Древнее Двуречье
материал по истории (5 класс) по теме

Сабурова Марина Васильевна

Это урок изучения нового материала.

Цель:Познокомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Культура Древнего Двуречья 45.6 КБ

Предварительный просмотр:

Древнее Двуречье

Это урок изучения нового материала.

Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями и культурой этой страны.

Оборудование урока:

  1. карта «Египет и Передняя Азия в древности»
  2. учебник «Саплина «История древнего мира»
  3. дощечки и острые палочки
  4. на доске план беседы с джином для облегчения работы обучающимся.

В начале урока напоминаю ребятам, что Древний Египет, историю которого они изучили, был не единственной цивилизацией Древнего Востока:

  1. В долине, по которой протекают реки Тигр и Евфрат, издревле существовали очаги земледелия. Страна, расположенная по берегам этих рек называется Двуречьем или Междуречьем. О ее древнейшей истории на протяжении многих веков знали довольно мало - ведь на листе многих наиболее ранних поселений не осталось ни руин городов, ни остатков храмов, ни величественных царских гробниц, подобных египетским пирамидам, - лишь глиняные холмы. На землях Двуречья не было ни камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатейшая. Сам собой напрашивается вопрос - почему? Но есть и другие, не менее интересные вопросы. Например такой: почему мы делим час на 60 мин, а минуту - на 60 сек? Со всеми этими вопросами нужно обращаться как раз к древним обитателям Двуречья. Давайте возьмем вот этот кувшин и потрем его - что случится? Правильно, мы увидим джина. Давайте попробуем представить себе какой бы разговор мог состояться у нас с вами с джином из Междуречья.
  2. О, милостивый Шамаш! Ты властвуешь над жителями Вселенной, заботишься об угнетенном! Куда я попал?

Ребята отвечают, что джин попал в школу, и в ответ на недоуменный вопрос - объясняют, что это такое.

  1. А, так значит я в доме табличек - так у нас называют школы, но дети бедняков не могут их посещать. Как же мне вернуться на родину? Вы знаете, где находится Двуречье?

Школьники не знают.

  1. А может вы знаете, где Египет?

Ребята показывают на карте территорию Египта.

  1. О, в Египте я был один раз. Многие бедные люди, чтобы заработать, нанимаются там погонщиками в купеческий караван. Раз вы знаете, где находится Египет, я расскажу вам, как попасть оттуда в мою страну: нужно проделать очень долгий путь через перешеек между Средиземным и Красным морем, по Синайскому полуострову, пересечь пустыню - и вот мы в моей цветущей стране (маршрут показывают по карте). Двуречье - это уже не Африка; эта территория считается частью Передней Азии (ответом на вопросы о реках, растениях, природе может стать работа с рис. №1).

Работа сопровождается беседой (ребята зарисовывают его себе).

  1. Летом у нас очень жарко, до 50°. А у вас такое бывает?
  2. А зимой у нас идут дожди. А у вас?
  3. Снег? А что это такое?
  4. Вот наши реки, быстрые, бурные: мы их любим и боимся. На вопрос ребят «почему?» - ответ:
  5. Знаете, какой мощный разлив у Тигра и Евфрата! Он сносит лачуги бедняков. Вдоль реки делают насыпи, чтобы во время разлива река не смыла деревне и не унесла урожай с полей. Но река не только источник бедствий, но и кормилица. Как вы думаете, почему я так ее называю?

Ребята догадываются, что, вероятно, как и Нил в Египте, Евфрат и Тигр в Месопотамии, приносили на поля плодородный ил.

  1. Да, хорошая у нас земля, мягкая, плодородная, дает отличные урожаи. Но и работать приходится много, строить каналы для орошения полей, чистить их от песка.

Ребята продолжают задавать вопросы: что вы выращиваете, чем занимаются жители?

  1. Раз у нас такие прекрасные земли, то и главное занятие у нас земледелие. Есть у нас и сады с яблонями, гранатовыми, инжирными деревьями. И, конечно же, мы выращиваем финиковые пальмы. Вы если финики? Мы тоже их любим, едим их свежими и сушенными; косточками мы топим печь, из листьев финиковой пальмы плетем циновки, веревки, а древесину пальмы используем в строительстве; впрочем, многие дома построены не из дерева. Школьники спрашивают, из чего построены дома крестьян. Джин предлагает им угадать. Затем рассказывает, что в его стране почти нет хорошей древесины, но есть такой материал, из которого можно сделать очень многое. Это - глина.
  2. А что вы делаете из глины? - спрашивают учащиеся.
  3. Сейчас я вам расскажу и даже покажу. Кирпичи жители Двуречья часто даже не обжигали, а просто сушили на солнце, так же из глины делали светильники, посуду. Еще мы считаем, что даже человека бог вылепил из глины. Богачи для своих построек покупают камень или дерево, а бедняки строят дома из глины. Вот только одна проблема - дверь. Ее ведь из глины не сделать. А делать надо. Я плету ее из листьев финиковой пальмы.

Итак, беседа продолжается.

  1. А в каких богов вы верите?
  2. Больше всего у нас почитают бога солнца Шамаша. Крестьяне так же любят доброго бога воды Эа - он питает поля влагой. Богине Иштар молятся, чтобы она даровала плодородие полю.
  3. У вас есть храмы, жрецы?
  4. Наши храмы похожи на высокие ступенчатые горы. Там, на вершине храма, куда подыматься нельзя простым людям, наши жрецы беседуют с богами. Жрецы
  5. это очень мудрые и уважаемые люди, они могут по звездам предсказывать судьбу, предсказывают они и лунное затмение.

- Нам сказали, что ваши жрецы знают, почему мы делим час на 60 мин, а минуту - на 60 сек.

  1. Этого я, простой джин, не знаю, но жрецы наши хорошо считают, и число 60 у них считается священным.
  2. А у вас строят пирамиды?
  3. Я видел пирамиды в Египте. Нет, мы пирамид не строим. Но лучше бы уж занимались таким строительством. То, что у нас творится, куда хуже.
  4. А что у вас творится?
  5. Даже рассказывать не хочется. Прочитайте, пожалуйста, об этом в вашем учебнике.

Ученики читают.

  1. Теперь вы поняли, почему мне не хотелось рассказывать?
  2. Да у вас в Двуречье заставляют людей выпивать яд, чтобы они и после смерти служили своему хозяину, - отвечают ребята.
  3. Разве в Египте так? - спрашиваю я.

Ребята вспоминают особенности египетского погребального отряда.

  1. Вы умеете писать? - следует вопрос.
  2. Нет, я, несчастный бедный джин, не ходил в дом табличек - вы, кстати, помните, что у нас так называется школа?
  3. А почему ваши школы называются именно так?
  4. Да потому, что у наших учеников нет таких тетрадок и книжек, как у вас. Ученики сами делают себе тетради. Догадываетесь, из чего? Правильно, из глины; острыми палочками они пишут на сырой глиняной табличке. Посмотрите на рисунок в учебнике - вот так выглядит наша школа. Ученики разного возраста занимаются вместе. Много лет требуется мальчикам (ходят в школу только мальчики), чтобы научиться чтению, письму, счету и астрономии, узнать наши сказания и мифы. Я вижу у вас на партах дощечки и острые палочки, давайте представим себе, что мы находимся в школе Двуречья, что пластилин, который покрывает дощечки - это глина, а я - ваш учитель, или, как у нас говорят, - отец дома табличек. Возьмите палочку и начертите мини-строки. Теперь смотрите на доску. Вначале в Двуречье пытались писать рисунками, вот так изображали слово «нога» -

а так плуг  (рисую на доске). Теперь напишите эти слова в своих табличках. Полу-

чается ? А у кого будет получаться плохо - тот получит тростью по рукам. Да, именно так у нас вра-

зумляют нерадивых учеников. Да, что-то у вас не очень красиво получается. Но бить я вас не буду,

я понимаю, что глина - это не папирус, красиво не нарисуешь. Вот и в Двуречье со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Вот так:

  1. Попробуйте теперь на глиняной табличке написать те же слова, но клинописными знаками. Вот теперь у вас получается четко, красиво. Понимаете теперь, почему наше письмо называется клинопись?
  2. Да, на глине вы выдавливаете клинышки, это и есть ваше письмо.
  3. У нас есть книги, они также сделаны из глины; книга - это стопка глиняных табличек, исписанных мелкими клинописными знаками. Чтобы не рассыпать таблички и не смешивать их с другими их хранили в ящиках.
  4. Вспомните, как называлось древнеегипетское письмо?
  5. Иероглифы.
  6. Что они обозначали?
  7. Или слово, или согласную букву, или несколько согласных букв.
  8. Вот и клинописные знаки могут обозначать целое слово или сочетание звуков. Чтобы научиться писать, надо выучить несколько сот знаков, заниматься много лет. Небогатым людям надо работать в поле, поэтому они не ходят s дом табличек. Да и порядки у нас там очень строгие.
  9. О многом, ребята, мы с вами поговорили, пора мне домой. До свидания.

Теперь я снова учитель.

  1. Ребята, наш гость ушел? Обо всем расспросили? Все узнали? Давайте проверим.

Школьникам предлагаются вопросы:

  1. Что общего в природных условиях Древнего Египта и Двуречья?
  2. Что общего в похоронных обрядах древних египтян м жителей Двуречья? В чем состоят различия?
  3. Почему плохо сохранились храмы и города Двуречья?
  4. Почему знаки для письма имели в Двуречье клинообразную форму?

Дома: §13и творческое задание:

У каждой страны в наше время есть герб, есть свои гербы и у городов. Герб может нам рассказать о прошлом страны или города, о природе, о занятиях населения и т.д. Подумайте, как мог бы выглядеть герб Древнего Двуречья - если бы в это время уже был известен обычай составления гербов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"

Древнее Двуречье  урок №1 в разделе «Западная Азия  в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...

Древнее Двуречье

Презентация создана на основе конспекта урока: Поурочные планы по истории Древнего мира (к учебнику Вигасна)...

Урок по истории древнего мира "Древнее Двуречье"

Урок в 5 классе на тему  «Древнее Двуречье» разработан в соответствии с поурочным планированием по учебнику Вигасина, Годера.Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока:Дидактическая: форми...

Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данная презентация даст полное представление о первых жителях Древнего Двуречья и их основных занятиях....

Технологическая карта урока по истории Древнего мира: "Древнее Двуречье"

Цель урока: формирование представления учащихся о  государстве Древнее Двуречье...