приложение к уроку "Русская живопись 1 половины 19 века", 8 класс
материал по истории (8 класс) по теме

приложение к уроку истории "Русская живопись первой половины 19 века", 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение.

Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852) биографическая справка

Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году. Род Брюлловых происходил из Франции. Все они были потомственными художниками.

Завершив образование в Петербургской Академии Художеств с первой золотой медалью, некоторое время работает в Петербурге, затем обществом поощрения художников направляется для усовершенствования своего мастерства за границу. Он посетил Дрезден, Мюнхен, а затем до 1835 года жил и работал в Риме.

Затем вновь возвращается в Россию, преподаёт в Петербургской академии Художеств, создаёт галерею портретов отечественных деятелей культуры, участвует в выкупе из крепостной зависимости Шевченко.

В 1849 году уезжает для лечения за границу, живёт и работает в Риме. В 1852 году внезапно умирает. Похоронен в Риме.

Всё творчество художника: его портреты, мифологические сцены, акварели – имеет громадную художественную ценность.

Но в начале 1830 году Брюллов создаёт одну из самых известных картин в истории русской живописи прошлого столетия. В своё время она принесла художнику европейскую известность.

 «Последний день Помпеи» -  сюжет картины

Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» была написана в 1830-1833 гг. На этом эпическом полотне живописец запечатлел гибель города Помпеи вследствие извержения вулкана Везувий в 79 году н.э.
В поисках достоверности Брюллов посетил раскопки погибшего города. Фигуры и лица людей создавались живописцем с натуры, с жителей Рима. Практически все предметы, изображенные на картине, художник писал с подлинных вещей, хранящихся в Неаполитанском музее.
Брюллов изображает поистине адскую картину. Вдалеке пылает вулкан, из недр которого во все стороны растекаются ручьи огненной лавы. Отблески пламени от горящей лавы озаряют красноватым заревом заднюю часть полотна. Вспышка молнии, рассекающая облако пепла и гари, освещает переднюю часть картины.
Рушатся здания. Люди в ужасе бегут из города. Они как бы застыли на мгновение, освещённые ослепительной вспышкой молнии.

Перед нами – целое море людских страданий. Картина  показывает мужество людей, их самоотверженность, проявленные во время страшной катастрофы».  «И был «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем», писал поэт-современник Е.Баратынский. 

В час настоящей трагедии обнажаются человеческие души. Вот мужчина, защищающий своих близких, отчаянно поднял руку, словно пытаясь удержать стены падающих домов, погасить пламя. Он прижал к себе жену и детей, укрывает их плащом, точно сумеет под лёгкой тканью спрятать их от града раскалённых камней. Мать, страстно обняв своих детей, с мольбой о пощаде глядит на небо. Вот сыновья на своих плечах пытаются унести слабого старика-отца подальше от опасности. Старая мать в изнеможении опустилась на землю: она просит сына оставить её и спасаться самому. Но тот неумолим: они либо пойдут вместе, либо будут вместе ожидать гибели. В центре картины – погибшая женщина и младенец, тянущийся к безжизненному телу матери.

Автопортрет в картине «Последний день Помпеи»

Удивительный автопортрет оставил нам художник. Автопортрет Брюллова написан не сам по себе: он вставлен  в эту картину.

Он изобразил себя в толпе. Испуганные люди теснят его со всех сторон. Он и сам в страхе смотрит вверх – на небо. Над головой он держит ящик, в ящике – горшочки с красками, кисти, свитки бумаги, линейки и другие инструменты живописи

 А.С. Пушкин, стихи

Карл Павлович Брюллов был ровесником Пушкина. И Александр Сергеевич, под впечатлением от картины «Последний день Помпеи» написал стихи:

Везувий зев открыл – дым хлынул

                                    клубом -  пламя

Широко развилось, как боевое

                                               знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся

                                               колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый

                                               страхом,

Толпами, стар и млад, под

                             воспалённым прахом,

Под каменным дождём бежит

                                             из града вон. 

 Портрет Пушкина кисти Тропинина

Этот портрет Пушкина написал художник Василий Андреевич Тропинин.

Поэт выглядит просто, по-домашнему. На нём свободный коричневый халат с синими отворотами. Ворот белой рубашки расстёгнут. Шарф повязан небрежно. Пушкин сидит у стола. Под рукой у него открытая книга. Он читал – и вдруг поднял глаза от книги. Он словно увидел что-то необыкновенное, услышал нужные -  сильные и точные слова. Среди самых простых, обыкновенных дел и забот настаёт счастливая минута – поэт начинает творить.

    Портрет Пушкина кисти Кипренского

А этот портрет написал художник Орест Адамович Кипренский по просьбе лицейского товарища Пушкина.

Пушкин на портрете Кипренского совсем не такой, как у Тропинина. Он стоит, гордо скрестив руки на груди. Лицо Пушкина полно значительности, через плечо перекинут клетчатый плед, который обычно носили поэты-романтики.

За спиной видна бронзовая фигурка музы с лирой в руках, - древние считали эту богиню покровительницей поэзии.

Мысли и чувства поэта возвышены, его слова нужны людям.

Пушкин как будто спокоен и задумчив. Но если мы вглядимся в портрет, то заметим печаль и тревогу в ясных, устремлённых вдаль глазах, в суровой складке губ.

  Стихи А.С. Пушкина, обращённые к Кипренскому

Пушкину нравился этот портрет, и он написал стихи, обращённые к художнику Кипренскому:

Любимец моды

                         легкокрылой,

Хоть не британец,

                             не француз,

Ты вновь создал, волшебник

                                     милый,

Меня, питомца чистых

                                   муз, - …

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне

                                      льстит.

Оно гласит, что не

                                       унижу

Пристрастья важных

                                         аонид.

Так Риму, Дрездену,

                                      Парижу

Известен впредь мой

                                   будет вид.

Это полушутливое стихотворение содержит глубокую оценку творчества Кипренского – «не британца, не француза». А русского живописца, искусство которого останется в веках.

Пушкин отметил и характер созданного художником образа, который соответствовал высокому призванию поэта -  любимца аонид, т.е. муз.

 Биографическая справка о Тропинине

Василий Андреевич Тропинин был крепостным и в качестве приданого барской дочери был ребёнком увезён из родной семьи.

С детства он мечтал стать художником, однако его отдали учиться кондитерскому делу. Лишь в 23 года Тропинин смог поступить в Академию Художеств, но барин отозвал его оттуда. Так, не доучившись, будущий художник  снова стал кондитером и лакеем.

Почти 20 лет Тропинин оставался крепостным, обслуживал своего барина. В 1823 году он получил, наконец, долгожданную свободу. Тогда же он послал в Академию несколько своих картин, за которые получил звание академика.

После освобождения от крепостной зависимости, Тропинин прожил в Москве до глубокой старости. Он пользовался большим уважением и любовью, москвичи называли его «первым», т.е. лучшим среди московских живописцев.

  Тропинин  «Кружевница»

Полотно «Кружевница» относится к числу самых известных полотен В.А. Тропинина. Оно было написано в 1823 году – в год, когда крепостной 47-летний художник получил вольную. На картине изображена молодая девушка, вероятно, крепостная, за работой. Жизнь таких крепостных мастериц, с утра до ночи просиживавших за тонкой работой для своих господ, хорошо знал художник, сам испытавший всю тяжесть рабского труда.

 Однако Тропинин знал и радость творческого труда. Мысль о том, что труд, если он не подневольный, может доставлять наслаждение, была нова в то время, когда в России ещё процветало крепостничество. Эта идея и воплощена художником в поэтическом образе юной труженицы.

Художник заставляет нас любоваться тонкой грацией этой девушки, её ласковым, чуть-чуть печальным и всё же лукавым взором. Открытое лицо, тёплая искренность выражения производят на память задушевные мелодии современных ей русских романсов. Героиней их так же обычно выступала скромная девушка, способная, по словам поэтов того времени, рождать в душе лишь светлые мысли.

Биографическая справка о Кипренском

Орест Адамович Кипренский относится к тем замечательным художникам, чьё мастерство получило безусловное признание у современников, и у потомков.

Кипренский родился так же крепостным, но был отпущен на волю пяти лет и тогда же отдан на воспитание в Академию Художеств. Он блестяще окончил учение и получил самую высокую награду – большую золотую медаль. Ещё занимаясь в Академии Художеств, он поражал трудолюбием и усидчивостью.  Это качество не исчезло с годами. Порывистый, способный на самые неожиданные поступки, Кипренский становился необычайно терпеливым, когда брался за кисть.

По свидетельству одного современника, он «спешил всегда медленно», его заказчики знали, что торопить его нельзя. Он скорее уничтожит полотно, чем постарается закончить его побыстрее.

С академических лет сохранил Кипренский любовь к работе с натуры. Требовательность его доходила до того, что он мог отправиться далеко за пределы города искать цветок, если должен был изобразить его.

Кипренский – выдающийся художник своего времени, одним их первых прославивший отечественное искусство за рубежами России.

Однако дальнейшая жизнь художника сложилась несчастливо. В России модны были иностранные живописцы, которым поручались все важные заказы. Кипренский уехал в Рим. Там он умер в нищете почти всеми забытый.

Портрет Кипренского «Д. Давыдов»

В Москве накануне Отечественной войны царила атмосфера особого патриотического подъёма. Многие были недовольны Тильзитским миром, навязанным французами, и невыгодным для России. Они вспоминали ряд побед, одержанных ранее над Наполеоном, и доказывали преимущества русской армии. Эти патриотические настроения отразились в прекрасном портрете Давыдова, написанном тогда Кипренским.

Художником изображён молодой гусар. Он стоит, облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю - неразлучную спутницу воина, - и уперев правую в бедро. Голова и торс представлены в контрастном движении - лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повёрнуты почти в профиль. Поза героя-партизана эффектна и торжественна, но в ней нет манерности. Он уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо.

Глаза Д. Давыдова широко раскрыты и внимательно смотрят вдаль. Обращая свой взор на лицо его, мы понимаем, что этот человек не только храбрый воин. Но и глубоко чувствующий, умный и страстный человек.

За спиной офицера – пейзаж с грозовыми облаками. Ярко освещено смелое лицо гусара, с задумчиво устремлёнными вдаль тёмными глазами, и крепкая фигура. Художник как бы предугадал, что этот молодой воин, спустя несколько лет, увенчает себя славой бесстрашного защитника Родины.

 П.А. Федотов (1815 – 1852)    биографическая справка

Павел Андреевич Федотов родился в семье бедного чиновника. По окончании кадетского корпуса служил в лейб-гвардии Финляндского полка, где испытал на себе солдатскую муштру николаевского времени.

Свободное от службы время отдавал искусству: учился в вечерних классах Академии Художеств, посещал Эрмитаж, где внимательно изучал старую западную живопись.

Удачными портретами сослуживцев, остроумными карикатурами из военной жизни Федотов обратил на себя внимание, ему было разрешено оставить службу для занятий искусством. Молодой художник вышел в отставку с небольшой пенсией и целиком отдался искусству.

Биограф Федотова Сомов писал: « На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ, но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами, и настойчиво идти к намеченной цели – сделаться настоящим художником.

Он оказался почти что одинок, никто не заботился о нём, никто, кроме художника Брюллова, не помогал вниманием и советом.

В годы становления Федотова – живописца с 1845 по 1848 г. он решительно до всего доходил в одиночку, сам. Он был самоучкой в полном смысле этого слова».

Жил художник трудно, в постоянных лишениях, скончался в 1852 году, прожив немногим больше 37-ми лет, создав много прекрасных произведений.

 Картина Федотова « Сватовство майора»

Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность.
С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня, и слышались восторженные возгласы. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. 

Начинается, начинается рассказ
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.

Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. О чем, как не об этом, говорят и ее дорогое платье, и жемчужное ожерелье, и. только что сделанная прическа. Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, сколько от желания продемонстрировать девичью робость и скромность:

Мужчина, чужой!
Ой, стыд-то какой! 

К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье («Умная мать за платье — хвать!»), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха. Тип маменьки на картине П. Федотова — просто великолепен. Это истая, дородная «хозяйка купца» в шелковом платье золотого цвета с голубою ниткой.
Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться. Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея»:

Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком;
Он знаком больше с армяком.
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
«Нараспашку принять — неучтиво!»

Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки. Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених — 

Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек
Доберусь...»

Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием... 

Один из друзей художника потом вспоминал: «При отделке этой картины Федотову, прежде всего, понадобился образец комнаты, приличный сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира... художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».

Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи...

Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену.
С большим мастерством передает П. Федотов прозрачность легкой ткани платья невесты, ее жемчужное ожерелье и блеск шелка платья матери. Тонкие цветовые соотношения, порой еле уловимые переходы от одного тона в другой связывают все воедино. Сгущая и изменяя розовый тон, художник пишет и кофту кухарки, и шугай свахи, придает голубоватый оттенок серому сюртуку самого купца. Вся эта цветовая гамма развертывается на зеленоватом фоне стены.

Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим
 персонажам П. Федотов относился так же, «как относился к живым, знакомым ему людям — сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как-никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей...

«Да, они лицемерят, хитрят, плутуют — но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?» 

П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта! 
Картина «Сватовство майора» имела сенсационный успех и явилась триумфом в творчестве П. А. Федотова. Публика была потрясена изображенной сценкой, как будто выхваченной из жизни, наполненной доброй иронией и тонким юмором

 Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847)    биографическая справка

Алексей Гаврилович Венецианов родился 17 апреля 1780 года в Москве, в семье небогатого купца. Отец будущего художника торговал недорогим товаром: цветами и кустами ягод. И он не только их подавал, но и любил изображать дары сада на холсте или картоне… По примеру отца Алексей тоже рано начал срисовывать людей, деревья, цветы… Любовь к рисованию скоро взяла верх над остальными детскими увлечениями, но отец не имел достаточно денег, чтобы нанять сыну дорогих учителей. Обучение мальчика живописи, поэтому ограничивалось лишь уроками рисования в одном из недорогих московских пансионов.

В начале XIX века Венецианов переезжает в Петербург, становится учеником известного художника Боровиковского. В студии Боровиковского он провёл три года и вскоре начал писать портреты. Особенно удался молодому художнику свой собственный портрет. Взгляните на него… На нас смотрит проницательный, умный и доброжелательный по характеру человек с внимательным взглядом тёмных глаз. Таким человеком и был Венецианов.

Уехав из Петербурга, он поселился в селе Сафроновке Тверской губернии. В селе создал школу живописи. Учениками этой школы были талантливые от природы дети крепостных крестьян и ремесленников. Содержалась школа на деньги самого художника.

Русский художник, основоположник бытового жанра в русской живописи. Художник сделал серию произведений на крестьянские темы. Русские крестьяне в изображении Венецианова—люди, преисполненные душевной красоты и благородства. Новаторство художника заключалось в том, что он обратился к ранее запретной для русского искусства теме — труду русских крестьян.

Картина Венецианова «Гумно»

В картине изображено гумно — сарай для сжатого хлеба, где его складывали в скирды и молотили. На картине показаны работающие и отдыхающие крестьяне, лошади, повозки, нехитрые сельские орудия. 
Характер венециановской композиции выходит за пределы простого воспроизведения натуры. Художник с явным сочувствием пишет крестьянские образы. На их черты наложен след усталости от тяжелого сельского труда. В этом чувствуется уважение и искренняя симпатия живописца к людям. Особенно убедительна изображенная на первом плане переобувающаяся крестьянка с усталым лицом и натруженными рабочими руками.
 
Художник тщательно соблюдает законы линейной перспективы, следит за естественным распределением света и тени. В этой картине он еще только осваивает новую тему, вырабатывая новые для себя изобразительные приемы, позволяющие более доходчиво отразить натуру, нежели это было возможно с помощью профессиональных навыков, приобретенных живописцем за время его недолгого ученичества.
 
Венецианов учился видеть предметы «обнимающим зрением», то есть не упираться в поверхность и границу формы предмета, а схватывать его «в движении целого». Зримым выражением этого движения является свет, льющийся обычно из многих источников. Поверхности предметов как бы омыты потоком света, тени усложнены и высветлены рефлексами этих поверхностей, рельеф трактуется как следствие «верного понимания теней».
 
Картина «Гумно» стала прологом к живописанию бытия русской деревни, поискам типов русских крестьян. Этому будет посвящено все последующее творчество Венецианова и многих других отечественных мастеров.
 

Картина Венецианова «Спящий пастушок»

Живя много лет среди крестьян, художник глубоко проникся их заботами, горестями и надеждами, узнал их каждодневный тяжкий труд на земле. На картинах художника крестьяне боронят, жнут, косят травы. Дети их пасут скот, а в свободное время ходят по грибы и ягоды.

Небольшая картина Венецианова «Спящий пастушок»  написана на дереве масляными   красками. Это был смелый шаг художника. Кто из живописцев того времени мог бы заинтересоваться крестьянским мальчиком в бедном армяке, в лаптях с онучами? А между тем «Спящий пастушок» - одна из лучших картин  художника Венецианова. Усталый пастушок-подросток, прислонившись к стволу дерева, свободно раскинув руки, спит крепким детским сном. А вокруг него родная русская природа, слегка окрашенная оттенками наступающей осени. В пологих берегах тихо течёт речка, на её другой стороне простирается холмистая равнина, кусты и молодые деревца лишь чуть-чуть пожелтели и ещё полны жизни. И над всей этой красотой возвышается бездонный купол бледно-голубого неба родины. Картина эта находится в Русском музее в Петербурге, и около неё всегда стоит народ. Она волнует мягкостью красок, теплотой и сердечностью чувств.

Александр Андреевич Иванов  биографическая справка

Александр Андреевич Иванов родился в 1805 году в семье художника, профессора Академии Художеств. В 9 лет он стал учеником Академии, учился успешно.

После учёбы в Академии Иванов, отказавшийся от житейского благополучия, от возможности создания семьи, полный желания и сил совершить великий труд во славу своей родины, уезжает в Италию. Он ещё не знает, что в Италии пробудет целых 27 лет и что на родину он вернётся, чтобы успеть показать свою картину и прожить всего несколько недель.

Картина Иванова «Явление Христа народу»

Грандиозное полотно «Явление Христа народу» создавалось А.А. Ивановым на протяжении 20 лет, с 1837 по 1857 год. В своей картине А.А. Иванов стремился показать, как возвышенное и божественное оказывает влияние на формирование и преображение человека.
Работая над полотном, Иванов глубоко и детально изучает тему, несколько раз изменяет первоначальную композицию, делает множество этюдов. Содержание картины – евангельский сюжет, который живописец трактует как подлинное историческое событие – приход Спасителя к толпе «скорбящих и безутешных».
Полотно имеет сложную многофигурную композицию – на нем изображены люди разных сословий, возрастов и характеров, собравшихся на берегу Иордана вокруг пророка Иоанна Крестителя. Пророк указывает людям на приближающегося Христа, вдохновляя их на скорое избавление от горя и страданий. Со страхом и надеждой смотрят люди на величественную фигуру, показавшуюся вдали.
Даже не зная, что это Иоанн Креститель, а идущий вдали – Христос, мы можем догадаться, что вдохновенный человек с гордой осанкой обладает властью над умами собравшихся людей. Понятно, речь идёт о приближающемся неизвестном, и, судя по тому, как произнесённое заставляет людей напряжённо вглядываться в него, - это личность исключительная, которую долго ждали.

Раб с верёвкой на шее, скорчившись на земле, вскинул голову – и его страдальческое лицо преображается улыбкой. Он может радоваться только одному – обещанию свободы. Для него появление человека, о котором возвещает пророк, означает надежду. Справа с холма спускается толпа, впереди которой два старика в чалмах – один в профиль, другой анфас. Кажется, что именно к ним направлен грозный взор аскета с крестом. Обратив лицо к старцам, он жестом указывает на Христа так, как будто бы его появление  исполнение той гневной угрозы, какую можно прочитать в глазах пророка: «Вот ваш судья, перед которым вам придётся держать ответ» – словно говорит Креститель.

Из картины мы не узнаем, чем виноваты старики в его глазах, но совершенно ясно, что они так же фанатично привержены своей вере, как их судья своей, и между вступившими в поединок силами не может быть примирения.

Резко выделяется в этой группе героев человек с непокрытой головой  кирпичного цвета, хламиде, похожий на путника. Его словно гонит некая сила, которую он чувствует позади себя, тревожно оборачиваясь. Она исходит от приближающейся одинокой фигуры богочеловека.

Движение толпы направлено вниз, и все повёрнуты к нему спинами. Единственное исключение – фигура юноши в сером плаще. Он резко обернулся назад. Заметьте, что вообще все молодые персонажи в картине устремлены к идущему Христу, тогда  как старики повёрнуты лицами к пророку. Старость слушает и размышляет, юность жаждет действия и обращена к грядущему, которое символизирует Христос. Неслучайно юношеские фигуры изображены как бы в лёгком шаге ему навстречу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающий урок: "Живопись 20 века. Сюрреализм Фриды Кало."

На выбор темы «Сюрреализм Фриды Кало» повлияла статья Маргариты Бобрович «Совсем не «SUR»» в газете для подростков, сделанной самими подростками «Поколение №113/2008» Комитета по образованию Пра...

Живопись XIII века. Презентация для урока МХК

Презентация для урока МХК на тему "Русская живопись XIII века. От парсуны к портрету"....

«Английская живопись 18 века. Проблемы и тенденции»

Весь XVIII век в Англии связан с правлением королей Георгов, поэтому в науке существует относительно архитектуры этого времени термин «георгианский стиль». Расцвет национальной школы живописи в Англии...

Литература первой половины ΧΙΧ века.

Материал для приема зачета...

Живопись Серебряного века

               Анализ результатов ЕГЭ по истории за последние годы показывает, что вопросы по культуре являются проблемными для выпускников.  В...

Художественная гостиная "Два с половиной века музея "Эрмитаж"

Данный материал можно использовать для уроков МХК и искусство, а так же для классных часов и внеклассной работы....

Лирическая живопись XIX века.

Урок по пейзажной живописи.Данное занятие позволяет учащимся познакомиться с русской пейзажной живописью, повторить пройденное и получить  вдохновение на написание собственных пейзажей. Работая с...