теме). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали, верно, используется терминология учебной дисциплины, ученик отвечал без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Оценка «4» - речь правильная, большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические недочеты, исправленные учеником по замечанию учителя.

Оценка «3» - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Оценка «2» -раскрывается незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, специальной терминологии, схемах в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

12

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

71-90%

хорошо

51-70%

удовлетворительно

50 % и менее

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и самостоятельной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

                Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

― «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

― «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

― «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

― «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала)

Требования к работам учащихся в тетради:

 — систематическое и безошибочное выполнение классных и домашних заданий.

—  доведение до конца заданий и практических работ.

— правильное оформление записей, таблиц, схем. Учитывается аккуратность выполнения работы, указание названия и вида задания, дата выполнения работы.

 — историческая достоверность при написании творческих работ.

 — правильное употребление и запись наименований, терминов, исторических названий и имен.

  — наличие осмысленной и правильной работы над ошибками.

С целью активизации изучения разделов и тем курса в ходе обучения предлагается использование видеопроекционной аппаратуры. Основными видами занятий являются лекции, рассказ - беседы, практическая и самостоятельная работа обучаемых, обобщающее повторение выполнение творческих заданий и их защита

13

перед аудиторией. Также, в ходе изучения курса, предполагаются следующие виды деятельности кадет:

Подготовка устных сообщений каждым кадетом и воспитанником на темы, указанные в разделе V курса;

защита обучаемыми перед аудиторией их собственных проектов, а также выполненных творческих заданий по разработке сценариев проведения школьных ритуалов и мероприятий, новой формы одежды, кадетской символики и атрибутики, статута кадетских наград, уточнению и дополнению положений о кадетском самоуправлении  в локальные акты кадетской школы, формулированию и оформлению вновь появившихся традиции, разработка плана экскурсий по историческим местам Санкт-Петербурга и его окрестностей, связанных с кадетским прошлым и настоящим, отчеты с мест значимых мероприятий кадетского сообщества, с презентацией  видео- и фоторепортажей;

выход в интернет - пространство для сетевого общения с собратьями кадетского сообщества в Санкт-Петербурге и в России, ознакомления с  кадетскими образовательными учреждениями, представленными в Интернете, непосредственно с их сайтов; для, по возможности,  прямого диалога  и обмена информацией  посредством электронной Интернет-конференции. Интернет-поиск литературных источников по истории кадетских корпусов и о людях, жизнью, подвигами и свершениями прославивших звание российского кадета. Разработка предложений по развитию сайта кадетской школы и составление визитной карточки – буклета школы;

устные сообщения обучаемых с последующей дискуссией;

ведение обучаемыми дневниковых записей с фиксированием и самооценкой важных и значимых для них событий из собственной жизни, жизни класса, школы.

Самостоятельная подготовка обучаемых организуется по плану преподавателя, с использованием изданий по истории кадетских корпусов, разработанных историками кадетского движения  и переданных школе кадетским ветеранским объединением, военно-исторической, мемуарной литературы, наглядных пособий фондов кадетской школы.

Текущий контроль по курсу осуществляется устным опросом, выполнением тестовых работ на рассказ-беседах, практических занятиях, отчетами по творческим заданиям, по подготовленным устным сообщениям и по результатам самостоятельной работы под руководством учителя на занятиях. Еженедельно проверяется и оценивается работа обучаемых по ведению дневниковых записей.

Итоговый- выполнение проверочных заданий в ходе обобщающего повторения в завершении учебного года.

Конечные  результаты изучения курса подводятся выставлением оценок по полугодиям обучения и итоговой годовой оценки.

       

14

V. Темы устных сообщений.

  1. Великие преобразования Петра I.
  2. Система военного образования в Петровской России.

3.  Первые кадетские корпуса Российской Империи.

4.  Кадетское образование при Екатерине   II.

5.  Кадеты в Отечественной войне 1812 года.

6.  История кадетского мундира.

7.  Кадетское образование в середине XIX века.

8.  Кадеты как часть офицерского корпуса русской  армии.

9  Великий князь Константин Константинович - отец всех кадет.

10. Быт и нравы в кадетских корпусах:

основная общая традиция, почитание младших кадет старшим;

11. Быт и нравы в кадетских корпусах:

кадетские заповеди. «Охранять младших кадет, как братьев» - заповедь в моральном кодексе кадета. «Дядька» - авторитетный кадет;

12. Быт и нравы в кадетских корпусах:

кадетские традиции озорного характера: «Звериада», «Похороны», «Парады», «Кадетский журавль», «Царский отбой», «Шванц-парад», посвящение в кадеты. Воспитательные функции шутливых традиций кадетского братства.

13. Быт и нравы в кадетских корпусах:

кадетские традиции озорного характера: «Парады», «Кадетский журавль», «Царский отбой». Воспитательные функции шутливых традиций кадетского братства

14. Быт и нравы в кадетских корпусах:

кадетские традиции озорного характера: «Шванц-парад», посвящение в кадеты. Воспитательные функции шутливых традиций кадетского братства

15.  Кадеты в Белом движении.

16. Кадеты на службе в Красной Армии.

17.Основные этапы становления и развития кадетского образования и истории кадетских корпусов.

18. Кадетские корпуса за рубежом.

19. Казачество и кадетские корпуса. От прошлого к настоящему.

20. Информационное пространство кадетского движения.

21. Суворовские и Нахимовские военные училища - наследники прежних кадетских Корпусов:

        История возникновения. Екатеринбургское СВУ. Казанское СВУ. Ульяновское СВУ. Уссурийское СВУ. Северо-Кавказское СВУ. Санкт-Петербургское СВУ. Московское СВУ.

Новочеркасское СВУ. Ставропольское СВУ. Саратовское СВУ. Минское СВУ. Киевское СВУ.

        Нахимовское военное училище. История возникновения. Система образования и воспитания.

          22. Они прославили Россию. Жизнеописание выдающихся Сынов Отечества питомцев кадетских корпусов, суворовских и нахимовских военных училищ:

15

А.В. Суворов и его «Наука побеждать»;  М.И. Кутузов;  П.А. Румянцев – Задунайский;  Ф.Ф. Ушаков; П.С. Нахимов; Д.Н. Сенявин; А.А. Аракчеев; П.А. Кропоткин;  Великий  князь Константин Константинович Романов; И.И. Бецкой; П.О. Бобровский; А.Б. Йордан;  Я.П. Кульнёв; П.П. Коновницын; Д.С. Дохтуров; А.Ф. Можайский; И.Ф. Крузенштерн; Д.И. Менделеев;А.А. Брусилов; Д.М. Карбышев; Н.А. Римский-Корсаков; А.И. Куприн; В.В. Верещагин; Н.А. Ярошенко; П.А. Федотов; Ю.П. Власов;     В.И. Даль; И.С. Исаков; Н.А. Кузнецов; Д.С. Кожемякин; П.Н. Нестеров Б.В. Громов;  В.А. Джанибеков.

        Кадет – драматург и актер А.П. Сумароков. Волков Ф.Г. – основатель русского театра. Верещагин В.В., Федотов П.А., Ярошенко Н.А. – живописцы. Даль В.И. – автор «Толкового словаря». Достоевский Ф.М., Куприн А.И., Радищев А.Н. – писатели. Кропоткин П.А., князь, - ученый – географ, предсказал существование архипелага Северная Земля в Северном Ледовитом океане. Кутузов М.И., князь Смоленский – генерал-фельдмаршал; отличился в боях под Очаковым, Аккерманом, Бендерами; главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона.

23. Кадетские заповеди, символики и ритуалы.

24. Кадетские игры и забавы

25. Кадетские «журавли»- и в склад и в лад.

26. Кадеты и театр.

27.   Кадетский словарь от А до Я (либо кадетская энциклопедия - КТО ЕСТЬ КТО?).

28. Помни, чье имя носишь!

29. Жизнь - Родине. Честь - никому!

30. Я - кадет! Время побеждать себя.

31. Кадеты- Георгиевские кавалеры.

         32. Герои России - суворовцы.

33.  Петербург - кадетская столица.        

34.  Кадеты прошлого и суворовцы. Связь времён.

35. Служба есть служение.

VI. Литература к темам курса.

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. -Л., Лениздат, 1989. 
  2. Васинкин И.  Записки офицера-воспитателя. – СПб-Пушкин, 2007.    
  3. Волков С.В. Русский офицерский корпус. -М., Воениздат, 1993. 
  4. Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732—1917/А.Ю. Воробьева; Худож. О. Пархаев. - М., ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
  5.  Галушко Ю. Школа российского офицерства. -М., 1993.  

 Гурковский В.А.   Кадетские корпуса Российской империи. В двух томах. - М., Белый берег, 2005.

  1. Десять лет пограничным кадетам. Исторический очерк. -СПб., 2006. 
  2. Журнал объединения кадет российских КК за рубежом «Кадетская перекличка». - Нью-Йорк, 1999. - № 74.
  3. Журнал объединения кадет российских КК за рубежом «Кадетская перекличка». - Нью-Йорк, 2000. -№ 66-67.

16

  1. Журнал объединения кадет российских КК за рубежом «Кадетская перекличка». - Нью-Йорк, 2000. -№ 68-69.
  2. Журнал объединения кадет российских  «Кадетская перекличка » «Российская кадетская перекличка». – М., 2006. - № 1.
  3. Журнал объединения кадет российских КК за рубежом «Кадетская перекличка». - Нью-Йорк, 2003. - № 74.
  4. Журнал объединения кадет российских КК «Кадетская перекличка » «Российская кадетская перекличка». – М., 2007. - № 3.
  5. Зайончковский П.А.  Военные реформы  1860-1870 гг. в России. -М., 1952.
  6. Исаков Е.П. К завещанной доблести. Педагогические этюды. -М., 2002.
  7. Йордан А.Б. Честь родного погона. Книга о традициях в Российских кадетских корпусах -М., 1999.
  8. Кадетское образование в Москве. Выпуск 2. -М., 2006.
  9. Крылов, В. В., Семичев М. В. Званье скромное и гордое  кадет. Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России: Монография. -СПб., 2004. 
  10. Кушнир А.Г. Первое тысячелетие Руси-России. История Русского государства в документах, материалах, комментариях. Учебное пособие. Том первый. –М., «Рипол классик», 1999.
  11. Кузнецов, А.А. Награды: Энциклопедический путеводитель по истории российских наград. М.: Современник, 1998.
  12. Леонтьева, Г.А. Ключи к тайнам Клио. М.: Просвещение, 1994.  
  13. Митяев, А.В. Книга будущих командиров. М.: Молодая гвардия, 1974.
  14. Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. М.: «Правда», 1977.
  15. Юнкера и гардемарины: Сборник. Пермь: «Пермская книга», 1992.
  16. Татарников К.В., Юркевич Е.И. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. 1732 - 1762. Обмундирование и снаряжение. - М.: 2009.
  17. Локальные акты кадетской школы. Сборник. Устав школы,  Правила внутреннего распорядка школы,  Дисциплинарные правила школы,  Положение о школьном самоуправлении,  Положения о наградах и символике кадетской школы и Правила ношения кадетской формы одежды. – Павловск, 2005 -2010.
  18. Лощилов И.Н. Ах, друзья мои кадеты. -М., 1993.
  19. Лощилов И.Н. Кадетские истории. -СПб., 2003.
  20. Лощилов И.Н. Петербург-кадетская столица. Рассказы и очерки о питерских

кадетах. -СПб., 2003.

  1. Лушников А.М.  Армия, государство и общество: система военного образования в социально-политической  истории России.  – Ярославль, 1996.
  2. Мезенцев А.Ф. Космические кадеты: Сборник статей, воспоминаний, документов и фотоматериалов. -Тамбов, 2006.
  3. Мезенцев В.М. Российские кадеты. -СПб.,Береста, 2003.
  4. Новиков В.С., Филиппов Э.М. России служим с детства. -СПб.: ООО «СПб. СРП « Павел «ВОГ», 2011.
  5. Орлята России. Исторические очерки. -М., 2003.
  6. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г.: Энциклопедия. Т. 1-3. -М., 1994.

17

  1. Памятка кадету. Кадетская школа. «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус». Кононенко В.В., - Ростов - на - Дону, 2004.
  2. Плеханов А.М., Попов А.А.  Наследники Суворова. От кадетских корпусов России к суворовским училищам войск НКВД (МВД), КГБ СССР (1731-1960 гг.). Исторический очерк. 2-е изд. испр. и доп.-М., 2001.
  3. Сапожинский В.А. Профессиональная подготовка офицеров ВС РФ // Военная мысль. – 1993.- № 9.
  4. Скоробогатый В.А.  Военная школа России: страницы истории. –М., 1990.
  5. Седьмая кадетская памятка юбилейная под редакцией А.Б. Иордана. Нью-Йорк, 1997.
  6. Филиппов Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. –СПб., 1997.
  7. Хазин О.А. Пажи, кадеты, юнкера: Исторический очерк (К 200-летию Пажеского Его Императорского Величества корпуса) / Под общ. ред. Г.Г. Тупикина. -М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2002. 
  8. Хазин О.А. Трудный путь к Полтаве. -М., 2001

Для учителя:

  1. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.
  2. Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732 – 1917. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  3. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.
  4. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. М., 1973.
  5. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.
  6. Михайлов А.А. Руководство военным образованием в России во второй половине Х1Х-начале XX веков. Псков, 1999.
  7. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. М.: «ТИД «Русское слово» - РС», 2002.
  8. Филиппов Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. СПб., 1997.
  9. WWW.KADET.RU
  10. WWW.ADJUDANT.RU
  11. WWW.RUSCADET.RU

Для учащихся:

1.        Меньшов В.М. Российские кадеты. В 3-х томах.-СПб., 2003.

2.        Исаков Е.П. Военная быль: о Доблести, Добре и Красоте. Книга для чтения  по истории Российских кадетских корпусов. -М., 2000.

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности классного руководителя по формированию субъектной активности подростков в условиях специализированной школы-интерната «Кадетский корпус»

Актуальность.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской...

Факультативный курс "История кадетских корпусов", 7 класс

Авторская педагогическая разработка факультативного курса для 7 класса, рассчитанного на 17 учебных часов...

Торжественная церемония передачи Первому Московскому кадетскому корпус знамени Объединения кадет российских кадетских корпусов в Венесуэле

«Всегда любить Россию, как бы не было ей трудно,и какие бы беды ты не переживал сам».А.Б.Легков ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА ЛЕГКОВА НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПЕРЕДАЧИ ПЕРВОМУ МОСКОВ...

Кодекс кадетской чести Первого Московского кадетского корпуса

Презентация подготовлена в рамках программы дополнительного образования и используется на занятиях в военно-историческом кружке "Долг. Честь. Отечество. Польза."Настоящий «Кодекс кадетской чести» сост...

ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.

Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...

Доклад "История кадетских корпусов. Первый кадетский корпус".

К данной разработке прилагается презентация, которая содержит документальные данные и фотографии....

Рабочая программа воспитания и социализации воспитанников государственного казенного общеобразовательного учреждения Владимирской области кадетской школы-интерната «Кадетский корпус» имени Дмитрия Михайловича Пожарского

Кадетский корпус имени Дмитрия Михайловича Пожарского является единственным общеобразовательным учреждением в области, где сама  специфика организации учебно-воспитательного процесса кадетской шк...