Урок по истории в 9 классе "Россия на рубеже XX века. Модернизация"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Калиниченко Светлана Вячеславовна

Урок изучения нового материала, направлен на анализ различных типов информации (диаграммы, статистика, текст) и выделение на ее основе характерных черт развития России в указанный хронологический период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_9_klasse_rossiya_na_rubezhe_xx_veka.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Класс: 9«А», 9 «Б».

Тема: «Россия на рубеже 19 – 20 веков. Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.»

Тип  урока: объяснение нового материала

Цель:

  1. Образовательная: дать представление об особенностях развития России на рубеже XIX-XX вв.
  2. Развивающая: способствовать развитию умений извлекать информацию из различного типа источников (диаграмма, карта, иллюстрация, текст)
  3. Воспитательная: способствовать становлению активной гражданской позиции.

Структура  и  хронометраж:

  1. Организационный  момент – 2  минуты.
  2. Мотивация и целеполагание – 3  минуты.
  3. Объяснение  нового  материала – 30  минут.
  4. Закрепление – 7  минут.
  5. Итоги – 2 минуты.
  6. Домашнее  задание – 1  минута.

Основные  имена: С.Ю. Витте, В.К. Плеве, Николай II.

Внутрипредметные  связи: §4 «Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г.», §5  «Реформы Столыпина и их итоги».

Межпредметные  связи: обществознание: §3 «Национально-государственное устройство»

Внутрикурсовые связи: история  нового  времени  стран  Европы: §1-2 «Индустриальные, зависимые и колониальные страны: обострение противоречий».

План  для  учеников (на доске):

  1. Территория и население
  2. Социально-экономическое развитие
  3. Политические развитие
  4. Модернизационные процессы в экономике и политике.

Список  литературы  для  учеников:

  1. Загладин, Н.В. История Отечества. XX век. /М., «Русское слово», 2005. – С. 6 - 25.

Список  литературы  для  учителя.

  1. Загладин, Н.В. История Отечества. XX век. /М., «Русское слово», 2005. – С. 6 - 25.
  2. Бразоль, Б.Л. Царствование императора Николая II 1894 – 1917 в цифрах и фактах / Б.Л. Бразоль [Электронный ресурс] // Возрождение державы. –  Режим доступа: http://derzava.com/statji/carstvovanie_n2.html

Ход  урока.

  1. Организационный  момент (2 мин.)
  2. Мотивация и постановка целей урока.  (3 мин.)

          XX век – один из самых сложных и противоречивых периодов русской истории. Это один из самых важных периодов для современности, так как многие проблемы и противоречия сохранились до сих пор, со многими последствиями XX века мы сталкиваемся сегодня.

Почему этот век столь важен и значим лично для каждого из нас? (Мы все родились в 20 веке и свидетели многих событий этого столетия живы, в том числе это и наши близкие).

С чего мы начинаем изучение нового века? Какие цели мы поставим сегодня перед собой?

  1. Объяснение  нового  материала в форме эвристической беседы (30 мин.)

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

В начале XX века Россия была огромной страной, которая по территории уступала лишь Великобритании. Но необходимо помнить, что говоря о Великобритании, мы подразумеваем и территории ее колоний: индийских, африканских, островных. Сегодня Россия по площади территории занимает 1 место.

Посмотрите на карту на форзаце учебника. Где располагаются города? О какой особенности территорий мы можем говорить относительно и XIX, и XX, и XXI в.?

Россия была монолитным единым государством, состоящим из 77 губерний и 21 области.  Автономным было только Великое княжество Финляндское.

По численности населения Россия занимала 3 место. Проанализируйте диаграмму «Национальный состав Российской империи» на стр. 7. О каких особенных чертах характерных для населения России мы можем сказать исходя из знаний о XIX веке?

Официальным языком был русский, а государственной религией – православие. При этом православный считался представителем коренного народа, к какой бы национальности он не относился.

Какие 2 вопроса затрагивающие социально экономическую и политическую сферы перешли в начало XX века, так как не были разрешены в предыдущем?

Какие шаги были предприняты в XIX веке для разрешения этих проблем?

Аграрный вопрос остался одним из самых острых вопросов, Крестьянство продолжало выплачивать выкупные платежи, многие крестьяне были малоземельными и безземельными, лучшие земли оставались в руках помещиков. Так как крестьянам нужны были деньги для уплаты налогов, то хлеб у них торговцы скупали по заниженным ценам, а затем он продавался на мировом рынке. Россия была крупнейшим экспортером зерна и центром мирового производства сельского хозяйства. Оно давало более половины национального дохода  страны.

Тем не менее говоря о рубеже веков мы имеем основание говорить о экономическом подъеме. По многим промышленным показателям Россия находилась в первой тройке стран.

   В   начале  XX в. в  России  сохранялось сложившееся ранее  деление  общества на  сословные  группы, чему в немалой степени способствовала государственная политика, препятствовавшая размыванию  сословных  границ.

Какие сословия вы можете назвать?

Небывалый подъём экономики, который  Россия  пережила в конце XIX в., вызвал к жизни новые слои населения, которые меняют привычную картину сословий. Появляется предпринимательский слой, буржуазия, крупная и средняя, численность и политический вес которой постоянно растут.

Другая новая социальная прослойка, которая формируется в России в указанное время, – это промышленный пролетариат. Численность рабочих, занятых в промышленности, торговле, на заработках в различных отраслях сельского хозяйства составляла около 9 миллионов человек, из них рабочими в строгом смысле слова являлись около 3 миллионов. Но деревня все же выплеснула в город на рубеже веков огромную массу лишних рабочих рук, поглотить которую город оказался не в состоянии. Они-то и составили наиболее горючий материал для последующих революционных потрясений. Третьей новой социальной группой стала интеллигенция. Перечислите профессии, которые относятся к этой группе.

С этой проблемой тесно связан второй вопрос – вопрос о власти.  Российское государство к началу XX в. по форме правления оставалось самодержавным, абсолютистским, ибо в стране отсутствовали представительные учреждения. В управлении страной абсолютный монарх опирался на централизованный бюрократический аппарат, который был строго иерархизирован. Все чиновники назначались императором и были ответственны перед ним.

С такими показателями подошла Россия к началу XX века и предстояло выбирать каким путем возможно осуществить модернизацию.

Что такое модернизация?

Какой путь реформ характерен для России?

К началу XX века существовали разные точки зрения на пути модернизации. Консервативный лагерь возглавлял министр внутренних дел В.К. Плеве. Консерваторы выступали против разрушения общины, против создания представительного органа. Но тем не менее под покровительством Плеве были созданы рабочие организации имевшие просветительные и благотворительные цели. Возглавил их начальник московской охранки С.В. Зубатов.

Либеральное крыло представлял министр финансов С.Ю. Витте. Под его руководством была успешно проведена денежная реформа в 1897г., вводившая в обращение золотой рубль, модернизацию он собирался проводить с привлечением иностранного капитала, используя рычаги государственной политики.

Роль государства в экономике того времени была очень велика. Оно проводило протекционистскую политику. Что это означает? (об этом мы говорим со времен Петра Великого)

Модернизацию начала прошлого века всегда связывают с появлением монополий. Что такое монополии и какие виды их вы можете назвать?

Своеобразие развития монополий заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80–90-х гг. действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XX в. роль монополий в экономике была невелика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900–1903. Они постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.

Экономика оставалась многоукладной. Посмотрите на иллюстрации учебника § 2 и попробуйте объяснить почему?

Работа с картой Российской империи.

Ответ: неравномерность развития территорий. Наименее развитые районы: Сибирь, Зауралье,  Дальний восток.

Анализ диаграммы «Национальный состав Российской империи» на стр. 7.

Ответ: Россия была и продолжает до сих пор оставаться многонациональной и многоконфессиональной  страной.

Ответ: крестьянский вопрос и вопрос о власти.

Было отменено крепостное право в 1861 году, создавались государственными деятелями, общественными организациями проекты по ограничению власти самодержца (декабристы, Сперанский)

Ответ: дворянство (личное и потомственное), духовенство, купечество, крестьянство, мещане, казачество. Разделите эти категории на 2 большие группы: привилегированные и непривилегированные.

Ответ: преподаватели, врачи, юристы, инженеры, творческие профессии.

Ответ: модернизация – осуществляемый в короткие сроки переход к новому укладу хозяйственной  жизни, сопровождающийся изменениями в характере общественных отношений, социальной структуре общества и быте людей.

(своими словами)

Реформы у нас обычно проводятся сверху, т.е. монархом и государственными деятелями.

Ответ: политика, цель которой – защита отечественного производителя от конкуренции с зарубежным, путем ограничения ввоза и повышения пошлин на ввозимые товары. (своими словами)

Ответ: Монополия – объединение промышленников, контролирующее выпуск определенных видов продукции, способное диктовать цены рынку.

Картели, синдикаты, тресты, концерны.

Картель - первичная форма объединения предпринимателей, которые согласовывают объем производства, цены на продукцию и условия найма.

Синдикат – форма монополистического объединения, при которой не только согласуются цены на производимую продукцию и закупаемое сырье, но и осуществляется ее сбыт через общую для членов контору.

Анализ иллюстративного материала стр. 12 – 18.

Ответ: Потому что сочетались монополии, мануфактуры, ручной и кустарный промысел, крупная оптовая торговля с мелкой розничной.

  1. Закрепление (2 мин.)

Сделайте вывод в группах. Перечислите основные черты развития России на рубеже веков по сферам – экономической, политической, социальной.

Политические:

Сохранение абсолютной монархии

Высокая степень бюрократизации власти

Отсутствие представительного органа

Социальные:

Многонациональность и многоконфессиональность

Сохранение старых сословий и появление новых: буржуазия, пролетариат, интеллигенция.

Экономические:

Заметный экономический подъем

Формирование монополий (картели и синдикаты)

Многоукладность

Высокая роль государства в экономике

  1. Итоги  (2 мин.)

Тематический: К началу XX века накопилось множество проблем, которые требовали изменений во многих сферах общественной жизни. Самодержавие шло на реформы, ограничивающие власть крайне неохотно, что привело к нарастанию политического кризиса, экономические преобразования проходили с задержками и носили половинчатый характер. Это и обусловило будущие революционные потрясения.

  1. Домашнее  задание (1 мин.) Учебник § 1,2, термины учить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по истории "Христианская церковь в 11-13 веках. Крестовые походы"

Обобщить и систематизировать знания учащихся о христианской церкви в 11-13 вв, во время  крестовых походов. Способствовать формированию нравственных чувств, познавательного интереса к истории....

Открытый урок по истории "Культура Западной Европы XI-XIII веков"

характеристика готического и романского стилей архитектуры Западной Европы XI-XIII веков...

Открытый урок по истории "Петр I. Россия на рубеже веков"

Урок личностно-ориентированный, используется групповая работа с оригинальными дифференцированными заданиями.В конце урока очень удобная и объективная рефлекторная карта....

Конспект урока по истории «Россия во II половине XIX века»

Предлагаю конспект урока по истории России.  Тема: «Россия во II половине XIX века» в 10 классеТип урока: обобщение, зачет-играЦель учебного занятия:Повторение и обобщение пройденного матери...

Урок новейшей истории в 9 классе "Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков".

Урок составлен  в соответствии с требованиям ФГОС. Ученики, работая в группах, сами определяют тенденции мировой экономики: постиндустриализация, перегруппировка стран по экономическим показателя...

Разработка урока по истории "Экономическое развитие России в 17 веке"

Поурочная разработка по истории России 7 класс...