Использование кейс –технологии на уроках истории и права как средство развития учебных и социальных компетенций
статья по истории на тему

Будникова Людмила Константиновна

Сущность кейс – технологии -  изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии  произошло  от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай.  Главная цель :  создание условий для успешной социализации учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_tekhnologiya.doc754 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс –технологии на уроках истории и права как средство развития учебных и социальных компетенций

  

Сущность кейс – технологии -  изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии  произошло  от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай. 

Главная цель :

 Создание условий для успешной социализации учеников

Структура процесса обучения по КТ

  1. Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

-  он должен быть проблемным;

      - должен допускать  альтернативные варианты решения.

  1. Ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности).
  2. Выявляется позиция  школьника  по сути ситуации  (формируется альтернативное мышление.)
  3. Коллективное обсуждение вариантов  решения (сравниваются результаты, формируются социальные компетентности ).

Используя кейс - технологию,  я преследую следующие  цели:

  1. «Погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки);
  2. способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой  ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей  за выбор ;
  3. развитие компетентностей учащихся.

Существуют следующие разновидности кейс-технологии

  1. Метод ситуационного упражнения. 

Мной составлен ЦОР - «Ситуационные задания по истории», где упражнения сгруппированы по блокам:

А. По субъекту анализа:

  1. задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий;
  2. задания, опирающиеся на позицию современного человека.

Б. по источнику анализа:

  1. задания на основе анализа произведений живописи;
  2. задания на основе анализа документа.

2. Метод ролевых игр

Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую ситуацию, затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

А) Театрализованное представление

На уроках театрализованного представления (драматизации) от учеников требуется “войти в образ” заданного исторического персонажа и воспроизвести заранее выученный литературный текст

 Тема урока «Бородино»(9 класс) – инсценируется сцена «Совет в Филях»

По ходу урока ученикам предлагаются слова – роли, и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации:

- Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону?-

Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де- Толли против нового сражения?

- Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли?

- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?

Б) На уроке «В городе мастеров» мы с шестиклассниками отправились в средневековый город для того, чтобы познакомиться с правилами организации средневековой мастерской, а также выяснить значение цехов в развитии промышленного производства средневековья. Учащимся было дано опережающее задание (по группам) -  подготовить   представление ремесленной мастерской и цеха. На уроках с данными историческими фактами мы не знакомились, ученики должны были сами изучить информацию, проанализировать её и выдать готовый продукт. Самым сложным было составить устав цеха, т.к. перед этим ребята должны были самостоятельно выяснить особенности цеховой организации производства и переосмыслить информацию в творческом задании

Посмотрев презентации цехов, мы вышли на анализ исторической ситуации, т.е. материал для анализа нам дали члены групп в своих представлениях. Во время анализа мы выяснили:

- Для чего была необходима жесткая регламентация деятельности мастеров?

- Способствовали ли цехи техническому прогрессу или мешали ему?

- Выскажитесь «за» цеховые правила и «против» них (используется ПОПС - формула)

- в XIII в. в Париже было около 100 цехов, а в конце XIV в. - до 350; в Лондоне число цехов возросло с 50 до 100. Объясните, почему число цехов возрастало.

В ходе её проведения   была смоделирована определенная ситуация прошлого .

Участники исполняли роль так, как сами считали нужным, самостоятельно определяли  стратегию поведения, сценарий, планируемый результат. Основная задача – проявить творческие способности к решению неожиданно встающих актуальных проблем.

3. Проблемно-дискуссионная игра в основном используется  в старших классах. Проблемно- дискуссионная игра  призвана выявить существующее многообразие различных точек зрения участников на какую-либо проблему, а затем и формирование своего взгляда на ту или иную историческую проблему. На уроке – дискуссии присутствует характерный признак – межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию. Учащиеся при этом овладевают следующими компетентностями:  ораторские умения, искусство доказательной полемики, способность отстаивать свою точку зрения, возможность встать на место конкретного исторического лица.

Проведение дискуссии на основе исторических материалов следует начинать с подготовки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае следует его формулировать в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели, или от каких действий воздержаться? Были ли возможны альтернативные действия?”.

Например, на уроке - суде «Русско - японская война», заслушав выступления свидетелей, действующих лиц суда мы решали вопрос:

- Была ли возможность предотвратить войну? Какие тенденции в общемировой и российской реальности способствовали этому или мешали?

- Могла ли Россия выиграть войну? Что для этого было необходимо?

- Портсмутский мирный договор - это победа или поражение российской дипломатии?

Урок « Правотворчество. Законодательный процесс». Опробировать , как работает модель англосаксонского типа. На обсуждение выносится законопроект « О сокращении летних каникул». Данный урок способствовал развитию учебно-информационные компетентности: умения анализа, работы с текстом, создания авторского продукта; социальных компетентностей; умения самостоятельной работы и работы в группе, коммуникативные навыки, презентационные умения.

4. Метод игрового проектирования

Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов.

Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.

Работа над проектом по обществознанию. Урок- «Бизнес- старт».

Учитель предлагает каждой команде "открыть" в Нижневартовске собственную фирму: общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Созданные фирмы должны заниматься конкретной предпринимательской деятельностью в любой отрасли, производя или товары, или услуги.

Состав команды и обязанности каждого участника:

РУКОВОДИТЕЛЬ ФИРМЫ , МЕНЕДЖЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ , МЕНЕДЖЕР ПО СНАБЖЕНИЮ , МЕНЕДЖЕР ПО СБЫТУ , МЕНЕДЖЕР ПО КАДРАМ , ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ФИРМЫ

Каждый член команды отвечает за соответствующий раздел бизнес-плана. Структура бизнес-  плана предлагается ребятам. При создании бизнес- плана учащиеся опираются на конкретную экономическую ситуацию в нашем городе, изучают спрос на товары и предложение на рынке, выясняют, найдут ли они в регионе поставщиков сырья, достаточен ли кадровый потенциал города.

В ходе игры развиваются компетентности учащихся - создание юридического документа, совершенствование  навыков экономической деятельности, создается авторский продукт, учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

Организуя уроки на основе кейс - технологии, я заметила, что данная методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы по кейс- технологии.  

Метод, интегрированный в кейс - технологию

Характеристика его роли в кейс - технологии

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Игровой метод

Представление вариантов поведения героев ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения

Как видно из таблицы, разные  методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-технологию.

Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто  не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами. Н.Г. Дайри отмечал: “В преподавании некоторых предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений, смены времен года и др.) или могут легко познакомится в жизни. По истории, учащиеся, как правило, не могут обладать такими знаниями и поэтому в ее преподавании необходимо особо обстоятельное описание явления. Отсюда особая сложность проблемы соотношения чувственной и логической ступеней познания”.

Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто  не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей.

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей...

Использование кейс - технологий на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей

В своем выступлении рассказываю о применении кейс-технологии на уроках истории и обществознания, что способствует развитию учебных и социальных компетенций. Демонстрирую педагогические приемы из собст...