Конспект урока "Русская живопись XIX - XX вв. "Мир искусства""
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Урок даёт представление о новом явлении в русской культуре конца XIX века "Мир искусства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Русская живопись конца XIX века49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Афонина Татьяна Петровна

Учитель истории МБОУ СОШ №14

г. Саров Нижегородской области.

                                                                       Русская живопись 19 – 20 веков. «Мир искусства».

              Цели урока

                - дать представление о новом явлении в русской культуре конца 19 в. деятельности объединения «Мир искусства»;

                - определить, какое влияние оказала деятельность «Мира искусства» на развитие мировой культуры;

                - подготовить учащихся к самостоятельному, более глубокому, изучению творчества «мирискусников».

              Формируемые УУД: метапредметные:

                 - сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;

                 - анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы ,использовать современные источники информации;

                 - решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;

                 - проявлять готовность к сотрудничеству, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

                                                    личностные:

                 - осваивать гуманистические традиции и ценности общества;

                 - формировать чувство гордости за достижения российской культуры;

                 - осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений.

               Оборудование:

                  - альбом «Третьяковская галерея» №2. Репродукции художников-передвижников;

                  - альбом «Третьяковская галерея» №3. Репродукции художников-мироискусников.

                  - альбом «Мир искусства». Объединение русских художников начала 20 века.

                  - видеофильм «Азбука в картинках» (фрагменты)

                  - видеофильм «М.Врубель» (фрагменты)

                  - Гусарова А. «Мир искусства» Л.:- 1972.

                  - Дмитриев С.Очерки истории русской культуры начала 20 века. М.: - 1985.

                  - Энциклопедический словарь юного художника. М.: - 1983.

                  - А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России 19 век. Просвещение. М.:- 2009.

               Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационно-целевой этап.  Фронтальная беседа.
  1. Предложить детям выделить картины, написанные в стиле реализма ( на доске помещены репродукции картин художников двух объединений –

передвижников и мирискусников).

  1. Кого называли передвижниками?
  2. Как возникло это объединение?
  3. Что считали важным в своем творчестве художники – передвижники?
  4. Какие жанры представлены в творчестве этих художников?
  5. Какой музей сформировался на основе собрания картин художников – передвижников?

План урока:

  1. Основные направления деятельности объединения «Мир искусства».
  2. Краткое знакомство с творчеством некоторых художников, принадлежащих к этому объединению.
  3. Что объединило творчество художников – передвижников?

Тип урока

        Изучение нового материала

  «Мир искусства» - это идейно – художественное объединение, сформировавшееся в конце 19 века (1898 – 1899 гг.) в Петербурге. Как возникло это объединение? А.Бенуа вместе со своими друзьями Д.Философовым, А.Бакстом, К.Сомовым, С.Дягилевым и другими устроили нечто вроде кружка самообразования. Друзья читали друг другу лекции на темы живописи, музыки, литературы, истории; слушали музыку в собственном исполнении.

Самый загадочный художник, примкнувший к «Миру искусства» -  трагический  Михаил Врубель. Каждый мазок – обнаженные нервы, страдания, боль.

                                          Среди миров,  в мерцании светил

                                          Одной звезды я повторяю имя…

                                          Не потому, что я ее любил,

                                   А потому, что я томлюсь с другими.

                                          И если мне сомненье тяжело,

                                          Я у нее одной молю ответа,

                                          Не потому, что от нее светло,

                                    А потому, что с ней не надо света.

                                                                                           И.Анненский.

     Мотивируя возникновение «Мир искусства» А.Бенуа писал: «Нами руководили не столько соображения «идейного порядка», сколько что – то вроде практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий…

И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным…»

     Главная задача искусства,по мнению мирискусников, не в отражении действительности, а в том, чтобы нести людям непреходящие ценности. При этом единственным чистым источником творчества признавалась красота. «Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном смятении у нас остается один абсолют, одно безусловное божественное откровение – это красота». (А.Бенуа).

      Художники – глаза человека. Они идут впереди толпы людей по темной пустыне, наполненной миражами и привидениями, тщитаательно ощупывают и исследуют каждую пядь пространства. Они открывают в мире образы, которых Сомова характеризуют как художника изысканного, хрупкого, чуточку вялого. Сомовские герои назначают свидания, обмениваются записочками, целуются.

       Но как не похожа на все это картина «Дама в голубом»(портрет художницы Е.Мартыновой). Обратите внимание на контрасты.

                                Видеофрагмент о К.Сомове.

    Лев Бакст начал с книжной графики, создав замечательные иллюстрации в журналах «Аполлон», «Мир искусства», «Золотое руно». Он оставил после себя картины, ставшие частью серебряного века русской культуры. Бакст дебютировал в знаменитых Дягилевских «сезонах» в качестве создателя декараций и костюмов к балету «Клеопатра». Работы его вызывали всеобщее восхищение, а постановки с его оформлением Огюст Роден назвал «образцом истинной красоты». У Бакста на картинах разливается «бездумная, обволакивающая, ласкающая стихия цвета».

                             Видеофрагмент о Баксте.

   Художник Лансере любит природу, солнце, ветер. Свою любовь он раскрывает, обращаясь чаще всего к темам, посвященным эпохе Петра1.

                            Видеофрагмент о Лансере.

   Валентин Серов прожил жизнь, полную напряженных творческих исканий. Но неизменным будет успех Серова на выставках передвижников, а затем и мирискусников, но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры. Все его творчество отмечено поиском нового  художественного языка.

                          Видеофрагмент о В.Серове.

     Немного позже зародилась мечта о том, чтобы, воспитав вкусы русского общества в области изобразительного искусства, музыки, литературы, поднять и прославить ее на Западе.

    Для осуществления этой мечты понадобилось вмешательство С.Дягилева. С.Дягилев отличается незаурядной энергией, способностью преодолевать любые препятствия на пути к цели, умением сплачивать вокруг себя людей. Первым шагом «Мира искусства» на общественной арене была устроена С.Дягилевым выставка английских и немецких акварелистов (1897г.), затем в том же году – скандинавских художников.

                   Видеофрагмент о С.Дягилеве.

       Объединение «Мир искусства» издавало журнал с таким же названием. Это был своеобразный литературно – художественный альманах, в котором сотрудничали художники, поэты, философы. Само название намечало задачу: охватить все области художественной культуры в России и Европе – живопись, скульптуру, графику, архитектуру, литературу. Не прошли мимо журнала новые веяния в театре, музыке. Ряд исследований был посвящен анализу творчества Вагнера, Ницше, Толстого, Достоевского, Пушкина. Самый широкий круг вопросов посвящался живописи.

                  В 1906г. Друзья решили осуществить одну из своих идей: прославить русское искусство на Западе. Дягилев устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуре», где наряду с художниками 18 столетия были широко представлены самые значительные мастера конца 19 – начала 20в. Так начинается покорение Парижа русским искусством. В 1907г. парижан знакомят с русской музыкой. Программа пяти концертов была составлена таким образом, чтобы музыку, корни которого уходят в русскую народную песню – музыку Глинки, Чайковского, Римского – Корсакова, Мусоргского, Бородина и других Следующим шагом будет организация «балетных сезонов» в Париже. Французская критика объявляет русские спектакли «открытием нового мира», «революцией в балете», «откровение».

                  На весь мир гремят имена артистов Павловой, Красавиной, Нижинского, художников Бакста, Бенуа, Головина, Рериха, Серова и других. Русское искусство оказывает влияние на формирование мировой художественной культуры, его воздействие испытывает на себе не только танец, но и драматургия, опера, музыка, живопись. Именно в эти годы прочно устанавливается сохранившийся до наших дней авторитет русской балетной школы, русской музыки, русской театрально – декарационной живописи.

                        Видеофрагмент о парижских сезонах.

               На выставках «Мир искусства», наряду с картинами и рисунками, стали появляться вышивки, мебель, ковры и декоративное панно, выполненное по эскизам Головина, Малютина, Врубеля, Коровина, Поленовой, Якунчиковой.

              Художник не должен разделять свое искусство на высокое (живопись, рисунок, скульптура и т. д.) и низкое, связанное с ежедневными потребностями людей. Мирискусники считали необходимым, чтобы прекрасное вошло в жизнь людей, окружало их дома и на улице.

            Еще одно направление деятельности художников «Мира искусства» - книжное оформление,где они выступали подлинными реформаторами.

                    «Художник, занятый книгой, должен обратить внимание первым долгом – на основные требования красоты в книге: на обработку формата, на Качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста в странице..., на шрифт…и т. д. Книга может быть прекрасной без единого украшения, и наоборот, все украшения не приведут ни к чему, если будут забыты эти основные требования…»

                                                                                                                                      (А.Бенуа)

                       Этап закрепления урока:

              1.Что такое «Мир искусства?» Когда возникло это объединение?

              2.Какую цель преследовали основатели объединения?

              3.Перечислите художников, входивших в объединение.

              4.Каким из предложенных высказываний можно охарактеризовать творчество передвижников, каким мирискусников?

                      А) художники при помощи живописи отражают окружающую действительность;

                      Б) художники при помощи живописи выражают свой мир, себя.

              5)Что, по-вашему, объединяет творчество художников «Мира искусства» и передвижников?

                 

                      Подведение итогов урока:

            Учитель заканчивает урок, оценивает детей

           Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируют его; определяют и оценивают наиболее удачные ответы друг друга.

                    Домашнее задание:

          1.Прочитать и ответить на вопросы п.№ 33.

          2.Подготовить сообщение о любом художнике из «мира искусников» или его прозведении.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

конспект урока по новым стандартам "Роль декоративного искусства в жини человека" 5 класс

конспект урока, разработан по новым государственным стандартам. Урок обобщающий, по программе Б.М.Неменского....

Конспект открытого занятия по теме "Культура и искусство Древнего Египта

Цель занятия:познакомить детей с культурой и искусством Древнего Египта....

Конспект занятия «Живопись по мокрой бумаге».

Живопись по мокрой бумаге.Цели и задачи: Научить детей работать красками по мокрой бумаге. Научится делать в своей работе мягкие, плавные переходы одного цвета....

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

Конспект урока "«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Музыкальная живопись и живописная музыка».

Данный  урок по предмету «Музыка»  относится к разделу «Музыка и изобразительное искусство».Цель урока: создать условия для формирования знаний о связях живописи и му...

Рабочая программа "Живопись" дополнительный курс по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса

Весь мир во всей его красоте, форму предметов и материал, из которого они сделаны, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета. Представьте, что все цвета исчезли из окружающе...