Возникновение искусства и религии
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

Данный материал позволяет познакомить учащихся с понятиями "искусство" , "религия"; выяснить причины их появления. Использование презентации помогает обучающимся представить события, о которых идет речь на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа по понятиям

Слайд 2

люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов

Слайд 3

отличительные знаки государства

Слайд 4

то, чем человек работает

Слайд 5

наука, изучающая прошлое и настоящее человечества

Слайд 6

собирание готовых видов пищи: корешков, плодов, ягод

Слайд 7

памятники истории, которые дают информацию о жизни людей в далеком прошлом

Слайд 8

Решите задачи

Слайд 9

Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы – коллективы. Эти коллективы назывались ?

Слайд 10

Человеческое стадо

Слайд 11

Около зо тыс.лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников . Они назывались ………………

Слайд 12

Родовая община

Слайд 13

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя —2, горного козла — 767, леопарда — 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш ?

Слайд 14

Какие находки нужно найти археологу , чтобы с уверенностью сказать , что здесь жили древнейшие люди ?

Слайд 16

Возникновение искусства и религии

Слайд 17

Искусство творческое отражение действительности

Слайд 18

Марселино де Саутуола Саутуола работал в одиночку, приходил в пещеру — и день за днем копал. (Археологи были тогда еще одиночками — первопроходцами своей науки). Хотя археолог не был совсем один: он брал с собой дочку, Марию. Девочке полезна прогулка в горы, а пока отец работал, ей нравилось ходить по пещере и рассматривать ее. И вот однажды он услышал ее звонкий возглас: «Папа, смотри, нарисованные быки!» Оторвавшись от земли, папа поднял усталые глаза — и замер от удивления, не зная, что и подумать. Действительно, быки.

Слайд 22

Религия это вера в сверхъестественные силы ( богов, духов, души ) и поклонение им



Предварительный просмотр:

Возникновение искусства и религии

Цели урока: Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия », « искусство »; причины  их

                       появления. Продолжить формирование умения рассуждать ,логически мыслить, элемен-

                        тарно анализировать исторические источники, факты.

Оснащение: презентация

Ход урока:

           I. Повторение

  В течение нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали.

         1. Работа по понятиям (слайд 1 - 7)

                  

            2. Решение задач (слайд 8 - 16)

         II. Изучение нового материала

   Обратите внимание, на этот слайд. Помимо названных вами предметов здесь мы видим и наскальные рисунки, которые тоже были отличительной чертой первобытного человека.

     Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

     Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры.

     Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя, возникло около 30-го тысячелетия до н. э. (слайд 18)

Искусство - творческое отражение действительности.

     Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

       В 1878 г. в Испании археолог Саутола (слайд 19)  и его дочь отправились в пещеру Альтамира.Когда Сауто ла зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры. Всего насчитали 23 изображения — целое стадо! Они были выполнены твердой рукой древнего художника, который талантливо использовал естественные выпуклости свода пещеры. Он оживил эти выпуклости резцом и обвел краской — получились не просто рисунки, а цветные барельефы. Массивные туши бизонов с характерными горбатыми загривками раскрашивались красной краской.(слайд 20)

 Позднее были открыты и другие пещеры с рисунками древних художников.

     Давайте с вами посмотрим, что же изображали первобытные художники. (слайд 21 -22)

      Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги. Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством - хотя не обошлось и без курьезов - встречались изображения животных с большим количеством ног-так художники пытались передать движение

      Многие рисунки содержат загадки - непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на  скафандр. Но самое главное-мы не можем понять, почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах. Есть версия, что рисунки носили магический характер - если изобразить зверя в пещере - он обязательно попадет в ловушку. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды - охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.

Почему древние люди так поступали?  

     Древние люди многое умели, но они не знали истинных причин природных явлений.  Для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним. 

    Так у них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая – то сверхъестественная связь. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Так у первобытных людей возникает религия. (слайд 23)

Религия это вера в сверхъестественные силы (богов, духов, души ) и поклонение им.

   Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом.  Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя: душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

 Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

Религиозные верования  возникли:

  1. от бессилия человека перед могуществом природы;
  2. от невозможности объяснить многие ее явления.
  3. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе,  о своем прошлом и будущем
  4. Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

Первобытные люди создали своё искусство, которое было связано с их религиозными верованиями.

Домашнее задание: § 3, вопросы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство против религии. Диафильм.

Искусство против религии. Часть 1Искусство против религии. Часть 2...

Презентация "Искусство и религия Древнего Египта"

Презентация для использования на уроках истории в 5 - х классах....

Урок истории в 5 классе. Возникновение искусства и религии

Возникновение искусства и религииЦели урока 1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления2.продолжить формирование умений рассуждать, логически ...

Технологическая карта урока "Искусство и религия древних людей"

Разработка урока по истории Древнего мира по теме "Искусство и религия древних людей"....

Искусство и религия первобытных людей

Занятие раскрывает тему взаимосвязи религиозных верований и искусства как магического ритуала....

Возникновение искусства и религии. Разработка урока 5 класс история Горкуша А.Н.

Урок . Возникновение искусства и религии.Цели урока 1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления2.продолжить формирование умений ра...