Урок истории в 5 классе на тему "Греки и критяне"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Козик Ирина Викторовна

Конспект  урока  в 5 классе на основе деятельностного подхода по ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс.  Греки и критяне.

Урок изучения нового материала

№ п/п

Да-та

Тема урока

(страницы учебника, тетради)

Деятельность учащихся

Поня-тия

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС ООО)

Предметные

результаты

Метапредметные

 (познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Личност-ные

ИКТ-компетент-ность

Основы учебно-исслед. и проект.

деятель-ности

Осн. смысл. чтения и работа с текс.

28

Греки и критяне

Используя ресурсы Интернета, приводить факты, определяющие место Древней Греции в европейской цивилизации.

С опорой на  карту определять и комментировать местоположение Балканского полуострова, Критского царства, Эгейского моря.

На контурной карте обозначать три части Балканского полуострова, о-в Крит, Эгейское море.

Сравнивать природу и занятия Египта и Греции.. Составлять таблицу. Делать выводы

На основе мифа о Тесее и Минотавре делать выводы о взаимоотношениях греков и критян. Давать нравственную оценку поступкам героев.

Работать в группе с отрывком из дополнительной литературы, вырабатывать общее решение, озвучивать его.

Свето-вой колодец, нить Ариад-ны, либи-ринт

 Рассказывать о древнейшем периоде греческой истории

Р: С помощью учителя организовывать учебную деятельность, определять цели урока, соотносить итоги урока с его целями.

П: Читать карту, используя легенду, работать в контурной карте , формулировать понятия, составлять рассказ по прочитанному тексту, давать нравственную оценку поступкам героев.

К: Работать в группе, организовывать плодотворное сотрудничество, уважать мнение товарища.

Уважать историю, культур-ные и историчес-кие памятники

Использо-вать ресурсы интернета

Рабо-тать с текс-том, выде-лять глав-ное, делать выво-ды

Ход урока

  1. Орг. момент

  1. Сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой страны. Какой? Правильно Греции. Это первое европейское государство, с которым мы познакомимся.

СЛАЙД

  1. У вас дома было опережающее задание. Подобрать факты, раскрывающие вклад Древней Греции в современную европейскую цивилизацию. Пожалуйста, кто готов. Прошу не распыляться, сказать коротко, несколькими фразами.

Спасибо. Ваши полные сообщения мы заслушаем на последующих уроках.

  1. Тема сегодняшнего урока «Греки и критяне».

СЛАЙД

       

  1. А теперь я попрошу вас заполнить таблицу «Природные условия и занятия жителей в древности», сравнить Египет и Грецию и  сделать выводы?

      СЛАЙД

  1. Можем мы заполнить сейчас всю таблицу. Можем колонку по Египту. Давайте попробуем. А дальше нет. Почему? Нам не хватает знаний по Греции. Давайте получать эти знания.

  1. С чего же мы начинаем каждый раз изучение новой страны? Какие цели перед собой ставим?

      СЛАЙД

  1. Первый вопрос. Географическое положение Греции

КАРТА. Греки в древности жили на Балканском полуострове, в Малой Азии и островах Эгейского моря. Посмотрите внимательно у себя на картах учебника. Какие объекты вы там видите?

Выполните задания на контурных картах.

  1. А теперь я предлагаю вам познакомиться с природными условиями и занятиями жителей,  используя подготовленные мною отрывки из дополнительной литературы и  репродукции рисунков на вазах. Этой работой вы займетесь в группах. Помните, что от работы каждого зависит успех всей группы!    5-7 минут

  1. Отчеты групп. Заполнение таблицы. Проверка.

  1. Продолжаем изучение темы

     СЛАЙД

     СЛАЙД

  1. Работа с текстом учебника. Миф о Тесее и минотавре. Прочитать и прокомментировать.

  1. А теперь вернемся к целям нашего урока. Что вы можете сказать?

СЛАЙД

  1. Нам остается проверить, как вы усвоили тему. Выполнение теста.

  1.  Подведение уроков. Что нового узнали? Какие новые формы работы опробовали? Вам понравилось.

СЛАЙД. Спасибо за урок!

  1. Дом задание. Оценки за урок.

Презентация урока 5 класс.ppt

Приложение 1.

Таблица «Природные условия и занятия в древности

Природные условия

Древний Восток

Древняя Греция

Реки

Полноводные реки

Мелкие пересыхающие речки

Почва

Плодородная мягкая почва

Плохая, горная почва

Море

Нет

Омывает всю Грецию

Горы

Нет

Много, непроходимые

Климат

Теплый

Теплый

Занятие

Основная масса населения занималась земледелием

Мореплавание, торговля, ремесло

________________________________________________________________________

        Таблица «Природные условия и занятия в древности»

Природные условия

Древний Восток

Древняя Греция

Реки

Почва

Море

Горы

Климат

Занятия


 

Таблица «Природные условия и занятия в древности»

Природные условия

Древний Египет

Древняя Греция

Реки

Почва

Море

Горы

Климат

Занятия

 


Приложение 2. Контурная карта «Древняя Греция»

  1. Сплошной линией  обозначьте границы территории, на которых  жили греческие племена.
  2. Надпишите названия 3-х частей, на которые делилась Греция.
  3. Надпишите названия морей, которые омывают Грецию.
  4. Надпишите название самого большого острова.
  5. Цифрами на карте обозначены древнейшие города Греции. Напишите их названия.

Приложение 3.

Карточка группы 1.

Природа Греции.

           Из всех частей Средиземного моря, особенно благоприятными условиями, отличалось Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией.

        Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. В жизни древних греков море играло огромную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты, которые удобны для стоянки судов. Море богато рыбой и моллюсками. Еще детьми греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. В незапамятные времена греки стали морским народом. Они строили корабли, похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом. Экипаж корабля был довольно многочислен: вдоль бортов сидело 50 гребцов, на корме стоял кормчий (рулевой), управляющий кораблем с помощью большого весла. Плавание было в древние времена каботажным (вдоль берегов).

                                                Из книги С.Я.Лурье «История Греции», Л.,1940.

Вопросы к документу:

  1. Какое море омывает Грецию?
  2. Почему греки плавали только вдоль берегов?
  3. Чему учились греки, будучи детьми?
  4. Развитию, какого ремесла способствовали природные условия?
  5. Чем было богато море?

Карточка группы 2.

Природа Греции.

           Греция – горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции – Олимп расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, они верили, что там расположены дворцы богов.

          В горах Греции было много полезных ископаемых: руды – железная (во многих местах страны), медная (остров Эвбея) и серебряная (юг Аттики); большие запасы хорошей глины и разнообразные породы строительного камня.

         Каменистые склоны гор голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей козам и овцам, которые карабкались по крутым склонам. Хвойный строевой лес рос в древности только на севере Греции да кое – где на юге (Пелопоннес), он представлял огромную ценность для населения страны.

         В горах в глубокой древности водились кабаны, медведи, волки и даже львы. Хищники нападали на работающих в поле земледельцев, пастухов и скот.

                                                  Из книги С.Я. Лурье «история Греции», Л.,1940.

Вопросы к документу:

  1. Назовите самую высокую гору Греции?
  2. Какими полезными ископаемыми богата Греция?
  3. Чем покрыты склоны гор?
  4. Развитию, каких видов занятий способствовали природные условия?
  5. Какие животные водились?

Карточка группы 3.

                                                Природа Греции.

            В Греции нет полноводных рек, подобных Нилу, Тигру и Евфрату. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят и клокочут. Подойдешь близко к горной реке – не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара (до 40 в тени) – выгорает трава, и склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький речек течет по дну русла. Неудивительно поэтому, что источникам и горным ключам воздавались большие почести.

                                            Из книги С.Я.Лурье «История Греции», Л.,1940.

Вопросы к документу:

  1. Были ли здесь такие крупные реки, как Нил?
  2. В какое время года реки переполняются?
  3. Благодаря чему это происходит?
  4. Когда реки мелеют?
  5. Развитию, каких занятий у греков способствуют реки?

Рисунки на вазах

        В сапожной мастерской.                                                 В мастерской кузнеца.

Сбор оливок                                                              Статуэтка пахаря

.                                                                            

ТЕСТ

  1. Греция располагалась на юге Балканского полуострова и западном побережье Малой Азии?

А) да

Б) нет

  1. В мифах о Тесее и Минотавре отразились события борьбы Афин и Критского царства:

А) да

Б) нет

  1. Приведите в соответствие:

А) Минотавр                         1) море

Б) Эгей                                   2) лабиринт

В) Ариадна                            3) нить

  1. Сына царя Афин, отправившегося  на Крит, чтобы победить Минотавра звали:

А) Парис

Б) Эгей

В) Тесей

  1. Письменность, возникшая на острове Крит, до сих пор не расшифрована.

А) да

Б) нет

___________________________________________________________________________

ТЕСТ

1. Греция располагалась на юге Балканского полуострова и западном побережье Малой Азии?

           А) да

           Б) нет

2. В мифах о Тесее и Минотавре отразились события борьбы Афин и Критского царства:

          А) да

          Б) нет

3. Приведите в соответствие:

         А) Минотавр                         1) море

         Б) Эгей                                   2) лабиринт

         В) Ариадна                            3) нить

4. Сына царя Афин, отправившегося  на Крит, чтобы победить Минотавра звали:

        А) Парис

        Б) Эгей

        В) Тесей

5. Письменность, возникшая на острове Крит, до сих пор не расшифрована.

       А) да

       Б) нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

Урок истории 5 классе "Греки и критяне"

Урок истории 5 классе "Греки и критяне"...

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...