Cценарий урока истории в 5 классе "Рабство в Древнем мире"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Игнатова Анжелика Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Направление представленной работы: общественные дисциплины

Тема урока: «Рабство в Древнем Риме».

Характеристика класса: в 5 б классе обучается 25 человек. Большинство учащихся в данном классе имеют интеллектуальный уровень выше среднего, хорошую мотивацию к учебе; обладают высокой работоспособностью и исполнительской дисциплиной. Уровень познавательной активности в классе высокий: учащиеся активно работают на уроке, выполняют задания различной направленности. Во внеурочной деятельности большинство ребят стремятся развивать свои интеллектуальные, творческие и спортивные способности.

Программа, используемая в работе, ее авторы: программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История» (35 часов). Учебник истории Древнего мира для учащихся 5 классов общеобразовательной школы А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой.

Методы, применяемые на уроке, большей частью интерактивные:

а) исследовательский метод – в начале урока помогает организовать с учащимися проверку уже приобретенных знаний.

б ) на втором этапе урока применяю метод познавательно-проблемного изложения – делаю постановку  конкретных учебно-познавательных проблем, а так же излагаю материал в котором освещаю последовательность поисковых приемов, которые можно использовать в процессе решения проблемы.

в) при изучении нового материала – диалогическое проблемное изложение.

Создаю проблемную ситуацию, а решение проблемы идет совместными усилиями. На этом этапе очень активна позиция учащихся, т.к. требует применения уже усвоенных знаний. Этот метод дает широкие возможности для дальнейшей эффективной самостоятельной деятельности и обеспечивает обратную связь в обучении. Дети привыкают высказывать свое мнение вслух, доказывать и отстаивать свою точку зрения

г) при групповой форме работы, а так же самостоятельной работы и рефлексии  применила эвристический метод, с целью организовать и провести силами детей самостоятельный поиск частично новых знаний. Поиск решения проблемы осуществлялся детьми в виде практических действий – анализа текста учебника, который был специально подобран мной. Применила его для того, чтобы учащиеся самостоятельно проконтролировали и проверили правильность своих выводов и понятий, приобретенных знаний, пришли к определенному обобщению, установили причинно-следственные связи, существенные различия и принципиальные сходства.

Дидактические принципы:

  1. Принцип сознательности и активности;
  2. Принцип наглядности;
  3. Принцип прочности;
  4. Принцип доступности;
  5. Принцип связи теории с практикой;
  6. Принцип систематизации и последовательности;
  7. Принцип научности

Технология обучения:

  1. Игровая технология
  2. Информационно-коммуникационная (использование презентации, карточки с заданиями);
  3. Здоровьесберегающая (данный урока понижает и сводит к минимуму стрессовые ситуации для учеников)

Приемы стимулирования учебной деятельности:

Учитывала возрастные особенности детей раннего подросткового возраста. Игровая деятельность -  несомненно, является хорошим стимулирующим средством для пятиклассников. Кроме того, эффект «соревновательности» подстегивал более пассивных ребят к активным действиям.  Командный дух брал свое…

Одобрение, похвала, доброжелательный взгляд, спокойный и уверенный голос  – считаю важными способами стимулирования учебной деятельности на уроке. Это порождает доброжелательную и доверительную атмосферу на уроке.

Создание ситуации успеха (по принципу открытых перспектив – в случае затруднения оказание помощи учителем или более сильными одноклассниками), подбадривание, помощь при подборе материала во время самостоятельной деятельности –это вселяло  уверенность  в свои силы и облегчало выполнение учебных заданий.

Т.к. при подборе группы (4-5 человек) я учитывала советы школьного психолога - структуру внутригрупповых отношений в классе, место в ней слабых учеников, знание групповой морали именно этого класса. На мой взгляд, мне удалось сформировать группы учащихся таким образом, чтобы в них примерно в равном соотношении  были как сильные, так и более слабые ученики.  

Тип урока: комбинированный.

Этап обучения: тема урока входит в раздел «История Древнего Рима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ignatova_a.a._metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Тема: «Рабство в Древнем Риме».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организация учащихся к уроку.

2 минуты.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Учитель: Дорогие мои, сегодня будет необыкновенный урок. Потому что сегодня мы отправимся в путешествие в Римскую империю I в. н.э.  А теперь представьте себе, что вы свободные жители Древнего Рима. Задача жителей Рима – заработать как можно больше монет – денариев (учитель показывает реквизит – напечатанные на бумаге монеты), которые были в ходу в эпоху правления императора Веспасиана в этот период[1]. А заработать деньги можно отгадывая ключевое слово новой темы урока. Каждый правильный ответ – 2 денария[2]. У меня будет помощник, который будет записывать, количество заработанных денег[3]. Выберем казначея.

Учитель передает этому ученику список класса, в котором фиксируется количество заработанных денариев.

Критерии оценивания на уроке:

6 монет – «5»

4 монеты – «4»

2 монеты – «3»

Дети приветствуют учителя.







Рассматривают «монеты» с изображением императора Веспасиана.




Ребята предлагают выбрать казначея.





  1. Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу.

10 мин.

На интерактивной доске появляются следующие схемы:

Задание 1. Заполнить карту-схему г. Рима


Учитель зачитывает задания со слайда, а потом награждает за правильные ответы.

Дети получают денарии за правильные ответы.

Ответ на задание 1.

Задание 2. Ребята, вы можете заработать денарии, восстановив схему «Устройство Римской республики», двигая блоки данной схемы на сенсорной доске.

Ответ на задание 2. Учащиеся по очереди выходят к доске и передвигают объекты на сенсорном экране в следующую схему.

Задание 3. Дети, отгадайте кроссворд. Выделенное в жёлтых клетках слово – это ключевое слово новой темы урока.


Рефлексия. Учитель хвалит детей за то, что они достигла цели игры – отгадали ключевое слово новой темы урока, предлагает подсчитать общее количество приобретенных денариев казначею – хвалит ребят за то, что они имеют прочные знания по предмету..

Ответ детей на задание 3. Фронтальный опрос. Дети отвечая, получают по 2 денария за правильные ответы.

Приходят к выводу, что ключевым словом урока является слово «рабство»

  1. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

8 мин.

Учитель задает наводящий вопрос:

  1. «Как вы думаете, если ключевым словом новой темы является термин «рабство», то, как будет звучать тема нашей следующей игры?»
  2. Подтверждает, что ученики на верном пути. Предлагает записать тему на доске.
  3. Спрашивает ребят, что они уже знают о рабстве и что бы они хотели узнать о нем еще?
  4. Учитель хвалит ребят за их познания и предлагает записать научный термин в глоссарий.  «Рабство – это система общественного устройства, при которой один человек, является собственностью другого”.
  1. Дети высказывают собственные предположения.


  1. Один из учащихся может самостоятельно записать тему урока: «Рабство в Древнем Риме».
  1. Ученики уже  имеют представления, что раб – это униженный, бедный человек. Дети высказывают свои желания: узнать чем питались рабы, где они жили, чем занимались.
  2. Записывают определение термина «рабство» в глоссарий.

Учитель: А теперь представьте себе, что вы оказались на рыночной площади Рима. Чем здесь только не торгуют… масло и рыба, зерно и ювелирные украшения, а это кто? Перед нами открывается ужасная картина – истощенные люди с ошейниками на шее, в оборванной одежде. Это рабы. Ими торгуют, словно неживым товаром. На рабах висят таблички – 200 денариев, 500 денариев. Такую стоимость дали людям работорговцы.

Обратите внимание ребята – на рабе цепи, ошейник, он просит отпустить его на свободу. Но его хозяин не умолим.

Давайте послушаем о чем они говорят… 


Учитель предлагает 2 ученикам прочитать диалог изображенных на картине героев.

Дети разглядывают слайд.

Диалог учащихся:

Ученик 1.

От имени Хозяина: «Эй, уважаемые граждане Рима! Подходите, купите себе раба. Есть дорогие – сильные и здоровые, они могут стать прекрасными гладиаторами – цена им 500 денариев, есть те которые могут играть на музыкальных инструментах – их стоимость 600 денариев, а есть совсем дешевые – строптивые и слабые здоровьем – я отдам их совсем дешево».

Ребята, давайте спросим у этого бедного человека, как он себя чувствует, как он оказался в таком ужасном положении?

Во время чтения учеником своей роли, учитель иллюстрирует рассказ слайдами.

Ученик 2 (от имени Раба):

О, рабское положение просто ужасно. Нас бьют и плохо кормят. Я гладиатор, сражаясь на арене я постоянно висел на волосок от смерти. Ведь гладиаторов, которые сражаются на арене и проигрывают бой, богатые римляне могут просто убить. Жить или не жить рабу - они решают поднятием большого пальца руки.

Да-да, в Древнем Риме живут  не только свободные римляне, но и рабы, т.е. те, кто являлся собственностью своего господина. Главным источником притока рабов в Римское государство являются завоевания.

Рассказ иллюстрирован слайдами.


Взятые в плен десятки тысяч военнопленных, обязаны  работать на рудниках, в каменоломнях, на соляных промыслах в качестве дешевой рабочей силы. Сильных и ловких рабов помещают в особые школы, где обучают владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами.


Они должны сражаться на потеху публике в амфитеатрах – специальных сооружениях для гладиаторских игр.


Рабы так же живут и трудятся в имениях – земельных владениях богатых людей.


О, уважаемые! Выкупите, пожалуйста, меня у моего хозяина! А потом отпустите на волю. Я буду вам очень благодарен.

Учитель предлагает выкупить  раба, ведь у детей есть римские денарии. Идет подсчет монет. Учитель спрашивает: «Хозяин продашь ли ты нам раба»?

Хозяин: А сколько у вас денариев? Ученик – казначей называет сумму.

У вас слишком маленькая сумма денег, но если вы выполните мои задания, пожалуй, я прощу вам недостающую сумму. Вы должны назвать как можно больше отличий жизни свободных людей в Древнем Риме от жизни рабов.

Ребята, давайте выполним задание и спасем человека. Это благородное дело. Древние евреи говорили: «Кто спасет одну жизнь, тот спасет мир».

Учитель предлагает для удобства, составить сравнительную таблицу, в которой бы отразились условия труда, особенности одежды, питания, медицинской помощи, наказаний в случае нарушения общественных правил рабов и свободных граждан Рима.

Дети рассматривают слайд.

  1. Осмысление и усвоение нового материала.

15 мин.

Чтобы мы справились с заданием как можно быстрее, учитель предлагает работать в группах[4]. Напоминает правила работы в группах, раздаю памятки «Правила работы в группе»[5].

Каждой группе дается соответствующее задание – прочитать определенную часть параграфа в которой описываются особенности жизни свободных людей в Риме и особенности жизни рабов[6].

Подвожу итог, предлагаю сверить результат нашей работы с уже составленной таблицей - рассмотреть слайд, убедиться, что результат групповой работы верный.  

Похвалить ребят.

Раздать детям памятку – сравнительную таблицу «Отличия рабов от свободных людей».

Казначей собирает деньги у ребят и отдает работорговцу.

Учитель спрашивает ученика 2 (который выступает в роли Хозяина). Достаточно ли ребята заработали денег?

Дети делятся на группы по 4-3 человека. Читают параграф 49. Выбирают  секретаря, который будет делать записи, спикера, который огласит результаты работы.

Представляют результаты своей работы, в виде сравнительной таблицы.

Вкладывают памятки себе в тетради.

Ученик 2. Да, вы выкупили раба, но нужно еще снять с него ошейник, цепи и табличку! Ответьте на мои вопросы и я освобожу его.

5. Закрепление нового материала.

5 мин.

На интерактивной доске появляется тест, который задается от лица Рабовладельца – хозяина раба. Учитель предлагает детям встать и приготовить карточки с буквами А, Б, В..

  1. Соотнеси термин и определение.

А) Рабство

А) Рабы, которые сражались на забаву публике.

Б) Гладиатор

Б) Земельное владение богатого человека.

В) Имение

В) Система общественного устройства, когда один человек является собственностью другого.

  1. Амфитеатр – это…

А) Сосуд для хранения оливкового масла.

Б) Специальное сооружение для гладиаторских игр.

В) Театр, в котором показывались комедии и трагедии.

3. Что из перечисленного, являлось главным источником рабов в Древний  Рим?

А) Завоевания

Б) Долги населения

В) Дети рабов становились рабами

4. Верно ли данное утверждение? «Рабы в Древнем Риме не имели прав и свобод».

А) Да

Б) Нет

5. Приемлемо ли для современного общества рабство?

А) Да

Б) Нет

Проверяем результат, сверяясь с правильными ответами на доске.






Педагог хвалит ребят за то, что они сделали доброе дело – подарили человеку свободу.

Закрепление материала проводится при совмещении двигательной активности детей.


Дети отвечают на вопросы стоя, поднимая при этом вверх карточки с буквами  А, Б или В. Каждый верный ответ детей «снимает» с раба символы рабства – цепи, ошейник, табличку с ценой.

6. Домашнее задание.

5 мин.

Учитель сообщает, что вольноотпущенный раб должен был вместе со свободой получить еще и «Отпускную грамоту».

Учитель демонстрирует слайд, на котором виден текст с пробелами – недостающими историческими терминами. Чтобы грамота была заполнена верно, дома следует прочитать параграф 40. Далее учитель комментирует работу детей во время игры и выставляет (прибегая к помощи казначея) оценки.

В конце урока можно задать вопрос: понравился ли ребятам урок? Предложить проголосовать как римляне. Да – большой палец вверх, нет – большой палец вниз. Тогда учитель, в целом сможет увидеть, смог ли он сохранить позитивную атмосферу урока.

Благодарю за внимание!

Ученики рассматривают слайд и слушают рекомендации.

Дети получают карточки и записывают задание в дневники.


[1] См. приложение 1.

[2] См. приложение 2.

[3] См. приложение 3.

[4] См. приложение 3.

[5] См. приложение 4.

[6] См. Приложение 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "Древний Восток".

Повторительно--обобщающий урок в форме игры....

Повторительно-обобщающий урок истории в 5 кл "Древняя Греция"

Презентация содержит занимательные вопросы  по данной теме, разные  задания позволяют провести урок интересно и творчески....

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...

Урок истории в 5 классе "Древнее Двуречье"

Урок истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье". Содержит план-конспект урока, приложения, презентацию...

Презентация к уроку на тему: "Великий ученый древнего мира – Архимед и его закон"

В презентации представлен теоретический материал по указанной теме....

Урок в 5 классе по древнему миру

Урок в разделе древний Египет...

Урок истории в 5 классе "Древний Восток" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока:  обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего ...