Урок в 6 классе по теме: Татаро-монгольское нашествие на Русь
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Чибискова Елена Николаевна

    Актуальность урока – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

На этом уроке учащиеся знакомятся с нашествием Батыя на Русь   и  получают зада­ния на следующий, где будет дана характеристика монголо-татарского ига на Руси и вы­яснены последствия ига.    

На уроке используются различные методы и приёмы обучения: приём «мозговой атаки», метод ассоциаций, проблемный метод. Ученики самостоятельно работают с раздаточным материалом, по учебнику,   используют карту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mongolo-tatarskoe_nashestvie.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Монголо-татарское нашествие на Русь.

Цели: 

  1. познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;
  2. совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;
  3. способствовать развитию интереса к исторической литературе, чтению в целом; побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.

Оборудование: карта, учебник, раздаточный материал, тексты  документов,  проверочный тест.

Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока: 

I. Постановка целей и задач.
II. Изучение нового материала.
1. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания.
2. Завоевания монголов. Битва на Калке.
3. Нашествия Батыя на Русь.
4. Причины поражений.
 III. Закрепление изученного. Выполнение теста.
IV. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Постановка целей и задач. (На доске два высказывания:) 

"О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты ногих ремесел..."  (Учитель зачитывает оба высказывания)

Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси? На основе историографии мы  должны  решить проблему: почему монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Об этом пойдет речь на уроке, тема которого
«Монголо-татарское нашествие на Русь». 
 (записывают  тему  в  тетрадь) 

II. Изучение нового материала. 

1. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания. 

Начнем наш урок с вопроса: Что мы знаем о монголо-татарах?

Задание 1. За 2 мин. составить перечень фактов, событий, опорных терминов, фраз по данному вопросу (письменно). Используя технологию критического мышления учащихся, на его первой стадии используется метод "мозговой атаки".

Внезапность; многочисленность; раздробленность; новая тактика ведения войны; передовое вооружение; железная дисциплина; храбрость воинов; порох и осадные орудия; жестокость кочевников.                        

Задание 2. А сейчас вам будет предложен текст Л.Н.Гумилева "О рождении монгольской империи" (из книги "От Руси к России").  

Рождение монгольской империи (Из книги Л.Н.Гумилева "От Руси к России") 

Китайские хронисты, описывая народы, живущие к северу от Китая, в Великой степи, называли всех степняков одним именем - "татары".  Сами татары делились на три ветви: "белые", "черные" и "дикие". "Белые" жили вдоль границы Великой степи и подчинялись маньчжурской империи; они охраняли страну за плату. "Черные" жили к северу от пустыни Гоби и подчинялись своим ханам, презирая "белых" за их продажность. Они пасли скот, который кормил их и одевал. "Дикие" жили еще северней. Зачатки государственности у них отсутствовали, подчинялись они только старшим в роде и более всего ценили свободу. Хозяйство их основывалось на охоте и рыболовстве. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.   Жили в войлочных шатрах - юртах.

Кроме татар, в Великой степи кочевали  монго        лы, управляемые ханами.  .  Племена не очень дружно жили между собой, но более опасными для них были не соседи, а маньчжуры. В ХII веке оборону монголов от маньчжуров и их союзников-татар возглавил Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Тэмуджину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти"). В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. Смерть была воздаянием и за убийство, блуд мужчины, неверность жены, кражу, грабеж, сокрытие беглого раба. За менее тяжкие преступления полагалась ссылка в Сибирь или наказание штрафом.

Проверка задания: 
 
1.  Какие факты вами были названы правильно?
2.  Какие сведения были для вас новыми?
4.   Какими фактами, известными вам из других источников, вы бы дополнили предложенный текст?
6. Какой вывод можно сделать на основании анализа изучаемого вопроса?

Характеристика монголо-татар (ответы)

Монгольские племена кочевали в 12 в.  в степях Забайкалья и северной части Современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.    Начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство .

  1. Кто  же  стоял  во  главе этой  великой  армии?  (Чингисхан)

Сообщение о Чингисхане.   (СООБЩЕНИЕ  УЧАЩЕГОСЯ)

  1. Какими  качествами  обладал  Чингисхан?  (энергичный,  целеустремленный,  смелый,   обладает  организаторскими способностями,  жестокий,)  

 2. Завоевание монголов. Битва на Калке. 

2.1. Характеристика монгольского войска.   

       ИТАЛЬЯНСКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК СЕРЕДИНЫ XIII в.
ПЛАНО КАРПИНИ О ВОЕННОМ ИСКУССТВЕ МОНГОЛО-ТАТАР

      Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука, или по меньшей мере один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть также вооруженная лошадь, прикрытая для голеней, шлемы и латы. Некоторые имеют латы, а также прикрытия для лошадей из кожи… У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла… Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Вышеупомянутые железные наконечники имеют острый хвост длиною в один палец, который вставляется в дерево. Щит сделан у них из ивовых или других прутьев…

Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство… За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее все же стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках…

По закону Чингисхана, у каждого воина имеется  не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они  используют тараны и камнеметательные машины, которые обслуживают китайские инженеры.

Любимым оружием монголов является  лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражают цели на расстоянии сотен метров. У многих имеются   копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считается аркан.

  1. Как  итальянский  путешественник  описывает  военную  организацию  монголо-татар?
  2. В  чем  была  сила   монгольского  войска?  (в  организации  и  дисциплине)


2.2. Причины завоевательных походов.

Учитель:

 Прочитайте и проанализируйте текст1 и текст2. Подготовьте краткое сообщение , содержащее ваш вывод о причинах завоевательных походов монголо- татар.   Запишите в  тетрадь.  

Источник:

Текст 1- « …В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии. Содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путём неприрывных войн с соседями и захвата оенной добычи. Монгольская армия была не только многочисленной, но и чётко организованной, прекрасно вооружённой…»

Текст 2- «…В 1227 году держава Чингисхана была поделена между его сыновьями на несколько больших территорий- улусов. Западный улус был предназначен старшему Джучи. Он простирался от Иртыша на востоке до «последнего моря» на западе. То есть по замыслу Чингисхана, к улусу Джучи была отнесена вся Европа. Но её нужно было ещё покорить. После смерти Чингисхана завоевание Европы стало ближайшей целью монголов. Их военная мощь значительно превосходила силы русских княжеств и их соседей.»

Ученики анализируют тексты, выявляют причины завоевательных походов.

  ответ:

  1. Наличие многочисленной армии, которая должна была самостоятельно себя содержать.
  2. Поиск новых пастбищ.
  3. Стремление знати к обогащению.
  4. Желание покорить весь мир.

  
2.3. Завоевание монголов  

Дата

Направление 

Последствия 

1206- 1211 гг.

Восточная Азия

Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства.

1211-1215 гг.

Китай

Захват Северного Китая.

1218 г.

Корея

Завоевание государства.

1219-1221 гг.

Средняя Азия

Завоевание.

 
Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?

(ответы  учащихся)


2.4. Битва на Калке.  1223г.  (доска)   Сообщение   учащегося.

 В  1223 г.  монголы  вторглись  в Половецкую  степь. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который княжил в Галиче: «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут».

Мстислав Мстиславович созвал в Киеве совет князей Южной Руси. Но русские князья не доверяли своим старинным противникам, да и надеялись, что смогут справиться с новым врагом, появившемся в степях. На призыв галицкого князя откликнулись: киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославович Черниговский, Даниил Романович, княживший во Владимире-Волынском и некоторые другие мелкие князья. В помощи отказал Юрий Владимиро-Суздальский, но послал ростовский полк на помощь, но тот не успел явиться.

Монголы послали к русским посольство из 10 человек, которое заявило: «Мы слышим, что вы идёте против нас, послушав половцев, а мы ни вашей земли не заняли, ни городов ваших, не на вас мы пришли, но на холопов и на конюхов своих, на поганых половцев. А вы возьмите с нами мир». Но русские перебили послов и двинулись на половцев.

Русские войска перешли Днепр. Монголы осыпали русских стрелами и отступили. Не зная их обычной тактики заманивания, князья приняли их отступление за бегство. 8 дней русские гнались  за неуловимо подвижным противником, то и дело, отбивая нападения летучих монгольских отрядов. Преследуя их русские и половцы, не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали. Монголы разделились: часть их преследовала бегущих, а другие осадили лагерь Мстислава Романовича. Три дня киевляне отбивали все атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им, жизнь и впоследствии отпустить на волю за выкуп, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.

Одержав победу на Калке, монголы разорили несколько городов и сёл в Черниговском княжестве. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки. Они повернули на северо-восток, в Волжскую Болгарию. Потерпев ряд поражений, вернулись обратно в Монголию.

Учитель:

Как вы думаете возможен ли был иной исход битвы на Калке? (нет,  потому  что  князья  действовали  разобщено,  каждый  сам  за  себя,  не  имели  общего   командования,  спорили  между  собой)
Какое значение имело поражение в этой битве?  

 3. Нашествие  Батыя на Русь.    

Учитель: 

1235 г. на курултае в Карокуме, который проходил под руководством великого хана Угэдэя, было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска (все улусы Монгольской империи должны выделить по одному воину из каждого десятка) встанет Батый, внук Чингисхана .

Поздней осенью 1237 г.монголы подошли к русским границам. Монголо-татары воспользовались замерзшими реками как дорогами для продвижения к русским городам
Доска:    Декабрь 1237 г. – Рязанская земля.   (сообщение  учащегося)

Н. М. ЯЗЫКОВ. «ЕВПАТИЙ»

«Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть? —
В рязанские стены вломились татары!
Там сильные долго сшибались удары,
Там долго сражалась с насилием честь,
Но все победили Батыевы рати:
Наш град — пепелище, и князь наш убит!» —
Евпатию бледный гонец говорит,
И, страшно бледнея, внимает Евпатий.
«О витязь! Я видел сей день роковой:
Багровое пламя весь град обхватило,
Как башня, спрямилось, как буря, завыло;
На стогнах смертельный свирепствовал бой,
И крики последних молитв и проклятий
В дыму заглушали звенящий булат —
Все пало… и небо стерпело сей ад!»
Ужасно бледнея, внимает Евпатий.
Где-где по широкой долине огонь
Сверкает во мраке ночного тумана —
То грозная рать победителя хана
Покоится; тихий воитель и конь;
Лишь изредка, черной тревожимый грезой,
Татарин впросонках с собой говорит,
То, вздрогнув, безмолвный, поднимет свой щит,
То схватит свое боевое железо.

Вдруг… что там за топот в ночной тишине?
«На битву, на битву!» — взывают татары.
Откуда ж свершитель отчаянной кары?
Не все ли погибло в крови и в огне?
Отчизна, отчизна! под латами чести
Есть сильное чувство, живое, одно…
Полмертвую руку подъемлет оно
С последним ударом решительной мести.
Не синее море кипит и шумит,
Почуя внезапный набег урагана, —
Шумят и волнуются ратники хана;
Оружие блещет, труба дребезжит.
Толпы за толпами, как тучи густые,
Дружину отважных стесняют кругом;
Сто копий сражаются с русским копьем…
И пало геройство под силой Батыя.
Редеет ночного тумана покров,
Утихла долина убийства и славы.
Кто сей на долине убийства и славы
Лежит, окруженный телами врагов?
Уста уж не кличут бестрепетных братий,
Уж кровь запеклася в отверстиях лат,
А длань еще держит кровавый булат:
Сей павший воитель свободы — Евпатий!

Учитель:   В  чем  историческое  значение  этой  битвы?

Рязань- это  только  часть  русской  земли.  Гибель  Рязани – это  расплата  за  отсутствие  единства  в  русских  князьях,  за  их  свары  и  «непособие»  другу  другу.  В  то же  время  это  похвала  роду  русских  князей,  похвала  прошлому  могуществу  и  процветанию  не  только  Рязани,  но  и  всей  Русской  земле.  Но  эта  похвала  прошлому  есть  одновременно  и  оплакивание  этого  прошлого,  плач  о  случившемся  и  забота  о  будущем  Руси.

При осаде Батыем Рязани владимирский князь не пришёл на помощь осаждённому городу, считая его князя своим соперником.

Для какого политического устройства общества характерно это событие?  (Для  феодальной  раздробленности)

 Учитель:   за 100 км от Новгорода монголо-татары  повернули назад .  В  конце  марта  монголы  подошли  к  небольшой  крепости  Козельск.

 

(Рассказ Ипатьевской летописи об обороне Козельска)

 

«...Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришёл к городу Козелъску, а в нём был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав:

Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и тем небесные венцы от Бога получим". Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии не известно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов...»

Задание:   Какое впечатление произвёл на вас рассказ о жителях города? Что о них можно сказать? Как к ним относится автор? Почему  Батый  назвал  Козельск  «злым  городом?»  

2 поход монголо- татар.  

Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.
март 1239 г. разгромлен южный Переяславль; 18 октября – г. Чернигов; 6 декабря – г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города во главе с воеводой Дмитром отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену).
Ипатьевская  летопись о  разорении  Киева.

 Главные силы, возглавляемые самим Батыем, подошли к Киеву в ноябре 1240 года. Вот как об этих событиях свидетельствует Ипатьевская летопись: «...пришел царь Батый к городу Киеву со множеством воинов и окружил город.  И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб...  Много пороков било (в стены) беспрестанно, день и ночь, а горожане крепко боролись, и было много мертвых...  татары пробили городские стены и вошли в город, а горожане устремились навстречу им.  И стали изнемогать люди, и вбежали со своими пожитками в церковные
своды, и от тяжести провалились стены церковные, и взяли татары город Киев месяца декабря в 6-й день...».  6 декабря 1240 года Киев пал.  Хан Батый велел сохранить жизнь за храбрость воеводе Дмитрию — руководителю обороны Киева.  Захватчики разграбили Софию и все другие монастыри.  Оставшихся в живых киевлян перебили, не считаясь с их возрастом
»

  Задание:      Что   можно сказать  о  защитниках   города? Как к ним относится автор?  Почему  монголам  несмотря  на  героическое   сопротивление   все   же  удалось  овладеть  городом?

Причины   поражения   русских   войск:    (  в   тетрадь)

  1. воинская организация  монголов  (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
  2. разобщённость русских войск и сил;
  3. умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

Вот два высказывания современников о татарском нашествие и его последствиях.

«И во граде (Рязань) многих людей, и жён, и детей мечами посекли... и весь город пожгли и всю красоту знаменитую...»

А теперь о Владимире: «Навёл Он (Бог) на нас народ немилостивый, народ лютый, народ не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей... Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни... кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших. Сёла поросли сорной травой, смирилось величие наше, погибла красота наша».

Задание: опишите переживания современников. О чём они сокрушаются? Что общего между обоими отрывками?  Каковы последствия  монголо – татарского  нашествия?

 Учитель:   Последствия  монгольского  завоевания:  (в  тетрадь)

  1. Гибель  населения;
  2.  Разрушение городов, сел.
  3. Упадок ремесла. сельского хозяйства.
  4. Нарушение торговых связей.
  5.  Уничтожение храмов, книг, летописей.

  1. Учитель:   А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной  и издыхающей Россией». Объясните слова поэта.  

(Ответ.  Русские  княжеств,  оказав  серьезное   сопротивление  монголам,  истощили   силы Батыя,  и  он   не   смог   выполнить    задачу,  поставленную  Чингисханом – завоевать   всю    Европу.)

 III. Закрепление изученного.   

   Подведение итогов.

Учитель: Монголо-татарское нашествие  продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...

Возвращаясь  к  началу урока,  давайте  попробуем  ответить  на вопрос,  почему монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?


(
Ответы: Огромная,  хорошо  обученная  армия,  железная дисциплина,  совершенные орудия, многочисленная конница,   военная  хитрость,   лучшие  осадные орудия,   военный опыт)

 Монголо-татарское нашествие   уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища.   Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.

 Учитель:     А теперь давайте  проверим  свои  знания  по изученной  теме.  Монголо-татары  от  А до  Я. (Раздаточный материал)

 IV. Домашнее задание параграф  12,  вопросы  в  конце  параграфа,документ на  стр.  105-106 , сообщение об Александре Невском.  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь."

Курс: История России с древнейших времен до конца XVIв.Класс: 10Тип урока: комбинированный....

Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...

Интерактивный плакат по теме Монголо-татрское нашествие на Русь

Урок истории в 10 классе: « Монголо-татарское нашествие»Шкуркова Елена Ивановна.История России, 10 класс.Сахаров. Боханов«История России  с древнейших времен XIXвека»Интерактивный плакат со...

Урок в 6 классе на тему: Монголо-татарское нашествие

Урок в 6 классе по ФГОС по учебнику Данилова....

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...